takya.ru страница 1
скачать файл
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию
ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра философии


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Религиоведение

Специальность: ______Юриспруденция_________________________


Факультет:_________Юридический_____________________________
Форма обучения: очная, заочная
Курс 1 семестр 2

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию
ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ С.М. КИРОВА
Кафедра философии

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Религиоведение
Составитель: кандидат философских наук, доцент Г.В. Петров

Направление: ___________юриспруденция_______________________________________________

Факультет______________юридический_________________________________________________

Форма обучения: очная, заочная

Курс 1 семестр 2


Зачет 2 семестр

Псков, 2009



Выписка из государственного образовательного стандарта
Слагаемые и компоненты религии как предмета познания; суще­ствующие определения, понятия религии; религия и культ; религия и ритуал; религия и мифология; религия и магия; религия и мистика; религия и эзотерика; понятие религиозного опыта; религия и богословие; религия и вера; религия и ее роль в обществе; социологический аспект религии; религия в системе культуры; классификация религий; религии национальные и мировые.

Религии Запада; религии древнего Средиземноморья — египетская, месопотамская, древнегреческая, древнеримская; древнегерманская, древнеславянская, митраизм и его распространение на Западе. Авраамические религии — иудаизм, гностицизм, христианство (католицизм, православие, протестантство, несторианство, монофизитство), мусульманство, бахаизм.

Восточные религии; иранские, индийские, дальневосточные и др. религии.

Многообразие религий; судьбы религиозного сознания в современном мире.



Пояснительная записка
Учебный курс «Религиоведение» направлен на изучение религии как явления общечеловеческой культуры. Он ставит целью позна­комить студентов с современными научными взглядами на религию в це­лом, с особенностями и историей мировых религий, прежде всего христи­анства.

Курс по истории мировых религий включает вопросы по философии и социологии религии с учетом тех знаний, которыми студент овладел при изучении философии и других философских дисциплин.

Богатая история православия на Псковщине позволяет в ходе изучения программного материала широко использовать региональный истори­ческий материал.
Цель и задачи курса
Цель курса «Религиоведение» - дать научную информацию о религии, сформировать понимание принципов религиозного мировоззрения, показать представления об устройстве мира и месте в нем человека, существующие в различных религиозных учениях.

Задачи курса:



  • соблюдение принципа мировоззренческого нейтралитета;

  • знакомство с основными вероучениями и культами, придающими каждой религии ее специфические особенности;

  • формирование умения видеть переплетение религии с другими духовными явлениями;

  • выработка навыка использования знаний о религии для лучшего понимания философии, морали, искусства, политики, права;

  • использование знаний о религии для усвоения этических ценностей общества;

  • применение знаний о религии в качестве основы формирования нравственных ценностей;

  • помощь в овладении приемами и навыками ведения дискуссий по проблемам религиозного мировоззрения.

В результате изучения курса религиоведения студент (слушатель) должен:

  • обладать знаниями по предмету в пределах, обозначенных программой курса;

  • свободно владеть понятийным аппаратом, основными терминами религиоведения;

  • уметь формулировать проблемы религиозного мировоззрения;

  • уметь устно и письменно излагать изученный материал курса религиоведения;

  • уметь обсуждать поставленные вопросы мировоззренческого содержания по проблемам религиоведения.

Самостоятельная работа
Под самостоятельной работой студента (слушателя) понимается совокупность всей его самостоятельной деятельности не только в учебной аудитории, но и за ее пределами: изучение учебной, учебно-методической и монографической литературы, подготовка докладов, выступлений на семинарских занятиях, ответов на контрольные вопросы по каждой из изучаемых тем и ответов на экзаменационные вопросы по курсу религиоведения в целом.
Виды занятий, методики обучения и формы контроля
В преподавании курса используются следующие виды занятий: лекции, семинары, консультации (групповые и индивидуальные); письменные работы, экзамены.

На лекциях излагаются ключевые темы курса, дается схема содержания всего курса. Обозначаются и устанавливаются вопросы и разделы для самостоятельной проработки.

На семинарах в ходе обсуждений и дискуссий закрепляется материал по более сложным разделам курса. Отрабатываются и проверяются навыки самостоятельной работы с текстами философского характера.

На консультациях студенты учатся правильно ставить и задавать во­просы, выясняют непонятные для себя проблемы. Преподаватель научает студентов рациональному построению ответов на экзаменационные вопросы, учит правильно строить план ответа, дает определения сложных терминов и т. п.

Письменные работы служат для выработки навыков и умений рефе­рировать научные тексты, самостоятельно излагать их содержание.

На экзаменах проводится проверка знаний студентов по единым . экзаменационным вопросам, а также выявляются и корректируются навыки и умения экзаменующихся вести мировоззренческие рассуждения и диалоги.

При планировании и организации своей деятельности по изучению фи­лософии студенты должны исходить из того, что самостоятельная работа по предмету требует не меньше времени, чем аудиторные занятия. Фактически (для хорошего освоения материала) — много больше.

При самостоятельной работе над курсом нужно уделить особое внимание отработке понятийного аппарата.

Формами контроля в процессе изучения курса являются: контрольные на знание терминов, проводимые на семинарских занятиях; проверка освоенного материала посредством специальных тестов по; письменные работы реферативного характера; экзамен (зачет) по всему учебному материалу.

Контрольные работы и тестовые испытания служат для проверки те­кущей успеваемости студентов и фиксируются преподавателем в своем журнале.

Оценки по письменным работам и на экзамене имеют официальный характер и фиксируются в соответствующих документа (ведомостях, зачетных книжках).


Программа курса
Тема 1. Религия как социально-историческое явление. Возникновение религии.

Определение религии. Особенности религиозного сознания. Религиозный ком­плекс. Основные элементы религии. Человек и религия. Религия и культура. Социально-культурные функции религии. Религия и церковь в истории общества. Типология рели­гии.

Условия и причины возникновения религии. Ранние формы религиозных верова­ний. Их следы в современной культуре. Родоплеменные культы. Язычество древних сла­вян. Эзотерические культы.
Тема 2. Религии в Древнем мире.

Возникновение национально-государственных религий. Политеизм и монотеизм. Религии Древнего Востока и Древнего Египта. Религия и мифология в Древней Греции. Пантеон богов Древнего Рима. Религия древних иудеев (иудаизм). Тора. Синтоизм. Даосизм. Влияние религии на культуру Древнего мира.


Тема 3. Буддизм.

Возникновение, вероучение и культ буддизма. Ханаяна и Махаяна. Культ Будды. Йога. Эволюция буддизма. Ламаизм. Предания Трипитаки. Буддизм и культура Древ­ней Индии. Махабхарата и Рамаяна. Индийская скульптура.


Тема 4. Христианство.

Социально-культурные условия возникновения. Библия. Апокрифы. Библейская история. Вселенские соборы. Символ веры. Возникновение церкви. Христианский культ. Этическое учение христианства. Отцы церкви. Превращение христианства в го­сударственную религию. Древние ереси. Раскол христианства.

История православия. Различные православные церкви. Крещение Руси. Русская православная церковь. Образование Московского патриархата. Церковная реформа патриарха Никона. Синодальный период истории церкви. Русская религиозная филосо­фия. Современное русское православие. Зарубежное русское православие. Старообряд­чество и его течения.

Особенности католицизма. Римско-католическая церковь. Крестовые походы. Ин­квизиция. Католицизм и западноевропейская культура. Философия Фомы Аквинского. Ватикан. 2Ватиканский собор и католический модернизм. Униатские церкви.

Эпоха Реформации и возникновение протестантизма. Учения Мартина Лютера, Томаса Мюнцера, Жана Кальвина. Англиканская церковь. Секты в протестантизме. Ис­тория протестантизма в России.

Библия как литературный памятник. Библейские сюжеты в мировом искусстве. Образ Иисуса Христа в мировой художественной культуре.


Тема 5. Ислам.

Возникновение. Пророк Мухаммед. Коран. Шариат. Особенности вероучения и культа. Суннизм и шиизм. Современный ислам. Ислам в России. Арабская поэзия. Культовая архитектура. Орнамент.


Тема 6. Религия в современном мире.

Религиозная карта планеты. Роль современных религий в политической и куль­турной жизни народов мира. Клерикальные партии. Религия и решение глобальных проблем человечества. Экуменическое движение. Международные религиозные орга­низации и объединения. Новые нетрадиционные культы.



Семинарское занятие 1.

Религия как явление культуры.


  1. Социокультурная сущность религии.

  2. Религия в системе культурных ценностей.

  3. Художественные образы как способ выражения религиозных идей.

  4. Религия как фактор культурной преемственности поколений.


Темы докладов и сообщений.


  1. Социокультурные аспекты определения религии.

  2. Соотношение понятий «культура» и «духовность».

  3. Специфические особенности религиозно-церковной культуры.

  4. Символ и канон – важнейшие атрибуты церковного искусства.

  5. Религиозная обрядность как форма сохранения культурных традиций.

Литература.



  1. Гордиенко Н.С. Основы религиоведения. - СПб., 1994.

  2. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. Ч. II. Раздел V. Религия и культура. – М., 1994.

  3. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М., 2005.

  4. Фрейд З. Будущее одной иллюзии. В кН. Сумерки богов. – М., 1990.

  5. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. – М., 1985. Введение; Мировые религии и система искусств. § 4. Христианство и искусство. § 3,4.


Семинарское занятие 2.

Возникновение христианства.


  1. Исторические условия и причины возникновения христианства.

  2. Религиозно-философские источники христианства.

  3. Споры о природе Иисуса Христа в раннем христианстве.

  4. Превращение христианства в государственную религию Римской империи.


Темы докладов и сообщений.

  1. Исторические источники об Иисусе (Иошуа) из Лазарета.

  2. География распространения христианства в Римской империи.

  3. Гонения против христиан в I-III вв. н.э.

  4. Никейский собор 325 г.


Литература

  1. Апокрифы древних христиан. – М., 1989.

  2. Донини А. У истоков христианства. – М., 1989.

  3. Карташев А.В. Вселенские соборы. – М., 1994.

  4. Мень А. Сын человеческий. – М., 1991.

  5. Новый Завет. Евангелия.

  6. Свенцицкая И.С. Ранее христианство: страницы истории. – М., 1987.

  7. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. – М., 1990.

  8. Штраус Л.Ф. Жизнь Иисуса. – М., 1992.


Семинарское занятие 3.

Православие в истории России.


  1. Крещение восточных славян. Влияние христианства на культуру Киевской Руси.

  2. Церковная реформа патриарха Никона и раскол Русской церкви в 17 веке.

  3. Синодальный период истории Русской православной церкви. Церковь и образование в России.

  4. Восстановление патриаршества. Русская православная церковь в условиях отделения церкви от государства.


Темы докладов и сообщений.

1. Летописные свидетельства крещения Руси.

2. Псково - новгородская ересь «стригольников» (14-15 вв.)

3. «Житие протопопа Аввакума».

4. Патриарх Тихон, его жизнь и деятельность.
Литература

1. Гордиенко Н.С. Основы религиоведения. - СПб., 1994

2. Изборник. Повести Древней Руси. - М.,1986

3. Как была крещена Русь. - М., 1990

4. Никольский Н.М. История русской церкви. - М.,1983

5. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в 20 веке. - М., 1995

6. Русское православие. Вехи истории. - М.,1989

Семинарское занятие 4.

Священные книги мировых религий.


  1. Мировые религии и их отличие от национальных.

  2. Сборник буддистских священных книг - Трипитака.

  3. Библия - священное писание христиан.

  4. Священные книги мусульман - Коран и Сунна.


Темы докладов и сообщений.

1. Этика Трипитаки.

2. Новозаветные образы в картине А. Иванова «Явление Христа народу".

3. Тема Корана в творчестве А.С. Пушкина.


Литература

1. Гече Г. Библейские истории.-М., 1990

2. ГордиенкоН.С. Основы религиоведения. -М., 1994

3. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождение и мифологии.

4. Крывелев Н.А. Библия: историко-критический анализ. - М.,1985

5. Маймин Е. А. Пушкин. Жизнь и творчество. - М., 1982

6. Настольная книга атеиста. Раздел «Религиозные книги».

7. Токарев С.А. Религия в истории народов мира.-М., 1986

8. Философский энциклопедический словарь. - М.,1989

9. Фрезер Д. Фольклор в Ветхом Завете. - М.,1985



Литература по курсу «Религиоведение»


  1. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета.

  2. Васильев Л.С. История религий Востока: Учеб.пособие. – М., 2006.

  3. Гараджа В.И. Социология религии: Учеб.пособие. – М., 2005.

  4. Гордиенко Н.С. Основы религиоведения. - М., 1994.

  5. Горелов А.А. История мировых религий: Учеб.пособие. – М., 2005.

  6. Донини А. У истоков христианства. - М., 1989.

  7. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Т. 1,2. - М., 1992-1993.

  8. Костюкович П.И. Религиоведение: Учеб.пособие. – Минск, 2002.

  9. Крывелев Н.А. История религий. - М.,1988.

  10. Лобазова О.Ф. Религиоведение: Учебник/Под общ. ред. В.И.Жукова. – М., 2004.

  11. Миркина З.А., Померанц Г.С. Великие религии мира. - М.,1995.

  12. НикольскийН.М. История русской церкви.-М., 1983.

  13. Ницше Ф., Фрейд 3. и др. Сумерки богов. - М.,1989.

  14. Основы религиоведения. Учебник /Под ред. Яблокова И.Н.-М.Д998.

  15. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в 20 в.-М., 1995.

  16. Радугин А. А. Введение в религиоведение. Учебное пособие. - М., 1996.

  17. Религиоведение. Энциклопедический словарь/Под. ред. А.П.Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян. – М., 2006.

  18. Религии мира. Пособие для учителей./Под ред. Шапова Я.Н.-М., 1994.

  19. Религиозные объединения Российской Федерации. Справочник. - М., 1996.

  20. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии./Сост. Гараджа В.И,-М.,1994.

  21. Русское православие: вехи истории./Науч. Ред. Клибанов А.И.-М.,1989.

  22. Свенцицкая И.С. Ранее христианство: страницы истории. - М.,1988.

  23. Смелзер Н. Социология. Раздел «Социальные институты», гл. 15. Религия. -М.,1994.

  24. Сухов А.Д. Введение христианства на Руси. - М.,1987.

  25. Тайлор О.Б. Первобытная культура. - М.,1989.

  26. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. - М.,2005.

  27. Фрезер Д. Фольклор в Ветхом Завете. - М., 1985.

  28. Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 1,2.- М., 1993.

  29. Яблоков И.Н. Религиоведение: Учеб.пособие. – М., 2004.

Вопросы к зачету по курсу «Религиоведение»
1. Религиозный комплекс: сущность и структура.

2. Социально - культурные функции религии.

3. Условия и причины возникновения религии.

4. Ранние формы религиозных верований.

5. Родоплеменные культы. Язычество древних славян.

6. Возникновение национально - государственных религий. Политеизм и моно­теизм.

7. Религии Древнего Востока и Древнего Египта.

8. Религия и мифология в Древней Греции и Древнем Риме.

9. Религия древних евреев (иудаизм).

10. Социально-культурные условия возникновения христианства.

11. Библия: возникновение и структура.

12. Особенности христианского вероучения. Символ веры.

13. Этическое учение христианства.

14. Раскол христианства на католицизм и православие.

15. Православие: особенности вероучения и культа.

16. Крещение Руси: причины и влияние на культуру.

17. Церковная реформа патриарха Никона. Старообрядчество.

18. Православие в дореволюционной России.

19. Современное русское православие.

20. Католицизм: особенности вероучения и культа.

21. Современная деятельность Ватикана.

22. Униатские церкви.

23. Протестантизм: особенности вероучения и культа.

24. Протестантские церкви и объединения в РФ.

25. Христианство и мировая художественная культура.

26. Экуменическое движение.

27. Ислам и его связь с политикой.

28. Новые религиозно - мистические культы.

29. Свобода совести и права верующих в РФ.

30. Школа и религия.



Методические рекомендации для студентов

по курсу «История мировых религий»

Приступая к изучению курса, студент должен осознать главную целевую установку - усвоение богатейшей истории мировых религий как важнейшей составляющей мировой культуры. Для наиболее эффективного усвоения материала студентам рекомендуется:


1. Перед прослушиванием лекции по очередной теме курса прочитать соответст­вующий раздел в учебных пособиях, вспомнить свою жизненную практику об­ ращения к религии по данной проблеме, подготовить вопросы преподавателю.

2. На лекционных занятиях обращать особое внимание на логику изложения темы, фиксируя основные вехи истории мировых религий и их влияние на культуру на­родов и человечества в целом. В лекционных конспектах особо отмечать понятия и термины, составляющие понятийный аппарат дисциплины.

3. При подготовке к семинарским занятиям не ограничиваться учебной литерату­рой, обязательно обращаться к трудам религиоведов и теологов, рекомендован­ных преподавателем. Необходимо составить четкое представление по каждому вопросу темы семинарского занятия, быть готовым к участию в дискуссии, выде­лить вопросы, ответы на которые студент должен получить на семинарском заня­тии.

4. Воспитывать в себе толерантное отношение к различным конфессиям, что осо­бенно необходимо будущему учителю и что является неотъемлемым качеством просвещенного человека и гражданина.

Усвоение материала курса истории мировых религий требует большой самостоя­тельной работы студентов, которая включает в себя:

1. Изучение рекомендованной преподавателем учебной и дополнительной литера­туры с обязательным конспектированием основных работ ведущих отечествен­ных и зарубежных религиоведов.

2. Подготовку докладов и сообщений на семинарских- занятиях. При подготовке доклада или сообщения по определенной теме следует продумать план изложе­ния, подобрать и изучить соответствующую литературу, сделав из нее необходи­мые выписки.

3. Использование местного историко-культурного материала, что предполагает оз­накомление с историческими экспозициями Псковского историко-художественного музея-заповедника, с памятниками псковского храмового зод­чества, псковскими летописями, псковским литературным наследием.



Словарь терминов и персоналий
Авраам — библейский патриарх, основатель веры в единого Бога; считается родоначальником евреев и арабов.

Автокефальная церковь — одна из пятнадцати самоуправляющихся православных церквей.

Ад — место посмертных мучений душ умерших грешников. Аллах — имя единого Бога в исламе.

Аматэрасу — богиня Солнца, центральное божество синтоистского пантеона в Японии; к ней возводится родословная японских императоров.

Анафема — церковное проклятие, отлучение от церкви, считающееся высшей карой в христианстве.

Англиканство — одно из трех основных течений протестантизма, сочетающее католический догмат о спасающей силе церкви с протестантским учением о спасении личной верой; глава англиканской церкви — король, назначающий епископов, в том числе примаса англиканской церкви — архиепископа Кентерберийского.

Анимизм — вера в существование сверхъестественных духовных двойников у материальных предметов, в духов природы и духов умерших предков, душ живых людей.

Антропоморфизм — перенесение физических и психических свойств, присущих человеку, на религиозные и мифологические образы, явления природы.

Апокалипсис — пророчества о конце света, о борьбе между Христом и Антихристом, о страшном суде и тысячелетнем царстве Божьем, данные в откровении святого Иоанна Богослова.

Апокриф — произведение религиозного содержания, не признанное господствующей церковью священным и не включенное в канон.

Апостолы — ученики Христа, избранные им самим для проповеди христианского учения.

Атман — в брахманизме и индуизме индивидуальная духовная сущность любого живого организма, совокупность всех его внутренних качеств.

Аутодафе — церемония приведения в исполнение приговора инквизиции.

Библия — свод книг, состоящий из Ветхого Завета и Нового Завета, которые в совокупности образуют священное писание христианской религии.

Боговоплощение — христианский догмат, утверждающий, что Бог явился в мир в человеческом естестве, во плоти (Иисус Христос).

Бодхисаттва — в буддизме существо, достигшее высшего совершенства, но добровольно отказывающееся погрузиться в нирвану из-за любви и сострадания к живым существам, которым нужно указать путь к спасению.

Брахман — 1) в брахманизме и индуизме высшее абстрактное духовное начало, абсолютная реальность; 2) профессиональный жрец, представитель высшей варны (сословия) в Индии.

Будда — просветленное существо, постигшее высшую истину, достигшее абсолютного совершенства; в узком смысле — первый просветленный основатель буддизма Сиддхартха Гаутама.

Булла — обращение, постановление или распоряжение папы римского.

Ваххабизм — течение в исламе, появившееся в XVIII веке в Аравии, исключавшее всяких посредников между человеком и Аллахом и выступившее за возрождение подлинной чистоты ислама.

Веды — древнейшие памятники индийской религиозной литературы, собрания гимнов, содержащие сведения о мифологии и космологических представлениях жителей Древней Индии.

Вера — психологический компонент религии, бездоказательное признание истинности сверхъестественных явлений и объектов.

Вероучение — система взглядов, целостное учение, которого при­держиваются приверженцы конкретной религии.

Ветхий Завет — первая часть Библии (39 каноноческих книг), рассматриваемая в качестве священного писания и иудаизмом, и хри­стианством.

Газават — в исламе война против неверных, которые пытаются искоренить ислам или оккупировать мусульманскую территорию.

Грех — нарушение божественных предписаний, совершенное или замышляемое человеком под влиянием злой воли или под воздействием внешних злых сил и закрывающее ему путь к спасению в загробном мире.

Далай-лама — титул главы ламаистского духовенства, считающегося земным воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары, символа великого сострадания.

Дао — всеобщий путь развития, высшая целесообразность, исходящая от Неба; приверженцы даосизма понимают Дао как всеобщий закон природы, никем не созданный, но присущий всему.

Джихад — в исламе священная война за веру, предписанная Кораном.

Дзэн-буддизм — направление в буддизме, предписывающее путь к просветлению и индивидуальному преображению сознания через медитативную практику, «сосредоточенное созерцание»; распространено в Японии и Китае (кит. — чань-буддизм).

Дхарма — в индийской религиозно-философской традиции правильное учение; в буддизме — учение Будды.

Дэ — небесная благодать, благая сила; высшая добродетель, исходящая от Неба.

Евангелия — описания жизни, искупительной смерти и воскресения Иисуса Христа, изложение сущности христианского учения; четыре канонических Евангелия — от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна.

Евхаристия — причащение, одно из христианских таинств: верующих потчуют хлебом и вином, в которые воплощены тело и кровь Христа; благодаря этому верующие становятся участниками божественного естества.

Епархия — церковно-административная территориальная единица в христианской церкви.

Епископы — обобщенное название всех христианских архиереев (митрополитов, архиепископов, епископов), высших церковных иерархов, управляющих епархиями и ответственных за свою деятельность перед органами высшей церковной власти.

Ересь — религиозное учение, отклоняющееся от официальной доктрины церкви в вопросах догматики и культа.

Жертвоприношение — религиозный обряд с целью умилостивить или возблагодарить высшие божественные силы путем принесения разнообразных жертв (заклание жертвенных животных, продуктов земледелия, человеческие жертвоприношения и т. д.).

Жречество — группа людей, совершающих религиозные обряды и
выполняющих посреднические функции между людьми и сверхъестественными силами.

Зооморфизм — наделение образов духов и богов чертами животных.

Идол — материальный предмет, почитающийся в качестве вместилища божества или непосредственно как божество.

Иисус Христос — основатель христианской религии, почитаемый в христианстве как богочеловек, сын Марии, чудесным образом зачатый от Духа Святого.

Икона — божественный образ или изображение святых, предмет религиозного поклонения, через который осуществляется общение с высшими божественными силами.

Индульгенция — папская грамота, свидетельствующая об отпущении грехов, выданная за деньги или за особые заслуги перед церковью.

Инквизиция — трибунал католической церкви, созданный в XIII веке для борьбы с еретиками и действовавший почти во всех католических странах.

Инь — обозначение женского начала в китайской традиции, воплощением которого признается Земля.

Иоанн Креститель — проповедник, возвестивший приход Иисуса Христа как мессии и крестивший его, призывавший народ к покаянию и нравственному очищению.

Кальвин Жан (1509-1564) — один из деятелей Реформации, основатель кальвинизма; работал в Женеве, ставшей одним из центров Реформации.

Кальвинизм — одно из трех основных течений протестантизма, в центре которого находится учение о божественном предопределении, согласно которому судьбы людей изначально предопределены Богом.

Канонизация — акт причисления к лику святых в католицизме и православии. Капище — древнее языческое культовое сооружение у славян.

Кардинал — в иерархии католической церкви второй церковный чин после папы римского.

Карма — воздаяние за совокупность добрых и дурных поступков в текущей жизни, предопределяющее перерождение материального тела; в индийской традиции рассматривается как воплощение вечного нравственного миропорядка, высшей справедливости.

Катехизис — книга, содержащая краткое изложение христианского вероучения, предназначенная для начального религиозного обучения верующих и составленная, как правило, в форме вопросов и ответов.

Католицизм — одна из трех основных христианских конфессий, «вселенская церковь», имеющая единого главу — папу римского.

Клир — духовенство, совокупность священнослужителей и цер­ковнослужителей в христианской церкви.

Конклав — собрание кардиналов, созываемое через 18 дней после смерти папы римского для избрания нового папы.

Конфессия — религиозное объединение, имеющее собственные отличительные черты вероучения и культа.

Конфуций (Кун Фу-цзы, 551-479 до н. э.) — древнекитайский философ, основоположник конфуцианства, распространивший принципы семейных отношений на жизнь государства и разработавший концепцию совершенного человека (цзюньцзы).

Коран — главная священная книга мусульман, оригинал которой хранится у Аллаха, передавшего ее пророку Мухаммеду в виде откровения на арабском языке.

Крещение — одно из христианских таинств, знаменующее принятие человека в лоно церкви и открывающее перед ним перспективу спасения путем очищения от первородного греха.

Культ — вид религиозной деятельности, выражающийся в поклонении сверхъестественным силам, господствующим над людьми, в соответствии с принятыми нормами и предписаниями.

Курбан-байрам — праздник жертвоприношения, один из главных ежегодных религиозных праздников у мусульман.

Лао-цзы — легендарная фигура основателя даосизма, жившего в VI—V веках до н. э. и ставшего бессмертным небожителем.



Литургия — богослужение: совокупность обрядов и церемоний, связанных с системой религиозных представлений, приобщающих верующих к церковной жизни, закрепляющих в их сознании догматы вероучения и формирующих религиозное миросозерцание.

Лютер Мартин (1483-1546) — один из вождей реформации, ос­новоположник лютеранства; сигналом к началу реформаторского движения в 1517 году стали его «95 тезисов».

Лютеранство — одно из трех основных течений протестантизма, понимающее веру как непосредственную связь человека с Богом без посредничества церкви; центральный тезис — об «оправдании верой»: спасение достигается только верой в Христа и не зависит ни от каких заслуг или дел человека.

Магия — вера человека в возможность воздействовать на предметы и явления окружающего мира при помощи колдовства.

Махаяна — «большая колесница», «широкий путь спасения» — одно из двух основных направлений буддизма, которое утверждает, что обрести спасение может любой мирянин, соблюдающий обеты духовного совершенства, возносящий молитвы, прибегающий к помощи монахов и одаривающий их.

Месса — литургия в католической церкви, заключающаяся в чтении молитв, песнопениях в сопровождении органа и завершающаяся причащением.

Мессия (др.-евр. машиах) — божий посланник, наделенный особой силой и направленный в мир, чтобы установить справедливый и угодный Богу порядок. С точки зрения христиан таким посланником был богочеловек Иисус Христос, в первое свое пришествие искупивший первородный грех человечества, а его второе пришествие завершит избавление человечества от бедствий.

Миропомазание — одно из христианских таинств, заключающееся в смазывании частей лица и тела верующего ароматическим маслом, миром, посредством чего человек наделяется божественной благодатью.

Миряне — рядовые верующие.

Моисей — пророк, который вывел евреев из египетского плена и заключил договор (завет) с Богом, получив от него на горе Синай скрижали с десятью заповедями; считается основателем иудаизма как монотеистической религии.

Мокша — в брахманизме и индуизме состояние освобождения от череды перерождений и обретение высшего нематериального блаженства.

Монахи — ревнители веры, полностью посвятившие себя божественному служению и связавшие себя добровольными обетами аскетизма, безбрачия (целибат), отказа от имущества (нестяжательство), послушания.

Монотеизм — единобожие, религиозное представление и учение о едином боге. Монотеистические религии — иудаизм, христианство и ислам.

Монофелитство — еретическое учение в христианстве, утверждавшее, что Иисус Христос имел две разные сущности, божественную и человеческую, но единую волю.

Монофизитство — еретическое учение в христианстве, утверждавшее, что Иисусу Христу присуща только одна природа, божественная, а не две — божественная и человеческая.

Намаз — обязательная ежедневная пятикратная молитва в исламе.

Нирвана — состояние нематериального блаженства в буддийском учении, когда прерывается череда рождений и смертей и наступает высшее состояние духа, при котором все земные привязанности преодолены и отсутствуют желания.

Новый Завет — вторая часть Библии (27 книг), почитаемая в качестве священного писания только христианами и повествующая о новом договоре Бога с людьми через Иисуса Христа, о проповеднической деятельности Христа и апостолов.

Пантеон — совокупность всех богов какой-либо политеистической религии.

Папа римский — глава римской католической церкви и государства Ватикан.

Пасха — главный христианский праздник в честь чудесного воскресения распятого на кресте Иисуса Христа, отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния; в иудаизме — праздник в честь исхода евреев из Египта.

Патриарх — высший духовный сан в православии, глава православной церкви в ряде стран.

Политеизм — многобожие, поклонение ряду богов, олицетворяющих, как правило, различные силы природы и социальные явления.

Православие — одна из трех основных христианских конфессий, восточная ветвь христианства, «церковь истинной веры», не имеющая единого духовного центра и единого главы церкви.

Пророк — человек, приобщившийся к божественному разуму, действующий по поручению божества и выполняющий функцию посредника между богами и людьми.

Протестантизм — одна из трех основных христианских конфессий, совокупность многочисленных самостоятельных церквей, утверждающих принцип спасения личной верой и право каждого верующего на личное общение с Богом без посредников.

Рай — посмертное местопребывание душ умерших праведников.

Религия — форма общественного сознания, основанная на вере в реальное существование сверхъестественного, отражающая действительность в иллюзорно-фантастических образах, представлениях и понятиях; включает в себя религиозное вероучение и совокупность культовых действий.

Реформация — социально-политическое движение, развернувшееся в Европе против феодализма и католической церкви и породившее протестантизм. Началось в 1517 г. в Германии с выступления М. Лютера, осудившего злоупотребления католической церкви.

Сакрализация — возведение материальных предметов, людей, действий, норм поведения, текстов в ранг священных, вовлечение в сферу религиозного влияния общественного и индивидуального сознания, социальных отношений и институтов.

Сверхъестественное — сверхчувственная реальность, противопоставляемая верующими действительному, чувственному миру и признаваемая стоящей над ним.

Секта — замкнутое религиозное объединение, возникшее как оп­позиционное течение по отношению к господствующей религии и ревностно отстаивающее свои доктрины, ценности, идейные принципы и установки.

Секуляризация — процесс выхода различных сфер жизни общества,
общественного сознания, социальных отношений и институтов из-под влияния религии, обретение ими светского, мирского характера, отчуждение церковной собственности в пользу государства.

Сансара — концепция круговорота жизни в индийской религиозно-философской традиции, в соответствии с которой жизнь понимается как бесконечная цепь перерождений, цепочка рождений и смертей.

Священнослужители — служители религиозного культа, рукоположенные в духовный сан (епископы и священники, имеющие право самостоятельно совершать богослужения, обряды и таинства, а также дьяконы).

Символ веры — краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения; принимается на веру слепо, без доказательств.

Синто — традиционная национальная религия японцев («путь богов»).

Сунна — священное предание ислама, изложенное в рассказах (хадисах) о поступках и изречениях пророка Мухаммеда.

Суннизм — одно из двух основных направлений ислама, признающее наряду с Кораном святость Сунны.

Табу — магический запрет в первобытном обществе, за нарушение которого должна была последовать кара, насылаемая сверхъестественными силами.

Талмуд — священная книга иудаизма, свод религиозных трактатов,
содержавших комментарии к Торе и Танаху и окончательно закрепивших
идеологические и культовые представления, господствующие в иудаизме.

Танах — священная книга иудаизма, включающая в себя Пятикнижие Моисеево (Тору), Книги пророков (Невиим) и Книги писаний (Хтувим). По своему содержанию в основном соответствует Ветхому Завету Библии.

Теократия — форма правления, при которой власть в государстве находится в руках главы церкви и духовенства.

Теология — богословие, концепция обоснования и защиты положений религиозного учения, система доказательств истинности религиозной догматики, комплекс норм и правил жизни верующих и духовенства.

Тора — священная книга иудаизма, включающая в себя первые пять книг Танаха, Пятикнижие Моисеево.

Тотемизм — первобытная форма религии, основанная на вере в то, что сверхъестественным предком (тотемом) и символом конкретного человеческого рода было священное животное, растение либо некое явление природы.

Тримурти — божественная триада в индуизме, состоящая из творца и управителя мира Брахмы, защитника и разрушителя Шивы, реализующего жизненную энергию, и мягкого, непротиворечивого Вишну, олицетворяющего космическую творческую энергию.

Троица — в христианской догматике одновременно существующие три ипостаси единого Бога: Бог-отец, Бог-сын и Бог — Святой Дух.

Фанатизм религиозный — слепая, доведенная до крайней степени приверженность религиозным идеям, стремление неукоснительно следовать им в повседневной жизни, нетерпимость к иноверцам.

Фарисеи — религиозно-политическое направление в иудаизме во II в. до н. э. — II в. н. э., члены которого настаивали на строгом и неукоснительном соблюдении религиозных предписаний, отличались показным благочестием.

Фетишизм — одна из ранних форм религии, выражающаяся в поклонении неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства.

Хаджж — паломничество мусульман, выражающееся в посещении Мекки и храма Каабы, одна из пяти основных обязанностей мусульманина.

Хинаяна — «малая колесница», «узкий путь спасения» — одно из двух основных направлений буддизма, его монашеская форма, утверждающая, что обрести спасение может только монах.

Церковь — религиозная организация, организующая управление верующими, кодифицирующая систему вероучения и упорядочивающая культовую практику.

Церковнослужители — низшие служитапи церкви, посвященные обрядом руковозложения, который не относится к таинству священства.

Шаманизм — распространенная в период разложения первобыт­нообщинного строя вера в способность особых людей (шаманов) быть посредниками между человеком и духами, предсказывать будущее, вызывать изменения в природе, лечить от болезней, провожать умерших в подземный мир.

Шариат — свод норм мусульманского права, морачи, религиозных предписаний и ритуалов, основанный на положениях Корана и Сунны. Шахид — в исламе: мученик, погибший в войне за веру.

Шиизм — одно из двух основных направлений ислама, признающее Коран божественным откровением и исключительное право прямых потомков Мухаммеда (имамов, унаследовавших четвертому халифу Али — двоюродному брату и зятю Мухаммеда) быть наследниками его миссии.

Экуменизм — движение за объединение христианских конфессий, которое координирует Всемирный совет церквей.

Энциклика — послание папы римского, посвященное наиболее важным общественно-политическим, религиозным, нравственным вопросам, не подлежащее обсуждению и обязательное для исполнения.

Эсхатология — религиозные учения о конце света, связанные с завершением борьбы доброго и злого начал, сил света и тьмы.

Язычество — собирательное обозначение различных политеистических религиозных верований, обрядов и праздников.

Ян — обозначение мужского начала в китайской традиции, воплощением которого признается Небо.

Материалы для тестовой системы
1. Основой религиозного мировоззрения служит:

а) Знание, рационализирующее отношение человека к действительности.

б) Знание, не требующее доказательств и в представлении человека данное ему свыше.

в) Интуиция человека, открывающая сущность духовной первоосновы мира.

г) Понимание мира как упорядоченной целостности, основанной на

собственных законах развития.



2. Основой любого религиозного вероучения является:

а) Созерцательное основание в виде конкретно-чувственного образа.

б) Вера в высшую сверхъестественную силу, управляющую миром и человеком.

в) Умозрительная модель мира, выраженная в понятийной форме.

г) Замкнутая система знаний, выстроенная на основе аксиом, добытых эмпирическим путем.

3. Политеизм — это:

а) Вера в духов и божественное провидение.

б) Поклонение единому всемогущему богу.

в) Поклонение пантеону богов.

г) Вера в бога, представляющего единое целое с природой.

4. Монотеизм — это:

а) Поклонение пантеону богов.

б) Вера в духов и божественное провидение.

в) Вера в бога, представляющего единое целое с природой.

г) Поклонение единому всемогущему богу.

5. Тотемизм — это:

а) Вера людей в священное животное, считавшееся предком и покровителем рода.

б) Вера в сверхъестественную душу или духов, влияющих на жизнь людей, предметы и явления окружающего мира.

в) Вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов.

г) Вера в возможности человека воздействовать на окружающий мир при помощи колдовства.

6. Фетишизм — это:

а) Вера в возможности человека воздействовать на окружающий мир при помощи колдовства.

б) Вера людей в священное животное, считавшееся предком и покровителем рода.

в) Вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов.

г) Вера в сверхъестественную душу или духов, влияющих на жизнь людей, предметы и явления окружающего мира.

7. Анимизм — это:

а) Вера людей в священное животное, считавшееся предком и покровителем рода.

б) Вера в сверхъестественную душу или духов, влияющих на жизнь людей, предметы и явления окружающего мира.

в) Вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов.

г) Вера в возможности человека воздействовать на окружающий мир при помощи колдовства.

8. Магия — это:

а) Вера в возможности человека воздействовать на окружающий мир при помощи колдовства.

б) Вера людей в священное животное, считавшееся предком и покровителем рода.

в) Вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов.

г) Вера в сверхъестественную душу или духов, влияющих на жизнь людей, предметы и явления окружающего мира.

9. Зооморфные боги — это:

а) Боги, внешний облик которых подобен животным.

б) Боги, представляющие собой высшую абстрактную силу.

в) Идолы и амулеты как носители сверхъестественного могущества.

г) Боги, внешний облик которых подобен человеку.

10. Антропоморфные боги — это:

а) Боги, внешний облик которых подобен животным.

б) Боги, представляющие собой высшую абстрактную силу.

в) Идолы и амулеты как носители сверхъестественного могущества.

г) Боги, внешний облик которых подобен человеку.

11. Церковь это:

а) Ритуалы, позволяющие установить взаимосвязь между человеком и богом.

б) Миссионеры, распространяющие религиозное вероучение.
в) Профессиональные служители религиозного культа.

г) Система управления верующими и организации отправления культа.



12. Конфессия — это:

а) Объединение последователей одного вероучения и культа в рамках единой организации.

б) Ритуалы, позволяющие установить взаимосвязь между человеком и богом.

в) Профессиональные служители религиозного культа.

г) Система управления верующими и организации отправления культа.

13. Клир — это:

а) Ритуалы, позволяющие установить взаимосвязь между человеком и богом.

б) Миссионеры, распространяющие религиозное вероучение.

в) Профессиональные служители религиозного культа.

г) Система управления верующими и организации отправления культа.

14. Миряне — это:

а) Ритуалы, позволяющие установить взаимосвязь между человеком и богом.

б) Рядовые последователи одного вероучения.

в) Профессиональные служители религиозного культа.

г) Система управления верующими и организации отправления культа.

15. Социальная функция религии:

а) Поддержание веры в грядущее вознаграждение за страдания в земной жизни.

б) Установление правил поведения, которых придерживается большинство верующих.

в) Удовлетворение потребности человека в психологической разрядке.

г) Способ самозащиты человека от внешнего враждебного начала.

16. Богиня подземного царства в религиозной системе Двуречья:

а) Исида.

б) Астарта.

в) Инанна.

г) Эрешкигаль.

17. В религиозной системе Двуречья бог, управляющий Землей и людьми:

а) АН.


б) Энлиль.

в) Мардук.

г) Нергал.

1 8. Бог — покровитель власти фараонов в Древнем Египте:

а) Гор.


б) Сет.

в) Ра.


г) Осирис.

19. Бог пустыни в Древнем Египте:

а) Атум.


б) Анубис.

в) Сет.


г) Осирис.

20. Солярный бог, олицетворявший в Древнем Египте солнечный диск сам посебе:

а) Амон.

б) Атон.

в) Атум.

г) Хепри.

21. Священная книга зороастризма:

а) Ригведа. в) Кодзики.

б) Дао дэ цзин. г) Авеста.

22. Воплощение высшего благого начала в зороастризме:

а) Ахура-Мазда. в) Митра.

б) Ангхро-Майнью. г) Заратуштра.
23. Брахман — это:

а) Высшая абсолютная реальность.

б) Принцип упорядоченности мира.

в) Духовная субстанция любого живого организма.

г) Закон воздаяния за совокупность совершенных добрых и злых дел.
24. Карма — это:

а) Состояние высшего нематериального блаженства.

б) Принцип упорядоченности мира.

в) Череда рождений и смертей.

г) Закон воздаяния за совокупность совершенных добрых и злых дел.

25. Бог, почитаемый в индуизме как мягкий и непротиворечивый охранитель:

а) Брахма. в) Вишну.

б) Шива. г) Кама.

26. Атман — это:

а) Принцип упорядоченности мира.

б) Воплощение абсолютной реальности.

в) Духовная субстанция любого живого организма.

г) Закон воздаяния за совокупность совершенных добрых и злых дел.

27. Мокша — это:

а) Состояние высшего нематериального блаженства.

б) Принцип упорядоченности мира.

в) Духовная субстанция любого живого организма.

г) Череда рождений и смертей.

28. Бог, почитаемый в индуизме как творец мира:

а) Кришна. в) Шива.

б) Вишну. г) Брахма.

29. Книга, содержащая древнеиндийские священные гимны:

а) Дао дэ цзин. в) Кодзики.

б) Авеста. г) Ригведа.

30. Цель последователей брахманизма, джайнизма и индуизма:

а) Следование принципу недеяния.

б) Достижение высшего нематериального блаженства.

в) Воплощение принципов гуманности, морали и нравственности в жизни государства.

г) Продление жизни и достижение бессмертия.

31. В китайской традиции высшая добродетель, благая сила, исходящая отНеба:

а) Дао. в) Инь.

б) Ян. г) Дэ.
32. Цель последователей даосизма:

а) Следование принципу ненасилия.

б) Продление жизни и достижение бессмертия.

в) Достижение высшего нематериального блаженства.

г) Воплощение принципов гуманности, морали и нравственности в жизни
государства.

33. Священная книга даосизма:

а) Дао дэ цзин в) Ригведа

б) Авеста. г) Кодзики.
34. Женское начало в китайской традиции:

а) Инь. в) Дао.

б) Ян. г) Дэ.
35. Цель последователей конфуцианства:

а) Достижение высшего нематериального блаженства.

б) Продление жизни и достижение бессмертия.

в) Воплощение принципов гуманности, морали и нравственности в жизни государства.

г) Следование принципу ненасилия.

36. Какая из перечисленных религий НЕ относится к мировым:

а) Иудаизм. в) Ислам.

б) Христианство. г) Буддизм.

37. Какая из перечисленных религий относится к мировым:

а) Индуизм. в) Буддизм.

б) Иудаизм. г) Синтоизм.

38. Какое из перечисленных религиозных учений появилось в Индии:

а) СИНТОИЗМ

б) Даосизм.

в) Джайнизм.

г) Зороастризм.

39. Главной целью последователя буддизма является:

а) Выход из цепочки перерождений и достижение состояния нирваны.

б) Достижение долголетия, а в перспективе - физического бессмертия.

в) Следование законам природной естественности.

г) Гибель в борьбе с противниками вероучения.

40. Достижение нирваны для буддиста означает:

а) Прервать цепочку телесных перерождений и обрести высшее нематериальное блаженство.

б) Достижение долголетия, а в перспективе - физического бессмертия.

в) Гибель в борьбе с противниками вероучения.

г) Следование законам природной естественности.
41. Основа христианского вероучения:

а) Греческие языческие культы.

б) Иудейское вероучение.

в) Религиозные культы арабских кочевых племен.

г) Языческие культы древних римлян.

42. Апостолы — это:

а) Христианские великомученики, принимавшие смерть во имя веры.

б) Защитники христианской веры, разъяснявшие ее основные положения.

в) Руководители крупных церковных округов.

г) Последователи Иисуса, распространявшие его учение.

43. Отношение христианского вероучения к земной жизни человека:

а) Это время, данное человеку для проявления своих лучших качеств.

б) Это временное испытание, данное Богом на пути к вечной жизни.

в) Это путь к построению Царства Божьего на земле.

г) Это возможность осознать, что духовные ценности выше материальных.

44. Евангелия — это:

а) Сборники христианских молитв.

б) Послания апостолов, распространявших христианское вероучение.

в) Описания символов веры и святых таинств.

г) Жизнеописания Иисуса Христа.

45. Какая из христианских конфессий признает духовную власть выше

светской:

а) Католицизм. в) Кальвинизм.

б) Православие. г) Англиканская церковь.
46. Представители какой из перечисленных конфессий не являются
христианами:

а) Католики. в) Сунниты.

б) Кальвинисты. г) Лютеране.
47. Пророк — основатель ислама:

а) Зороастр. в) Мухаммед.

б) Моисей. г) Кришна.
48. Священной книгой мусульман является:

а) Талмуд. в) Тора.

б) Коран. г) Бхагавадгита.
49. Какие из религиозных течений относятся к исламу:

а) Кальвинизм и лютеранство.

б) Махаяна и Хинаяна. в) Шиизм и суннизм.

г) Шиваизм и вишнуизм.



50. Какое из верховных божеств никогда не существовало в человеческом облике:

А) Будда


Б) Аллах

В) Иисус


Г) Зевс
скачать файл



Смотрите также:
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины религиоведение
361.69kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины предпринимательство для студентов экономического факультета
291.15kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины
1530.82kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «физическая культура» по специальностям 080507. 65 «Менеджмент организации» Формы обучения
2747.42kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины всеобщая история
520.16kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Этика и психология делового общения» Направление подготовки 080100 Экономика Профиль подготовки
363.75kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история уровень основной образовательной программы базовый
350.22kb.
Цели и задачи дисциплины
590.34kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины
284.91kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины
555.17kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины
566.58kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины
520.28kb.