takya.ru страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
скачать файл
Исследовательская работа

ТЕМА: Языковые особенности русских загадок



и их использование на уроках русского языка в начальной школе.

Учитель начальных классов

МО СОШ № 5

г. Кашина Тверской области

Евтеева

Наталья Александровна

Кашин

2000


ПЛАН.
Введение. Задачи обучения русскому языку в начальной

школе. Важность регионального компонента

обучения русскому языку. Анализ школьных

учебников русского языка. Задачи дипломного

сочинения.
Глава I. Языковые особенности загадки.

  1. Тематическое содержание и типы загадок.

  2. Лингвистический анализ загадок.

  • Фонетический уровень,

  • Лексический уровень,

  • Особенности словообразования,

  • Морфологический уровень,

  • Синтаксические особенности загадок.

Глава II. Использование загадок в процессе преподавания



начального курса русского языка.

  1. Обзор методической литературы.

  2. Приемы работы с загадкой.

Глава III. Описание экспериментальной работы и ее анализ.



Конспекты уроков русского языка с

использованием загадок.
Заключение.

Библиография.

Приложение.

3

Введение.

К.Д. Ушинский говорил, что формирование личности должно идти через овладение родным языком. «Язык – своеобразное зеркало жизни народа, адекватное отображение его внутреннего мира».*

Он является органической частью национальной культуры русского народа. Настоящее, разумно организованное изучение родного языка может быть мощным средством развития и формирования подрастающего человека. Большую роль в формировании языковой личности играет школа, и в частности, начальная школа.

Начальная школа призвана заложить основы всестороннего развития детей, обеспечить формирование прочных навыков беглого, осознанного, выразительного чтения, грамотного письма, развитой речи, культурного поведения. Важное место в реализации намеченных целей принадлежит курсу русского языка. Задачи этого курса состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно говорить, читать и писать, обогатить речь учащихся, дать начальные сведения по языку и литературе, развить внимание и интерес к чтению книг, уточнить и расширить представления детей об окружающем мире, обеспечить разностороннее и гармоничное развитие и воспитание младших школьников.

Важно отметить, что в настоящее время обучение русскому языку переориентируется на выработку умений и навыков, а главное, навыков речевого общения; свободное владение языком. Школьный курс изучения языка идет к слиянию языка и речи, что должно привести к формированию полноценного умения общаться. Одним из путей такого слияния является лингвистический анализ текста, способствующий развитию лингвистического вкуса, логического мышления, который учит оценивать изобразительно-выразительные средства языка.

_____________

* Бельчиков Ю.А. Язык – это путь цивилизации и культуры // РЯШ - 1996 г. - стр. 91

4

Решить все эти задачи нам помогает благодатный и бесценный материал этнопедагогики. Курс русского языка предусматривает обучение не только умению думать, грамотно и красиво говорить и писать, проводить языковой анализ текста, но и духовной культуре. Именно поэтому «обучение русскому языку должно быть неразрывно связано с усвоением культуры русского народа, а совершенствование методической системы обучения ему непосредственно сопряжено с последовательным включением в школьный курс национально-культурного компонента».*



Учитель, владеющий фольклорным материалом, знающий загадки, пословицы, поговорки, сказки, умеющий эмоционально, с чувством их прочитать, быстрее добивается успехов в обучении и воспитании детей. Большую ценность представляют загадки. Не случайно это жанр широко применяли в обучении детей младшего школьного возраста великие отечественные педагоги К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой. Создавая свои учебники для детей, Ушинский и Толстой включали в них как необходимый компонент народные загадки.

Загадка – прекрасный дидактический материал для уроков русского языка. Она передает особые реалии национальной жизни, позволяет приобщиться к исторической судьбе народа, услышать силу русского слова, помогает воспитанию национального самосознания. Изучение фольклорного материала учит анализировать окружающую речевую среду, способствует повышению речевой культуры учащихся, воспитывает интерес и бережное отношение к русскому языку.

Изучение фольклора включается в обязательный минимум содержания программ по русскому языку.

Но, к сожалению, несмотря на высокий развивающий потенциал загадок, они используются, изучаются в школе

____________

*Шанский Н.М. Школьный курс русского языка / Актуальные проблемы и возможные решения // РЯШ – 1993 г. № 2 – стр. - 4


5

очень ограниченно, и менее всего как материал для лингвистического анализа.

Чтобы убедиться в этом, проанализируем учебники русского языка по системе 1:4 Т.Г. Рамзаевой, по альтернативным программам Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова учебники В.В. Репкина и по программе Занкова учебники А.В. Поляковой.

За три года обучения русскому языку по системе 1:4 использована 81 загадка в учебниках Т.Г. Рамзаевой. В учебниках В.В. Репкина – 46 загадок и в учебниках А.В. Поляковой 63 загадки за все годы обучения в начальной школе.

Анализ приемов работы во всех учебниках убеждает, что все они только орфографического характера и совсем нет лингвистического анализа текста, нет внимания к художественным особенностям загадок.

Лингвистический анализ загадок дает возможность по достоинству оценить это творение народа, осознать «силу» всех единиц языка: и средств фонетического уровня (звук, словесное ударение, ритм, интонация, рифма), и лексического (слово во многообразии его значений), и словообразовательного, и грамматического.

Загадка – прекрасный материал для обучения младших школьников приемам лингвистического анализа текста.

Все сказанное выше убеждает нас в актуальности выбранной темы.



Целью нашей работы является анализ языковых особенностей загадки с использованием достижений фольклористики, лингвистики и методики и обучение такому анализу младших школьников.

Цель определяет следующие ЗАДАЧИ дипломного исследования:



  1. Рассмотреть языковые особенности загадок на разных уровнях языковой системы.

  2. Проанализировать методическую литературу с точки зрения приемов использования загадок на школьных уроках.

6

  1. Разработать систему приемов работы с загадкой на уроках русского языка в начальной школе.

  2. В исследовательской работе установить значение загадки на уроках русского языка в начальной школе (разработать конспекты уроков).

  3. Сформулировать рекомендации для учителей (в выводах).

Гипотеза: Мы предполагаем, что использование загадок способствует развитию мышления, обогащению речи учащихся, развитию интереса к урокам русского языка, а также воспитанию любви к народному творчеству.

Объектом нашей работы является процесс учебно-воспитательной работы, который мы хотим усовершенствовать через внедрение в него загадок.

Теоретическим предметом исследования являются загадки в связи с их использованием на уроках русского языка из сборников В.П. Аникина, Г.М. Науменко, Ю.Г. Круглова и из сборника тверских загадок составителя Л.В. Брадис и В.Г. Шомина, работы лингвистов и фольклористов, статьи современных педагогов.

Предметом практического исследования являются уроки русского языка с использованием фольклорных текстов.

Базой практических исследований служила средняя школа № 5 г. Кашина.

Методы педагогических исследований также разделяются на теоретические и практические. Мы анализируем литературу, выделяя главное, нужное для исследования, анализируя и синтезируя материал по теории народной педагогики, а именно загадок.

Практические методы заключаются в проведении уроков с применением загадок, при этом мы используем анкетирование учащихся, наблюдение, эксперимент.

Ход исследования в нашей работе идет от теории к подтверждению на практике.

7

Глава 1.


В этой главе мы ставим задачи:

Дать определение загадке, рассмотреть происхождение их, идейно-тематическое содержание, структурные и языковые особенности.


1.Тематическое содержание, происхождение и типы загадок.
Загадка – древний жанр народной поэзии. Оправданы слова Ю.Г. Круглова, который пишет, что если бы попросили его назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, то он, не задумываясь, назвал бы загадку.

«Но, к сожалению, мы так плохо их знаем, и так невелико то время, которое отпускается на знакомство в школе с ними»* - сожалеет Ю.Г. Круглов. И это действительно так. Этого же мнения придерживаются и другие исследователи загадок**.

Большинство ученых связывает возникновение загадок с довольно распространенным явлением в жизни древних – с иносказательной, тайной речью. Имеется много свидетельств, что и наши предки активно пользовались иносказательной речью. Широкой была сфера употребления тайной речи. Она использовалась и в повседневной жизни.

Здесь ее необходимость обусловливалась, кроме других причин, многочисленными запретами, существовавшими в связи с верованиями древнего человека, только-только узнавшего природу. Человек, познавая природу, наделил ее способностью жить, чувствовать, влиять на судьбу, жизнь. В лесу жил леший, в воде – водяной, в доме – домовой и т.д.

____________

* - Русские народные загадки, пословицы, поговорки / сост., авт. вступительной статьи, коммент. Ю.Г. Круглов. – М., 1990 – стр.8

** - Садовников Д.Н. Загадки русского народа. – М., 1969, Старинные Вятские загадки / Сост. Т. Николаева-Киров, 1990.

8

Человек, по – мнению древних, не умирал, а переселялся в потусторонний мир, мог помогать или, наоборот, вредить, мстить живым, поэтому люди пользовались иносказательной речью.



Это дает ключ к тайне происхождения загадок. Была установлена тесная связь между иносказательной речью и загадками.

Но нельзя не заметить, что загадки отличаются от «тайной речи». Они как бы игра, развлечение.

Как предполагают ученые, в древности загадки являлись средством обучения. С их помощью учили молодежь владеть иносказательной речью.

Большинство загадок возникло давно, но когда конкретно – трудно определить. Конечно же, они появились не раньше самого предмета, который зашифрован в загадке, поэтому время появления «некоторых загадок - мы можем определить почти точно. Например, загадка о проруби:



В новой стене,

В круглом окне.

Днем стекло разбито,

На ночь вставлено.

появилась не ранее XYIII века: именно тогда стекло стало активно входить в быть народа. Но каждая новая эпоха не только рождала загадки, на и теряла их, загадки в наше время занимают не столь важное место, как это было в древности, но их роль остается весьма значительной»*.

Другая версия гласит, что само название «загадка» происходит от слова «гадати» – думать, рассуждать. «Гадание» – выяснение чего-то скрытого, затемненного.

Давным – давно люди боялись природы, думали, что есть домовые, лешие… , что дерево, рыба, птица – все понимают

____________

* - Русские народные загадки, пословицы, поговорки / Сост., автор вступит. статьи, коммент. Ю.Г. Круглов – М., 1990 – стр.12.

9

человеческий язык. И люди в те времена старались не произносить вслух тех слов, которые были связаны с успехом предстоящего дела. А для того, чтобы и зверя обмануть, и друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы особый «тайный язык».



Постепенно, со временем, человек становился умнее, перестал бояться «темных сил». Не нужны стали обманные названия. А загадка осталась и считают теперь, что

«загадка – жанр творчества всех народов Земли, восходящий к глубокой древности. Загадка – испытание сообразительности отгадывающего»*.

Метко определил загадку сам народ:

«Без лица в личине». Предмет, который загадан, «лицо», скрывается под «личиной» - иносказанием или намеком, окольной речью, обиняком»**.

Первые упоминания о загадках, первые сведения относятся лишь к XYII веку. Самое раннее упоминание содержится в «Памяти» верхотурского воеводы Рафа Всеволжского (1649 год), хотя, загадки, несомненно появились намного раньше и дожили до XX столетия.

Основное содержание загадок составляет повседневная бытовая жизнь крестьянина. Причем следует подчеркнуть, что эта жизнь отражена в самых мелких деталях. О своеобразии их содержания М.А. Рыбникова писала: «Видовое, а не родовое, вот что отмечает загадка. Морковь, свекла, лук, а не овощи; овца, баран, корова, лошадь, кот, а не домашние животные»***.

В народе бытовало большое количество загадок о совершенно конкретных видах животных: о быке, о корове, лошади, свинье, козле, овце, собаке, коте, кошке, о мыши, крысе, волке, медведе и других.

____________

* - Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост., В.И. Новиков – М., 1987. – стр. 92.

** - Умный Ивашка, Жар-птица и золотое зерно. Сборник загадок / Составитель Науменко Г.М. – М., 1991, - стр.1.

*** - Рыбникова М.А. Загадка, ее жизнь и природа / Загадки – М.-Л. – 1932 – стр. 15.

10
Не меньше было создано загадок и о различных растениях:

о березе, вишне, сосне, осине, липе, орехе, черемухе и т.п.

Популярными были загадки о крестьянских постройках, отдельных частях избы и домашней утвари.

Возникают загадки не только об отдельных конкретных предметах, но и о тех или иных их качествах, признаках, состояниях и положениях. Здесь конкретизация еще более углубляется. Так, бытовали загадки не вообще в лошади, а о лошади пегой:

И не шито и не крыто,

А клин вставлен.

Не вообще о собаке, а о собаке, привязанной на цепь:



На щетинке, на вязанке

Висит кусок говядинки.

Многогранно отразив крестьянскую жизнь, традиционные загадки имеют большое познавательное значение. Исследователь этого жанра В.В. Митрофанова пишет: «Изучая загадки, мы можем составить представление о том, как и какими орудиями трудится крестьянин, какие животные и птицы окружали его в домашнем хозяйстве и с какими дикими животными он чаще всего сталкивался, что росло в поле и огороде, как выглядела деревня, как строилась изба, как обставлялась, какая домашняя утварь, предметы труда и обихода окружали крестьянина, что и как изготовлялось в натуральном крестьянском хозяйстве»*.


На какие группы можно подразделить загадки?

Существуют несколько классификаций. Тематическая классификация загадок, предложенная Д.Н. Садовниковым**.

____________

* - Митрофанава В.В. Художественный образ в загадках // Современные проблемы фольклора – Вологда – 1971 – стр. 141.

** - Садовников Д.Н. Загадки русского народа. М.- 1969.
11


  1. Человек (семья, должность, родня…).

  2. Дом (дом; убранство избы; посуда, утварь…).

  3. Пища, питье.

  4. Одежда, обувь, украшения.

  5. Орудия труда, ремесла, оружие.

  6. Музыкальные инструменты, радио.

  7. Природа, явления природы (небо, земля, вода, растения, рыба, земноводные, насекомые, птицы, животные, лето, зима…).

  8. Церковь, предметы культа.

  9. Грамота, буквы.

  10. Понятия о времени.

Тематика загадок очень широка. С древних времен сохранился еще в глубинках России обычай загадывать загадки: сначала о человеке, затем об одежде его: …, о доме и предметах, находящихся в нем; потом об огороде, загадывали о поле, лесе, …, а завершали загадками о природе и ее явлениях. Так делалось на Руси. Но существуют утверждения о том, что по таким же тематическим группам можно расположить загадки и других народов. Это отмечали К.П. Герд* (об удмуртских загадках); Д.Н. Садовников**, Ю.Г. Круглов*** (о русских).

В свою очередь каждую группу можно разделить еще на подгруппы. Например, загадки о растениях можно подразделить на загадки о лесе и деревьях, составных частях дерева:

Выходила я на горушку,

Убивала телушку,

Конец наземь бросала,

____________

*,*** - Русские народные загадки, пословицы, поговорки / Сост., авт. вступ. статьи, коммент. Ю.Г. Круглов – М., 1990 – стр.116.

** - Садовников Д.Н. Загадки русского народа. М.,1969.

12

Мясом печку топила,

Салом лакомилась.

(Кора, древесина, сок);

мох, плоды; грибы, ягоды, трава и т.д.

И так можно разделить каждую группу.

Но в каждой группе есть такие явления, загадок о которых больше всего. Например, из всех растений больше загадок о березе, из всех понятий о времени человек выбрал времена года, из животных предпочтение отдано лошади, корове, собаке. По видимому, человек больше внимания уделял тому, что его окружало, приносило пользу, а так как люди были суеверны, и боялись сглазить, навредить, то и о самом близком говорили иносказаниями чаще.

Ю.Г. Круглов, в свою очередь, все загадки делит на



  • Загадки – иносказания;

  • Загадки – описания;

  • Загадки – вопросы;

  • Загадки – задачи*.

Он считает, что в загадках – иносказаниях иносказательно представлен какой-либо предмет, например, кадка:

«Стоит попадья

тремя поясами подпоясана»,

а в загадке:



«Течет, течет – не вытечет,

бежит, бежит – не выбежит».

(Река).


нет иносказания, а есть описание реки, но отсутствует изображение, даже иносказание. К загадкам – вопросам он относит загадки типа:

____________

* - Русские народные загадки, пословицы, поговорки / Сост., автор вступ. статьи, коммент. Ю.Г. Круглов – М., 1990 - стр.111.

13

«Кто на свете всех сильнее?»

(Муравей).

Загадки-задачи – задачи, по мнению Ю.Г. Круглова, очень похожи на загадки – вопросы, но они требуют от отгадывающего умения считать:



«Летела стая гусей, навстречу им один гусь.

«Здравствуйте, - говорит - 100 гусей». -

«Нет, нас не 100 гусей. Как бы еще столько,

да полстолька, да четверть столько, да ты,

гусь, так бы нас было 100 гусей.»

Сколько гусей летело?»

( 36 ).


В то же время Ю.Г. Круглов отмечает сходство всех четырех типов загадок, которое заключается в их построении.

Е.А. Тупичкина (Армавирский педагогический институт) в статье «Играем с детьми в загадки» дает свою классификацию*.



  1. Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления различных его признаков, например:

Кафтан на мне зеленый,

А сердце как кумач.

На вкус, как сахар, сладок,

А сам похож на мяч.

(Арбуз).


Эта загадка основана на трех признаках, свойственных арбузу (цвет, вкус, форма). Решение загадок подобно вида основано на анализе (выделении всех признаков) и синтезе (объединения их в единое целое).

  1. Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления ( по одному – двум признаках восстановить целостный образ).

___________

* - Тупичкина Е.А. Играем с детьми в загадки // НШ – М., 1990г. № 6 – стр.36.


14

Например:



Голубая простыня

Весь свет одевает.

(Небо).


Чтобы решить подобную загадку, необходимо выделить отмеченный признак, связать его по ассоциации с другими, не названными в загадке.

  1. В загадку включено отрицательное сравнение. Например:

Гуляет в поле –

Да не конь,

Летает на воле –

Да не птица.

(Ветер).


Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные предметы, явления, выделять в них сходные признаки, группировать их по –новому, в другом сочетании.

  1. Загадки, в описании которых использованы метафоры.

Например:

Четыре братца

Под одной крышей живут.

(Стол).


Разгадывание этих загадок предусматривает расшифровку метафоры. Для этого необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, отнести к одной смысловой категории.

  1. Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего.

Этот тип загадок включает:

  • Шарады – слова-загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделено и описано самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово.

15

Например:



Мой первый слог – предлог,

И во втором и в третьем

Мы проживем все лето.

А целое от нас и вас

Давно уж ждет ответа.

(За-дача).



  • Метаграммы – загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной из буквы другой получается новое слово.

Например:

С «ч» над морем я летаю,

С «г» в машинах я бываю.

(Чайка – гайка).



  • Анаграммы – это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении (кот-ток) или при перестановке слогов и букв (сосна-насос).

Легко дыша в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои –

И целый лес ты мною свалишь.

(Липа – пила).



  • Логографы – слова-загадки, меняющие свое значение при прибавлении букв (гроза-роза).

Известное я блюдо.

Когда прибавишь «м»

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем

(Уха-муха).

Владение внутренним механизмом построения загадки позволяет педагогу обучать детей отгадывать загадки: понимать их содержание, находить оптимальные пути решения, приемы отгадывания, объяснять и доказывать правильность отгадки, а также учить школьников придумывать загадки самим.

16

В 1875 году в Петербурге увидел свет сборник Д.Н. Садовникова (историка, фольклориста, этнографа, собирателя произведений устного народного творчества, поэта). Сборник назывался «Загадки русского народа», в нем были записаны загадки из более чем 20 губерний России. «Заслугой Д.Н. Садовникова является и расположение загадок»*.



Поставить задачу выяснить их группировкой бытовую обстановку и мировоззрение русского земледельца, он расположил загадки «по разделам, в которых крестьянин был представлен в естественной обстановке: в избе, во дворе, в огороде, в поле и т.д. В результате в поэтическом преломлении загадок представилась вся бытовая жизнь человека: от топора … до гусиного пера, вся обстановка, природа.

И.С. Тургенев высоко оценил этот сборник и подчеркнул «толковую и ловкую группировку загадок»**.

Это лишь несколько способов, попыток сгруппировать загадки.

____________

* - Русские народные загадки, пословицы, поговорки / Сост., автор вступ. статьи, коммент. Ю.Г. Круглов – М., 1990 – стр. 326.

** - Артеменко С.Е. Вопросы семантики пословиц сравнительно с семантикой собственно фразеологизмов // Вопросы семантики фразеологических единиц – М., 1971 – стр. 9.


17

2. Лингвистический анализ загадок.


Несмотря на значительное количество исследований о загадках как жанре фольклора, совершенно недостаточно внимания в лингвистической литературе уделяется языковым особенностям загадок.

Целью лингвистического анализа является «выявление системы языковых средств, с помощью которых передается идейно-тематическое и эстетическое содержание литературно-художественного произведения»*. Задачи лингвистического анализа заключаются в том, чтобы помочь понять идею произведения, показать, какими языковыми средствами автор достиг своей цели воздействия на ум и чувства читателя.

Начнем с фонетического анализа. Мало внимания уделялось и уделяется фонетике загадок. Фоносемантический анализ слова или текста часто показывает, что звуки ведут себя подобно словам, которые свое значение приобретают в контексте. Каждый звук семантически насыщается. Один и тот же звук может восприниматься по-разному: изолированно от других или, наоборот, в сочетании с каким-либо звуком. Звуки направлены на раскрытие значений слов и усиление их экспрессивного звучания, как художественно-выразительные средства направлены не подчеркивание общего содержания и усиление звучания произведения. Однако зависимость звукового облика слова от его смысла ( или наоборот) нелегко сформулировать словесно. Об этом свидетельствуют многочисленные эксперименты с восприятием звуков языка.

В.П. Журавлев в своих исследованиях отмечает, что различия в высоте тона, которым сопровождается произнесение гласных звуков, воспринимаются людьми как

____________

* - Артеменко С.Е. Вопросы семантики пословиц сравнительно с семантикой собственно фразеологизмов // Вопросы семантики фразеологических единиц. М., 1971 – стр. 9.

** - См. об этом: Журавлев В.П. Звук и смысл – М., 1994 г.

18

различия цветовые.** Он (на основе эксперимента) так распределяет гласные звукобуквы по цветам спектра:



[а] - густо-красный;

[‘а] – ярко-красный;

[о] - светло-желтый или белый;

[‘э] – зеленый;

[‘о] – желто-зеленый;

[э] - зеленоватый;

[и] - синий;

[у] - темно-синий, сине-зеленый, лиловый;

[‘у] – голубоватый, сиреневый;

[ы] - мрачно темно-коричневый или черный.

Можно предположить, что загадки имеют определенную цветовую гамму. Для выяснения ее необходимо проанализировать звуковой состав загадок, выделить гласные, которые преобладают в загадке в целом.

В загадке про речку преобладают зеленые (предположим берега) и синие (вода) цвета:



Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит.

(Река).


Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный.

(Арбуз).


В данной загадке имеют место красные и черные цвета – мякоть и зерна. Речь идет об арбузе.

В воде родится,

А воды боится.

(Соль).


Преобладает белый цвет, как и сама соль белого цвета.

Звуки речи оцениваются и по другим, кроме цвета, признакам – например, по величине, силе, красоте и т.д. Звуки [в], [а], [р], [о], по исследованиям лингвистов, воспринимаются как «сильные», в противоположность

19

[и’у], [п’]. Звук [х’] оценивается как «плохой», «маленький», «пассивный», а звук [а], напротив, как «большой», «хороший», «активный». Звуки [к], [ш], [ж], [ф], [щ], кажутся «шереховатыми», а [о], [и], [м], [л] – «гладкими». Даже такие свойства, как храбрость, печаль, доброту обнаруживают люди в различных звуках родной речи: [а], [й’а] – «храбрые», [с], [х] – «трусливые», [а], [р’], [й’а] – «радостные», [с’], [к], [т’] – «печальные», [ж], [з’], [ф] – «злые»…



«Слово «гром» и звуками своими гремит» ; «шелест» –шелестит»; «писк – пищит»; … нежный цветок – недотрога назван словом с нежными звуками – мимоза, а злой старик – неблагозвучным словом – хрыч».*

Так народ и в загадках использовал звуки, их звучание.



Рассыпался горох

На семьдесят семь дорог;

Никто его не подберет:

Ни царь, ни царица,

Ни красная девица.

(Град).


Слышим в этой загадке, как падает град на землю, как стучит он.

А в следующей загадке можно услышать шуршание пчел в улье, которое создается повторением звука [ш]:



Шел я мимо Шарашина двора,

Шарашины ребята

Ошарашили меня.

В загадке :



«Без рук, без ног дерево гнет».

Преобладают «быстрые» звуки, что помогает охарактеризовать ветер.


_____________

* - Журавлев А.П. Звук и смысл. М., 1994 – стр.3.

20

А согласные в загадке об облаках более мягкие, спокойные.



По синему небу белые гуси плывут.

В загадке о ките преобладают «большие», «сильные» звуки, что схоже с размерами самого млекопитающего.



Через море – океан

Плывет чудо – великан,

А ус во рту прячет.

(Кит).

Все это доказывает как красив и точен язык загадок.



Необходимо отметить благозвучность загадок, под которой понимается:

  1. Ритмичность звучания;

  2. Рифмованность строк.

Многие загадки – небольшие стихотворения, и все – поэтичны.

Признаки стихотворной речи прежде всего обнаруживаются в интонации: а в + а 2 в 2 – полная ритмическая схема по Вознесенскому*.



Под полом, под полом

Ходит барыня с колом.

(Мышь).












Но большая часть загадок состоит из одноколенного стиха:

____________

* - Вознесенский И.И. О складе и ритме и метре кратких изречений русского народа: пословиц и поговорок – М. – 1908 – стр.4.


21

Шел долговяз, в землю увяз.

(Дождь).




Особенностью загадок является и то, что в каждой строке примерно 2 – 3 слова, и в каждой строке 1 сильное логическое ударение.



У нас в печурочке

Золотые чурочки.

(Дрова в печи).


Без рук, без топоренка

Построена избенка.

(Гнездо).

Можно встретить в загадках и своеобразное «ритмическое кольцо», когда ударение падает на первое слово первой части и последнее второй части.
Треплют, катают,

А зиму таскают.

(Валенки).

В стихотворных загадках можно найти сходство со стихотворными размерами, которые чаще всего находятся в различных соединениях друг с другом.

( - ударный слог, v – безударный слог).

Строго выдержанные размеры в загадках встречаются не всегда, возможны и отклонения от схем.

Рифма, созвучие окончаний, выражает музыкальность загадок, но как отмечал Ю.Г. Круглов, в загадках «Мы

22

можем почувствовать самые разнообразные ритмы, увидеть использование особой стихотворной разновидности – сказового, раешного стиха. Удивительна в них и рифмовка; мы привыкли к тому, что рифмуются, как правило, концы поэтических строк, в загадках же рифма может быть и начальной, и в середине стиха, и в конце»*.



Вот один из примеров:

Два конца, два кольца,

Посередине гвоздик.

(Ножницы).

Встречаются и прозаические загадки, лишенные ритма. Они так же хорошо, как и ритмически организованны, их образы не менее поэтичны и остроумны:

Летит, а не птица,

Воет, а не зверь.

(Ветер).


Рифма позволяет не только легче запоминать загадки, но и усиливает благозвучие, повышает выразительность.
Лексический уровень выразительности.

Русские загадки возникли по ходу жизни, они отражали и важные события, и повседневные, бытовые. Поэтому лексика загадок разнообразна. Можно выделить следующие пласты лексики:



  1. Лексика, связанная с хозяйственной деятельностью крестьян:

а) Названия культур, выращиваемых крестьянами:

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

С хвостом, а не мышь.

(Репа).


В поле – метелкой,

В мешке – золотом.

(Овес).


____________

* - Рус.нар.заг., пословицы, поговорки / Сост., автор вступ. статьи, коммент. Ю.Г. Круглов – М – 1990 – стр. 324.


23
б) Названия предметов домашнего обихода:

В брюхе – баня,

В носу – решето,

На голове – пупок,

Всего одна рука,

И та на спине.

(Чайник).

в) Названия животных, птиц, насекомых:

Сивую буренушку

И дома не любят,

На базаре не купят.

(Мышь).


Встает – выше лошади,

Ляжет – ниже курицы.

(Дуга).


г) Названия орудий труда:

Древесину ест едок,

Сто зубов в один рядок.

(Пила).


д) Названия ремесел, профессий:

Сидит на дубу,

Он играет во дуду.

(Пастух).

е) Пища, питье:

Сидит барыня в ложке,

Свесив ножки.

(Лапша).


В печь несут –

Жидко, горячо;

Из печи несут –

Густо – холодно.

(Кисель).



  1. Средства передвижения.

Конь бежит, земля дрожит,

Из ноздрей дым валит.

(Поезд).


24

Еду-еду – следу нету,

Режу-режу – крови нету.

( Лодка).



  1. Человек, части его тела, родственные отношения.

Сын моего отца, а мне не брат.

(Я сам).


Брат с братом через дорожку живут,

А один другого не видят.

(Глаза).


  1. Лексика, связанная с религией.

С длинными косами,

А не баба.

(Поп).


Не грешна, а повешена.

(Икона).


  1. Время, явления природы.

Лежал, лежал,

Да и в речку побежал.

(Снег).


Лед трещит, вода плещется,

Молодая царица умывается.

(Зима и озимь).

Можно выделить лексику, связанную с одеждой и с бытом, с занятиями человека …

Лексика русских загадок неоднородна и по своему происхождению. Самый большой ее пласт в загадках – это исконно – русская лексика, и прежде всего, это существительные: голова, друг, гость, и т.п.;

прилагательные, местоимения:

Два брюшка,

Четыре ушка.

(Подушка).



У тебя есть,

У меня есть,

У дуба – в поле,

У рыбы – в море.

(Тень).


25

Наиболее значительным пластом заимствованной лексики являются старославянизмы, особенно в загадках о религии:



Без крыльев летит,

Без гласа поет.

(Колокол и звон).

Много в загадках историзмов, что связано с изменениями в жизни людей, когда часть слов устаревает, забывается, так как предметы, обозначаемые этими словами, исчезают:

Стоит дед над кручей

Мотает онучей.

(Самовар).



Лубен город,

Отрепьин город,

А в том городе

Воевода нем.

(Младенец в зыбке).

Но если предмет не утрачивается, а заменяется новым словом, появляются архаизмы:

Сам без очей,

А другим указывает.

(Крестовой столб).

С точки зрения функционально-стилевой принадлежности в загадках преобладает общеупотребительная и разговорная лексика, так как общеупотребительная лежит в основе словарного состава языка, употребление же разговорной лексики объясняется тем, что загадки складывались на основе живой разговорной речи.
Мужик едет из лесу,

Зеркало за поясом.

(Топор).


По полю елозит,

Себе не занозит.

(Веник).


Употребляется и просторечная лексика:

Пестрая крякушка ловит лягушек.

( Утка).


26

Построение загадок различно. Часто они строятся на синтаксическом параллелизме с использованием антонимов.



И долга и коротка,

А один одному не верит:

Всяк сам по себе мерит.

(Жизнь).


Другие загадки построены на противопоставлении (антитезе):

Изба белена, а маковка зелена.

(Береза).

В основе образности ряда загадок – использование синонимов:

Не стукнет, не брякнет,

Ко всякому подойдет.

(Солнце).

Немало загадок, построенных на разъяснении:

Во лугах сестрички:

Золотой глазок,

Белые реснички.

(Ромашки),

т.е. вначале называется нечто, что впоследствии разъясняется.

Загадки могут быть простыми и сложными, т.е. простыми, когда рисуют один образ, одну картинку, как в загадке о ветре:



Без рук, без ног,

А дерево гнет.

Но загадки могут быть и сложными, то есть изображать событие или несколько предметов.

Тогда используется монолог или диалог:

Летит тень,

На Петров день,

Сел тень на пень,

Стал тень плакать:


  • Где моя дубровушка,

Где моя головушка,

Где мое веселое времячко!

27

(Лист).



В загадках используются различные художественные средства. Прежде всего сравнение, что есть стилистическая фигура, наиболее часто употребляемая в речи, которая, во-первых, помогает наиболее реально представить описываемую вещь, во-вторых, помогает чувственному восприятию.

Например:



Бела как снег,

Черна как жук,

Зелена как лук,

Вертится как бес,

И повертка в лес.

(Сорока).

Все тропы вытекают из сравнения:

а) метафора (скрытое сравнение).

Метафора загадок необычна; это метафоры, которые мы употребляем, не замечая их поэтического смысла: дождь идет, мороз рисует…

Как писала одна из самых известных исследовательниц загадок М.А. Рыбникова, загадки – «это своеобразный психологический раздражитель, который выводит нашу мысль из рамок обычных, вяло текущих ассоциаций»*.

Для загадок характерна высокая степень метафоричности, пронизывающая собой решительно все ее стилистические средства.

Приведем примеры метафорических (загадочных) эпитетов: «голубое поле» (небо), «водяной мост» (лед), «золотой пень» (наперсток), «кленовые ноги» (у саней), «кожаная квашня» (о сапогах).

Иногда вся загадка строится на метафорических эпитетах. Например:

_____________

* - Рус.нар.загадки, пословицы, поговорки / Составитель, автор вступит.статьи, комментарии Ю.Г. Круглов. – М.- 1990 – стр. 334.
28

Конь стальной, хвост льняной.

(Игла с ниткой).



Цветочки ангельские, а ноготки дьявольские.

(Шиповник).

Встречаются в загадках и метафорические сравнения, как в положительной, так и в отрицательной форме. Например:

Сижу на тереме, мала как мышь,

Красна как кровь, вкусна как мед.

(Вишня).


С бороздой, а не мужик,

С рогами, а не бык,

С пухом, а не птица,

Лыко дерет,

А лаптей не плетет.

(Козел).


Чаще всего в загадках встречаются собственно метафоры, когда сравнение двух предметов или явлений не имеет внешней грамматической формы выражения:

Между дух светил

Я в середине один.

(Нос).


Роль сравнений, метафор очень велика: слова подменяют те понятия, которые загадываются автором или сравниваются с чем – либо, делая речь образнее, красивее, понятнее. Метафорическое описание предметов в загадках заостряет на них внимание слушателя.

б) гипербола (сравнение предмета или явления с его преувеличенным образом).



Ревнул вол на 100 сел,

На 100 речек.

(Гром).


Авторами используется и такая разновидность сравнения, в которой явления не сопоставляются, а противопоставляются – это отрицательное сравнение.

Не куст, а с листочками,

29

Не рубашка, а сшита,



Не человек, а рассказывает.

(Книга).


Очень распространенная стилистическая фигура в загадках – повторение. Повторяться могут отдельные слова, отдельные словосочетания и предложения.

Едет, едет взад – вперед,

В зубы возьмет,

На две части разошлет.

(Пила).


Течет-течет – не вытечет,

Бежит-бежит – не выбежит.

(Река).


Авторы загадок часто используют в них синонимы и антонимы:

Железный нос в землю врос –

Роет, копает, землю разрыхляет.

(Плуг).


Выкинем – не обеднеем,

Соберем – разбогатеем.

(Посев).


В подавляющем большинстве случаев в загадках предметы неживого мира метафорически сопоставляются с живыми существами и, наоборот, живые существа – с предметами и явлениями быта и природы. Это обусловлено прежде всего стремлением загадки сделать ее отгадывание более затруднительным.

Особенно наглядно это обнаруживается в случаях, когда в загадках предметы неживого мира сравниваются с живыми существами и мы имеем дело с приемом олицетворения. Основываясь на принципе олицетворения, загадки сравнивают ведра с двумя братьями, умывальник со щукой, тело которой находится в воде, а хвост наружу, челнок с уточкой, которая ныряла и хвост потеряла и т.д.

Олицетворения, оживляя и одухотворяя неживой мир, еще больше приближают его к человеку, придают загадке
30

особую поэтичность, создают в ней яркие образы и картины.

Например, о зубах создается такого рода поэтическая загадка:

Полна горенка гусей да лебедей.

Овес в загадках представляется стройной, красивой девушкой:



Как во поле на кургане

Стоит девушка с серьгами.

В свою очередь, серьги девушки сравнивают с пляшущими лебедями:



За темными лесами

Двое лебедей плясали.

Сопоставляя предметы загадываемые с предметами, выполняющими функции метафоры, загадка всегда укрупняет план изображения, усиливает тот или иной признак какого-то реального предмета, делает его более выпуклым и значительным. Это происходит потому, что реальный предмет в загадке всегда сравнивается с такими метафорическими предметами, в которых отмечаемый признак выражается значительно резче и отчетливее.

Так, например, чтобы обратить внимание на то, что светлячок ночью светится (а свет этот слабый, его могут не заметить!), загадка сравнивает его (правда, в отрицательной форме) с солнцем:

Не солнце, не огонь, а светит.

Все художественные средства в загадках направлены на создание их образности меткого поэтического содержания, позволяющего иносказательно описать что-либо, удивить неожиданным образом.


Особенности словообразования в загадках.

Морфемные средства выразительности.
Загадка – малый жанр народного творчества, его язык полновесный, ясный, каждое слово – значимо, точно,

выполняет при этом и эмоциональную, оценочную роль.

31

Морфемный уровень выразительности в загадках почти не изучен. Нужно отметить, что в загадках преобладают слова с непроизводными основами.



Кто с живого и мертвого дерет?

(Поп).


Встречаются в загадках и слова с необычным морфемным составом:

Живая живулечка

На живом стулечке.

(Ребенка кормят

грудью).

Из способов словопроизводства наиболее частыми для слов, составляющих загадки, являются суффиксальный и приставочный. Используются суффиксы:

уменьшительно-ласкательные –

Маленький, беленький

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык.

(Заяц),


которые используются чаще и показывают при этом на размер загадываемого предмета. Используются и другие суффиксы оценки:

Идет детина,

Несет выше себя дубину.

(Кот).


Реже используются приставки, например, со значением высшей степени признака.

Премаленький попок

Сорок ризок оболок.

(Капуста).

Используются и другие словообразующие суффиксы и приставки.

Беззубая старушка все косточки грызет.

(Мялка).


Из формообразующих чаще используется суффикс прошедшего времени – л:

Все лето стояли,

32

Зимы ожидали,



Дождались поры,

Помчались с горы.

(Санки).


Одним из наиболее излюбленных художественных средств, к которому довольно часто прибегают авторы, - словообразовательных особенностях русского языка.

Эти слова (окказионализмы) развивают у читателя этимомологическое, словообразовательное мышление, предполагают способность проникнуть во внутреннюю форму слова, радуют своей необычностью.



Четыре четырки,

Две растопырки,

Один вертун,

А сам ворчун.

(Кот).


Исследователи установили, что почти все производные слова в загадках образованы приставочным или суффиксальным способом.
Морфологические средства выразительности.
Загадки имеют и другие характерные черты: «Есть загадки, в которых фактически отсутствуют глаголы или производные от них слова, они преимущественно построены с помощью имен существительных и прилагательных; с другой стороны значительная группа загадок состоит из одних лишь глаголов или причастий. Личное местоимение в этих «глагольных» загадках лишь подразумевается».*

Анализ художественной формы показывает, что в загадках очень широко употреблялись поэтические средства, которые способствовали созданию поэтического

____________

* - Русские нар.загадки, пословицы и поговорки / Составитель, автор вступ.статьи, комментарии. Ю.Г. Круглов. – М. – 1990 – стр. 11.

33
содержания. Одни загадки описывали внешние признаки предметов или их внутреннее строение, в них больше существительных. Другие же изображали предметы, показывая их действия, естественно в них больше глагольных форм:

Не земледелец, не кузнец,

Не плотник,

А первым на селе работник.

(Лошадь).

В других же загадках можно найти почти все части речи, как например, в загадке о бриллианте:

Во мне есть вода,

Но не мокрая,

Огонь, но не жгучий,

Мое тело бесцветное,

И в то же время разноцветное.

И все же в загадках больше существительных и глаголов – около 60-65 %, что объясняется смысловой емкостью загадок, их краткостью.


Предмету необходимо дать характеристику, описание, поэтому дальше по частоте употребления следуют прилагательные, как полные (определения), так и краткие (предикаты) – около 20 %.

И долга и коротка.

А один одному не верит,

Всяк по себе мерит.

(Жизнь).


Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек.

(Журавль).

34

Много в загадках числительных (примерно 10 %).



Тридцать два молотят,

Один поворачивает.

(Зубы и язык).



У двух матерей

По пяти сыновей,

Одно имя всем.

(Пальцы).

Меньше в загадках наречий (примерно 5 %) и слов состояний.

Дедко коптел,

Много лет терпел,

Много душ кормил.

(Горшок).

Морфологические особенности загадок мало изучены, и остается надеяться, что публикаций на эту тему будет больше.
Синтаксические особенности загадок, использование стилистических фигур в загадках.
Много внимания изучению синтаксиса уделили З.К. Тарланов и другие ученые кафедры русского языка Петрозаводского университета. З.К. Тарланов в ряде работ анализирует виды предложений, представленных в пословицах и загадках.

В загадках количество простых предложений превосходит количество сложных предложений. Наши наблюдения позволили подтвердить это утверждение.



Предложения.*

  1. Простые – примерно 57 %;

  2. Сложные – примерно 43 %.

БСП примерно 41 %;

ССП примерно 26 %;

_____________

* - Русские народные загадки, пословицы и поговорки / Составитель, автор вступ.статьи, комментарии Ю.Г.Круглов – М. – 1990.


35

СПП примерно 14 %.

С разными видами связи примерно 21 %.
Простые предложения.
1.Двусоставные предложения.

Количество двусоставных предложений в загадках уступает количеству односоставных. Так, в сборнике Ю.Г. Круглова на 59 % односоставных предложений приходится 41 % двусоставных.

Предложение в загадках «характеризуется максимальной централизацией, проявляющейся в монотемности, исключительно последовательно реализуемом равновесии составляющих его компонентов, в поляризованном расположении наиболее значимых его частей* - замечает исследователь, это значит, что каждый элемент загадки занимает свое определенное место. При этом в загадках преобладает обычно обратный порядок слов (инверсия), но встречается и прямой:

Зайду я в топотушку,

Загляну в работушку,

Стоит пузырь с побрякушкой.

(Кузнец, молоток,

наковальня).

В этой загадке обратный порядок слов, а вот в следующей – прямой :



Сухое кость грызет,

Кожа в надобье идет.

(Лен треплют).

Подлежащее чаще выражено существительным или местоимением:

Вымету я, вымету чисто поле,

Загоню я, загоню белого скота.

(Хлеба в печи).

____________

* - Тарланов З.К. Сравнительный синтаксис жанров русского фольклора – Петрозаводск – 1981 – стр. 41.


36
Реже подлежащее может быть выражено и любой другой частью речи: например, прилагательный -

Голодная мычит,

Сытая жует,

Всем ребятам

Молоко дает.

(Корова).

Сказуемое же чаще всего выражено глаголом в различных формах (сказуемое обычно простое, чем достигается локоничность загадок):

Одну меня не едят,

А без меня мало едят. (настоящее время)

(Соль).


Потру, потру,

Опять попру. (будущее время)

(Ложка).


Бодался баран с овцой,

Замутилася вода с песком.(прошедшее время)

(Квашня и мутовка).

Может сказуемое быть выражено и другими частями речи, чаще – краткими прилагательными и причастиями:

Море молоконно,

Берега колашны.

(Ватрушка).


3. Односоставные предложения.
Много среди загадок односоставных предложений различных типов. «Тесная связь логической формы познания с чувственной, более наглядной и в то же время простой, требующей меньшего напряжения мысли делает односоставное предложение особенно распространенным в устной речи».*

____________

* - Попова З.Д. Материалы по русско-славянскому языкопознанию. Воронеж. 1966, Выпуск 2 – стр.79.
37

Большую группу односоставных предложений составляют определенно-личные, где повествование ведется от первого лица:



Еду не путем,

Погоняю не кнутом,

А оглянусь назад:

Следу нету.

(Лодка).


Распространены среди загадок двусоставные неполные предложения, причем пропуск структурно-необходимого члена предложения – подлежащего – обусловлен назначение загадки – описать предмет не называя его:

Без рук, без ног,

Под окном стучится,

В избушку просится.

(Ветер).


Светит, да не греет.

(Месяц).


Меньше среди загадок неопределенно-личных предложений:

Били меня, били,

Колотили, колотили,

Клочьями рвали,

По полю вязали,

Под ключ запирали,

На стол сажали.

(Лен).


Посадили зернышко,

Вырастили солнышко.

(Подсолнух).

Крайне редко встречаются среди загадок безличные и обобщенно-личные предложения:

Растет зеленый кустик,

Дотронешься – укусит.

(Крапива).



Не разбив горшочка,

Не съешь кашки.

38

(Орех).



В почти полном отсутствии безличных и обобщенно-личных предложений ярко проявляется отличие загадок от пословиц, в которых эти конструкции преобладают над всеми остальными.
Предложение может сопровождаться как бессоюзием, так и многосоюзием:

а) бессоюзие (стилистическая фигура, составляющая «в синтаксическом плане бессоюзные однородные члены предложения как сочиненные бессоюзные предложения».*



Тупы на тупы,

На туповой горе,

Все тупы избиты,

Головы обриты.

(Скирды).

б) многосоюзие (отличается от бессоюзия тем, что каждый однородный член присоединяется союзом. Построение же сложного предложения, в котором части ССП начинаются сочинительными союзами, а в СПП к главному относятся однородные придаточные, начинающиеся однозначными и разными союзами.

То толстеет, то худеет,

На весь дом поет.

(Гармонь).

Такие предложения сопровождаются особой интонацией (повышение до глубокой паузы – затем короткое понижение) называемой периодом. Благодаря емкости и изящности форм, легкости восприятия период стал излюбленным приемом многих мастеров русской речи.

И есть глаза, да не видят,

И есть уши, да не слышат,

И есть рот, да не говорит.

(Портрет).

____________

* - Федоренко Л.П. Анализ теории и практики методики обучения русскому языку: Учебное пособие – Курск,- 1994 – стр. 178.


39

Сложные предложения.
Среди загадок немало ССП, средствами связи в которых служат сочинительные союзы. Преобладают противительные союзы: а, да, (=а).

Не ездок, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит.

(Петух).


Союз а в этой загадке служит для выражения сопоставления отношении между частями предложения.

Всегда во рту, а не проглотишь (язык) – союз а указывает на противопоставленность частей предложения.

С этими двумя видами отношений в загадках можно встретиться наиболее часто.

Используется в предложениях союз да, который может играть разную роль:

а) союз да в ССП с противительными отношениями:

Всякому нужен,

Да никто на себя не строит.

(Гроб).


б) союз да в ССП с сочинительными отношениями (а=и):

Три наги, два уха,

Да шестое брюхо.

(Ушат).


в) Да=но:

Дышит, растет, цветет,

Да никто не видит.

(Орех).


Другие союзы в загадках встречаются очень редко, в том числе и соединительный союз и:

Бодался баран с овцой,

И замутилася вода песком.

(Квашня и мутовка).


Сложноподчиненные предложения:

40

Среди загадок немного таких, которые представляют собой сложное предложение с союзным подчинением, что обосновывается тем, что большинство союзов характеризуется однозначностью, загадка же – иносказательный жанр, в основе которого метафора с обобщенным значением. При этом подчинительная связь чаще следует за главной, являясь своеобразным выводом.



Чаще всего в загадках встречаются СПП с придаточными изъяснительными, при том это однотипные по построению предложения:

Всем, кто придет,

Всем, кто уйдет,

Руку подает.

(Дверная ручка).

Часто можно встретить СПП с придаточными определительными и местоименно-определительными:

Что за друг, без которого мужик,

Из дома не выйдет?

(Шапка).


Между главным и придаточным могут возникать и условные отношения:

Когда прибьют меня к ногам,

То я хожу на голове.

(Гвоздь в сапоге).

Придаточное в загадке может указывать на время или место действия:

Куда нос, туда и хвост.

(Шьют иглой).

Очень редко встречаются придаточные цели:

Что хоронят, чтобы сохранить жизнь?

(Угли в печи).

Перечисленные выше виды придаточных в СПП показывают, как немногочисленна группа СПП в загадках.

Следует отметить, что как в простых, так и в сложных предложениях можно выделить и нераспространенные и распространенные предложения:

41

Что в избе за канат?

(Воронцы у печи).- распространенное.



Едешь, едешь – не объедешь.

(Коса и сенокос).-нераспространенное.


Бессоюзные предложения в загадках.
БСП – самая большая группа сложных предложений в загадках, притом это предложения с различными видами отношений между частями. Известно, что грамматические значения многих БСП четко дифференцируется, семантика их оказывается неопределенной, размытой, что связано с отсутствием союзных средств.

Между частями БСП возникают разные смысловые отношения, например, перечисления, последовательности, сопоставления, пояснения, условия, причины и др. Рассмотрим виды БСП, назовем их особенности и приведем примеры загадок.



  1. Пояснительные – первое предложение поясняется вторым, в первую часть можно включить слово «следующее».

Влезу на угол, взгляну на чисто поле:

Страсть тепло тащит.

(Волк и овца).



  1. Причинные – второе предложение обозначает причину действия в первом предложении, двучленное строение.

Купи, не жалей;

Ехать будет веселей.

(Колокольчик).



  1. Следствия – в первом предложении – причина, а во втором – результат действия; в начале второй части могут употребляться частица так, наречия поэтому, оттого и др.

Густа чаща – негде вички сломать.

(Волосы).



  1. Сопоставительные – факты одного предложения противопоставляются фактам другого; в частях

42

  1. характерно наличие противоположных друг другу слов; двучленное строение.

Брось в грязь –

Будет князь.

(Овес).


  1. Перечислительные – близки к ССП с соединительным союзом и; перечислительная интонация; по значениям делятся на 2 группы: со значением одновременности событий и со значением их последовательности.

Летом – девушка,

Зимой – молодушка.

(Пень).


  1. Обусловленные – первая часть включает условие, вторая – следствие этого условия; только двучленные; можно выделить несколько подгрупп:

  • Условно-следственные;

  • Предложения с обобщенным значением (чаще это пословицы);

  • БСП со значением времени.


Дедушка осердился – в бабушку вцепился.

(Репейник).



Одно бросил – целую горсть взял.

(Зерно).


Широкое распространение БСП в загадках объясняется не только принадлежностью их к сфере разговорной речи, но и тем, что специфика выражения оттенков мыслей БСП «наилучшим способом, образом согласуется с жанровыми установками загадок, содержание которых не выходит за рамки иносказания, намека».

Из всего сказанного выше, следует, что язык загадок красив, богат, поэтому загадки могут быть использованы на любом уроке в школе, особенно на уроках русского языка.

Необходимо, кроме того, использовать загадки как дидактический материал для обучения младших школьников лингвистическому анализу художественных текстов.

43

Глава 2.

В этой главе мы рассмотрим требования, предъявляемые к дидактическому материалу на уроках русского языка; проведем анализ имеющейся методической литературы по использованию загадок на уроках; разработаем систему приемов работы с загадками на уроках русского языка.


  1. Обзор методической литературы.

Предпосылкой воспитания интереса к русскому языку является отбор увлекательного дидактического материала. Под интересом в методическом плане понимают «такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности


учащихся, в их внимании и активности на уроке».* Любознательное, эмоциональное отношение школьников к урокам русского языка вызывает само содержание дидактического материала.

От характера подбора слов, предложений, текстов зависит не только развитие у учащихся интереса к предмету, но и воспитание их нравственных качеств, эстетических и духовных свойств личности. Дидактический материал разного типа (в зависимости от его содержания) позволяет воздействовать на чувства учащихся, формируя любовь к природе, к своей Родине, доброжелательное отношение к людям.

Русский язык – основной предмет начальной школы, предмет, знание которого является необходимым условием овладения основами других учебных предметов. Русский язык – один из самых трудных, а в силу этого нередко и самый неинтересный предмет, требующий от ребенка

_____________

* - Баранов М.П. Пути развития у школьников интереса к уроку русского языка // Воспитание интереса к урокам русского языка. М. 1965. – стр. 4.
44

больших усилий, связанных с запоминанием значительного числа правил, орфограмм, словарных слов и т.д.

Используя на уроке «крупицы народной мудрости, какими являются русские народные загадки, желательно, чтобы учитель максимально использовал их воспитательно-образовательные ценности, давал возможность детям поупражняться в сообразительности при отгадывании загадок, полюбоваться изобразительно-выразительными средствами загадок.

Учитель нередко испытывает затруднения в подборе такого материала, который соответствовал бы вышеприведенным требованиям, содействовал бы отработке изученного правила и в то же время был законченным по смыслу. Этим требованиям отвечают загадки.

Рассмотрим некоторые методические разработки по использованию загадок на уроках русского языка.

Хочется отметить книгу Л.Г. Орловой «Использование элементов фольклора на уроках русского языка во 2 классе» – Санкт-Петербург,1995 года издания. В ней автор разместил загадки по темам, изучение безударных гласных и парных согласных, непроизносимых согласных и правописание приставок, предлогов, на изучение частей речи и другие. Но ко всем загадкам даны задания только лишь орфографического характера, не затронув их как материал лингвистического анализа текста.

Подбору загадок для уроков русского языка посвящены и следующие статьи:

Л.А.Виноградовой. Частицы речи в пословицах и загадках // РЯШ. – 1981. - № 5-6. В ней даны загадки, в которых присутствуют частицы речи и комментарии, как с ними работать.

В статье Е.М. Гвоздевой «как я использую загадки, пословицы при изучении проверяемой безударной гласной в корне». // Начальная школа. – 1993. - № 3. – помещены задания к загадкам по классам.

45

Если первоклассники приобщаются к тому, «чтобы слышать» орфограмму, то далее в следующих классах задания усложняются.



Чтобы загадки всегда были под рукой, автор статьи «Загадка – средство эмоционального воздействия на развитие познавательных способностей учащихся» Н.М. Вавилова // НШ. – 1990. - № 7. Предлагает завести учителю картотеку, куда следует внести имеющиеся загадки на определенную букву.

В статьях Е.А. Тупичкиной «Играем с детьми в загадки» // НШ. – 1990 - № 6 и А.А. Фроловой «Конкурс загадок о зиме» // НШ. – 1990. - № 2 рассмотрены основные типы загадок и способы их конструирования. В них же авторы предлагают методику проведения индивидуальных и групповых игр в загадки.

Интересна статья Е.В. Гуськовой «О сочинении загадок и … составлении кулинарных рецептов» // НШ. – 1996 – № 12. Автор предлагает сочинять с младшими школьниками загадки, приводит пример такого урока.

В последнее время появляется много литературы, в которой рассматриваются занимательные задания с использованием загадок. Но в одной статье нет заданий на языковой анализ текста.

46



  1. Приемы работы с загадкой.

Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу. На наш взгляд, загадка так же необходима ребенку, как математическая задача, ибо учит ребенка познанию окружающего мира.

Загадки являются хорошим материалом для проведения различных упражнений:



  1. Пополнение словарного запаса, развитие речи; со знакомством лексического значения слов;

  2. Списывание (комментированное, выборочное, по памяти);

  3. Диктанты (предупредительный, объяснительный, зрительный, выборочный, творческий …);

  4. Упражнения – разборы (лексический, морфологический, фонетический …);

  5. Упражнения типа конструирования;

  6. Творческие упражнения (закончи загадку, составь самостоятельно из данных слов, сочини свою, …).

На основе этих упражнений учитель может использовать различные приемы работы с загадкой на уроке при изучении любой темы.

Начнем с использованием загадок на уроках письма, чтения в 1 классе I полугодии в устной форме. Назначение загадки в 1 классе состоит в выработке у учащихся внимания и акцентирования его на изучаемом материале, для пополнения словарного запаса детей, знакомства с лексическим значением слова.

При знакомстве со звуком [а] и буквами А, а (букварь, стр.11) проводится работ следующим образом.

Предлагается детям загадка:

Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный.

(Арбуз).


47

- Что это? Произнесите отгадку хором. Назовите первый звук? (звук [a]). Произнесем хором этот звук. Как его произносим? (Легко, нет никаких преград, препятствий с голосом).

- Это гласный звук. Кто знает, какой буквой обозначим графически данный звук? (Выходит ученик и печатает).

После того как дети познакомились с новым звуком и буквой, показывается картинка и ведется рассказ об арбузе.

Загадки используются и при формировании у детей умения делить слова на слоги. Дается задание: отгадайте загадки, а отгадки найдите на стр.6 букваря.

Рыжий маленький зверек

По деревьям скок-поскок.

(Белка).


Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный?

(Волк).


Спиною зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица).

Дети называют отгадки, произносят слова по слогам, затем показывают графическое обозначение слогов на доске, подводится итог, что слова могут состоять из одного, двух, трех слогов.

Загадки применяются при классификации предметов, животных в определенные группы. К доске вызываются два ученика. На доске картинки леса и деревенского двора.

Дети отгадки ставят себе на картинки, первый – отбирает диких животных, а второй домашних, прослушав загадки.

Маленький, усатенький,

Закрыл глазки, да не спит,

Ване сказки говорит.

(Кот).


Иголки есть, а шить не умеет.

(Еж).

48

Хвост крючком, нос пятачком.

(Поросенок).



Пришла из лесу птичница

В рыжей шубке кур посчитать.

(Лиса).


С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык,

Доят, а не корова.

(Коза).


Косой бес поскакал в лес.

(Заяц).


Такая работа подводит детей к пониманию разницы между дикими и домашними животными, умению отчленить лишнее, обогащает словарный запас детей, учит по определенным признакам находить сам предмет.

При рассматривании картинки «Уборка урожая» (букварь, стр. 38) дети знакомятся с лексическим значением слова агроном (специалист по сельскому хозяйству, без которого невозможно вырастить хороший урожай), учитель рассказывает о людях данной профессии. Затем детям предлагается четверостишие с недостающим словом:



Школьный дом одноэтажный,

Улыбается окном.

Грач по нивам ходит важно,

Словно сельский …

(Агроном).

После ответа произноси слово агроном хором, запоминая его правильное написание, сравниваем с произношением, находим разницу в произношении и написании, т.е. вырабатываем орфографическую зоркость для последующего безошибочного письма.

Работая на многозначностью слов, разбираются загадки, дети знакомятся с прямым и переносным значением слов, что обеспечивает правильное употребление их не только в устной, но и в письменной речи, следовательно, исключат ошибки при письме изложений и сочинений на уроках русского языка.

49

Загадывается загадка про ель (букварь, стр.51):



Ничего сама шьет,

А в иголках круглый год.

(Ель).


- Как назовем несколько таких деревьев? (Ели).

- Составьте предложение со значением «ели – деревья». (В лесу выросли красивые и стройные ели).

- А что делают дети? (Дети едят ягоды).

Далее учитель рассказывает о том, что ягоды поспевают летом (земляника), и учитель просит детей составить предложение о том, что делали дети летом, найдя землянику. (Летом дети собирали и ели землянику).

Затем идет рассказ о том, что некоторые слова имеют несколько значений. Так, слово ели обозначает деревья и действие – есть, кушать. Такая работа развивает у детей наблюдательность, учит их делать самостоятельные выводы, обогащает словарный запас, развивает умение правильного употребления слова в предложениях.

Перейдем к письменной форме работы с загадками.

Ежедневно на уроке русского языка по 5-6 минут уделяется чистописанию. В качестве наглядного пособия можно использовать карточки с текстом или с предложениями. Они лежат на каждой парте или написаны на доске. На минутках каллиграфии дети в основном списывают с образца, а при списывании с образца непроизвольно запоминают написание многих орфограмм.

Вот несколько карточек.





1.

  1. По горам, по долам ходит шуба да кафтан.

  2. Комочек пуха 3. Тает снежок,

Длинное ухо, Ожил лужок,

Прыгает ловко, День прибывает.

Любит морковку. Когда это бывает?

50


№ 2.


Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу, когда спать, когда

вставать.

( …).




№ 3.
Двенадцать братьев друг за другом ходят друг друга не

Обходят.

( … ).





№ 4.


Через речку переходит,

А с места не сходит.

( … ).

Уронишь – поскачет,

Ударишь – не плачет.

( … ).

51


№ 5.

В огне не горит, в воде не тонет.

( … ).

Зубов много, а ничего не ест.

( … ).

Пока дети пишут, проходит по рядам и проверяет, есть ли ошибки в соединениях, кто нарушил пропорции букв, кто «потерял» наклон. После письма можно отгадать загадки, заучить их наизусть.


Далее следуют приемы на отработку и систематизацию грамматико-орфоргафических знаний, умений, навыков.
В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое внимание придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемой гласной. Языковым материалом для проведения таких упражнений могут стать загадки.

а). Работа над словом БЕРЕЗА.

Учитель читает загадку:

Стоит красавица на поляне:

В белом сарафане,

В зеленом полушалке.

- О каком предмете идет речь?

- По каким признакам вы догадались, что в загадке говорится о березе?

(На доске помещается картинка с изображением березы).

Затем внимание детей направляется на текст из энциклопедии, где дается научное описание. Проводится грамматико-орфографический анализ слова БЕРЕЗА.

52

Работа над словом начиналась с загадки, с помощью которой удалось заинтересовать детей.



Можно использовать загадку немного по-другому:

- Сегодня на предстоит составить новую словарную страничку, которая будет посвящена слову СОРОКА.

- Кого мы так называем?

- В загадке об этой птице говорится:



Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет.

- Какой признак этой птицы лег в основу загадки? (Стрекотание, суетливость, подвижность).

Далее учитель продолжает работу на орфографическим анализом слова.
б). Для отработки написания словарных слов можно использовать диктант, где учитель читает загадки. Дети отгадывают их, объясняют, по какому признаку догадались об этой загадке. Затем ученики записывают слово-отгадку и выделяют в записанном слове орфограмму:

Собой не птица, петь не поет,

Кто к хозяину идет, она знать дает.

(Собака).



Без рук, без ног, а рисовать умеет.

(Мороз).

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Учебников русского языка. Задачи дипломного сочинения. Глава I. Языковые особенности загадки
892.47kb.
Кафедра русского языка как иностранного и методики его преподавания
165.54kb.
Планированию уроков русского языка (10 класс)
653.11kb.
В рамках очередного заседания Общества ревнителей русского языка будет затронут широкий круг вопросов, связанных с современным состоянием русского (и не только литературного) языка
10.66kb.
М / о учителей русского языка и литературы
35.89kb.
Курс русского языка
60.89kb.
История и диалектология русского языка. Вопросы методологии изучения и методики преподавания русского языка и литературы
65.97kb.
Русский язык и культура речи
134.86kb.
Праздника-фестиваля «неделя русского языка»
540.38kb.
Программа курса русского языка для 5 класса составлена учителем русского языка и литературы Н. И
2582.38kb.
Путешествие в страну русского языка
118.72kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Актуальные проблемы современного русского языка»
2212.96kb.