takya.ru   страница 1страница 2страница 3
скачать файл

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



4.1 Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины
Курс «Всеобщая история (История средних веков)» реализуется в традиционной схеме ведения учебного процесса, которая включает в себя: последовательное хронологическое изложение материла на лекционных занятиях, проработку отдельных тем на основе источников на практических занятиях и самостоятельное написание студентами творческих работ по предложенной тематике. Итоговая форма контроля – экзамен.

Оценка «отлично» ставится, если студент демонстрирует

  • глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала, полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий и взаимосвязей;

  • умеет составить полный и правильный ответ, выделить главные положения и может самостоятельно подтверждать ответ фактами, самостоятельно аргументировано делать анализ и обобщать;

  • умеет рационально использовать наглядные пособия, справочную литературу, специальную литературу и первоисточники.

Оценка «хорошо» ставится, если студент

  • показывает знания всего изученного материала.

  • даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий, допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведение изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  • материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно; при требовании или при небольшой помощи преподавателя;

  • в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя;.

  • умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы.

  • не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками

Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент

  • усвоил основное содержание учебного материала,

  • имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  • материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  • показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки; допускает ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий даёт недостаточно четкие; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допускает ошибки при их изложении;

  • отвечает неполно на вопросы преподавателя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

  • обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы преподавателя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент

  • не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  • не делает выводов и обобщений;

  • не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.

  • при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  • Не может ответить ни на один их поставленных вопросов. Полностью не усвоил материал.


4.2 Самостоятельная работа студентов
Значительную часть курса студенты должны освоить самостоятельно. В рамках самостоятельной работы студент должен выработать и закрепить на практике целый ряд навыков и умений, таких как: умение собирать информацию по интересующей проблеме (работа в библиотеке, в сети Интернет), критически оценивать различные теории, гипотезы, имеющие место быть в медиевистике; воспроизводить информацию словесно и письменно.

Основным методом обучения для студентов историков является работа с книгой. Чтобы глубоко понять содержание книги нужно рационально её читать. Работа с книгой включает в себя несколько этапов:



  • предварительный просмотр книги,

  • прочтение отдельных мест в быстром темпе,

  • изучение вспомогательного материала к изданиям,

  • ведение записи прочитанного.

Предварительный просмотр книги включает ознакомление с титульным листом книги, аннотацией, предисловием, оглавлением. При ознакомлении с оглавлением необходимо выделить главы, разделы параграфы, представляющие интерес, бегло их просмотреть, найти места, относящиеся к теме (абзацы, страницы, параграфы), и познакомиться с ними в общих чертах.

Следующий этап работы с книгой – прочтение выделенных мест в быстром темпе. Цель быстрого чтения – определить, что ценного в каждой части, к какому вопросу реферата имеет отношение информация.

Полезными могут быть вспомогательные материалы к изданиям (сведения об авторе, заглавие книги, её тип, жанр, выходные данные, аннотация). Эти сведения содержатся на титульном листе и его обороте, помогают составить предварительное мнение о книге. Глубже понять содержание книги позволяют вступительная статья, послесловие, предисловие, комментарии, список литературы. Предисловие знакомит с событиями эпохи, другими трудами автора, а также содержит справочно-информационный материал. Не следует пренебрегать комментариями и примечаниями к книге. Многие научные книги и статьи имеют в своем аппарате списки литературы, которые дают студентам возможность самостоятельно подобрать дополнительную литературу по данной тематике.

Отдельный этап изучения книги – ведение записи прочитанного. Существует несколько форм ведения записей – план (простой и развернутый), выписки, тезисы, аннотации, резюме, конспект.

План представляет собой перечень вопросов, рассматриваемых в книге или статье. Планом удобно пользоваться при подготовке текста собственного выступления или статьи на какую-либо тему. Более сложной формой записи являются тезисы – сжатое изложение основных положений текста в форме утверждения или отрицания. Тезисы составляются после предварительного знакомства с текстом, при повторном прочтении. Они служат для сохранения информации в памяти и являются основой для дискуссии. Аннотация – краткое изложение содержания – дает общее представление о книге, брошюре, статье. Резюме кратко характеризует выводы, главные итоги произведения.

Наиболее распространенной формой записей является конспект. Желательно начать конспектирование после того, как все произведение прочитано и составлен его план. Основную ткань конспекта составляют тезисы, дополненные рассуждениями и доказательствами. Конспект может быть текстуальным, свободным или тематическим. Текстуальный конспект создается из отрывков подлинника – цитат, с сохранением логики и структуры текста. Свободный конспект основан на изложении материала в удобном для чтения порядке (мысли , разбросанные по всей книге, сводятся воедино). В тематическом конспекте за основу берется тема или проблема, он может быть составлен по нескольким источникам.

Для записи данных, подлежащих использованию, можно использовать систему карточек. Преимущество карточек в том, что каждая справка регистрируется отдельно и без труда может быть найдена. При занесении справочного материала в карточке внизу приводится название источника, наверху – заголовок, содержащий указание, где именно материал может пригодиться. Целесообразно пользоваться карточками одинакового размера и писать только на одной её стороне. На каждой карточке делается только одна запись и при помощи кавычек указывается, является ли приводимая ссылка непосредственной цитатой. Целесообразно также хранить карточки в конвертах, различных папках с надписями для дальнейшей работы.

Методические рекомендации по написанию контрольной работы. Одной из форм самостоятельной работы студентов при освоении курса а также формой промежуточного контроля является написание контрольной работы в виде реферата. Реферат выполняется на листах бумаги формата А4 (шрифт Times New Roman, размер 14, интервал между строк полуторный). В исключительных случаях, по согласованию с преподавателем, реферат может быть написан от руки четким понятным почерком.Титульный лист оформляется в соответствии с принятыми в РИ АлтГУ нормами.

Реферат должен иметь содержание, введение, основную часть, разбитую на несколько глав, заключение и список литературы. Во введении автору нужно объяснить причину выбора данной темы, подчеркнуть ее актуальность, коротко охарактеризовать использованную литературу. В заключении сделать выводы по основной части, дать авторские оценки той проблемы, которая рассматривалась в реферате. Примерные темы контрольных работ содержатся в разделе «Материалы к промежуточной и итоговой аттестации»



При определении круга литературы при подготовке к зачёту, семинарскому занятию и при написании реферата можно обратиться к спискам, предложенным к теоретической части курса, к планам семинарских занятий, а также самостоятельно подобрать ряд публикаций.. Солидный корпус материалов для подготовке контрольной работы и семинарских занятий находится в методическом кабинете кафедры. Объем реферата –15-20 стр. машинописного текста. Особо ценится авторская позиция и авторское отношение к проблеме.


скачать файл


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины всеобщая история
520.16kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история исторической науки. Историография. Специальность – 030401. 65 История Форма обучения: очно-заочная (вечерняя) Кафедра общественных дисциплин Рубцовск – 2011
1037.02kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины источниковедение специальность подготовки – 030401. 65 История Форма обучения: очно-заочная (вечерняя) Кафедра общественных дисциплин Рубцовск 2011
447.32kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины предпринимательство для студентов экономического факультета
291.15kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины религиоведение
361.69kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история уровень основной образовательной программы базовый
350.22kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины
1530.82kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «физическая культура» по специальностям 080507. 65 «Менеджмент организации» Формы обучения
2747.42kb.
Рассмотрен и рекомендован к утверждению
946.71kb.
Учебно-методический комплекс историография зарубежной истории для специальности: 050401. 65 история с дополнительной специальностью юриспруденция
699.59kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Этика и психология делового общения» Направление подготовки 080100 Экономика Профиль подготовки
363.75kb.
Цели и задачи дисциплины
590.34kb.