takya.ru страница 1
скачать файл



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт филологии и журналистики

Кафедра общего языкознания

Н.В. Лабунец, В.В. Дубовик, А.П. Ушакова


ОСНОВНЫЕ ЯЗЫКИ: ИСТОРИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 031001.65 Филология.

Форма обучения – заочная

Тюменский государственный университет

2013

Лабунец Н.В., Дубовик В.В., Ушакова А.П. Основные языки: Историческая грамматика русского языка. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 031001.65 Филология. Форма обучения – заочная. Тюмень: издательство Тюменского государственного университета, 2013, 23 стр.
УМК соответствует требованиям ГОС ВПО и включает учебную программу дисциплины с вопросами к экзамену, списками основной и дополнительной литературы.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Основные языки: Историческая грамматика русского языка [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru, свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой общего языкознания. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Лабунец Н.В., д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой общего языкознания

© Тюменский государственный университет, 2013.

© Лабунец Н.В., Дубовик В.В., Ушакова А.П.


  1. Пояснительная записка к дисциплине «Основные языки: Историческая грамматика русского языка»


Требования ГОС ВПО к содержанию курса

ОПД.Ф.04 «Основные языки: Историческая грамматика русского языка»

Историческая, сравнительно-сопоставительная характеристика языка; язык в его литературной форме и диалектном разнообразии. Происхождение и основные этапы развития языка; современные языковые процессы.

Письменность, ее становление и современное функционирование. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.

Данная учебная дисциплина преподается с учетом требований ГОС ВПО ОПД.Ф. 04. Основные языки: Историческая грамматика русского языка.


Цель и задачи курса

Рабочая программа ориентирована на действующий Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Российской Федерации (Москва, 2000), который определяет государственные требования к содержанию и уровню подготовки специалистов. Курс «Основные языки: Историческая грамматика русского языка» является составной частью дисциплины «История русского языка», имеющей статус федерального компонента высшего профессионального образования. Программа предназначена для студентов-филологов заочного отделения, которые изучают историческую грамматику русского языка на третьем курсе в пятом и шестом семестрах.

Филологическое ознакомление с курсом «Основные языки: Историческая грамматика русского языка» является важным компонентом общелингвистической и славистической подготовки студента, обогащает представление о славянском языковом родстве и о месте русского языка среди других славянских языков.

Необходимыми для постижения предмета курса «История русского языка» являются знания и умения обучающихся, полученные в результате освоения курсов «Введение в языкознание», «Классические языки (старославянский язык)», «Современный русский язык», «Современные славянские языки».



Цель курса - проследить историю развития живого народно-разговорного языка на всем его протяжении, обобщая результаты изменений на всех уровнях языковой системы. В целях успешного изучения исторической грамматики русского языка предполагается изучение русского литературного языка в его современном и историческом состоянии, обращение к диалектологии. При анализе определенных языковых явлений необходимо обращение к старославянскому, другим древним языкам, а также к современным славянским языкам.

В общефилологическом плане преподавание исторической грамматики русского языка необходимо студентам-русистам для того, чтобы, овладев древнерусским языком, они получили возможность приобщиться к культурному богатству, истории русского народа. Изучение истории русского языка важно для получения знаний о типологических чертах и специфических особенностях русской языковой системы в ее историческом изменении и диалектном варьировании. Основной метод изучения дисциплины - сравнительно-исторический - обеспечивает усвоение закономерностей исторического развития русского языка.



Задачи курса исторической грамматики:

- сформировать знания о закономерностях развития живого русского языка на всех доступных этапах его истории;

- углубить представления о культурно-исторической обусловленности языковых преобразований, о принципах истории языка в его функциональном движении;

- выработать историческое видение современных лингвистических процессов, позволяющее осмыслить явления современного русского языка сквозь призму диахронических тенденций.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- основные понятия исторического языкознания;

- законы развития фонетического, морфологического, синтаксического и лексического строя русского языка;

- принципы древнерусского словообразования; парадигмы именного склонения и глагольного спряжения.



Уметь:

- определять дискурсивную структуру и языковую организацию функционально-стилевых разновидностей исторического текста.



Владеть:

- навыками исторического комментирования явлений современного русского языка; историко-лингвистического анализа древнерусского текста.


2. Структура и трудоемкость дисциплины

Таблица 1.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры


5


6

Аудиторные занятия (всего)

34







В том числе:










Лекции

16

10

6

Практические занятия

18

4

14

Самостоятельная работа (всего)

266

133

133

Вид промежуточной аттестации (к/р; экзамен)







к/р; экз.

Общая трудоемкость: час.

300

147

153


3. Тематический план дисциплины

5,6 семестры

Таблица 2.




Тема

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Лекции

Практич. занят.

Самостоят. раб.

1

Историческая грамматика русского языка как научная и учебная дисциплина Чередования гласных и согласных звуков. Образование русского языка. Происхождение и основные этапы развития языка. Письменность, ее становление.

2




40

42

2.

Фонетика. Праславянское наследие в звуковой системе древнерусского языка

4

2

40

46

3.

Фонетическая система древнерусского языка к x - xi вв. письменность. ее становление и современное функционирование; графика, орфография и пунктуация.


4

2

53

59

4.

Фонетические изменения в истории древнерусского языка.

.


2

2

33

37

5.

Фонетическая система великорусского (старорусского) языка xiv-xvii вв.






2

10

12

6.

Морфология. проблематика и задачи курса исторической морфологии как истории грамматических категорий и форм их выражения в разные периоды развития языка. история имени существительного в русском языке.


2

4

30

36

7.

История местоимений, числительного как части речи и имени прилагательного в русском языке





4

20

24

8.

История глагола в русском языке.


2

2

20

24

9

Синтаксис, проблематика и задачи курса исторического синтаксиса.







10

10

10

Лексикография, лексика и словообразование в историческом развитии русского языка.








10

10




Всего

16

18

266

300



4. Содержание дисциплины

5,6 семестры
Тема 1. Историческая грамматика русского языка как научная и учебная дисциплина Чередования гласных и согласных звуков. Образование русского языка Происхождение и основные этапы развития языка. Историческая, сравнительно-сопоставительная характеристика языка.

ВОПРОСЫ:


  1. Предмет и задачи курса исторической грамматики.

  2. Историческая грамматика в ряду других лингвистических дисциплин исторического цикла.

  3. Основные источники и методы исторического изучения языка.

  4. Проблема периодизации истории языка.

  5. Возможная периодизация истории русского языка в связи с историей восточных славян.

  6. Общевосточнославянский период (VI - IX вв.).

  7. Древнерусский период (IX - XIV вв.).

  8. Старорусский (великорусский) период (XIV - XVII вв.) – период формирования языка великорусской народности.

  9. Начальный период формирования русского национального языка (конец XVII - XVIII вв.).

  10. Новый период истории русского языка (XIX - XX вв.).

ЗАДАНИЯ:

  1. Переписать алфавит.

  2. Определить место исторической грамматики в ряду других лингвистических дисциплин исторического цикла. Заполнить таблицу.

  3. Раскрыть соотношения понятий «русский язык», «древнерусский язык», «церковнославянский язык», «старославянский язык», «праславянский язык», «индоевропейский язык». Рассказать об этапах образования русского языка. В чем условность периодизации истории русского языка?

  4. Азбука кириллица на Руси. Показать звуковые различия букв кириллицы в древнерусском и старославянском языках.

  5. Написать и затранскрибировать по-древнерусски применительно к языку рубежа X-XI вв. слова: мера, свет, белый, слепой, летят, память, веду, пущу, дочь, жечь, печь, свеча, первый, волна, крест. В чем особенности написания и произношения этих слов в древнерусском языке по отношению к старославянскому и современному русскому языкам?

  6. Чтение, перевод, фонетический комментарий к отрывкам из «Остромирова евангелия».


Тема 2. Фонетика. праславянское наследие в звуковой системе древнерусского языка.

ВОПРОСЫ:


  1. Проблемы и задачи исторической фонетики как истории звуковых изменений и фонологических отношений.

  2. Звуковой строй восточнославянских диалектов дописьменной поры (праславянское наследие).

  3. Преобразование позиционной мены гласных и согласных в исторические чередования; обзор основных исторических чередований.

ЗАДАНИЯ:


1. Выделить исторические корни в словах и объяснить чередования гласных в них, унаследованные из индоевропейского языка: коснуться – касаться; макать – мокнуть; несу – ноша – разнашивать; веду – водить – выпроваживать; беру – брать – забирать; гребу – гроб – грабить.

2. Выделить исторические корни в словах и объяснить чередования согласных в них, вызванные законом слогового сингармонизма на праславянской почве: писать – пишу; рубить – рублю; мазать – мажу; несу – ноша; плакать – плачу; бег – бежит – бежать; крик – кричу – кричишь - кричат – кричать; пух - пушок; снег – снежный; рука – ручной; помогу – помози; краток – вкратце, льгота – польза; лик – лицо; старик – старец.

3. Выделить исторические корни в словах и объяснить чередования гласных в них, вызванные законом открытого слога на праславянской почве: кров – крыть – сокровенный; плыть – пловец; ковать – кую – кузница – козни; петь – поёшь; бить – бьёшь; память – вспоминать; клятва – проклинать; звук – звенеть – звон; пинать – попона – путы – запятая; вымету – замести – вымел; обязать – обвязать; едят – ем – яства.

4. Выделить исторические корни в словах и объяснить чередования гласных и согласных в них, вызывные законом слогового сингармонизма и законом открытого слога, унаследованные от общевосточнославянской эпохи: помочь – помощь, свеча – освещение, надежный – надежда, берег – прибрежный, горожане – граждане, голос – гласный, молоко – млечный.

5. Чтение, перевод, фонетический комментарий к отрывкам из «Остромирова евангелия», «Изборника 1073 г.», «Изборника 1076 г.».
Тема 3. Фонетическая система древнерусского языка к x-xi вв. письменность. ее становление и современное функционирование; графика, орфография и пунктуация

ВОПРОСЫ:



  1. Характеристика древнерусского слога. Общевосточнославянские явления дописьменной поры, связанные с реализацией тенденций к построению слогов по принципу восходящей звучности.

  2. Система вокализма древнерусского языка к X – XI вв. Ряд гласного (передний ~ непередний) как реализация основного различительного признака гласных фонем. Редуцированные гласные [ъ] и [ь] и их позиционные варианты. Качество фонемы [ê] («ять») в восточнославянских диалектах. Развитие гласного [ô] в диалектах восточных славян в определенных просодических условиях. Вопрос о фонеме [ô].

  3. Система консонантизма древнерусского языка к X – XI вв. Многочисленная противопоставленность; наличие палатального ряда согласных фонем, противопоставленных губным, зубным и гуттуральным (заднеязычным) согласным. Отсутствие в фонологической системе соотносительных рядов согласных фонем по твердости~мягкости и по глухости~звонкости - специфическая особенность древнерусского консонантизма данного периода. Вокалистический характер фонологической системы древнерусского языка.

ЗАДАНИЯ:

1. Охарактеризовать звуковую структуру слога в древнерусском языке рубежа X – XI вв., типы сочетаний гласных и согласных звуков в слоге.

2. Показать отличия системы гласных и системы согласных звуков древнерусского языка X – XI вв. от современного русского языка.

3. Охарактеризовать восточнославянские диалектные различия в звуковой системе.

4. Чтение, перевод, фонетический комментарий к отрывкам из «Грамоты Мстислава» ок. 1130 г. Затранскрибировать четыре первых строчки применительно к древнерусскому языку X-XI вв., показать проявления тенденции по принципу восходящей звучности и закона слогового сингармонизма. Объяснить происхождение исконно мягких согласных,а также происхождение гласных, восходящих к носовым в словах, встречающихся в тексте.
Тема 4. Фонетические изменения в истории древнерусского языка.

ВОПРОСЫ:


  1. Вторичное смягчение согласных как одно из важнейших фонетических явлений древнерусского языка. Вопрос о времени этого процесса и его частичном отражении в памятниках письменности XI - XII вв. Важнейшие следствия вторичного смягчения согласных на фонетическом и фонологическом уровне.

  2. История падения редуцированных. Хронология процесса. Утрата редуцированных в слабой позиции; вокализация [ъ] и [ь] в сильной позиции. Вопрос о причине падения редуцированных. Изменение напряженных редуцированных [ы] и [й]. Их различная судьба в сильной позиции в древнерусских говорах.

  3. Последствия падения редуцированных в области гласных. Последствия падения редуцированных в области согласных, непосредственно относящиеся к звуковой системе древнерусского языка. Изменения слоговой структуры. Удлинение [о] и [е] в новых закрытых слогах в юго-западных диалектах древнерусского языка. Ассимилятивные и диссимилятивные процессы в новых группах согласных, упрощение групп согласных. Утрата слогом автономного характера. Возможность межслоговых позиционных изменений.

ЗАДАНИЯ:

1. Охарактеризовать явление вторичного смягчения согласных в древнерусском языке. В чем заключается проблемность вопроса? Каково проявление силлабемы в указанный период Каковы важнейшие следствия вторичного смягчения согласных?

2. Охарактеризовать падение редуцированных Ъ и Ь. Раскрыть важнейшие следствия падения редуцированных, непосредственно относящиеся к звуковой системе древнерусского языка.

3. Показать, в чем отличие звуковых оболочек слов типа кладъ – кладь, моль – моль в X – XI вв. и к концу XI (в период после вторичного смягчения согласных и до падения редуцированных).

4. Написать, затранскрибировать по-древнерусски применительно к языку рубежа X-XI вв. слова и определить позиции редуцированных в них: лоб, ров, локоть, шёл, нёс, снежок, крючок, лом, молодой, соловей, гостей. В чем причина беглости гласных в современном русском языке?

5. В чем причина ассимилятивно-диссимилятивных изменений и упрощений групп согласных, отразившихся в словах: сердце, сжечь, что, конечно, сбить, мягкий, легкий, вестник, изба, просьба, свадьба, везде?

6. Дать фонетический комментарий к отрывку из Смоленской грамоты 1229 г. Выписать из текста слова, в которых отразилось падение Ъ и Ь. Как доказать, что здесь был редуцированный?
Тема 5. Фонетическая система великорусского (старорусского) языка xiv-xvii вв.

ВОПРОСЫ:



  1. Изменения в составе и системе согласных фонем. История парного противопоставления непалатализованных и палатализованных согласных (корреляции согласных фонем по твердости~мягкости) как основная тенденция русской фонетической системы. Роль падения редуцированных в формировании оппозиции типа [t]~[t’], возникновение решающей сильной позиции на конце слова, сильной позиции согласных перед согласными. Развитие сильной позиции перед гласными [а], [и], [у] и [о]. Диалектные различия в характере формирования корреляции твердых~мягких согласных фонем. Возникновение слабых позиций для [t]~[t’]. Оформление соотносительного ряда парных фонем по твердости~мягкости.

  2. История согласных фонем, непарных по твердости~мягкости. Изменение групп [кы],[гы],[хы] в [к’и], [г’и], [х’и]. Отношение этого частного изменения к истории парного противопоставления твердых~мягких согласных фонем. История шипящих и [ц].

  3. Оформление после падения редуцированных соотносительного ряда согласных фонем, парных по глухости – звонкости (в связи с появлением позиций нейтрализации по данному признаку). История губных фрикативных согласных. Появление [ф] и [ф’] как самостоятельных фонем.

  4. Изменения в составе и системе гласных фонем (в связи с падением редуцированных и формированием фонематической категории твердости~мягкости).

  5. История гласных передней ~ непередней зоны образования. Объединение гласных [a] и [ä] в одну фонему [a/˙a/a˙/ä]. Параллельное объединение гласных верхнего подъема [и] и [ы] в единую фонему [и/ы].

  6. История гласных |е| и |о|. Позиционное изменение [’е] в [’о] перед твердым согласным после падения редуцированных. Влияние фонетического изменения [’е] > [’о] и изменений по аналогии на состояние фонологической системы. Фонологизация отношений между звуками [е] и [о] в позиции конца слова и между мягкими согласными. Новая частная система гласных фонем [е] ~ [о] с различительным признаком «нелабиализованность ~ лабиализованность». Возникновение новой позиции для противопоставления [е] ~ [о], позиции перед твердыми согласными. Диалектные различия в истории звуков [’е] и [’о].

  7. История гласных верхнесреднего подъема [ê] и [ô]. Утрата признаком «напряженности» своего различительного характера. Постепенное замещение фонемы [ê] «ять» фонемой [е]. Параллельное замещение фонемы [ô] фонемой [о]. Установление пятифонемного вокализма. Последовательность данного процесса в центральных говорах, генетически восходящих к ростово-суздальскому диалекту. Иное направление истории гласных верхнесреднего подъема в периферийных северновеликорусских и южновеликорусских говорах.

  8. История аканья. Историческая интерпретация данных современных акающих говоров и лингвистической географии. Отражение аканья-яканья в памятниках письменности. Гипотезы относительно времени и места (первичной территории) возникновения аканья, о причинах возникновения аканья. Вопрос о времени появления аканья в московском говоре. Появление перекрещивающегося типа позиционной мены гласных в акающих говорах.

ЗАДАНИЯ:

1. Охарактеризовать процесс становления соотносительного ряда парных по твердости-мягкости. В чем заключаются особенности истории согласных, непарных по твердости – мягкости.

2. Охарактеризовать процесс становления соотносительного ряда парных по глухости – звонкости.

3. Охарактеризовать процесс перехода ’е > ’о. Каковы фонологические следствия этого явления?

4. В чем заключается история гласных /е/ закрытого и /о/ закрытого?

5. Объяснить причину ассимилятивного смягчения и отвердения согласных в словах: лист – листик, два – две, ровный ровнее.

6. Объяснить изменения согласных (заднеязычных, шипящих, ц) в словах: круги, реки, грехи, душой, межой, концы.

7. Как установились сильные и слабые позиции по глухости – звонкости? Объяснить происшедшие изменения согласных в словах: с горы, просьба, лодка, лавка, сапог, коров.

8. Объяснить причину перехода ’е > ’о или ее отсутствие в словах: лён, твёрдый, бельё, кружочек, тётя, поёте, на берёзе, звёзды, цвёл; сено, первый, серп, купец, смоленский, недуг, шлем, житие, студент, конверт, полпред.

9. Охарактеризовать результаты изменений фонемы «ять» по говорам.

10. Осветить историю аканья в русском языке.

11. Чтение, перевод, фонетический комментарий к отрывкам из текста Лаврентьевской летописи.

12. Дать исторический (фонетический) комментарий к словам современного русского языка: свадьба, лесной, князь, верёвка, птица.
Тема 6. Морфология. проблематика и задачи курса исторической морфологии как истории грамматических категорий и форм их выражения в разные периоды развития языка. история имени существительного в русском языке

ВОПРОСЫ:



  1. Диахронические отношения фонетики, морфологии и синтаксиса в истории развития языка.

  2. Общая характеристика морфологического строя древнерусского языка в период старейших памятников письменности.

  3. Основные процессы, имевшие место в историческом развитии морфологического строя русского языка.

  4. Имя существительное в древнерусском языке в период старейших памятников письменности. Системы падежных окончаний (типы склонения), восстанавливаемые по показаниям древнерусских текстов. Семантический характер распределения существительных по типам склонения, восходящим к индоевропейскому праязыку. Отражение в старейших памятниках начавшегося в дописьменную (праславянскую) эпоху процесса разрушения унаследованных типов склонения. Реальный состав древнерусских словоизменительных классов имен существительных в его отношении к составу индоевропейских именных основ.

  5. Утрата категории двойственного числа. Разрушение категории двойственного числа в живой восточнославянской речи в связи с «растворением» понятия двойственности в более широком понятии множественности.

  6. Перегруппировка типов склонения существительных в единственном числе в истории русского языка. Род как основная классифицирующая грамматическая категория существительных, значение категории рода в перегруппировке именных парадигм в единственном числе. Флексии существительных как выразители числового и падежного значений, их отношение к родовой характеристике имен. Разрушение склонения на *-ŭ-, взаимовлияние существительных древних *-ǒ- и *-ŭ- основ, разрушение типа склонения на согласный в живой древнерусской речи. Судьба существительных *-ĭ- основы. Объединение пяти (шести) типов склонения в новую систему трех склонений. История существительных, стоящих вне склонений.

  7. История современных падежных окончаний существительных в единственном числе. Утрата звательной формы в связи с совпадением синтаксических функций звательного и именительного падежей. Процессы унификации внутри продуктивных типов склонения. Взаимодействие твердого и мягкого вариантов склонения как отражение общей тенденции к преодолению синонимии падежных окончаний. Разные направления этого процесса по говорам и отражение его результатов в текстах различных периодов. Унификация флексий по образцу твердого варианта и ликвидация в основах чередований заднеязычных согласных со свистящими. История окончаний существительных современных типов склонения в именительном, родительном, дательном, творительном, предложном падежах. Использование вариативных окончаний существительных в текстах разных периодов и разных жанров. Формирование многочисленной системы падежей в русском диалектном языке.

  8. Унификация типов склонения существительных во множественном числе. Нейтрализация родовых различий в формах множественного числа и образование единой парадигмы склонения существительных. История падежных окончаний существительных во множественном числе. История форм дательного, местного и творительного падежей мн.ч. Историко-морфологические условия сохранения древних флексий родительного падежа мн.ч. Тенденция к закреплению за формантом –а показателя множественного числа в связи с унификацией флексий –ам, -ами, -ах. История образования флексий именительного падежа множественного числа: -и (-ы), -ан-е (-ян-е), -jа, -ов-jа. Унификация флексии -а (-я) на базе исконных форм ср.р., в результате переосмысления форм двойственного числа. Акцентологическое выравнивание основ и закрепление за флексией –а универсального показателя множественности.

  9. История категории одушевленности - неодушевленности существительных в русском языке. Развитие категории одушевленности – неодушевленности на базе древнерусской категории лица. Позднее распространение категории одушевленности в ед.ч. на названия животных. Включение в категорию одушевленности названий лиц женского пола и названий животных во мн.ч. Синтаксический характер категории одушевленности – неодушевленности в древнерусском языке, где форма вин. пад. = род. пад. при указании на прямой объект. Реликты старой формы вин.пад.

ЗАДАНИЯ:

1.Показать взаимосвязь и взаимообусловленность фонетических, морфологических и синтаксических явлений.

2. Охарактеризовать части речи и грамматические категории в древнерусском языке периода первых памятников письменности, сравнив с современным русским языком.

3. Охарактеризовать типы склонения существительных в древнерусском языке. Объяснить принцип распределения существительных по типам склонения.

4. Прочитать и сделать письменный перевод отрывка из Лаврентьевской летописи («Смерть Игоря»). Выписать существительные дружина, Игореви, отроци, платьем, княже и сделать их морфологический анализ.

1. Существительные написать по-древнерусски применительно к языку X – XI в. и определить тип склонения по древней основе: книга, туча, княгиня, мох, нож, плод, мёд, путь, конь, огонь, день, дочь, буква, свекровь, небо, племя, село. Подчеркнутые слова просклонять в ед., дв. и мн.ч.

2.Произвести морфологический анализ существительных в отрывке из Лаврентьевской летописи («Месть Ольги»).

3.Определить историческую принадлежность существительных трех современных склонений. Объяснить причины перегруппировки типов склонения существительных в истории русского языка.

4. Объяснить происхождение вариативных падежных окончаний существительных в род. и предл.пад.ед.ч.: смеха – смеху, покойя – покою, о льде – на льду, о годе – в году.

5. Объяснить происхождение современных падежных окончаний во мн.ч.: руки, места, капли, жёны, черти, соседи, гнёзда, семена, небеса, колени, плечи, луга, берега, сыновья, горожане.

6. Дать исторический комментарий к подчеркнутым словоформам: Не был, говорит, с третьего дни (Достоевский). Смешно бессмертье на земли (Лермонтов).По небу много облак ходит (Тютчев). От зуб его уж не было спасенья (Жуковский).

7. Чтение, перевод, исторический (морфологический) анализ отрывков из Новгородской летописи, из Ипатьевской летописи.


Тема 7. История местоимений, числительного как части речи и имени прилагательного в русском языке.

ВОПРОСЫ:



  1. Система местоименных слов в период старейших памятников письменности. Синтаксическая и морфологическая противопоставленность личных и неличных местоимений. Энклитические формы местоимений, характерные для книжно-славянского языка. Проблема формы им.пад. ед. числа местоимения 1 лица я, язъ, азъ. Склонение местоимений.

  2. История личных местоимений. Утрата специфических форм вин.пад., кодификация формы вин.-род.пад. Оформление личного местоимения 3 лица, причины и условия этого процесса. Грамматические свидетельства происхождения личного местоимения 3 лица из указательного. Новые притяжательные образования в диалектном языке.

  3. История форм неличных местоимений. Роль местоименного склонения в унификации форм мн.ч. определяемых существительных. Сближение склонения неличных местоимений со склонением членных прилагательных, ведущее к унификации –ы/-и как показателя множественности. История форм ед. числа, обусловленная сближением неличных местоимений и членных прилагательных. История падежных форм неличных местоимений.

  4. Имя прилагательное в период старейших древнерусских памятников. Основные категории имени как одной из групп имен. Разряды прилагательных по значению. Членные прилагательные в древнерусском языке, их общее значение и синтаксическая функция. Стяженные формы прилагательных в восточнославянских говорах. Склонение прилагательных.

  5. История именных форм прилагательных. Особенности функционирования именных форм прилагательных, их синтаксические функции. Процесс унификации родовых окончаний во множественном числе. Сохранение именного склонения притяжательными прилагательными.

  6. История местоименных форм прилагательных. Закрепление местоименных форм в атрибутивной функции и сближение их с неличными местоимениями. Обобщение родовых форм в им.-вин.пад.мн. числа под влиянием косвенных падежей и, вычленение форманта –ы/-и в качестве универсального показателя множественного числа. Церковнославянские варианты местоименных форм в древнерусских и старорусских текстах. История падежных окончаний местоименных прилагательных. Закрепление местоименных форм в атрибутивной функции.

  7. История форм сравнительной степени прилагательных. Закрепление именных форм сравнительной степени в предикативной функции с двусторонней синтаксической связью. Отражение в памятниках письменности и говорах процесса обобщения морфологического показателя сравнительной степени. Утрата синтетических местоименных форм сравнительной степени. Использование синтетических форм сравнительной степени в значении превосходной. Отражение случаев их употребления в значении сравнительной степени в текстах XVIII – начала XIX вв.

ЗАДАНИЯ:

1. Охарактеризовать систему склонения местоимений в древнерусском языке периода первых памятников письменности.

2. Произвести морфологический анализ местоимений в отрывке из Новгородской летописи по Синодальному списку XIII – XIV вв.

3. Указать историческую причину изменения по родам личного местоимения 3-его лица. Каким образом установилось начальное «н» после предлогов: с ним, к нему, в него, от него, за ним?

4. Дать исторический комментарий к подчеркнутым словоформам: И мрачный памятник оне фонтаном слез именовали (Пушкин). Но глаза, что мя пленили, всеминутно предо мной (Пушкин). На крик испуганный ея ребят семья сбежалась шумно (Пушкин).

5. Охарактеризовать систему склонения местоимений в древнерусском языке периода первых памятников письменности.

6. Произвести морфологический анализ прилагательных в отрывке из Новгородской летописи по Синодальному списку XIII – XIV вв.

7. Просклонять сочетания прилагательных с существительными в ед., дв., мн.ч. по-древнерусски: белый снег, старая книга, синее море, привести современное склонение сопоставить формы прилагательных и объяснить происхождение падежных окончаний.

8. Каково происхождение форм досуха, сослепу, издавна, подобру-поздорову, засветло, впараво?

9. К каким древнерусским формам восходят современные: белее, моложе, богаче, меньше, сильнейший, крепчайший?

10. Дать исторический комментарий к подчеркнутым словоформам: Не быть тебе душой семьи родныя (Жуковский). Отец мой всех был богатей (Кольцов).Вот звуки ближе и громчей (Рылеев). Между ними установилось чувство сильнейшее, чем дружба (Л.Толстой).
Тема 8. История глагола в русском языке.

ВОПРОСЫ:



  1. Общая характеристика глагола как части речи в период старейших памятников письменности. Грамматические категории глагола в древнерусском языке Х – Х1 вв. Специфика выражения категории вида. Система форм изъявительного наклонения в древнерусском языке. Типы формообразующих глагольных основ. Тематические и нетематические основы настоящего времени. Спрягаемые и склоняемые глагольные формы.

  2. История форм настоящего и будущего времени глагола в русском языке. История личных форм настоящего времени тематических и нетематических глаголов. Происхождение разноспрягаемых и особо спрягаемых глаголов. Разграничение форм простого будущего и настоящего времени в связи с развитием категории вида. Складывание новой аналитической формы будущего времени.

  3. Преобразование системы прошедших времен глагола в истории русского языка. Различная судьба многочленной системы прошедших времен в книжно-письменном языке и живой речи. Ранняя утрата простых форм прошедших времен древнерусскими говорами: история имперфекта и аориста. Связь этого процесса со взаимодействием видовых и временных значений в системе спрягаемых форм. История сложной формы – плюсквамперфекта. Расширение функций перфекта. Причины вытеснения перфектом всех остальных форм прошедшего времени, развитие «нового, русского, перфекта» в западных восточнославянских говорах, происхождение современной формы прошедшего времен.

  4. История форм ирреальных наклонений в русском языке. Система форм повелительного и сослагательного наклонений в древнерусском языке в период старейших памятников письменности. Преобразование форм повелительного наклонения. Развитие значения инклюзивного дв.ч. повелительного наклонения формами 1 л. мн.ч. настоящего времени; образование форм 1 и 2 л. мн.ч. путем агглютинации (прибавление флексии –те). Утрата вспомогательного глагола в аналитической форме сослагательного наклонения, преобразование частицы бы в универсальный показатель условно-желательного значения.

  5. История категории залога. Вопрос о формировании категории вида в истории русского языка. Существующие научные гипотезы о времени и механизмах образования видовых пар. Взаимосвязь истории категории вида и истории временной системы глагола.

  6. История именных форм глагола в русском языке. Система именных форм глагола в древнерусских памятниках: инфинитив, супин, причастные формы; специфика глагольных категорий, сохраняемых именными формами. Употребление именных форм действительных причастий в предикативной или полупредикативной функции («второстепенного сказуемого»). История причастий в русском языке. Сохранение форм страдательных причастий в функции предиката, утрата ими форм косвенных падежей. Закрепление форм действительных причастий в функции «второстепенного сказуемого». Преобразование действительных причастий в категорию деепричастия. Формообразующие и синтаксические особенности деепричастий, отражающие их историческую связь с причастными формами в полупредикативной функции. Закрепление атрибутивной функции за членными формами причастий. Переход членных форм древнерусских причастий в прилагательные. Морфологические показатели церковнославянского происхождения причастий русского литературного языка.

ЗАДАНИЯ:

1. Охарактеризовать систему глагольных категорий и форм в период старейших памятников письменности.

2. Какие типы глагольных основ были представлены в древнерусском языке?

3. Как формировалась система спрягаемых глагольных форм настоящего, будущего и прошедшего времени?

4. Как шло формирование категории глагольного вида?

5. Произвести морфологический разбор глаголов в отрывке из Лаврентьевской летописи.

6. Проспрягать по-древнерусски глаголы: быть, хотеть, дать, сравнить с современными формами и объяснить происхождение.

7. Охарактеризовать систему именных форм глагола в древнерусском языке периода старейших памятников письменности. Какова история инфинитива и супина?

8. Как шло формирование причастий?

9. Как в истории русского языка формировалась категория деепричастия?

10. Дать исторический комментарий к подчеркнутым словоформам: Аки воду, лиях и лиях (А.К.Толстой). Умре Владимир с горя, порядка не создав (А.К.Толстой). Ведь искони того не бе, чтобы меня кто в этом виде встретил (А.К.Толстой).И к дальним берегам возведши взор (Пушкин), Живучи в объятьях прелестной Натуры (Карамзин).
Тема 9. Синтаксис, проблематика и задачи курса исторического синтаксиса

ВОПРОСЫ:



  1. Предмет и задачи исторического синтаксиса русского языка. Развитие синтаксического строя в истории русского языка. Члены предложения и их связи в период старейших древнерусских памятников письменности. Исторические связи синтаксиса и морфологии. Значение синтаксических исследований разговорной речи для исторического синтаксиса русского языка. Проблемы выделения основных синтаксических единиц в древнем тексте. Эллипсис подлежащего как норма древнего (и современного разговорного) предложения в связном тексте. Особенности функционирования личных местоимений в функции подлежащего в разные периоды истории языка в связи с историей глагольных форм. Сказуемое как обязательный главный член древнерусского предложения. Полупредикативная функция причастий в древнерусских предложениях. Особенности согласования и управления в языке древнерусских памятников. Выражение обстоятельственных значений и формирование «вторичных» наречий, связанных по происхождению с именами.

  2. Развитие типов простых и сложных предложений в истории русского языка. Типы односоставных предложений в древнерусских текстах. Развитие безличных предложений. Проблема сложного предложения в древнерусском тексте. Грамматические способы выражения смысловых отношений между простыми предложениями внутри сложного синтаксического целого; сочинение и подчинение и их соотношение в текстах различных периодов. Различия в наборе специализированных средств выражения подчинительных предложений современного типа.

ЗАДАНИЯ:

1. Охарактеризовать систему простых и сложных предложений в древнерусском языке периода старейших памятников письменности.

2. Дать синтаксический комментарий к отрывку из «Слова о полку Игореве».

3. Научные сообщения (доклады).


Тема 10. Лексикография, лексика и словообразование

в историческом развитии русского языка.

ВОПРОСЫ:



  1. Предмет и задачи исторической лексикологии и исторического словообразования русского языка.

  2. Словарный состав как наиболее подвижный уровень языка. Общеславянский лексический фонд как основа словаря древнерусского языка. Словообразование и заимствования как основные средства обогащения словарного состава. Архаизация отдельных пластов лексики. Деэтимологизация и переразложение основ в связи с фонетико-морфологическими изменениями.

  3. Несоответствие этимологического и словообразовательного состава слова в разные периоды истории языка. Общеславянский лексический фонд: индоевропейское наследие праславянские новообразования, заимствования. Фразеология. Праславянские истоки различий между южно- и северно-восточнославянскими диалектами. Особенности лексических диалектных противопоставлений. Основные средства пополнения словаря русского языка. Основные средства пополнения словаря древнерусского языка: суффиксальное словообразование; синтаксически обусловленные переходы слов из одной части речи в другую; префиксальное образование глаголов.

  4. Древнейшие восточнославянские заимствования (из финно-угорских, восточнобалтийских, иранских, тюркских диалектов) как отражение процесса ассимиляции восточнославянскими племенами групп автохтонного населения лесной зоны Восточной Европы и степных кочевников. Особое место ономастики в лексической системе древнерусского языка.

  5. Проникновение церковнославянской лексики и грецизмов в разговорную речь в связи с распространением христианства; народное освоение христианских имен. Периоды наиболее интенсивного проникновения заимствований в русский (великорусский) язык. Лексические процессы в эпоху развития национальных отношений. Современные языковые процессы.

ЗАДАНИЯ:


1. Охарактеризовать лексической строй древнерусского языка периода старейших памятников письменности.

2. Охарактеризовать основу лексического фонда и источники его пополнения на протяжении истории русского языка.

3. Дать историко-этимологический комментарий к отрывку из «Слова о полку Игореве».

4. Научные сообщения (доклады).


5. Виды самостоятельной работы студентов.

5.1. Темы контрольных работ:


  1. «Исторические чередования в русском языке».




  1. «История грамматических категорий и форм в русском языке».

Цель выполнения контрольных работ:- способствовать развитию навыков самостоятельного исследования исторического материала. В аудиторных контрольных работах основное место отводится практическим заданиям, где выявляются навыки: умение писать и транскрибировать текст применительно к языку X – XI вв., переводить и комментировать древнерусские тексты, умение анализировать фонетические и морфологические явления в истории русского языка, объяснять явления современного русского языка закономерностями его исторического развития (исторические чередования звуков, беглость гласных, аканье и др., вариативность флексий существительных, прилагательных и др., возникновение новых грамматических форм, категорий и др.). Контрольные работы ориентированы на знание студентами основных, узловых моментов в истории фонетики и морфологии русского языка, базовых понятий исторической русистики. Выполнение контрольных работ – «Исторические чередования в русском языке» и «История грамматических категорий и форм в русском языке» - осуществляется в течение всего семестра, что позволяет преподавателю объективно оценить текущую работу студента, своевременно выявить и ликвидировать пробелы в его знаниях.


5.2.Темы для обязательного конспектирования
Работа с использованием дополнительной литературы (обязательное конспектирование) направлена на самостоятельное изучение отдельных тем курса:

  1. Памятники древнерусской письменности.

  2. Парадигмы древнерусского склонения и спряжения (таблицы склонения существительных, местоимений, прилагательных; таблицы спряжения глагольных форм – настоящее, будущее, прошедшее время, таблицы склонения причастий).

  3. Классификация гласных звуков древнерусского яз. X – XI вв.

  4. Классификация согласных звуков древнерусского яз. X – XI вв.

  5. Древнейшие диалектные особенности в звуковой системе древнерусского языка.

  6. Фонетическая система русского национального языка (основные тенденции развития)

  7. Основные тенденции развития морфологического строя русского языка.

  8. Парадигмы склонения и спряжения в древнерусском языке к X – XI вв.

  9. История вопросительных местоимений в русском языке.

  10. История числительных в русском языке.

  11. Типы формообразующих глагольных основ в древнерусском языке к X – XI вв.

  12. История форм ирреальных наклонений в русском языке.


5.3.Темы для научных сообщений и докладов

  1. Восточнославянские глоссы древнерусского периода в иностранных сочинениях.

  2. Из истории разработки исторической грамматики русского языка.

  3. Берестяные грамоты – новый источник для изучения русского языка.

  4. Судьба собирательных существительных в русском языке.

  5. История категории залога в русском языке.

  6. История наречий в русском языке.

  7. История предлогов, союзов, частиц в русском языке.

  8. Происхождение названий древнерусских городов.

  9. Антропонимическое пространство древнерусского языка.

  10. Историко-этимологическое изучение русской лексики (история и этимология отдельных слов).


6. Вопросы к экзамену

  1. Историческая грамматика русского языка как научная дисциплина, ее предмет и задачи. Историческая грамматика русского языка в системе других лингвистических дисциплин. Основные источники и методы исторического изучения русского языка.

  2. Образование русского языка. Возможная периодизация истории русского языка в связи с историей восточных славян.

  3. Праславянское наследие. Исторические (морфологические) чередования гласных в русском языке и их происхождение.

  4. Исторические чередования согласных, вызванные законом слогового сингармонизма на праславянской почве.

  5. Исторические чередования гласных и согласных, вызванные законом открытого слога на праславянской почве.

  6. Общевосточнославянские явления дописьменной поры, связанные с законом слогового сингармонизма и законом открытого слога. Изменение начального * je >*o.

  7. Фонетические закономерности построения слога в древнерусском языке к X-Xl в.

  8. Состав и система гласных фонем древнерусского языка к X-XI вв. (проблемность вопроса). Редуцированные гласные / ь / и / ь / как особые фонемы и их позиционные варианты.

  9. Состав и система согласных фонем древнерусского языка к X-XI вв. Древнейшие диалектные особенности в звуковой системе древнерусского языка.

  10. Вторичное смягчение согласных как одно из важнейших фонетических явлений древнерусского языка (проблемность вопроса).

  11. История падения редуцированных / ь /, / ь / и их позиционных вариантов. Хронология процесса. Основные закономерности утраты редуцированных. Различное по диалектам древнерусского языка изменение напряженных /и / и / ы/.

  12. Последствия падения редуцированных в области гласных (незакономерные изменения в области редуцированных, история сочетаний / ь /, / ь / с предшествующими плавными между согласными, явление "второго полногласия", возникновение системы беглых гласных и др.).

  13. Последствия падения редуцированных в области согласных, непосредственно относящиеся к звуковой системе древнерусского языка (появление новых закрытых слогов, разнообразных сочетаний в слоге; ассимилятивные и диссимилятивные изменения в новых группах согласных и др.).

  14. Формирование фонетической системы великорусского языка. оформление после падения редуцированных соотносительного ряда согласных фонем, парных по глухости - звонкости (в связи с появлением позиций нейтрализации по данному признаку). Появление / ф / и / ф’ / как самостоятельных фонем.

  15. История парного противопоставления непалатализованных и палатализованных согласных как основная тенденция развития русской фонетической системы. Роль падения редуцированных в формировании оппозиции типа / t / ~ / t’ / (возникновение решающей сильной позиции на конце слова, сильной позиции согласных перед согласными и гласными /а/, /у/, /и/, /о/). Оформление соотносительного ряда парных фонем по твердости-мягкости (в связи с появлением позиций нейтрализации по данному признаку).

  16. История согласных фонем, непарных по твердости-мягкости (изменение сочетаний [ кы ], [ гы ], [хы ] в [ к’и ], [ г’и ], [ х’и ]; история шипящих и /ц/).

  17. Изменения в составе и системе гласных фонем (в связи с падением редуцированных и формированием фонетической категории твердости-мягкости). Переход [’е] в [’о]. Оформление противопоставления фонем /’е /~/ ’о / по признаку нелабиализованности – лабиализованности.

  18. История гласных верхнесреднего подъема / е / и / о /. Объединение гласных / а / и / ä / в одну фонему / а /. Вопрос об отношении в русском языке между гласными / ы / и / и /.

  19. История аканья. Гипотезы относительно времени, места и фонетической причины возникновения аканья. Появление перекрещивающегося типа позиционной мены гласных в акающих говорах. Вопрос о времени появления аканья в московском говоре.

  20. Фонетическая система русского национального языка (основные тенденции развития).

  21. Проблематика и задачи курса исторической морфологии русского языка.

  22. Имя существительное в древнерусском языке в период старейших памятников письменности.

  23. Перегруппировка типов склонения имен существительных в истории русского языка. Утрата звательной формы. Утрата категории двойственного числа.

  24. История падежных окончаний имен существительных в единственном числе.

  25. История падежных окончаний имен существительных во множественном числе.

  26. История формирования категории одушевленности-неодушевленности существительных в русском языке.

  27. История местоимений в русском языке.

  28. История именных и местоименных форм прилагательных в русском языке.

  29. История форм сравнительной степени прилагательных в русском языке.

  30. Формирование имени числительного как части речи в истории русского языка.

  31. Общая характеристика глагола как части речи в период старейших памятников древнерусской письменности.

  32. История форм настоящего и будущего времени глагола в русском языке.

  33. История форм прошедшего времени глагола в русском языке.

  34. История форм ирреальных наклонений глагола в русском языке.

  35. История формирования категории глагольного вида в русском языке.

  36. История именных форм глагола в русском языке.

  37. История формирования категории деепричастия в русском языке.

  38. Важнейшие особенности синтаксиса древнерусского языка.

  39. Праславянский лексический фонд как основа словаря древнерусского языка.

  40. Основные средства пополнения словаря в истории русского языка.

.

  1. Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению в учебном процессе реализуются следующие образовательные технологии:


Деловые и ролевые игры:

  • тема «Образование русского языка»;

  • тема «История глагола в русском языке»;

  • тема «История имени существительного в русском языке»;

  • тема «Презентации студентов (темы по выбору)».


Разбор конкретных ситуаций:

  • тема «Метод сравнительно-исторического языкознания»;

  • тема «Праславянское наследие в звуковой системе древнерусского языка»;

  • тема «Синтаксическая система древнерусского языка»;

  • тема «Основные средства пополнения словаря в истории русского языка»;

  • тема «Презентации студентов (темы по выбору)».


«Развитие критического мышления через чтение и письмо»:

  • тема «Фонетические изменения в истории древнерусского языка»;

  • тема «Фонетическая система русского национального языка»;

  • тема «Возникновение русского сравнительно-исторического языкознания»;

  • тема «История числительного как части речи в русском языке»;

  • тема «Презентации студентов (темы по выбору)».


Case-study:

  • тема «История местоимений и числительных в русском языке»;

  • тема«Праславянский лексический фонд как основа словаря древнерусского языка»;

  • тема «Презентации студентов (темы по выбору)».


Метод проектов:


  • тема «Фонетическая система русского национального языка (основные тенденции развития)»;

  • тема «Развитие лексики русского языка»;

  • тема «Презентации студентов (темы по выбору)».



  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


Основная литература

1. Иванова М.В. Историческая грамматика русского языка : учеб. пособие для вузов / М. В. Иванова. Москва: Академия, 2011.


Дополнительная литература

1. Борковский В.И. Историческая грамматика русского языка / В. И. Борковский, П. С. Кузнецов. - 4-е изд. Москва: ЛКИ, 2007.


Программное обеспечение и Интернет – ресурсы


  1. http://www.gramota.ru

  2. http://dic.academic.ru

  3. http://www.gramma.ru

  4. http://slovari.yandex.ru

  5. http://www.philology.ru/linguistics

  6. http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika

  7. http://www.classes.ru/grammar

  8. http://www.umk.utmn.ru

  9. http://www. encycl.yandex.ru



СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка……………………………………………………………… . 4

2. Структура и трудоемкость дисциплины…………………………………………… 5

3 Тематический план …………………………………………………………………… 5.

4.Содержание дисциплины………………………………………………………… 7

5.Виды самостоятельной работы студентов 18

6. Вопросы к экзамену 19



7.Образовательные технологии 21

8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………… 22
скачать файл



Смотрите также:
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 031001. 65 Филология. Форма обучения заочная
396.21kb.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030601. 65 Журналистика. Форма обучения очная, заочная
403.46kb.
2013 г. Современные зарубежные сми учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030601. 65 Журналистика. Форма обучения – очная, заочная
422.93kb.
Рабочая программа для студентов направления 233200. 62 «Техническая физика»
290.08kb.
Рабочая программа для студентов магистерской программы «Прикладная экономика»
408.47kb.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 035700. 68 «Теория преподавания иностранных языков и культур»
388.93kb.
2011 г. Статистическая физика. Физическая кинетика учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 011200. 62 "Физика" профиль «Фундаментальная физика» очная форма обучения
376.69kb.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование, профиль – Логопедия, форма обучения – очная
576.06kb.
2011г. Морфометрия, цитохимия и функциональная диагностика в оценке адаптационного потенциала человека учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400. 68 Биология; Профиль «Экология человека»
233.56kb.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 011000. 62 Механика
74.53kb.
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа по факультативу для студентов направления 020200
151.03kb.
Российская федерация
255.06kb.