takya.ru страница 1
скачать файл
Быкова Елена Сергеевна, учитель русского языка, литературы, ОРКСЭ МБОУ СОШ №4 им. Ф. Н. Красовского г. Галича Костромской области
Презентация рабочей тетради для учащихся5-х классов по модулю «Основы православной культуры»

C апреля 2010 года в 19 регионах страны по поручению Президента России Д.А. Медведева начался федеральный эксперимент по введению в учебный процесс общеобразовательных школ нового предмета – «Основы религиозных культур и светской этики». При получении положительных результатов апробации нового предмета, начиная с 2012 года, его преподавание будет осуществляться на постоянной основе во всех субъектах Российской Федерации.

Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» реализуется под эгидой Министерства образования и науки РФ. Комплексный учебный курс для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики", состоит из модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики».

В муниципальном общеобразовательном учреждении – средней школе №4 им. Ф.Н.Красовского г. Галича Костромской области родители и учащиеся выбрали для изучения один из модулей курса – «Основы православной культуры».



Целью учебного курса является:

формирование у обучающихся мотиваций к осознанию нравственного поведения, основанного на знании и уважении культуры и религиозных традиций многонационального народа России, а также диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Учебно-методический комплект представлен материалами учебника (Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: Учеб. пособ.для общеобразоват.учрежд. / А.В.Кураев. М.: Просвещение, 2010) и электронным приложением к учебному пособию (Электронное приложение к учебному пособию. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры: учебное пособие для 4 – 5 классов общеобразовательных учреждений / А.В.Кураев. М.: Просвещение, 2010). В учебно-методическом комплекте отсутствует такой важный компонент как рабочая тетрадь для учащегося.

В 2010 – 2011 учебном году при подготовке к урокам в 5-ом классе по модулю «ОПК» мы разрабатывали и оформляли для каждого урока своеобразную мини-тетрадь учащегося, в которой были представлены различные задания по теме урока для более успешной работы ребенка. Материалы мини-тетрадей по итогам учебной четверти, совместно с методистами лаборатории проблем духовно-нравственного воспитания Костромского областного института развития образования, были проанализированы, дополнены, систематизированы для оформления рабочей тетради на весь курс 5-ого класса.

По учебно-тематическому планированию в 5-ом классе на изучение данного модуля отводится 17 часов (продолжение 4-ого класса) – в рабочей тетради представлены материалы для 13-ти уроков (№18 – № 30), последние уроки четверти (4ч) предусматривают по учебно-тематическому планированию проектную деятельность учащихся.

Материалы рабочей тетради открывает стихотворение В. Семернина «Растем на счастье Родины». Работа с поэтическим текстом на первом уроке уже позволяет учителю начать целенаправленную работу по воспитанию уважительного отношения к Отечеству, к государству, к малой родине; по воспитанию чуткости и ответственности, открытости детской души; по развитию основных черт толерантности личности. Стихотворение «Растем на счастье Родины» – обращение к учащимся.

Задания на каждый урок в рабочей тетради структурированы в соответствии с материалами учебного пособия и электронного приложения к учебному пособию, а также в соответствии с конспектом урока.



Можно проследить следующие рубрики:

  • «Это интересно» – данные материалы позволяют вызвать и реализовать интерес к предмету, к данной теме; расширяют мировоззрение учащихся, способствуют приобретению глубоких и прочных знаний; дают возможность познакомиться с художественным словом; рассмотреть ключевые слова темы с этимологической точки зрения (уроки №№ 18, 20, 21, 22, 25,27,28,30);

  • «Проверь себя» – материалы данной рубрики построены для получения обратной информации после работы с текстовым полем (учебное пособие), с материалами электронного приложения к учебному пособию, на этапе закрепления изученного материалы (уроки №№ 20,29, 30) или на этапе актуализации знаний учащихся (урок № 18);

  • «Доброе слово» – в материалах данной рубрики ярко прослеживается интеграция с уроками литературы, так как основной единицей является художественный текст (в прозаической или поэтической форме). Работа с художественным словом дает прекрасную возможность учителю показать возможности родного языка в передаче разнообразных оттенков мыслей. Более того, на данном этапе урока мы можем отработать основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое, выразительное). Работа с текстом предполагает и творческие задания, которые имеют выход на положительный опыт учащихся (уроки №№ 18, 19, 20, 21, 23, 27, 29, 30).

  • «Играй и думай» – в данной рубрике представлена работа с загадками, кроссвордом, творческими игровыми заданиями на уроке. Материалы уроков 28, 29 предполагают актуализацию знаний учащихся в начале урока, выход на опорное ключевое слово и формулировку темы урока. Материалы урока № 26 и материалы домашнего задания урока № 23 позволяют каждому учащемуся в игровой форме отработать знание и толкование (лексическое значение) опорных, ключевых слов.

  • Работа в микрогруппах – данные материалы позволяют готовить учащихся к итоговым урокам (проектная деятельность): работа в группе, уметь слышать товарища, уметь позитивно воспринимать другую точку зрения, уметь прислушиваться к мнению группы, уметь аргументировать свою точку зрения (уроки №№ 19, 26). Задания, выполняемые в группах – своеобразная исследовательская деятельность на уроке.

  • «Мое домашнее задание» – домашнее задание представлено в уроках №№ 19, 21, 23, 26, 27, 28, 29, 30. Хочется отметить, что материалы данной рубрики носят творческий, развивающий характер. Для выполнения задания в рабочей тетради предоставлено рабочее поле (ребенок выполняет работу в тетради). Неоднократно учитель предлагает учащемуся обратиться за помощью к родителям или представителям старшего поколения (связь с семьей, заинтересованность родителей). Многие выполненные материалы учащиеся привлекали для иллюстративного объяснения на итоговых уроках (защита индивидуального творческого проекта). Материалы домашнего задания предполагают выборочный характер (ребенок может выбрать сам или согласовать с родителями; учитель может порекомендовать выполнить задания, зная возможности, способности, жизненный опыт учащегося – индивидуально).

Материалы всех рубрик имеют свой логотип (оформление) (см. материалы рабочей тетради).

Материалы уроков №№ 19, 21, 24, 25, 27, 27,28,29,30 предполагают построение урока в технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет организовать на уроках «открытие» учащимися новых знаний. Именно поэтому тема урока в материалах рабочей тетради не сформулирована (не прописана). Выполняя различные задания (анализ эпиграфа, работа с поэтическим текстом и иллюстративным материалом, отгадывание кроссворда, загадок, работа с пословицей и опорной схемой, работа с видеорядом, музыкальным сопровождением) под руководством педагога или в микрогруппах, учащиеся самостоятельно формулируют ключевые опорные слова, тему урока, называют предполагаемые задачи. Опыт проведенных уроков показал, что, работая в технологии проблемно-диалогического обучения, снижается нервно-психическая нагрузка учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и открытия знаний, обеспечивается высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие творческих способностей школьников, воспитание активной личности.

Многие уроки и материалы рабочей предполагают интеграцию с русским языком, литературой, окружающим миром. Интеграция нескольких предметов является средством интенсификации урока, расширяет его информативную емкость, способствует развитию интереса к предметам, повышает творческий потенциал учащихся. Данные уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в мир красок и звуков, помогают формированию орфографической зоркости, развитию речи и обогащению словарного запаса учеников, развитию эстетического вкуса, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатства родной природы.

Материалы рабочей тетради наполнены цветными иллюстрациями и рисунками, которые помогают на протяжении урока работать позитивно, эмоционально, творчески; способствуют развитию творческого воображения учащихся; дают возможность увидеть героев художественного текста,



Материалы рабочей тетради позволяют и начинающему, и опытному педагогу выстроить урок с включением в него эмоционально ярких вопросов, анализа репродукций известных русских художников, анализа иллюстраций, анализа художественного текста, работы со словарями, с загадками, с материалами электронного пособия.
скачать файл



Смотрите также:
Учебный курс для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики", состоит из модулей: «Основы православной культуры»
57.92kb.
Основы религиозных культур и светской этики
59.06kb.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
39.6kb.
Справка о состоянии преподавания предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Батыревского района
62.67kb.
Рабочая программа по предмету «Основы религиозной культуры и светской этики» Курс «Основы мировых религиозных культур»
247.76kb.
Резолюция Педагогических чтений Реализация модуля “Основы православной Культуры” в рамках комплексного курса
61.14kb.
Формы и виды организации учебной деятельности на уроках «Основы религиозных культур и светской этики» Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики»
539.24kb.
Программа по основам религиозных культур и светской этики. Модуль: основы православной культуры
147.5kb.
Процесс подготовки внедрения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный процесс общеобразовательных школ вызывает немалый интерес в обществе
346.39kb.
Коллекция электронных образовательных ресурсов
86.1kb.
Начальное общее образование национально-региональный компонент
33.28kb.
Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
102.25kb.