takya.ru страница 1страница 2страница 3
скачать файл
Филиал КФУ в г. Елабуга
Факультет истории и юриспруденции


Кафедра всеобщей и отечественной истории

Учебно-методический комплекс


ИСТОРИОГРАФИЯ зарубежной ИСТОРИИ

для специальности: 050401.65 – история с дополнительной специальностью юриспруденция




Елабуга 2012

УДК 93


ББК 63.1

Н31


Печатается по решению редакционно-издательского совета ЕГПУ
Насырова Л.Г.

Н31 Историография зарубежной истории: учебно-методический комплекс / Л.Г. Насырова. – Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2009. – 43 с.
Обсужден и одобрен на заседании кафедры исторических, правовых и экономических дисциплин.

«28» октября 2009 г, протокол № 3

Одобрен на УМС факультета «19» июня 2009 г. протокол № 10

Утвержден на УМС ЕГПУ «9» сентября 2009 г. протокол № 1

Переутвержден на заседании кафедры «12» сентября 2012 г. протокол №2

Предназначен для студентов специальности 050401.65 «История с дополнительной специальностью юриспруденция»



УДК 93


ББК 63.1

 ЕГПУ, 2009


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный курс "Историография всеобщей истории" предусмотрен Государственным образовательным стандартом как обязательный компонент блока общепрофессиональных дисциплин. Имея огромное принципиальное значения для профессиональной подготовки специалистов историков, соответствующих современном уровню развития науки, курс историографии традиционно читается на IV курсе, что объясняется необходимостью для адекватного освоения материала курса предварительного ознакомления студентов как с широким по охвату конкретно-историческим материалом, так и выработки у него определенных теоретических навыков. Таким образом, учебный курс историографии всеобщей истории тесно соприкасается как с общеисторическими курсами (всеобщей историей, историей мировой культуры), так и с основными курсами гуманитарно-социального цикла (философия, культурология, социология, политология) и в идеале должен читаться после них. Курс историографии всеобщей истории предусматривает параллельное проведение лекционных и семинарских занятий и рассчитан на 20 лекционных и 14 семинарских учебных часов. Форма итогового контроля – экзамен.
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цели дисциплины:

- изучение процессов развития исторической мысли и накопления исторических знаний;

- знание теоретических принципов исторического познания, присущих каждому направлению исторической мысли;

- понимание проблематики исторических исследований;

- знание источниковой базы исторических исследований;

- изучение развития организационных форм исторического исследования – учреждений, обществ, университетов, периодики.



Задачи дисциплины:

- рассмотреть основные этапы развития философии истории (как мировоззренческой составной части исторического знания);

-показать важнейшие методологические концепции, доминировавшие в то или иное время;

- показать основные школы и направления в исторической науке;

- изучить труды крупнейших представителей основных школ и направлений в исторической науке;

- проанализировать важнейшие проблемы всемирной истории с точки зрения различных концепций и методологических подходов;

выявить общие и специфические черты формирования и развития исторической мысли.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины студент должен



знать: основные этапы развития исторических знаний, методы исследования, важнейшие течения, направления и школы, оказавшие радикальное влияние на развитие исторической науки, основные закономерности и особенности конкретно-исторического развития каждой страны, общие и специфические черты формирования и развития исторической мысли.

уметь: извлекать информацию из исторических и современных источников знаний, анализировать важнейшие методологические концепции, оперировать историческими понятиями и терминами, анализировать проблематику и источниковую базу исторических исследований, сравнивать различные виды источников.
4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

ДНЕВНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ



Вид учебной деятельности

Всего

часов


8

семестр


Общая трудоемкость

68

68

Аудиторные занятия

34

34

Лекции

20

20

Практические занятия (семинары)

14

14

Лабораторные работы

-

-

Самостоятельная работа

34

34

Курсовые работы




-

Вид итогового контроля




экзамен

ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ



Вид учебной деятельности

Всего

часов


9

семестр


Общая трудоемкость

330

330

Аудиторные занятия

30

30

Лекции

16

16

Практические занятия (семинары)

14

14

Лабораторные работы

-

-

Самостоятельная работа

300

300

Курсовые работы







Вид итогового контроля




к/р,

экзамен

5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ


ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ



Тематический план


Лекции

Семинар

1.

Введение в историографию всеобщей истории

1




2

Историография эпохи Возрождения

2




3

Историческая концепция Н. Макиавелли




2

4

Историография XVII века

2




5

Историография эпохи Просвещения

2




6

Концепция истории французских просветителей




2

7

Историография первой половины XIX века

2




8

Историческая концепция Г.-Ф. Гегеля




2

9

Историография второй половины XIX века

2




10

Марксисткая историческая концепция




2

11

Философские основы историографии XX века

1




12

Направления исторической мысли ХХ века

1




13

Английская историография ХХ века

2




14

Цивилизационный подход в историографии. Концепция А. Тойнби




2

15

Французская историография ХХ века

2




16

«Объемное человековедение» французской историографии. «Школа Анналов»




2

17

Американская историография ХХ века

2




18

Американский социологический подход.

Школа П. Сорокина






2

19

Западногерманская историография

1



ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ





Тематический план

Лекции

Семинар

1.

Введение в историографию всеобщей истории. Историография эпохи Возрождения. Историография XVII века

2




2

Историческая концепция Н. Макиавелли




2




Историография эпохи Просвещения

1







Концепция истории французских просветителей

2

2

3

Историография первой половины XIX века

2




4

Историческая концепция Г.-Ф. Гегеля




2

5

Историография второй половины XIX века

2




6

Марксисткая историческая концепция




2

7

Направления исторической мысли ХХ века

1




8

Английская историография ХХ века

2




9

Цивилизационный подход в историографии. Концепция А. Тойнби




2

10

Французская историография ХХ века

2




11

«Объемное человековедение» французской историографии. «Школа Анналов»




2

12

Американская историография ХХ века

1




13

Американский социологический подход. Школа П. Сорокина




2

14

Западногерманская историография

1



5.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ



Введение в историографию всеобщей истории

Предмет и задачи курса историографии всеобщей истории. Периодизация исторических знаний. Специфика курса историографии и его место в системе исторического образования. Проблематика курса и его методологические основы. Важнейшие учебные и справочные материалы по курсу.

Особенности исторического сознания в периоды античности и средневековья. Значение этих периодов для формирования современного представления об историческом процессе.

Историография эпохи Возрождения

Философские и социально-политические основы исторической мысли Возрождения. Общие черты историографии гуманизма. Исторические взгляды гуманистов Италии. Школы и направления гуманистической историографии.

Флорентийская риторическая школа: Леонардо Бруни. Двенадцать книг «Истории Флорентийского народа». Критика исторических источников. Использование архивных документов. Влияние римской анналистики на форму изложения. Античные приемы драматизации событий, авторское составление речей политических деятелей. Идеализация флорентийского политического строя. Политическая тенденциозность.

Римские историки. Школа эрудитов. Флавио Бьондо. «Декады истории со времени падения Римской империи» в 31 книге. Бьондо о критерии достоверности источника. Труды о Риме, Италии. Руководство для изучения археологических древностей. Новый жанр историко-географических исследований. Методические приемы, внимание к историческим фактам.

Творчество Л. Валлы. «История Фердинанда, короля Арагона», «Трактат о подложности Константинова дара». Полемическая направленность трактата. Историческая, философско-рационалистическая, стилистическая и филологическая критика документа.

Политическая теория и политическая школа в историографии Возрождения. История как средство обучения политиков, как школа политического опыта. Прагматический взгляд на историю.

Н. Макиавелли. Политическая деятельность, политическая теория и историческая концепция. Трактат «Государь», Политико-этическое учение. «История Флоренции» в восьми книгах - социальная и военно-политическая история Республики. Прагматический взгляд на внутреннюю, социально-политическую историю государства. Новый принцип периодизации истории. Н. Макиавелли о дестабилизирующей роли христианской церкви и папст­ва в истории Италии. Социально-этический аспект борьбы партий во Флоренции. Политическая тенденциозность, субъективная трактовка исторических фактов. Гуманистическая концепция роли личности. Идеализация роли Римской республики и Флоренции в истории Италии. Национально-патриотические идеи в трудах Н. Макиавелли.

Исторические взгляды Ф. Гвиччардини. Идеализация аристократического строя Венеции. «История Флоренции» в период с 1378 по 1509 год «История Италии» с 1490 до 1532 год. Элементы риторики в описании политических со­бытий и в характеристике политических деятелей. Рационалистические методы оценки исторических событий, мотивов деятельности политиков.

Историография эпохи Возрождения в Германии. Особенности немецкой гуманистической историографии.

Якоб Вимпфеллинг и его «Краткая история Германии». Антифранцузская политическая направленность. Критика средневековых источников. Филипп Меланхтон. «Всемирная история». Использование трудов античных авторов. Трактовка исторических судеб человечества. Концепция четырех монархий.

Себастьян Франк. «Немецкая Хроника» и «Космография». Высокая философичность исторической мысли Франка. Сочувственный интерес к крестьянству, его антифеодальной борьбе.

Историография эпохи Возрождения во Франции. Своеобразие французского гуманизма. Жан Боден и его «Метод ознакомления с историей». Представление о закономерностях исторического процесса. Концепция преобла­дающего влияния естественных условий, психологического фактора на исто­рию государства, его законы. Идея исторического прогресса.

Особенности историографии эпохи Возрождения в Англии. Ф. Бэкон. «История царствования короля Генриха VII». Политические взгляды философа. Апология абсолютизма. Прагматический взгляд на историю.

Особенности и значение гуманистической историографии. Создание светской концепции истории, Привлечение источников: нарративных, археологических, эпиграфических, нумизматических, документальных. Новые жанры исторических повествований: биографический, историко-географический. Социально-политическая тематика. Использование новых методов исторической критики. Рационалистическое объяснение событий. Поиски внутренних закономерностей исторического процесса. Новая периодизация на основе изучения культуры. Национальный язык исторических сочинений. Обращение к античной историографической традиции. Обогащение изложе­ния политической истории фактическим материалом. Интерес к социальной проблематике, к роли личности в истории.



Историография XVII века

Основные черты историографии XVII века. Влияние научной революции XVII века на историческое познание. Развитие университетской системы. Размежевание нарративной исторической традиции и систематизированного исторического знания, основанного на рациональной критике и классификации источниковой базы. Эрудитская традиция в XVII веке. Возрождение телеологического подхода к осмыслению исторического процесса. Р. Декарт об относительности исторического знания. Утопизм как жанр памфлетного творчества и развитие морализаторской линии в исторической науке.

Английская историческая мысль XVII века как наиболее новационная в мировой историографии. Философия истории Т. Гоббса. Деление исследования на «простейшие элементы», определяющая роль государства в корректировке деятельности людей.

Д. Гаррингтон и его «Управление Океанией». Проблемная заостренность творчества Гаррингтона. Проблема власти и роли джентльменов в управлении государством.

Концепция собственности и власти Д. Локка.

Направленние эрудитов. Церковная и светская ветви в направлении эрудитов. Критика источников эрудитами. Вопросы византиеведения в трудах историков-эрудитов. Ш. Дюканж, Ж. Б. Боссюэ.

Дж. Б. Вико и его «Основание новой науки об общей природе наций». Принцип внутреннего развития общества, периодизация исторического процесса. Идея исторического циклизма.

Значение историографии XVII века. Утверждение рационалистической линии и логики анализа. Проблемная структура исторического знания.



Историография эпохи Просвещения

Идеология эпохи Просвещения как целостное мировоззрение. Рационализм Просвещения, формирование новых эстетических и культурных ценностей, новые подходы к пониманию мировой истории. Основные черты исторической мысли Просвещения. Периодизация мировой истории как процесса линейного и прогрессивного развития человеческого разума, европоцентризм. Понятие «цивилизация».

Исторические концепции французских просветителей. Исторические взгляды Вольтера, Ш.Монтескье, Д. Дидро, Ф. Кэне, Ж.-П. Марата, Ж.-Ж.Руссо. А. де Буленвилье, Ж. Б. Дюбо и оформление романо-германской проблемы. Развитие французской исторической мысли во время Великой Французской революции.

Историография эпохи Просвещения в Англии: Д. Юм, Э. Гиббон. Шотландская философско-историческая школа (А. Фергюсон, А. Смит).

Немецкое Просвещение: Э. Лессинг, И. Гердер, Г. Форстер. Концепция И. Г. Гердера о локальных культурах как субъектах истории.

Историография первой половины XIX века

Основные черты и направления историографии первой половины XIX века. Философско-исторические основания историографии первой половины XIX века. Исторические концепции Г.-Ф. Гегеля и А. де Сен-Симона.

Реакционно-романтическая историография Германии. Историческая концепция Леопольда фон Ранке. Немецкая историческая школа права (Ф. К. Савиньи, К. Ф. Эйхгорн).

Реакционная публицистика Англии. Э. Берк.

Реакционно-романтическая историография Франции: Л. Сисмонди, Ж. де Местр, Л. де Бональд, Ф. Р. де Шатобриан, Ф. Д. Монлозье.

Либеральная историография первой половины XIX века. Либеральная школа периода Реставрации во Франции: О. Тьерри, Ф. Гизо, Ф. О. Минье. Немецкие либеральные историки - Ф. Шлоссер, В. Циммерман.

Радикальная историография первой половины XIX века: школа младогегельянцев (Б. Бауэр, Д. Штраус), Ж. Мишле.

Социалистическая историография: Д. О'Брайен, Р. Оуэн, Л. Блан, «Истинные социалисты».

Историческая концепция Т. Карлейля.

Тема государства и права в исторической мысли первой половины XIX века. Роль представительского правления, национальная составляющая государственности, классовый подход.

Тема революций в исторической мысли первой половины XIX века. Осмысление опыта ранних буржуазных революций - английской и французской, начало их сравнительного анализа.



Историография второй половины XIX века

Философские основы историографии второй половины XIX века. Предпосылки возникновения «позитивной» науки. Развитие сциентистской и нарративной традиции гуманитарного познания в эпоху позитивизма.

О. Конт и разработка основ позитивистской философии как общенаучной методологии познания. Конт об основных тенденциях общественного развития, принципе детерминированности и идее исторического прогресса. Различие предмета исторической науки и «социальной физики» в концепции Конта. Категории «социальной статики» и «социальной динамики» в социо­логии Конта. Социологическая концепция цивилизационного развития: до­минирующие формы познания, социальной философии и организации общества на теологической, метафизической, позитивной стадиях. Понятие «индустриального общества» в социологии Конта. Принцип эволюционизма в социологической философии Г. Спенсера. Разработка Спенсером цивилизационной концепции на основе эволюционистской теории. Характеристики «нецивилизованного общества», «начального состояния цивилизации» и «современной развитой цивилизации». Принципы структурно-динамического анализа развития общества в позитивистской теории Г. Спенсера. Соотношение понятий «эволюция» и «прогресс».

Марксистская историческая концепция. Формационная теория Маркса. Исторический материализм как составная часть философии марксизма. Категории общественного бытия и общественного сознания в концепции К. Маркса и Ф. Энгельса, их методологическое значение. Категория общественно-исторической практики, диалектика объективного и субъективного в общественном развитии. Проблема закономерности исторического процесса. Концепция развития общества как естественно-исторического процесса смены общественно-экономических формаций. Понятие «способ производства» в формационной концепции. Диалектика производительных сил и производственных отношений. Базис и надстройка. Механизм смены формаций. Проблема периодизации всемирной истории в формационной концепции. Энгельс о генезисе общественных форм («Происхождение семьи, частной собственности и государства»). Понятие цивилизации в работах Энгельса, марксистская трактовка триады «дикость - варварство - цивилизация». Доминирующая проблематика марксистских исторических исследований.

Консервативная историография второй половины XIX века в Германии: Г. фон Зибель, Малогерманская историческая школа и ее политические тенденции, евангелические религиозные убеждения (И.-Г. Дройзен, Г. фон Зибель, Г, фон Трейчке, Т. Моммзен). Великогерманское католическое направление в историографии (Ю. Фиккер, Т. Онкен, И. Янсея). Новая историческая школа (Ф.Брентано, Г. фон Шмоллер). Школа неокантианства (В. Виндельбандт, Г. Риккерт), М. Вебер, В. Дильтей. Пангерманская историография (Г. фон Белов, Д. Шеффер).

Консервативная историография второй половины XIX века во Франции: Н. Д. Фюстель де Куланж, И. Кастилль, И. Тэн, Э. Лависс, Ш. Сеньобос, Проблемы внешней политики в трудах А. Сореля, А. Дебидура.

Консервативная историография второй половины XIX века в Англии: Оксфордская и Кэмбриджская исторические школы. История колониальной политики (Дж. Сили, Ч. Дилк. Дж. Э. Фруд).

Либеральная историография второй половины XIX века в Германии: Я. Бурхкгардт, Э. Готхайн, М. Леман, П Дельбрюк, Ф. Мейнеке, Э. Трёльч.

Либеральная историография второй половины XIX века в Англии: Т. Бокль, История Английской революции в трудах С. Гардинера. Экономическая история (Т. Роджерс, У. Кеннйнгем, У. Эшли, А. Тойнби).

Либеральная историография второй половины XIX века во Франции: А. де Токвиль. Историография Великой французской революции (А. Олар).

Радикальная историография второй половины XIX века во Франции: A. Матьез, А. Бужар, Ж. Вейль. Школа экономической истории (Э. Лавассер).

Радикальная историография второй половины XIX века в Англии: Д. Актон. Социальные проблемы и история рабочего движения (С. и Б. Вебб). Социалистическое направление во Франции. А. Тома, Ж. Жорес. Социал-демократическая историография Германии: А. Бебель,

B. Либкнехт, В. Блос, К. Каутский, Э. Бернштейн.

Марксистская историография второй половины XIX века: Т. Бакс, Ж. Гед, П. Лафарг.

Американская историография второй половины XIX века. Становление исторических знаний в североамериканских Соединенных Штатах. Война за независимость и социально-исторические воззрения североамериканских просветителей.

«Ранняя школа». Источники, публикации документов. Историография Войны за независимость. Романтизм в американской общественной мысли и историографии. Идейная борьба по вопросу о рабстве в историографии. Крупнейшие американские историки и проблематика их исследований (Дж. Бэнкрофт, Ф. Паркмен, Дж. Л. Мотли, У. X. Прескотт, Р. Хилдрет).

Историография США в период Гражданской войны и Реконструкции: сторонники рабовладения, либеральное направление, радикально-аболиционистская публицистика. Состояние исторической науки, публикация источников, профессиональная подготовка историков. Крупнейшие историки и проблематика их работ (Дж. Скулерс, Дж. Ф. Роде, англосаксонская школа - Г. Б. Адаме, Дж. Фиске, Дж. Мак Мастер, культурная и дипломати­ческая история Г. Адамса, история рабочего движения).

Историография США в конце XIX - начале XX века. Публикация источников, становление системы исторического образования в стране. Экономическое (прогрессистское) направление в историографии. Теория границ (фронтир) Ф. Дж. Тернера. Работы Ч. О. Бирда. «Имперская школа» в изучении колониальной истории США, историография внешней политики. Историография Гражданской войны и Реконструкции, усиление консервативных тенденций. Усиление антимонополистической критики в публицистике, социалистическая и негритянская историография.

Национальные аспекты осмысления тем государственности, революции, собственности, роли народных масс в истории в историографии второй половины XIX века. Английская революция XVII века. Великая французская революция в трудах европейских историков второй половины XIX века.

Направления исторической мысли XX века

Духовный кризис европейского общества на рубеже XIX-XX веков. Формирование предпосылок для изменения мировоззренческой парадигмы индустриальной цивилизации. Философские искания в период «заката Европы». Философия жизни. В. Дильтей о герменевтике как методике анализа источников и методологии исторического исследования. Историософия О. Шпенглера. «Мир-природа» и «мир-история» как объекты познания. Локальные культуры и витальные циклы их развития. Понятие цивилизации в концепции Шпенглера. Классификация культур-цивилизаций. Философское обоснование герменевтической методологии представителями экзистенциализма. М. Хайдеггер и К. Ясперс о закономерностях развития общества и методах исторического познания. Теория осевого времени К. Ясперса как альтернатива концепциям диклического развития локальных цивилизаций. Ясперс о «главных проблемах истории». Проблемы сознания и метода познания мира в феноменологии Э. Гуссерля. Гуссерль о «кризисе европейского человечества».

Герменевтика и психоанализ - соотношение методов познания. Г. Зиммель о психологической истории. Методологические принципы теории архетипов К. Юнга и психоанализа 3. Фрейда в историософии А. Тойнби и Р. Коллингвуда. Цивилизационная теория А. Тойнби и традиции философии жизни. Религиозный взгляд на «законы истории». Локальные цивилиза­ции в теории Тойнби. Проблема преемственности в истории цивилизаций. Р. Коллингвуд о методологических принципах исторического познания. Неогегельянские философские аспекты Теории Коллингвуда. Исторический процесс как история мысли. Особенности герменевтического метода в трактовке Коллингвуда. «Априорное мышление историка». Неогегельянская историософия Б. Кроче. Идея синтетического единства истории и жизни в концепции Кроче - теоретическое обоснование презентизма.

Теория идеальных типов М. Вебера в контексте культурно-исторической методологии цивйлизационных исследований. Социология К. Мангейма, А. Вебера, В. Парето в контексте развития идей исторического синтеза. Становление методологии исторической компаративистики. Развитие традиций веберовского культурно-исторического анализа в цивйлизационных концепциях Е. Шубарта и П. Сорокина. Шубарт о «четырех вечных прототипах культуры». Концепция культурных суперсистем Сорокина. А. Тойнби, П. Сорокин, А. Кребер у истоков Международного общества по сравнительному изучению цивилизаций. Современные цивилизационные разработки (Н. Элиас, С. Айзенштадт). Влияние теории «осевого времени» К. Ясперса на цивилизационную концепцию С. Айзенштадта. Айзенштадт о структуре цивилизационного устройства общества, основах цивилизацион-ного подхода к изучению истории. Развитие традиций культурно-исторического анализа этнографии второй половины XIX века в теориях культурантропологии (Р. Бенедикт, М. Мид, Д. Горера).



Английская историография XX века

Организация исторической науки в Великобритании в XX веке. Теоретико-методологические основы исторической науки (Дж. Бьюри, А. Дж. Тойнби, Р. Дж. Коллингвуд, М. Оукшотт). Политическая история, изучение британской истории XVII-XVIII веков, истории внешней политики (Г. Темперли, Дж. Гуч, Р. Сэтон-Уотсощ Дж. Кларк, Л. Б. Нэмир). Формирование экономической и социальной истории (Дж. Клепэм, Р. Тоуни, Дж. М. Тревельян). Изучение промышленной революции в Англии, проблематика «рабочей истории». Организационные основы британской историографии во второй половине XX века. Теоретико-методологические основы британской историографии (Г. Баттерфилд, М. Оукшотт, И. Берлин, Дж. Элтон, Э. Карр, П. Берк, А. Марвик, Л. Стоун, влияние постмодернизма). Политическая история. Экономическая история. Расширение сферы социальной истории. Культурная история. Важнейшие тематические области и направления в британской историографии.



Американская историография в XX веке

Организационные основы и состояние исторической науки в США в первой половине XX века. Либерально-реформистское прогресеистекое направление (Дж.Т. Адаме, Дж.Ф. Джеймсон, Ч.О. Бирд, А.М. Шлезингер-старший). Консервативное направление в изучении американской истории XVIII-XIX веков. (Ч. М. Эндрюс, Э. Чаннинг, У. Б. Филипе). Историография внешней политики (Д. Перкинс, С. Ф. Бимис). Школа Дж. Коммонса, историография рабочего движения. Леворадикальное направление (В.Л. Паррингтон). Негритянская историография (К. Г. Вудсон, У. Дюбуа). Марксистское направление.

Историческая наука в США во второй половине XX века. Организационные основы исторической науки, методологические подходы. Упадок прогрессистского направления. Теория «согласованных интересов» - консенсусное направление в американской историографии. Консервативное направление (Л. Харц, Д. Бурстин, Р.Е. Браун). Неолиберальное направление (Р. Хоф-стедтер, А.М. Шлезингер-младший). Историография внешней политики - школы «политического идеализма» и «реальной политики». Теоретико-методологические новации 1960-1980-х годов: теории «индустриального» и «нового индустриального» общества, радикально-демократическое направление, «новая историческая наука». Влияние неоконсерватизма на историческую науку.

Французская историография XX века

Организация исторической науки во Франции. Направления историографии Франции XX века.

Предпосылки развития сциентистской историографии во Франции в начале XX века. П. Лакомб и критика исторического позитивизма. Исследования в области исторической географии (В. де ла Бланш), экономической истории (Э. Лабрусс), исторической социологии (Э. Дюркгейм). Э. Дюрк-гейм, А. Берр и разработка основ концепции исторического синтеза. Журнал «Анналы социальной истории» и формирование методологии ментальной истории. М. Блок. Л. Февр. Дискуссия «Анналов» со «Школой хартий» Ш. Са-марана. Ф.Бродель и второе поколение «Анналов». Влияние социологической теории Ж. Гурвича на концепцию Ф. Броделя. Расширение понятийного аппарата цивилизационной теории. Идея структурализма в концепции Броделя. «Мир-экономика». Трактовка идеи исторического синтеза. Методологические дискуссии среди представителей третьего поколения «Анналов» (Ф. Фюре, Ж. Ле Гофф, Ж. Дюби). Проблемы интеграции концепции «Анналов» в «новую историческую науку».

Западногерманская историография XX века

Консервативная историография (В. Зомбарт, А. Валь, И. Галлер, Г. Риттер). Либеральное направление (Ф. Мейнеке, Г. Онкен, Э. Бранденбург, Ф. Шнабель), леволиберальное направление (И. Цикурш, Ф. Валентин, Л. Бергштрессер). Радикально-демократическое направление (X. Хинтце, Г. Майер, Э. Кер, В. Г. Хальгартен, 3. Нойман). Социал-демократическая и марксистская историография. Историография в Третьем рейхе.

Германская историография во второй половине XX века. Тенденции развития и основные направления, организация исторических исследований. Господство консервативного направления в 1950-е годы (Г. Риттер, Г. И. Шёпс, В. Хубач). Рост влияния социальной истории (В. Конце - гейдельбергская школа, Г. Ротфельс, Т. Шидер, М. Штюрмер, Р. Козеллек). Марбургская школа В. Абендрота - центр изучения истории немецкого рабочего и социал-демократического движения. Социально-критическая школа (Г. У. Велер, Ю. Кокка, Г. А. Винклер, В. Моммзен). Неоисторизм и новое обоснование возможности персонифицирующего и индивидуализирующего подхода к истории (Т. Ниппердай, Л. Галль). История повседневности. Историография национал-социализма.
6. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

6.1.ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


Практические занятия, являющиеся важной составной частью организации учебного процесса, играют особую роль в преподавании курса историографии всеобщей истории. В рамках этого, имеющего первостепенное значение для профессиональной подготовки современного специалиста - историка курса, практические занятия выполняют целый ряд специфических, тесно связанных между собой функций. Во-первых, семинарские занятия позволяют студенту непосредственно на практике овладеть навыками историографического анализа, с применением основных методов и методик, разработанных современной наукой. Оптимально овладеть подобными навыками и закрепить это знание возможно лишь опираясь на собственный опыт, который студент получает в ходе практических занятий. Во-вторых, семинарские занятия дают студенту возможность понять важнейшие особенности того или иного этапа развития европейской исторической мысли XVII – ХХ вв., непосредственно знакомясь с работами "классиков", т.е. историков, в творчестве которых наиболее ярко отразились важнейшие тенденции развития исторической мысли. Кроме того, студент получает возможность проследить каким образом менялась оценка творчества того или иного мыслителя в ходе последующей эволюции исторической мысли. В этом случае принципиальное значение получает подбор текстов "классиков", т.е. авторов, тексты которых будут использоваться на семинарах в качестве основных историографических источников. Во-первых, в текстах выбранных авторов должны быть наглядно представлены основные тенденции развития исторической мысли определенного периода. Во-вторых, тексты, вынесенные в качестве источников на семинарские занятия, должны предоставлять возможность для реконструкции теоретико-методологических представлений их авторов, поскольку при различии тематики исследования (весьма значимой) и многообразии используемой ими источниковой базы, именно уровень теоретико-методологических представлений дает возможность для проведения сравнительных параллелей и построения концептуальных моделей, объясняющих общий ход развития европейской исторической мысли. При этом важным оказываются как теория исторического процесса, так и теория исторического познания.

В-третьих, некоторые идеи выбранных авторов должны определенным образом резонировать с проблемами современного исторического сознания, с образом истории, сложившимся в собственном сознании студента, т.е. быть актуальными. Значение их работ (как и положено "классикам") не должно ограничиваться методической или сугубо профессиональной стороной. Принципиально важным представляется и то, что хронологический период, охватываемый семинарскими занятиями в рамках курса – это период с начала XVII века до современности, т.е. с начала институционального оформления исторической науки вплоть до рассмотрения современного ее состояния.

Основные методы историографического анализа, востребованные в ходе семинарских занятий – биографический, позволяющие выявить определенные события в жизни ученого, повлиявшие на его исторические взгляды; типологический, позволяющий реконструировать общие для того или иного этапа исторической мысли черты; метод логической реконструкции исторической концепции.
6.2. ТЕМАТИКА И ВОПРОСЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Учебно-методический комплекс историография зарубежной истории для специальности: 050401. 65 история с дополнительной специальностью юриспруденция
699.59kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «римское право» для специальности «Юриспруденция» (по оксо 030501) и направления «Юриспруденция»
548.22kb.
Учебно-методический комплекс для студентов юридического факультета специальности «Юриспруденция»
1075.75kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история исторической науки. Историография. Специальность – 030401. 65 История Форма обучения: очно-заочная (вечерняя) Кафедра общественных дисциплин Рубцовск – 2011
1037.02kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «отечественная история» Для направления 521400 юриспруденция
1317.43kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Древние языки» Курс по выбору
509.53kb.
Основная образовательная программа 030900 Юриспруденция квалификация (степень) бакалавр Учебно-методический комплекс по дисциплине
1838.56kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины всеобщая история
520.16kb.
Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся по специальности: 071301 «Народное художественное творчество»
337.29kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Формы судебного разбирательства» Для направления 030500 «Юриспруденция»
245.53kb.
Методические рекомендации по написанию рефератов, тематика рефератов, примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену и перечень ре­комендуемой литературы по всему курсу и по отдельным разделам
4393.1kb.
Учебно-методический комплекс Рабочая программа для студентов специальности: 080801. 65 "Прикладная информатика (в экономике)"
151.14kb.