takya.ru страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
скачать файл


Пояснительная записка по математике.

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основании «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный 1 – 4 классы», под редакцией В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 2010 г. Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 1 класса.

Рабочая программа и тематическое планирование ориентированы на учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Математика. 1 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Т.В. Алышева. – М.: Просвещение, 2010. – 256с.

Математика в специальной коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов.


Цель: сформировать у учащихся начальные (элементарные) математические знания, необходимые для дальнейшей жизни.
Задачи:

  • Научить читать, записывать числа в пределах 10 и выработать навыки вычислений сложения и вычитания в пределе 10.

  • Развивать наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактное мышление, корригировать недостатки мелкой моторики.

  • Воспитать у учащихся интерес к математике, воспитывать целенаправленность, терпеливость, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.


Основные направления коррекционной работы:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;

  • развитие пространственных представлений и ориентации;

  • развитие основных мыслительных операций;

  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

  • обогащение словаря;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.



Специфика программы.

Обучение математике связано с решением специфической задачи коррекционной школы - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.

Обучение математике носит практическую направленность, имеет тесную связь с другими учебными предметами (рисование, труд, развитие речи, письмо), готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками.

Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.

Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.

Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.

Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа и др.

 Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.

Технология обучения по данной программе предполагает, что учащиеся, обучающиеся на дому и не усваивающие программу в полном объеме, должны решать более легкие примеры, повторять объяснение учителя по наводящим вопросам, решать с помощью учителя арифметические задачи. Для самостоятельного выполнения этим учащимся предлагаются облегченные варианты примеров, задач, других заданий.
Основные содержательные линии курса (разделы, структура)


  • Нумерация чисел в пределах 10.

  • Арифметические действия в пределах 10 (устное и письменное сложение и вычитание).

  • Меры и именованные числа: мера длины (сантиметр);

меры стоимости (рубль, копейка);

меры массы (килограмм);

мера емкости (литр).


  • Задачи: на увеличение и уменьшение на несколько единиц;

нахождение суммы и остатка.

  • Геометрический материал.

Разделы:

- Подготовка к изучению математики.

- Первый десяток.

- Второй десяток.



Свойства предметов.

Выделение из группы предметов одного или нескольких предметов, обладающих определенными свойствами (цвет, размер, форма, назначение). Понимание слов: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся).



Сравнение предметов по размерам: больше, меньше, длиннее, короче, шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше, такой же (одинаковой, равной) длины, ширины и т.д.

Сравнение предметов по массе: тяжелее, легче, такой же (одинаковой, равной) массы.

Сравнение групп предметов: сколько, много, мало, немного, несколько, больше, меньше, столько же (столько же, сколько…), равное (одинаковое) количество. Изменение количества предметов.

Сравнение количеств жидкости, сыпучих веществ: больше, меньше, столько же, (столько же сколько…), равное (одинаковое) количество. Изменение количества жидкости, сыпучих веществ.

Положение предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, за, перед, над, под, напротив, между, в середине, в центре, дальше, ближе.

Отношение порядка следования: крайний, первый, последний, перед, после, за, следом за, следующий за.

Временные представления: сутки – утро, день, вечер, ночь; сегодня, завтра, вчера, на следующий день; рано, поздно; давно, недавно; медленно, быстро.

Сравнение по возрасту: старше, моложе.

Числа, величины: название, обозначение чисел от 1 до 10. Счет предметов. Число и цифра. 10 единиц – 1 десяток. Порядковые числительные, состав чисел.

Сравнение чисел: больше, меньше, лишние единицы, недостающие единицы.

Название компонентов сложения, вычитания в речи учителя.

Переместительное свойство сложения.

Прибавление и вычитание чисел 1, 2, 3, 4, 5.



Меры и именованные числа: длины – сантиметр; стоимости – рубль, копейка;

массы – килограмм; емкости – литр.



Простые текстовые задачи на нахождение суммы, остатка.

Геометрический материал.

Геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат, прямоугольник. Точка, прямая и кривая линии. Вычеркивание прямых с помощью линейки. Построение прямой, проходящей через одну, две точки с помощью линейки. Шар, куб, брус.


Виды и формы организации учебного процесса.

Формы работы: урок, индивидуальная работа.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; ИКТ.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

  • действия с предметами, направленные на объединение множеств, удаление части множеств, разделение множества на равные части;

  • устное решение примеров и задач;

  • практические упражнения в измерении величин, черчении отрезков и геометрических фигур;

  • работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;

  • развернутые объяснения при решении арифметических примеров и задач, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю;

  • самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию прочных вычислительных умений;

  • работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок;

  • индивидуальные занятия, обеспечивающие понимание приёмов письменных вычислений.

Основными требованиями к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • название, обозначение чисел от 0 до 10;

  • название действий сложения и вычитания;

  • состав чисел первого десятка;

  • таблицу сложения однозначных чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания.

Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать предметы, группы предметов, количества жидкости и сыпучих веществ;

  • отвечать на вопрос: сколько?;

  • называть и производить действия, изменяющие количество предметов;

  • ориентироваться на плоскости и в пространстве;

  • читать, записывать и сравнивать числа до 10, пересчитывать (отсчитывать) предметы, соотносить количественное числительное с цифрой и группой предметов, откладывать однозначные числа, 10 единиц, 1 десяток на счетах, различать количественные и порядковые числительные;

  • различать названия, знаки арифметических действий сложения и вычитания, читать и записывать примеры на сложение и вычитание, вычислять сумму, остаток, практически пользоваться переместительным свойством сложения;

  • распознавать условие, вопрос, числовые данные, решение и ответ задачи;

  • узнавать, называть и различать геометрические фигуры и тела;

  • вычерчивать прямую с помощью линейки;

  • пользоваться знаками и обозначения: +, –, =, к., 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.


Перечень учебно-методического обеспечения.
1. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для подготовительного и 1-4 классов. Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2010. – 191с.

2. Математика. 1 класс: учебник для спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Т.В. Алышева. – М.: Просвещение, 2010. – 256с.: ил.

3. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1976.

4. Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 1992.



Тематическое планирование по математике.

Тема раздела

Кол-во часов

Коррекционные задачи


I Подготовка

к изучению материала


14

Коррекция пространственной ориентировки, мелкой моторики на основе упражнений.

Корригировать зрительное и слуховое восприятие на основе упражнений.

Формировать умения сравнивать, обобщать, выделять сходство и различие понятий.

Коррекция логического мышления, пространственной ориентировки на основе игр.

Развивать внимание, память, умение работать самостоятельно.

Развитие активности и внимания через устный счет с элементами игры.





II Числа и величины

52

Развитие познавательных способностей и личностных качеств.

Развивать точность, прочность и скорость запоминания.

Коррекция пространственной ориентировки, мелкой моторики на основе упражнений.

Совершенствовать точность воспроизведения словесного материала (правильность формулировок, умение давать краткий ответ).

Развивать словесно – логическую, зрительную память.

Формировать навыки самоконтроля, взаимоконтроля и целенаправленность в работе.

Развивать внимание и умение работать самостоятельно.

Развивать произвольное зрительное и слуховое внимание, память на основе игр «Повтори числовой ряд», «Повтори таблицу сложения».

Коррекция логического мышления, пространственной ориентировки на основе игр.

Коррекция пространственной ориентировки, мелкой моторики на основе упражнений «Начерти».

Формирование умения сравнивать, обобщать, анализировать, выделять сходство и различие понятий.

Совершенствовать перенос опыта, умение воспроизводить знания в новых условиях.




Календарно – тематическое планирование по математике.



Тема урока

Кол-во часов

Дата

Геометрический материал

I четверть

1

Выявление ЗУН учащихся. Цвет. Назначение предметов.

1







2

Работа над понятием «большой – маленький», «одинаковые равные по величине»

1




Прямая линия

3


Круг.

Положение предметов в пространстве: слева-справа, в середине, между, в, рядом, около



1





Геометрические фигуры

Круг. Раскрашивание



4

Понятия: вверху – внизу, выше – ниже, верхний – нижний, на, над, под, далеко, близко, дальше-ближе

1




Круг. Штриховка

Сравнение

Отличие


5

Длинный – короткий, широкий – узкий.

1




Прямая линия

(при помощи линейки)



6

Квадрат.

1




Круг. Квадрат. Сравнение

7

Треугольник.

1




Треугольник, круг, квадрат. Сравнение. Отличие

8

Прямоугольник.

1




Прямоугольник. Распознавание. Штриховка

9


Понятия: высокий – низкий, глубокий – мелкий.

Сравнение понятий: впереди – сзади, первый – последний, крайний, следующий.



1





Прямая. Кривая

Прямоугольник. Квадрат. Круг. Треугольник. Сравнение. Штриховка.



10


Временные понятия: сутки – утро, день, вечер, ночь. Рано – поздно.

Временные понятия: сегодня, завтра, вчера, на следующий день.



1





Прямые, длинные и короткие. Сравнение.

Построение прямых по линейке



11

Понятия: тяжелый – легкий, быстро – медленно.

1







12

Количественные понятия: много, мало, несколько, один, много, ни одного.

1







13


Понятия: давно – недавно, медленно – быстро.

Понятия: старый – молодой. Закрепление знаний об основных геометрических фигурах.



1





Все изученные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Сравнение. Штриховка

Из представленных фигур выбрать только…



14

Проверочная работа.

1







15

Число и цифра 1.


1




Прямая и кривая линии

16

Соотнесение группы предметов с числом 1.

1




Построение прямых по линейке

17

Число и цифра 2.

1




Треугольник. Его признаки. Штриховка.

18

Соотнесение группы предметов с числом 2. Счет предметов.

1




Построение прямой через

2 точки


II четверть

19

Число и цифра 3.

1




Нарисуй 1,2,3 круга, квадрата

20

Соотнесение группы предметов с числом 3. Прямой счет от 1 до 3.

1




Построение трех прямых

21

Сравнение групп предметов в пределах 3.

1




Штриховка геометрических фигур

22

Число и цифра 4.

1




Построение квадрата по заданным точкам

23

Соотнесение группы предметов с числом 4. Прямой счет от 1 до 4.

1




Построение квадрата и треугольника. Сравнение

24

Сравнение групп предметов в пределах 4.

1




Штриховка геометрических фигур

25

Число и цифра 5. Графический образ числа 5.

1







26

Соотнесение группы предметов с числом 5. Прямой счет от 1 до 5.

1




Прямые и кривые линии

27

Закрепление изученных чисел: 1, 2, 3, 4, 5. Написание цифр.

1




Построение геометрических фигур по заданным точкам

28

Проверочная работа

1







29

Повторение изученных чисел: 1, 2, 3, 4, 5. Сравнение групп предметов в пределах 5.

1




Построение прямых линий через одну точку

30

Счет предметов от 1 до 5. Соседи чисел 3 и 5

1




Прямоугольник. Выделение предметов прямоугольной формы

31

Число и цифра 6. Графический образ числа 6.

1




Построение произвольных прямых при помощи линейки

32

Прямой счет от 1 до 6. Соотнесение групп предметов с числом 6.

1




Построение вертикальных горизонтальных прямых

III четверть

33

Закрепление изученных чисел: 1, 2, 3, 4, 5, 6. Сравнение групп предметов в пределе 6.

1




Построение прямых в заданном направлении

34

Арифметический знак « + ».

1







35

Число и цифра 7. Графический образ числа 7.

1




Шар. Выбор из множества фигур

36

Прямой счет от 1 до 7. Соотнесение группы предметов с числом 7.

1




Куб. Выбор из множества фигур

37

Закрепление изученных чисел: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Сравнение групп предметов в пределах 7. Соседи числа 7.

1




Брус. Выбор из множества фигур

38

Арифметический знак « – ».


1







39

Точка, прямая, кривая линии. Соседи чисел 5, 6, 7.

1




Построение, произвольных прямых. Сравнение с кривой линией


40

Число и цифра 8. Графический образ числа 8.

1







41

Прямой счет от 1 до 8. Соотнесение групп предметов с числом 8. Соседи числа 8.

1




Нахождение заданной геометрической фигуры из множества геометрических фигур

42

Закрепление изученных чисел: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. Написание отдельных цифр.

1







43

Сравнение групп предметов в пределах 8.

1




Сравнение геометрических фигур по форме, цвету

44


Арифметические знаки «+», « – ».

Построение прямых линий через 1, через 2 точки.



1





Построение прямых линий через одну точку, через две точки.

45

Закрепление изученных чисел 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

2




Построение прямоугольника и квадрата по точкам. Сравнение.

46

Соседи числа 6. Соседи числа 7. Соседи числа 8.

1




Определение геометрических фигур в тройках по краям.

47

Повторение пройденного. Соотнесение групп предметов с изученными числами.

1




Штриховка изученных геометрических фигур

48

Проверочная работа.


1







49

Повторение изученных чисел.

2




Круг (предметы, имеющие форму круга)

50

Числовой ряд от 1 до 8. Порядковые числительные. Свойства чисел в числовом ряду, способы образования чисел.

1







IV четверть

51

Сравнение чисел в пределе 8.

1




Шар (предметы, имеющие форму шара)

52

Состав числа 8 из двух числовых групп.

1







53

Действие сложение. Компоненты сложения: слагаемые, сумма.

1




Треугольник (предметы, имеющие форму треугольника)

54

Число и цифра 9. Числовой ряд от 1 до 9. Порядковые числительные. Свойства чисел в числовом ряду, способы образования чисел.

1







55

Прямой счет от 1 до 9. Соотнесение групп предметов с числом 9. Решение задач.

1




Построение прямых

(поля в тетради)



56

Сравнение чисел в пределе 9.


1







57

Закрепление изученных чисел: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Сравнение групп предметов в пределе 9. Решение задач.

1







58

Сложение и вычитание в пределе 9. Решение задач.

1




Брус (предметы, имеющие форму бруса)


59

Число 10 и цифры 1, 0, образующие это число. Числовой ряд от 1 до 10, порядковые числительные. Свойства чисел в числовом ряду, способы образования чисел.

1







60

Состав числа 10 из двух числовых групп.

1




Треугольник. Построение по точкам треугольников разных размеров

61

Сравнение чисел в пределе 10. Решение задач.

1







62

Сложение и вычитание в пределе 10. Решение задач.

1




Определение формы предметов, моделирование геометрических фигур

63

Меры стоимости 1 копейка, 1 рубль. Решение задач.

1




Построение произвольных прямых в заданном направлении

64

Мера массы – килограмм.

Решение задач.



1




Построение заданных геометрических фигур

65

Мера емкости – литр. Решение задач.

1







66

Контрольная работа за год.

1








Пояснительная записка по чтению и развитию речи.

Рабочая программа по обучению грамоте в 1 классе составлена на основе авторской программы В.В. Воронковой по русскому (родному) язык для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Данная программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации. 7-е издание. Москва. «Просвещение», '2010 год.

Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентирована на учебник для 1 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Букварь» авторов В.В. Воронковой и И.В. Коломыткиной.

Цель:

научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;

выработать элементарные навыки грамотного письма.

Основные разделы содержания курса.

1. Добукварный.

2. Букварный.

Задачи:

а) добукварного периода:

- подготавливать учащихся к овладению первоначальными навыками чтения;

- привить интерес к обучению;

- выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка;

- научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме;
- развивать слуховое восприятие и речевой слух.

б) букварного периода:

- формировать звукобуквенный анализ и синтез;

- заложить основы овладения чтением;

- повысить уровень общего и речевого развития учащихся;

- научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

-формировать нравственные качества.



Коррекционные задачи:

  • развивать слуховое и зрительное внимание;

  • развивать устную речь;

  • развивать фонематическое восприятие;

  • формировать навыки звукового анализа и синтеза;

  • формировать умение обобщать и анализировать.

Специфика программы.

Язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику.

  Программа образования носит в основном элементарно-практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы, является развитие речи.

Овладение грамотой – первый этап школьного обучения детей, в течении которого у них должны быть сформированы первоначальные навыки чтения и письма. Обучение ведётся звуковым аналитико-синтетическим методом. Материал, с которым работают первоклассники – это звуки и буквы, слоги и слова, простейшие типы предложений, короткие тексты. В этот период у детей формируется звукобуквенный анализ и синтез, как основа овладения чтением и письмом.

Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчётливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей её формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.

Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются открытые слоги, затем обратные слоги, после этого прямые слоги, требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и после них слоги со стечением согласных.

Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого.

Виды и формы организации учебного процесса.

Формы работы: урок, индивидуальная работа с учеником.

Методы обучения:

- словесные (беседы; заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок);

- наглядные (демонстрация, иллюстрации);

- практические (небольшие инсценировки, артикуляционные упражнения и др.).



Технологии обучения:

- игровые,

- здоровьесберегающие,

- личностно-ориентированные,

- ИКТ.


Основные требования к знаниям, умениям, навыкам:
Учащиеся должны уметь:

различать звуки на слух и в произношении;

анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;

плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;

отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;

слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рас­сказ;

отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;
Учащиеся должны знать:

наизусть 3 — 4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя.



скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Математика. 1 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Т. В. Алышева. М.: Просвещение, 2010. 256с
931.38kb.
Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1»
209.76kb.
Рабочая программа по географии
195.06kb.
Заседание № Повестка заседания Сроки Ответственный Заседание №1
31.47kb.
Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе составлена на основе государственной учебной программы «Изобразительное искусство» для 5 класса специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией В
526.47kb.
Основная общеобразовательная программа, разработанная исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, реализуемая в 1-4 специальных (коррекционных) классах yiii вида на 2012-2013 уч. Г
126.83kb.
Положение о специальных (коррекционных) классах
63.53kb.
Алгебра и начала математического анализа. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений : базовый и профильный уровни / С. М. Никольский [и др.]. М.: Просвещение, 2010.(Мгу школе)
803.54kb.
Рабочая программа по музыке (6 класс)
178.5kb.
Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Под редакцией С. А. Теляковского. Москва. «Просвещение». 2003г
171.07kb.
Учебник для общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, к г. Миндюк, К. И. Пешков, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского -м.: Просвещение, 2010
187.16kb.
Учебник «Математика 3 класс»
134.54kb.