takya.ru страница 1
скачать файл


Систематика микроорганизмов
Учебная программа учреждения высшего образования
по учебной дисциплине для специальности:

1-31 01 03 Микробиология


Факультет биологический

(название факультета)

Кафедра микробиологии

(название кафедры)

Курс (курсы) 3/4

Семестр (семестры) 5/7

Лекции 36/20 Экзамен 5/7

(количество часов) (семестр)

Практические (семинарские) Зачет

занятия (семестр)

(количество часов)

Лабораторные Курсовой проект (работа) ________

занятия 14/4 (семестр)

(количество часов)

УСР 4

(количество часов)

Аудиторных часов по

учебной дисциплине 54/24

(количество часов)

Всего часов по Форма получения

учебной дисциплине 118 высшего образования дневная/заочная

(количество часов)

Составили В.В. Лысак, к.б.н., доцент, О.В. Фомина, к.б.н., доцент.
(И.О., Фамилия, степень, звание)

2013 г.
Учебная программа учреждения высшего образования составлена на основе типовой учебной программы по учебной дисциплине «Систематика микроорганизмов», 10.01.2013 г., регистрационный № ТД-G. 445 /тип.

(название типовой учебной программы (учебной программы (см. разделы 5-7 Порядка)), дата утверждения, регистрационный номер)

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры



микробиологии

(название кафедры)



16.05.2013 г., протокол №22

(дата, номер протокола)


Заведующий кафедрой
________________ В. А. Прокулевич

(подпись) (И.О.Фамилия)

Одобрена и рекомендована к утверждению учебно-методической комиссией биологического факультета

30.05.2013 г., протокол № 10

(дата, номер протокола)


Председатель
________________ В.Д. Поликсенова

(подпись) (И.О.Фамилия)



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Типовая учебная программа по дисциплине «Систематика микроорганизмов» составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта высшего образования первой ступени по специальности 1-31 01 03 «Микробиология».

Систематика микроорганизмов является одним из разделов микробиологии, изучение которого позволит студентам получать глубокие, системные знания о мире микроорганизмов, их свойствах, распространении и роли в природе, характерных особенностях процессов жизнедеятельности, а также об их значении для человека. Обучающиеся смогут свободно ориентироваться в большом разнообразии таксономических групп микроорганизмов, у них сформируются четкие современные представления о систематике и номенклатуре этих организмов, их морфологии и строении клеток, физиолого-биохимических особенностях и циклах развития. В курсе также рассматриваются вопросы потенциального использования микроорганизмов в научных исследованиях и практической деятельности человека.

Разделы программы позволят студентам составить мнение о разных группах микроорганизмов и сформировать общее представление о микроорганизмах в целом. Представленный материал призван обеспечить достаточный уровень знаний у современных специалистов-микробиологов, имеющих не только должную теоретическую подготовку, но и способных применять свои знания на практике.

Предлагаемый для изучения материал группируется и рассматривается таким образом, что в одних случаях характеризуются отдельные таксономические группы микроорганизмов, а в других – их определенные физиологические группы. Это обусловлено тем, что среди микроорганизмов сложно выделить наиболее интересные, важные или полезные. Все известные виды представляют существенный научный и практический интерес, выполняя свои функции и занимая свою экологическую нишу.

Курс «Систематика микроорганизмов» связан с дисциплинами «Основы ботаники», «Основы зоологии», «Культивирование микроорганизмов», «Структурная организация клеток микроорганизмов».

Цель курса – сформировать у студентов представление об особенностях жизнедеятельности и организации прокариотических и эукариотических микроорганизмов и их положении в общей системе органического мира.

Задачи:

- рассмотреть принципы и подходы, используемые в современной классификации микроорганизмов;

- ознакомить с общей характеристикой основных высших таксонов и современными представлениями о систематике и номенклатуре микроорганизмов;

- изучить физиолого-биохимические, морфологические, генетические, экологические особенности и роль в природе представителей важнейших групп микроорганизмов;

- оценить возможности потенциального использования прокариотических и эукариотических микроорганизмов в научных исследованиях и практической деятельности человека.

В результате изучения дисциплины обучаемый должен



знать:

- критерии систематики;

- современную филогенетическую и фенотипическую классификацию микроорганизмов;

- характеристику основных групп микроорганизмов и их представителей;

- роль микроорганизмов в круговороте веществ, почвообразовательных процессах и плодородии почвы, в переработке отходов производств и детоксикации веществ;

уметь:

- ориентироваться в многообразии мира микроорганизмов, дифференцировать различные таксономические группы микроорганизмов;

- применять полученные знания и практические навыки при изучении других микробиологических дисциплин;

- применять полученные знания в дальнейшей практической деятельности;



владеть:

- методами практического использования микроорганизмов;

- методами идентификации микроорганизм до вида.
Основными методами (технологиями) обучения, отвечающими целям изучения дисциплины, являются:

- элементы проблемного обучения, реализуемые на лекционных и лабораторных занятиях;

- компетентностный подход, реализуемый на лекциях, лабораторных занятиях и при организации самостоятельной работы студентов;

- учебно-исследовательская деятельность, реализуемая на лабораторных занятиях;

- рейтинговая и блочно-модульная система оценки знаний.

При чтении лекционного курса необходимо применять технические средства обучения для демонстрации слайдов и презентаций.

При организации самостоятельной работы студентов по курсу следует использовать комплекс учебных и учебно-методических материалов. Эффективность самостоятельной работы студентов целесообразно проверять в ходе текущего и итогового контроля знаний в форме устного опроса, коллоквиумов, тестового компьютерного контроля по темам и разделам курса. Для общей оценки качества усвоения студентами учебного материала рекомендуется использование накопительной рейтинговой системы.

Программа учебного курса рассчитана на 118 часов, в том числе 54/24 часа аудиторных занятий: 36/20 – лекционных, 14/4 – лабораторных, 4 – УСР.



ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дневная форма получения высшего образования


п/п


Наименование разделов, тем

Количество часов

Аудиторные

Самост. работа

Лекции

Практ.,

семинар.


Лаб.

занятия


УСР

1.

Введение

2

-

-

-

4

2.

Прокариотические микроорганизмы

18

-

10

2

40

3.

Эукариотические микроорганизмы

16

-

4

2

20




Всего:

36

-

14

4

64


Заочная форма получения высшего образования


п/п


Наименование разделов, тем

Количество часов

Аудиторные

Самост. работа

Лекции

Практ.,

семинар.


Лаб.

занятия


УСР

1.

Введение

2

-

-

-

4

2.

Прокариотические микроорганизмы

10

-

2

-

50

3.

Эукариотические микроорганизмы

8

-

2

-

40




Всего:

20

-

4

-

94



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. ВВЕДЕНИЕ
Общая характеристика микроорганизмов. Основные отличия клеток эукариотических микроорганизмов от прокариотических. Важнейшие группы микроорганизмов и научное обоснование отнесения протистов, микроскопических водорослей, грибов и грибоподобных организмов к эукариотическим микроорганизмам.

Традиционная и современная классификационные схемы микроорганизмов. Принципы систематики. Филогенетическая (естественная) и фенотипическая (искусственная) классификация. Критерии систематики. Генетические критерии систематики: определение относительного содержания ГЦ-пар в ДНК, гибридизация нуклеиновых кислот, определение нуклеотидных последовательностей в молекулах ДНК или РНК (секвенирование), применение генных (ДНК-зондов), полимеразная цепная реакция, рестрикционный анализ ДНК, методы генетического анализа. Фенотипические критерии систематики. Серологические критерии систематики.


2. ПРОКАРИОТИЧЕСКИЕ МИКРООРГАНИЗМЫ
Фототрофные бактерии. Основные свойства фототрофных бактерий. Систематика. Практическое значение. Оксигенный фотосинтез у цианобактерий и прохлорофит. Аноксигенный фотосинтез у зелёных и пурпурных бактерий, гелиобактерий. Фотореакции у пурпурных и зеленых бактерий. Пути фиксации углекислого газа фотосинтезирующими бактериями. Пурпурные бактерии, их характеристика, систематика и распространение в природе. Зеленые бактерии, их характеристика, систематика и распространение в природе. Гелиобактерии: систематика и распространение в природе. Цианобактерии: характеристика биологических свойств и физиологические особенности. Прохлорофиты. Галобактерии. Бесхлорофильный фотосинтез у галобактерий.

Хемолитотрофные бактерии. Основные группы хемолитотрофных бактерий. Распространение и роль в природе. Нитрифицирующие бактерии, их характеристика. Процесс нитрификации и его роль в круговороте веществ в природе. Характеристика бесцветных серобактерий, их распространение в природе. Железобактерии, их характеристика. Механизм окисления железа. Водородные и карбоксидобактерии, их характеристика и распространение в природе.

Семейство Pseudomonadaceae: систематика, основные свойства важнейших представителей. Род Pseudomonas. Систематика. Биохимические особенности рода Pseudomonas. Роль в природе и практическое значение. Бактерии рода Pseudomonas – продуценты пигментов и антибиотических веществ.

Семейство Enterobacteriaceae: систематика, основные свойства важнейших представителей. Распространение в природе. Брожение смешанного типа. Характеристика представителей рода Escherichia. Бактерии E.coli – объекты интенсивного лабораторного исследования. Характеристика бактерий родов Shigella, Salmonella, Klebsiella, Citrobacter, Proteus, Serratia, Hafnia, Edwardsiella, Yersinia, Morganella, Providencia, Pantoea, Erwinia, Enterobacter, Pectobacterium, Dickeya.

Азотфиксирующие бактерии. Свободноживущие, симбиотические и ассоциативные азотфиксирующие бактерии: систематика, характеристика, распространение в природе. Практическое значение азотфиксирующих бактерий, их роль в круговороте азота в природе. Химизм фиксации молекулярного азота. Генетический контроль фиксации молекулярного азота у бактерий.

Грамположительные бактерии, образующие эндоспоры: систематика, характеристика, распространение в природе и практическое значение. Патогенные представители.

Молочнокислые бактерии: систематика, характеристика, распространение в природе и практическое значение. Молочнокислое брожение. Патогенные представители и их факторы вирулентности.

Коринеформные бактерии: систематика, характеристика, распространение в природе и практическое значение.

Пропионовокислые бактерии: систематика, характеристика, распространение в природе и практическое значение Пропионовокислое брожение.



Актиномицеты: систематика актиномицетов и характеристика их биологических свойств. Нокардиоформные актиномицеты, актинопланы, стрептомицеты, мадуромицеты, роды с многогнездными спорангиями и другие актиномицеты. Распространение, роль в природе и практическое значение.

Микобактерии: систематика, характеристика, распространение в природе. Патогенные представители микобактерий. Факторы вирулентности.

Микоплазмы: систематика и биологические свойства. Факторы вирулентности фитопатогенных микоплазм и микоплазм патогенных для человека и животных. Распространение в природе. Практическое значение.

Архебактерии. Отличие архебактерий от эубактерий. Характеристика основных физиологических групп архебактерий (метаногенных бактерий; анаэробных серовосстанавливающих бактерий; экстремальных термофилов, метаболизирующих молекулярную серу; термоацидофильных микоплазм и экстремально галофильных бактерий). Распространение и роль в природе, практическое использование.

Метилотрофные бактерии. Общая характеристика метилотрофных бактерий. Распространение в природе. Систематика и основные свойства облигатных метилотрофных бактерий. Систематика и основные свойства факультативных метилотрофных бактерий. Ассимиляция одноуглеродных соединений метилотрофными бактериями по рибулозомонофосфатному, рибулозобифосфатному и сериновому путям. Практическое значение метилотрофных бактерий.
3. ЭУКАРИОТИЧЕСКИЕ МИКРООРГАНИЗМЫ
Гетеротрофные протисты как объекты микробиологии. Краткая характеристика основных групп в соответствии с современной классификацией; их клеточное строение, способы размножения, жизненные циклы, физиолого-биохимические особенности, основные типы питания и области распространения на примере важнейших представителей каждого типа. Протисты как объект научных исследований и их практическое значение.

Микроскорические водоросли. Общая характеристика микроскопических водорослей как эукариотических микроорганизмов. Основные признаки, отличающие водоросли от высших растений и животных. Структурное разнообразие водорослей, организация фотосинтетического аппарата, способы размножения, места обитания. Систематическое положение и краткая характеристика основных отделов микроскопических водорослей с учетом их морфологических и физиологических особенностей и циклов развития. Использование одноклеточных водорослей как модельных объектов в научных исследованиях. Значение водорослей в народном хозяйстве.

Грибоподобные организмы

Настоящие слизевики. Примитивная организация группы микроорганизмов, близких к грибам, и их систематика. Особенности строения и качественный состав вегетативного тела слизевиков. Плазмодий и склероций. Особенности полового и бесполого размножения слизевиков. Сапротрофные и фитопатогенные формы миксомицетов.
Плазмодиофоромикоты. Общая характеристика плазмодиофоромикот как облигатных внутриклеточных паразитов. Систематическое положение. Стадии и особенности циклов развития важнейших представителей. Паразитический плазмодий. Практическое значение наиболее вредоносных видов.

Диктиостелиевые как низко организованные микроорганизмы. Систематическое положение, стадии и особенности трофической и расселительных стадий жизненного цикла. Строение вегетативного тела и особенности размножения. Формирование псевдоплазмодия. Роль в природе, хищные формы. Значение наиболее изученных представителей данного отдела эукариотических микроорганизмов.

Акразиевые как низко организованные микроорганизмы. Систематика, стадии и особенности развития, внешнее сходство и существенные отличия от истинных миксомицетов и диктиостелиевых. Псевдоплазмодий и плодовые тела. Циклы развития и значение акразиевых.

Лабиринтуломикоты. Общая характеристика и систематика отдела. Строение вегетативного тела и его основные формы: сетчатый плазмодий и одноклеточные талломы. Особенности бесполого размножения. Циклы развития и особенности жизнедеятельности важнейших представителей отдела. Научное и практическое значение.

Гифохитридиомикоты. Общая характеристика и систематика отдела. Строение вегетативного тела, типы талломов, особенности полового и бесполого размножения, строение и состав оболочки клеток, среда обитания. Циклы развития и особенности жизнедеятельности важнейших представителей отдела. Значение некоторых гифохитридиевых, являющихся активными внутриклеточными паразитами.

Оомикоты. Общая характеристика и систематика отдела. Строение вегетативного тела, особенности полового и бесполого размножения, строение и состав оболочки клеток, среда обитания. Циклы развития и особенности жизнедеятельности важнейших представителей отдела. Экономическая важность некоторых оомикот, являющихся активными паразитами высших растений и животных.

Грибы

Основные принципы и важнейшие признаки, лежащие в основе систематики грибов (особенности организации вегетативного тела, химический состав клеточных стенок, особенности размножения и жизнедеятельности, распространения в природе и образа жизни). Традиционная и современная классификационные схемы грибов. Общие черты и существенные различия грибов, относящихся к разным таксонам. Макро- и микромицеты. Микромицеты как эукариотичесие микроорганизмы. Эволюция грибов.



Хитридиомикоты. Общая характеристика и систематика отдела. Основные особенности представителей отдела: степень развития вегетативного тела, способы размножения, образ жизни. Циклы развития, физиологические и морфологические особенности важнейших представителей. Большое практическое значение хитридиомикот, как фитопатогенов, так и паразитов животных.

Зигомикоты. Общая характеристика отдела. Систематика, особенности полового процесса и бесполого размножения, строение мицелия, образ жизни. Народно-хозяйственное значение фитопатогенных грибов порядка Mucorales. Особенности строения, циклы развития и характер вызываемых ими заболеваний. Научный и практический интерес к грибам порядка Entomophthorales – паразитам насекомых: их жизненные циклы и физиолого-биохимические особенности.

Аскомикоты. Особенности организации мицелия аскомикот, относящихся к высокоорганизованным грибам. Особенности бесполого размножения. Формы полового процесса. Форма и строение асков, характер их формирования и размещение. Основы систематики аскомикот. Циклы развития, характерные особенности жизнедеятельности и значение важнейших представителей данного отдела. Использование аскомикот в генетических исследованиях. Общая характеристика дрожжей. Особенности строения вегетативного тела и процессов размножения дрожжевых грибов. Практическое значение сахаромицетовых дрожжей. Использование дрожжей в микробиологическом производстве в качестве продуцентов биологически ценных веществ. Роль дрожжей в разработке общих проблем генетики эукариот. Дрожжи-сахаромицеты как важнейший объект генной инженерии.

Базидиомикоты как эукариотические микроорганизмы. Общая характеристика и систематика представителей отдела. Организация мицелия, морфологические и физиолого-биохимические особенности жизнедеятельности и особенности размножения; особенности полового процесса и циклы развития; биологическое и практическое значение и особенности образа жизни важнейших базидиомикот.

Дейтеромикоты. Общая характеристика формального отдела. Особенности систематики грибов, относящихся к данному отделу. Строение мицелия и пути его формирования у несовершенных грибов. Характерные особенности процессов размножения и циклов развития важнейших представителей. Гетерокариозис и парасексуальный процесс. Основные физиолого-биохимические характеристики, распространение в природе и значение в практической деятельности человека данных грибов. Дейтеромикоты – продуценты антибиотиков и антагонисты фитопатогенных микроорганизмов; возбудители опасных заболеваний животных и растений. Хищные гифомицеты (приспособление к хищному образу жизни и значение в природе).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Дневная форма получения высшего образования


Номер раздела, темы

Название раздела, темы

Количество аудиторных часов

Форма контроля

Знаний


Лекции

Практические

занятия


Семинарские
занятия

Лабораторные

занятия



Управляемая самостоятельная работа

Иное

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Введение

Сравнительная характеристика морфологических, физиолого-биохимических и генетических признаков прокариотических и эукариотических микроорганизмов. Особенности их классификации, жизнедеятельности и возможностей использования в научно-практической деятельности человека. Современные схемы идентификации и классификации. Признаки, используемые как систематические.



2

-

-

-

-

-

-

2.

2. Прокариотические микроорганизмы

2.1. Фототрофные бактерии

Основные группы фототрофных бактерий. Организация фотосинтетического аппарата и фотосинтетические пигменты. Систематика и общая характеристика классов.

2.2. Хемолитотрофные бактерии

Общая характеристика группы. Систематика, общая характеристика, особенности жизнедеятельности распространение и научно-практическое значение представителей основных групп хемолитотрофных бактерий.

2.3. Семейство Pseudomonadaceae. Cемейство Enterobacteriaceae

Систематика, общая характеристика, особенности жизнедеятельности и научно-практическое значение важнейших представителей семейств Enterobacteriaceae и Pseudomonadaceae. 2.4. Азотфиксирующие бактерии

Азотфиксирующие бактерии. Систематика, характеристика, особенности процесса азотфиксации, значение.

Молочнокислые бактерии

Молочнокислые бактерии. Систематика, распространение, общая характеристика и практическое значение.

2.5. Грамположительные бактерии, образующие эндоспоры

Cемейство Bacillaceae. Систематика, общая характеристика, особенности процесса спорообразования, распространение и значение.

2.6. Коринеформные бактерии. Пропионовокислые бактерии

Коринеформные и родственные им организмы. Систематика, общая характеристика, особенности жизнедеятельностя, распространение и научно-практическое значение.

2.7. Актиномицеты. Микобактерии. Микоплазмы

Актиномицеты и родственные им организмы. Систематика, общая характеристика, особенности жизнедеятельностя, распространение и научно-практическое значение.

2.8. Архебактерии

Архебактерии. Систематика. Особенности организации и жизнедеятельности. Эволюционное значение. Общая характеристика, распространение и значение.

2.9. Метилотрофные бактерии

Метилотрофные бактерии. Основные физиологические группы, особенности метаболизма, распространение и значение.



2

2



2
2
2
2

2

2


2


-

-

4


2

4


2

-

Промежуточный зачет

3.

3. Эукариотические микроорганизмы

3.1. Гетеротрофные протисты

Систематика и краткая характеристика основных групп. Клеточная организация, особенности жизнедеятельности и циклы развития на примере важнейших представителей. Использование в научных исследованиях и различных отраслях народного хозяйства.

3.2. Микроскопические водоросли

Систематика и краткая характеристика основных отделов микроскопических водорослей. Сравнительная характеристика важнейших представителей с учетом особенностей организации и жизненных циклов. Значение для деятельности человека.

3.3. Грибоподобные организмы

Общая характеристика и систематика. Основные особенности существования, циклы развития. Способы размножения, практическое значение. Особенности строения вегетативного тела. Значение в природе и деятельности человека.

3.4. Грибы

Основы классификации грибных организмов. Общая характеристика и основные особенности развития. Способы размножения и питания. Экологические группы грибов. Научно-практическое значение. Дрожжевые грибы: практическое и научное значение.


4

4



4

4


-

-

4


2

-

Промежуточный зачет


Заочная форма получения высшего образования


Номер раздела, темы

Название раздела, темы

Количество аудиторных часов

Форма контроля

Знаний


Лекции

Практические

занятия


Семинарские
занятия

Лабораторные

занятия



Управляемая самостоятельная работа

Иное

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Введение

Сравнительная характеристика морфологических, физиолого-биохимических и генетических признаков прокариотических и эукариотических микроорганизмов. Особенности их классификации, жизнедеятельности и возможностей использования в научно-практической деятельности человека. Современные схемы идентификации и классификации. Признаки, используемые как систематические.



2

-

-

-

-

-

-

2.

2. Прокариотические микроорганизмы

2.1. Фототрофные бактерии

Основные группы фототрофных бактерий. Организация фотосинтетического аппарата и фотосинтетические пигменты. Систематика и общая характеристика классов.

Хемолитотрофные бактерии

Общая характеристика группы. Систематика, общая характеристика, особенности жизнедеятельности распространение и научно-практическое значение представителей основных групп хемолитотрофных бактерий.

2.2. Семейство Pseudomonadaceae. Cемейство Enterobacteriaceae

Систематика, общая характеристика, особенности жизнедеятельности и научно-практическое значение важнейших представителей семейств Enterobacteriaceae и Pseudomonadaceae. Азотфиксирующие бактерии

Азотфиксирующие бактерии. Систематика, характеристика, особенности процесса азотфиксации, значение.

2.3. Молочнокислые бактерии

Молочнокислые бактерии. Систематика, распространение, общая характеристика и практическое значение.

Грамположительные бактерии, образующие эндоспоры

Cемейство Bacillaceae. Систематика, общая характеристика, особенности процесса спорообразования, распространение и значение.

2.4. Коринеформные бактерии. Пропионовокислые бактерии

Коринеформные и родственные им организмы. Систематика, общая характеристика, особенности жизнедеятельностя, распространение и научно-практическое значение.

Актиномицеты. Микобактерии. Микоплазмы

Актиномицеты и родственные им организмы. Систематика, общая характеристика, особенности жизнедеятельностя, распространение и научно-практическое значение.

2.5. Архебактерии

Архебактерии. Систематика. Особенности организации и жизнедеятельности. Эволюционное значение. Общая характеристика, распространение и значение.

Метилотрофные бактерии

Метилотрофные бактерии. Основные физиологические группы, особенности метаболизма, распространение и значение.



2

2



2

2

2



-

-

2

-

-

-

3.

3. Эукариотические микроорганизмы

3.1. Гетеротрофные протисты

Систематика и краткая характеристика основных групп. Клеточная организация, особенности жизнедеятельности и циклы развития на примере важнейших представителей. Использование в научных исследованиях и различных отраслях народного хозяйства.

3.2. Микроскопические водоросли

Систематика и краткая характеристика основных отделов микроскопических водорослей. Сравнительная характеристика важнейших представителей с учетом особенностей организации и жизненных циклов. Значение для деятельности человека.

3.3. Грибоподобные организмы

Общая характеристика и систематика. Основные особенности существования, циклы развития. Способы размножения, практическое значение. Особенности строения вегетативного тела. Значение в природе и деятельности человека.

3.4. Грибы

Основы классификации грибных организмов. Общая характеристика и основные особенности развития. Способы размножения и питания. Экологические группы грибов. Научно-практическое значение. Дрожжевые грибы: практическое и научное значение.


2

2



2

2


-

-

2


-

-

-


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ЛИТЕРАТУРА

Основная


1. Бабьева, И. П. Биология дрожжей / И. П. Бабьева, И. Ю. Чернов. М. : Товарищество научных изданий КМК, 2004.

2. Беккер, З. Э. Физиология и биохимия грибов / З. Э. Беккер. М. : Изд-во Моск. Ун-та, 1988.

3. Белякова, Г. А. Ботаника. Водоросли и грибы / Г. А. Белякова, Ю. Т. Дьяков, К. Л. Тарасов. М. : Издат. цент «Академия», 2010. Т. 1–2.

4. Билай, В. И. Основы общей микологии / В. И. Билай. Киев : Наук. думка, 1989.

5. Гарибова, Л. В. Основы микологии: морфология и систематика грибов и грибоподобных организмов / Л. В. Гарибова, С. Н. Лекомцева. М. : Товарищество научных изданий КМК, 2005.

6. Гусев, М. В. Микробиология / М. В. Гусев, Л. А. Минеева. М. : Издательский центр «Академия», 2003.

7. Карпов, С. А. Строение протистов: Учеб. пособие / С. А. Карпов. СПб. : ТЕССА, 2001.



8. Киселева, Б.С. Энтеробактерии / Б.С. Киселева. – М. : Медицина, 1985.

9. Кондратьева, Е. Н. Фототрофные микроорганизмы / Е. Н. Кондратьева, И. В. Максимова, В. Д. Самуйлов. – М. : Изд-во МГУ, 1989.

10. Лысак, В.В. Микробиология / В. В. Лысак. Минск : БГУ, 2008.



11. Мюллер, Э. Микология / Э. Мюллер, В. Леффлер. М. : Мир, 1995.

12. Саут, Р. Основы альгологии / Р. Саут, А. Уиттик. М. : Мир, 1990.

13. Современная микробиология / под ред. Й. Ленгелера, Г. Древса, Г. Шлегеля. М. : Мир, 2005. Т. 1–2.

14. Хадорн, Э. Общая зоология / Э. Хадорн, Р. Венер. М. : Мир, 1989.



15. Хаусман, К. Протозоология / К. Хаусман. М. : Мир. 1988.

16. Черепанова, Н.П. Систематика грибов: Учеб. Пособие / Н. П. Черепанова. Спб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004.

16. Bergey’s Manual of Systematic Bacteriology / Editor-in-Chief G. M. Garrity. New York: Springer, 2001–2003, V. 1–5.
Дополнительная

1. Бери, Д. Биология дрожжей / Д. Берри. М. : Мир, 1985.

. 2. Билай, В .И. Определитель токсинобразующих микромицетов / В. И. Билай, З. А. Курбацкая. Киев : Наук. думка, 1990.

3. Блохина, И. Н. Геносистематика бактерий / И.Н. Блохина, Г.Ф. Леванова. – М. : Наука, 1976.

4. Ботаника: Курс альгологии и микологии: Учебник / Под ред Ю.Т. Дьякова. – М. : Изд-во МГУ, 2007.

5. Генетика и физиология микроорганизмов – перспективных объектов генной инженерии // cб. науч. тр. Пущино, 1985.

6. Дуда, В. И. Архебактерии - новое царство живых организмов / В.И. Дуда. – Природа. – 1984. N 2. – С. 13–25.

7. Жизнь животных. М. : Просвещение, 1987. Т. 1.

8. Жизнь растений. М. : Просвещение, 1976. Т. 1.

9. Захаров, И. А. Курс генетики микроорганизмов / И. А. Захаров. Минск : Выш. шк., 1978.

10. Методы экспериментальной микологии : cправочник / под ред. В. И. Билай. Киев : Наук. думка, 1982.

11. Нестерова, А. И. Экология метанотрофных бактерий / А. И. Нестерова, М. В. Иванов. – 1983. – N 18. – С.3–18.

12. Определитель бактерий Берджи / Под ред. Дж. Хоулта и соавт. – М. : Мир, 1997. – Т.1–2.

13. Проворов, Н. А. Генетика симбиотической азотфиксации у клубеньковых бактерий // Итоги науки и техники. Серия микробиология. – 1991.– Т.23. – С.3–97.

14. Рубан, Е. Л. Физиология и биохимия представителей рода Pseudomonas / Е. Л. Рубан. – М. : Наука, 1986.

15. Савельева, Н. Д. Водородные бактерии // Успехи микробиологии. – 1971. – N 7. – С.121–155.

16. Стейниер, Р. Мир микробов / Р. Стейниер, Э. Эдельберг, Дж. Ингрэм. М. : Мир, 1979.

17. Цинкевич, В. А. Основы зоологии: Учеб. пособие / В. А. Цинкевич, Е. И. Бычкова. – Минск : Беларусь, 2012.

18. Шлегель, Г. Общая микробиология / Г. Шлегель. – М. : Мир, 1987.

перечень лабораторных занятий

(2 ч. каждое)

Дневная форма получения высшего образования




Тематика лабораторных занятий

1.

Систематика, общая характеристика, особенности жизнедеятельности важнейших представителей семейства Enterobacteriaceae.

2.

Систематика, общая характеристика, особенности жизнедеятельности важнейших представителей семейства семейства Pseudomonadaceae.

3.

Важнейшие представители семейства Bacillaceae. Систематика, общая характеристика, особенности процесса спорообразования, распространение и значение.

4.

Систематика, общая характеристика, особенности жизнедеятельности важнейших представителей группы актиномицетов.

5.

Изучение биологической активности актиномицетов.

6.

Общая характеристика и основные особенности развития грибов. Дрожжевые грибы: практическое и научное значение.

7.

Мицелиальные грибы: практическое и научное значение.


Заочная форма получения высшего образования




Тематика лабораторных занятий

1.

Систематика, общая характеристика, особенности жизнедеятельности важнейших представителей прокариотических микроорганизмов.

2.

Систематика, общая характеристика, особенности жизнедеятельности важнейших представителей эукариотических микроорганизмов.



ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ И КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ УПРАВЛЯЕМОЙ самостоятельнОЙ работЫ СТУДЕНТОВ
1. Современная классификация бактерий.

2. Критерии систематики бактерий.

3. Фототрофные бактерии: основные свойства, систематика, практическое значение.

4. Оксигенный фотосинтез у цианобактерий и прохлорофит. Характеристика цианобактерий и прохлорофит.

5. Аноксигенный фотосинтез. Пурпурные и зеленые бактерии, гелиобактерий: характеристика, метаболизм, распространение в природе.

6. Характеристика галобактерий. Бесхлорофильный фотосинтез.

7. Хемолитотрофы. Основные группы хемолитотрофных бактерий. Распространение и роль в природе.

8. Нитрифицирующие бактерии, их характеристика. Процесс ни-трификации и его роль в круговороте веществ в природе.

9. Бактерии, окисляющие соединения серы. Характеристика тио-новых бактерий и бесцветных серобактерий. Распространение в природе.

10. Водородные, карбоксидобактерии и железобактерии. Харак-теристика и распространение в природе.

11. Семейство Pseudomonadaceae: систематика, основные свойства. Род Pseudomonas: систематика, биохимические особенности, практическое значение.

12. Основные свойства представителей семейства Enterobac-teriaceae. Систематика энтеробактерий. Распространение в природе.

13. Характеристика представителей родов Escherichia, Shigella и Salmonella.

14. Характеристика бактерий родов Klebsiella, Enterobacter и Citrobacter.

15. Характеристика бактерий родов Proteus, Providencia и Morganella.

16. Бактерии родов Erwinia и Pantoea. Характеристика и народнохозяйственное значение.

17. Характеристика бактерий родов Serratia, Нafnia и Edwardsiella.

18. Микоплазмы: систематика, биохимические свойства, распро-странение в природе.

19. Архебактерии. Характеристика основных физиологических групп.

20. Характеристика одноклеточных спорообразующих бактерий семейства Bacillaceae. Распространение в природе.

21. Коринеформные бактерии: систематика, характеристика, распространение в природе, практическое значение.

22. Семейство Propionibacteriaceae: систематика, биохимические особенности, практическое использование.

23. Актиномицеты: систематика, характеристика биологических свойств, распространение в природе и практическое значение.

24. Риккетсии и хламидии: систематика, характеристика, распространение в природе.

25. Микобактерии: характеристика, распространение в природе, основные патогенные виды.

26. Общая характеристика метилотрофных бактерий. Распространение в природе и практическое использование.

27. Систематика и основные свойства метилотрофных бактерий.

28. Биологические свойства стафилококков.

29. Группа молочнокислых бактерий. Молочнокислое брожение. Характеристика патогенных представителей этой группы микроорганизмов.

30. Грамотрицательные кокки: систематика, свойства, факторы вирулентности.

31. Современная классификация эукариотических микроорганизмов.

32. Золотистые водоросли. Общая характеристика, строение клеток, размножение, основные представители.

33. Диатомовые водоросли. Общая характеристика, строение клеток, размножение, основные представители.

34. Эвгленовые водоросли. Общая характеристика, строение клеток, размножение, основные представители.

35. Желто-зеленые водоросли. Общая характеристика, строение клеток, размножение, основные представители.

36. Зеленые водоросли. Общая характеристика, строение клеток, размножение, основные представители.

37. Отдел Зигомикота. Общая характеристика, систематика, основ-ные признаки представителей отдела.

38. Отдел Оомикота. Общая характеристика, систематика, основные признаки представителей отдела.

39. Отдел Аскомикота. Общая характеристика, систематика, основ-ные признаки представителей отдела.

40. Отдел Дейтеромикота. Общая характеристика, систематика, основные признаки представителей отдела.

41. Отдел Хитридиомикота. Общая характеристика, систематика, основные признаки представителей отдела.

42. Отдел Базидиомикота. Общая характеристика, систематика, основные признаки представителей отдела.

43. Инфузории. Общая характеристика, систематика, строение и циклы развития важнейших представителей.

44. Споровики. Общая характеристика, систематика, строение и циклы развития важнейших представителей.

45. Мастигофоры. Общая характеристика, систематика, строение и циклы развития важнейших представителей.

46. Грибоподобные организмы. Общая характеристика, строение тела, способы размножения и важнейшие представители.

47. Грибы. Общая характеристика, систематика, строение и циклы развития важнейших представителей.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СРЕДСТВ ДИАГНОСТИКИ
Типовым учебным планом специальности 1-31 01 03 «Микробиология» в качестве формы итогового контроля по дисциплине рекомендован экзамен. Оценка учебных достижений студента осуществляется на экзамене и производится по десятибалльной шкале.

Для текущего контроля и самоконтроля знаний и умений студентов по данной дисциплине можно использовать следующий диагностический инструментарий:



  • защита индивидуальных заданий при выполнении лабораторных работ;

  • защита подготовленного студентом реферата;

  • проведение коллоквиума;

  • устные опросы;

  • письменные контрольные работы по отдельным темам курса;

  • компьютерное тестирование.



МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ


Баллы

Показатели оценки

1

(один)


Отсутствие знаний и компетенций в рамках образовательного стандарта или отказ от ответа

2

(два)


Фрагментарные знания в рамках образовательного стандарта; знание отдельных литературных источников, рекомендованных учебной программой дисциплины; неумение использовать научную терминологию дисциплины, наличие в ответе грубых ошибок; пассивность на лабораторных занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий

3

(три)


Недостаточно полный объем знаний в рамках образовательного стандарта; знание части основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; использование научной терминологии, изложение ответа на вопросы с существенными ошибками; слабое владение инструментарием учебной дисциплины, некомпетентность в решении стандартных (типовых) задач; неумение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях изучаемой дисциплины; пассивность на лабораторных занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий

4

(четыре)


Достаточный объем знаний в рамках образовательного стандарта; усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; использование научной терминологии, логическое изложение ответа на вопросы, умение делать выводы без существенных ошибок; владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении стандартных (типовых) задач; умение под руководством преподавателя решать стандартные (типовые) задачи; умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им оценку; работа под руководством преподавателя на лабораторных занятиях, допустимый уровень исполнения заданий

5

(пять)


Достаточные знания в объеме учебной программы; использование научной терминологии, грамотное логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать выводы; владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении учебных и профессиональных задач; способность самостоятельно принимать типовые решения в рамках учебной программы; усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им сравнительную оценку; самостоятельная работа на лабораторных занятиях, фрагментарное участие в групповых обсуждениях, достаточный уровень культуры исполнения заданий

6

(шесть)


Достаточно полные и систематизированные знания в объеме учебной программы; использование необходимой научной терминологии, грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обобщения и обоснованные выводы; владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении учебных и профессиональных задач; способность самостоятельно применять типовые решения в рамках учебной программы; усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им сравнительную оценку; активная самостоятельная работа на лабораторных занятиях, периодическое участие в групповых обсуждениях, достаточный уровень культуры исполнения заданий

7

(семь)


Систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы; использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы и обобщения; владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач; свободное владение типовыми решениями в рамках учебной программы; усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им аналитическую оценку; самостоятельная работа на лабораторных занятиях, участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий

8

(восемь)


Систематизированные, глубокие и полные знания по всем поставленным вопросам в объеме учебной программы; использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), грамотное и логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы и обобщения; владение инструментарием учебной дисциплины (в том числе техникой информационных технологий), умение его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач; способность самостоятельно решать сложные проблемы в рамках учебной программы; усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им аналитическую оценку; активная самостоятельная работа на лабораторных занятиях, систематическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий

9

(девять)


Систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы; точное использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), грамотное и логически правильное изложение ответа на вопросы; владение инструментарием учебной дисциплины, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач; способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации в рамках учебной программы; полное усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; умение ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им аналитическую оценку; систематическая, активная самостоятельная работа на лабораторных занятиях, творческое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий

10

(десять)


Систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы, а также по основным вопросам, выходящим за ее пределы; точное использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы; безупречное владение инструментарием учебной дисциплины, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач; способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации; полное и глубокое усвоение основной и дополнительной литературы по изучаемой учебной дисциплине; умение свободно ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им аналитическую оценку, использовать научные достижения других дисциплин; творческая самостоятельная работа на лабораторных занятиях, активное творческое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий

ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ




Название учебной дисциплины, с которой требуется согласование

Название

кафедры


Предложения об изменениях в содержании учебной программы учреждения высшего образования по учебной дисциплине

Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу (с указанием даты и номера протокола)1

1. Микология, альгология


Кафедра ботаники




Протокол № 22 заседания кафедры микробиологии от 16.05.2013 г.

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ

на _____/_____ учебный год




№№

пп


Дополнения и изменения

Основание







Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры

_____________________________ (протокол № ____ от ________ 201_ г.)

(название кафедры)


Заведующий кафедрой

_____________________ _______________ __________________

(ученая степень, ученое звание) (подпись) (И.О.Фамилия)
УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

_____________________ _______________ __________________

(ученая степень, ученое звание) (подпись) (И.О.Фамилия)




1 При наличии предложений об изменениях в содержании учебной программы по изучаемой учебной дисциплине
скачать файл



Смотрите также:
Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности
398.9kb.
Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности: 1-31 02 01-02
600.31kb.
Выпуск учебной телепередачи типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
89.75kb.
История зарубежной литературы средних веков и возрождения учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальностей
358.31kb.
Учебная программа для специальности 1-31 03 01-02 «Математика
375.51kb.
Рабочая программа по дисциплине государство и право китая
309.74kb.
Рабочая программа дисциплины по специальности 190702
288.92kb.
Учебная программа для специальностей: 1 23 01 08-01 Журналистика
216.56kb.
Рабочая программа по дисциплине право и демократия кафедра теории и истории государства и права курс 6 семестр 1
283.37kb.
Этика и эстетика Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050103. 65 География
255.29kb.
Рабочая программа по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
18.32kb.
Рабочая учебная программа для студентов специальности 250203. 65 «Садово-парковое и ландшафтное строительство», очной и заочной формы обучения
267.53kb.