takya.ru страница 1
скачать файл
российская федерация

министерство образования и науки

федеральное агенство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА БОТАНИКИ И БИОТЕХНОЛОГИИ РАСТЕНИЙ



А.А. Белозерова
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ГЕОГРАФИЯ КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ

Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа по факультативу для студентов направления 020200.62 Биология (бакалавр)

Тюмень

2010


А.А. Белозерова. Происхождение и география культурных растений: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа по факультативу для студентов для студентов направления Биология (бакалавр). Тюмень, Издательство Тюменского государственного университета, 2010. 11 с.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов направления 020200.62 – Биология (бакалавр). Рабочая учебная программа включает в себя пояснительную записку, содержание дисциплины, тематический план с указанием аудиторных часов для самостоятельной работы по темам, темы рефератов, перечень контрольных вопросов к зачету, список литературы.

Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Происхождение и география культурных растений [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru, свободный.

Рекомендовано к электронному изданию Учебно-методической комиссией биологического факультета. Одобрено учебно-методической секцией Ученого совета ТюмГУ.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Н.А. Боме, д.с.-х.н., профессор

© Тюменский государственный университет

© А.А. Белозерова, 2010


  1. Пояснительная записка

Факультативный курс «Происхождение и география культурных растений» рассчитан на 34 часа аудиторных занятий (лекций) и предназначен для студентов 1 курса, обучающихся по направлению 020200.62 - Биология (бакалавр).

Целью данного курса является знакомство студентов с понятиями о центрах происхождения и центрах разнообразия, географическом распространении основных видов культурных растений.

Задачами курса являются:

- знакомство с концепциями центров происхождения культурных растений, а также с основными географическими областями исторического развития культурной флоры;

- знакомство с методами определения географических центров происхождения видов культурных растений.

- изучение основных групп культурных растений, их хозяйственного значения, происхождения и географического распространения.

При завершении курса студенты должны обладать следующими теоретическими знаниями и практическими навыками:

- знать центры происхождения культурных растений по Н.И. Вавилову и П.М. Жуковскому, основные географические области исторического развития культурной флоры по Е. Н. Синской;

- иметь представление об археологическом, историческом, лингвистическом, ботаническом (дифференциальном систематико-географическом) методах;

- знать главнейшие группы культурных растений, их хозяйственное значение, центры происхождения и географическое распространение.




  1. Тематический план изучения дисциплины

Таблица 1

№ п/п

Наименование темы

Лекции

(кол-во часов)



Самостоятельная работа студентов (кол-во часов)

Итого часов по теме

Итого кол-во баллов




Модуль 1













1

Введение. Понятия об ареале, центре происхождения и центре разнообразия растений.

4

1

5

0-4

2

Методы определения географических центров происхождения культивируемых растений

4

1

5

0-4

3

Главнейшие группы культурных растений, их хозяйственное значение, центры происхождения и географическое распространение.

4

4

8

0-4




Всего

12

6

18

0-12




Модуль 2













1

Пищевые растения.

8

4

12

0-22

2

Технические растения.

4

3

7

0-22




Всего

12

7

19

0-44




Модуль 3













1

Кормовые растения.

4

2

6

0-14

2

Лекарственные растения.

4

2

6

0-14

3

Цветочно-декоративные растения.

2

2

6

0-16




Всего

10

6

18

0-44




Итого (часов, баллов)

34

19

53

0-100


Таблица 2

Виды и формы текущего контроля

№ темы

Формы текущего контроля

Итого кол-во баллов

посещение лекций

опрос

реферат

доклад

презентация

Модуль 1

1

0-2

0-2










0-4

2

0-2

0-2










0-4

3

0-2

0-2










0-4

Всего

0-6

0-6










0-12

Модуль 2

1

0-2

0-2

0-10

0-4

0-4

0-22

2

0-2

0-2

0-10

0-4

0-4

0-22

Всего

0-4

0-4

0-20

0-8

0-8

0-44

Модуль 3

1

0-2

0-2

0-8




0-2

0-14

2

0-2

0-2

0-8




0-2

0-14

3

0-2

0-2

0-8

0-2

0-2

0-16

Всего

0-6

0-6

0-24

0-2

0-6

0-44

Итого

0-16

0-16

0-44

0-10

0-14

0-100


Таблица 3

Планирование самостоятельной работы студентов ОДО



Модули и темы

Виды СРС

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные

Модуль 1







1

Введение. Понятия об ареале, центре происхождения и центре разнообразия растений.

Работа с литературой.

Подготовка к опросу.






1

0-4

2

Методы определения географических центров происхождения культивируемых растений

Работа с литературой.

Подготовка к опросу.






1

0-4

3

Главнейшие группы культурных растений, их хозяйственное значение, центры происхождения и географическое распространение.

Работа с литературой.

Подготовка к опросу.






4

0-4




Всего по модулю 1:

6

0-12

Модуль 2







1

Пищевые растения.

Работа с литературой.

Подготовка к опросу.

Подготовка реферата, презентации.


Подготовка

доклада.


4

0-22

2

Технические растения.

Работа с литературой.

Подготовка к опросу.

Подготовка реферата, презентации.


Подготовка

доклада.


3

0-22




Всего по модулю 2:

7

0-44

Модуль 3







1

Кормовые растения.

Работа с литературой.

Подготовка к опросу. Подготовка реферата, презентации.






2

0-14

2

Лекарственные растения.

Работа с литературой.

Подготовка к опросу. Подготовка реферата, презентации.






2

0-14

3

Цветочно-декоративные растения.

Работа с литературой.

Подготовка к опросу.

Подготовка реферата, презентации.


Подготовка

доклада.


2

0-16




Всего по модулю 3:

6

0-44




ИТОГО за семестр:

19

0-100


3. Содержание дисциплины

Тема 1. Введение

Значение культурных растений в жизни человека и их происхождение. Культурные и культивируемые растения. Возраст культурных растений. Сорные растения как родоначальники культурных растений. Первичные и вторичные культуры. Роль бессознательного и сознательного отборов в создании новых видов и сортов культурных растений.



Тема 2. Понятия об ареале, центре происхождения и центре разнообразия растений

Типы ареалов. Растения-эндемики, реликты. Первичные и вторичные генцентры. Роль работ Н.И. Вавилова в установлении центров происхождения культурных растений (Южноазиатский, Восточноазиатский, Юго-западноазиатский, Средиземноморский, Абиссинский, Центральноамериканский, Южноамериканский). Центры происхождения культурных растений по П.М. Жуковскому (Китайско-японский, Индонезийско-индокитайский, Австралийский, Индостанский, Среднеазиатский, Переднеазиатский, Средиземноморский, Африканский, Европейско-сибирский, Центрально-американский, Южно-американский, Северо-американский). Географические области исторического развития культурной флоры по Е.Н. Синской (Древнесредиземноморская, Восточноазиатская, Южноазиатская, Африканская. Новостветская).


Тема 3. Методы определения географических центров происхождения культивируемых растений

Археологический, исторический, лингвистический, ботанический (дифференциальный систематико-географический) методы. Критерии, используемые при изучении происхождения культурных растений (по Е.Н. Синской).


Тема 4. Главнейшие группы культурных растений, их хозяйственное значение, центры происхождения и географическое распространение

  1. Пищевые растения:

а) крахмалоносные (пшеница, рожь, рис, кукуруза, сорго, картофель, хлебное дерево, батат, маниок);

б) растения, дающие белки (фасоль, чечевица, горох, соя, бобы, нут, земляной горох);

в) сахароносные (сахарный тростник, сахарная свекла, сахарная пальма, сахарный клен);

г) масличные (подсолнечник, маслина, арахис, кокосовая пальма, масличная пальма);

е) овощные (капуста, морковь, баклажан, редис, лук);

ж) бахчевые (арбуз, дыня, тыква);

з) плодово-ягодные (яблоня, груша, слива, вишня, цитрусовые и др.);

и) стимулирующие (чай, кофейное дерево, какао, кола).



  1. Технические растения:

а) волокнистые (хлопчатник, лен, конопля, рами, джут, абака, сизаль, канатник, кенаф, кендырь);

б) каучуконосные (гевея, гваюла, кок-сагыз);

в) гуттаперченосные (бересклет бородавчатый);

г) красильные (хна, индигоноска);

д) пряные (ваниль, гвоздичное дерево, имбирь, перец черный, лавр благородный);

е) эфиромасличные (мята, лаванда, кориандр, иланг-иланг, бергамот).



3) Кормовые растения (люцерна, клевер, брюква, репа, турнепс);

4) Лекарственные растения (хинное дерево, камфарное дерево, бальзаминовое дерево, алоэ);

5) Цветочно-декоративные растения (амариллис, кринум, хлорофитум, монстера, бегония, бальзамин, цикламен, тюльпан, гиацинт).


4. Темы рефератов

Вавилов Н.И. – знаменитый русский ученый.

Сорные растения – родоначальники культурных растений.

Пшеница – важнейшая зерновая культура.

Происхождение и значение ржи, ячменя и овса в жизни человека.

Представители группы просовидных хлебов (просо, рис, сорго).

Тропические хлебные растения.

Сахароносные растения.

Основные масличные культуры.

Происхождение и разнообразие овощных и бахчевых растений.

Растения, содержащие стимулирующие вещества.

Группа технических растений, их промышленное использование.

Растения, имеющие лекарственное значение.

Значение и происхождение цветочно-декоративных растений.



5. Контрольные вопросы к зачету

  1. Значение культурных растений в жизни человека.

  2. Различие культурных и культивируемых растений.

  3. Возраст основных культурных растений.

  4. Сорные растения как родоначальники культурных растений.

  5. Понятие о первичных и вторичных культурах.

  6. Роль бессознательного и сознательного отборов в создании новых видов и сортов культурных растений.

  7. Типы ареалов растений.

  8. Растения-эндемики и реликты. Приведите примеры.

  9. Отличие первичных и вторичных генцентров происхождения растений.

  10. Центры происхождения культурных растений по Н.И. Вавилову.

  11. Наиболее известные растения, происходящие из Южноазиатского, Восточноазиатского и Юго-западноазиатского центров.

  12. Растения, имеющие родину в Средиземноморском и Абиссинском центрах.

  13. Виды культурных растений, происходящие из Центральноамериканского и Южноамериканского центров.

  14. Центры происхождения культурных растений по П.М. Жуковскому.

  15. Отличия теорий центров происхождения культурных растений по Н.И. Вавилову и П.М. Жуковскому.

  16. Географические области исторического развития культурной флоры по Е.Н. Синской.

  17. Методы, используемые при определении географических центров происхождения культивируемых растений.

  18. Критерии, используемые при изучении происхождения культурных растений (по Е.Н. Синской).

  19. Группы культурных растений. На чем основана данная классификация?

  20. Приведите примеры для каждой группы растений, укажите их значение в народном хозяйстве.



6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература


Основная:

  1. Попова Т.В. Биогеография. Курс лекций и практических занятий. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007. - 168 с.

  2. Соколова Т.А., Бочкова И.Ю. Декоративное растениеводство: Цветоводство. М.: Издат. центр Академия, 2008. 432 с. Гриф МО

  3. Громадин А.В., Матюхина Д.Л. Дендрология. М.: Издат. центр Академия, 2006. 360 с. Гриф МОРФ

  4. Громадин А.В., Матюхина Д.Л. Дендрология. М.: Издат. центр Академия, 2009. 368 с. Гриф МО РФ

Дополнительная:

  1. Базилевич, Н. И. Географические закономерности структуры и функционирования экосистем/ Н. И. Базилевич. – М.: Наука, 1986. - 297 с.

  2. Вавилов, Н. И. Происхождение и география культурных растений/ Н. И. Вавилов. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1987. - 438 с.

  3. Вавилов, Н. И. Пять континентов: повесть о путешествиях за полез. растениями по основным земледельч. р-нам Земли/ Н. И. Вавилов. – М.: Мысль, 1987. - 348 с.

  4. Тахтаджян, А. Л. Происхождение и расселение цветковых растений/ А. Л. Тахтаджян. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1970. - 146 с.

  5. Тахтаджян, А. Л. Происхождение покрытосеменных растений/ А. Л. Тахтаджян. - 2-е изд. – М.: Высшая школа, 1961. - 132 с.

  6. Базилевич, Н. И.. Географические закономерности структуры и функционирования экосистем/ Н. И. Базилевич. – М.: Наука, 1986. - 297 с.

  7. Купцов, А. И. Введение в географию культурных растений/ А. И. Купцов. – М.: Наука, 1975. - 295 с.

  8. Хржановский, В. Г. Курс общей ботаники: Систематика, элементы экологии и географии растений : учебник для студ. высш. с.-х. учеб. заведений/ В. Г. Хржановский. – М.: Высшая школа, 1976. - 480 с.

  9. Биогеография: учеб. для студ. вузов, обуч. по геогр. и эколог. спец./ Г. М. Абдурахманов, Д. А. Криволуцкий, Е. Г. Мяло [и др.]. – М.: Академия, 2003. - 480 с. Гриф УМО

  10. Воронов, А. Г. Биогеография мира: [учеб. для ун-тов по спец. "География"]/ А. Г. Воронов, Н. Н. Дроздов, Е. Г. Мяло. – М.: Высшая школа, 1985. - 272 с.

  11. Комаров, В. Л. Происхождение растений/ В. Л. Комаров. – М.: Изд-во АН СССР, 1961. - 190 с.

  12. Леме, Ж. Основы биогеографии: учебник/ Ж. Леме. – М.: Прогресс, 1976. - 309 с.

  13. Мордкович, В. Г. Основы биогеографии: учеб. пособие : в 6 ч., 21 гл./ В. Г. Мордкович. – М.: Изд-во КМК, 2005. - 236 с.

  14. Баландин, С. А. Общая ботаника с основами геоботаники. М.: Академкнига, 2006. - 293 с. Гриф МО

  15. Барабанов, Е. И. Ботаника. М.: Академия, 2007. - 448 с.

  16. Брежнев, Д. Д.. Дикие сородичи культурных растений флоры СССР/ Д. Д. Брежнев, О. Н. Коровина. – Л.: Колос, 1980. - 376 с.

  17. Соколова Т.А., Бочкова И.Ю. Декоративное растениеводство: Цветоводство. М.: Издат. центр Академия, 2004. - 352 с. Гриф МО



6.2. Средства и материально-техническое обеспечение дисциплины

При изучении курса «Происхождение и география культурных растений» используются мультимедийные лекции по соответствующим темам. Имеется коллекция семян и соцветий главнейших групп культурных растений, гербарный материал.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ / Л.М. Волосникова /

__________ _____________ 20___г.



Происхождение и география культурных растений

Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа факультатива для студентов направления 20200.62 «Биология» (бакалавр)

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы _____________________________/ А.А. Белозерова /

«______»___________20___г.

Рассмотрено на заседании кафедры ботаники и биотехнологии растений

протокол № _______ от «______» _____________ 20___ г.

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем ____стр.

Зав. кафедрой ______________________________/ Н.А. Боме/

«______»___________ 20___ г.

Рассмотрено на заседании УМК Биологического факультета

протокол № _______ от «______» _____________ 20___ г.

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/ А.А. Мелентьева /

«______»_____________20___ г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/ С.А. Федорова /



«______»_____________20___ г.
скачать файл



Смотрите также:
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа по факультативу для студентов направления 020200
151.03kb.
Рабочая учебная программа для студентов направления «Механика. Прикладная математика»
126.98kb.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 031001. 65 Филология. Форма обучения заочная
396.21kb.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 011000. 62 Механика
74.53kb.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 035700. 68 «Теория преподавания иностранных языков и культур»
388.93kb.
Рабочая программа для студентов направления 233200. 62 «Техническая физика»
290.08kb.
Кафедра математики и информатики
342.57kb.
Рабочая учебная программа для студентов специальности 250203. 65 «Садово-парковое и ландшафтное строительство», очной и заочной формы обучения
267.53kb.
2011 г. Статистическая физика. Физическая кинетика учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 011200. 62 "Физика" профиль «Фундаментальная физика» очная форма обучения
376.69kb.
Учебно-методический комплекс Рабочая программа для студентов специальности: 080801. 65 "Прикладная информатика (в экономике)"
151.14kb.
Биологический факультет
213.98kb.
Российская федерация
255.06kb.