takya.ru страница 1страница 2 ... страница 17страница 18
скачать файл
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Учебно-методическое пособие

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

2006 г.

ББК 65.290-2 Печатается по решению



И66 РИС НовГУ

Рецензент –


И66 Инновационный менеджмент: Учеб.-метод. Пособие / Сост. С.В.Васильев; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006. – 94 с.

В учебно-методическом пособии изложены основные сведения по курсу «Инновационный менеджмент» для студентов, обучающихся по специальностям 060500, 060400, 060800, 061100, 061400, 311000.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения.

ББК 65.2909-2

© Новгородский государственный

университет, 2006

© С.В.Васильев, составление, 2006

Содержание


Содержание 3

Тема 1. Введение в «Управление инновациями» 7

1.1.Основные определения 7

1.2. Бизнес-среда 2000-2010 7

1.2.1. Информациональная и глобальная экономика 7

1.2.2. Третья промышленная революция. 8

1.2.3. Четвертая информационная революция. 8

1.2.4. Дематериализация рыночных продуктов . 9

1.2.5. Новые ремесленники. 9

1.2.7. Сети в обществе и в производстве. 9

1.2.8. Ускоряющееся изменение техно-экономической среды 9

Контрольные вопросы 12

Тема 2 Основы инноватики 13

2.1. Становление теории инноватики и ее современные концепции 13

2.1.1. Н.Д. Кондратьев (1892-1938) - Длинные волны конъюнктуры 13

2.1.2. Й.Шумпетер (1883-1950) - Созидательное разрушение, инновации, мультицикличность. 14

2.1.3. Й.Шумпетер - «Новатор — банки — эффективная монополия». Инновационно-инвестиционный процесс. 15

2.1.4. С.Ю. Глазьев - Технологические уклады 15

2.2. Инновационный процесс и инновационная деятельность 19

2.2.1. Особенности организации инновационных процессов 19

2.2.2. Оценка результативности работы научно-технических организаций. 20

2.3. Классификация новаций, инновационных процессов и нововведений 21

2.4. Ценностный аспект нововведений и развитие конкуренции. 23

2.4.1. Практика как определитель ценности. Интеллектуальная собственность. 23

2.4.2. Формирование конкуренции в инновационной деятельности 26

2.5. Особенности принятия решений в управлении инновациями 27

2.5.1. Решения, принимаемые по сетевым графикам 28

2.5.2. Планирование технологического освоения производства новой продукции 28

Контрольные вопросы 28

Тема 3. Инновационные стратегии 29

3.1. Возникновение и становление инновационных стратегий 29

3.1.1. Понятие и виды инновационных стратегий 29

3.1.2. Особенности инновационных стратегий 29

3.1.3. Инновационный аспект базовых стратегий организации 30

3.2. Типы инновационного поведения фирм 31

3.3. Стратегии в сфере массового производства 33

3.3.1. Основные черты и сферы деятельности виолентов 33

3.3.2. Роль виолентов в экономике и инновационном процессе 33

3.3.3. Эволюция виолентов 34

3.4. Стратегии дифференциации продукции и сегментирования рынка – патиенты. 36

3.4.1. Разновидности и инновационная роль специализированных фирм – патиентов. 36

3.4.2. Эволюция патиентов 37

3.5. Стратегии инновационных исследовательских и разрабатывающих организаций – эксплерентов. 38

3.5.1. Инновационная роль 38

3.5.2. Эволюция эксплерентов 38

3.6. Стратегии в сфере мелкого неспециализированного бизнеса - коммутанты. 40

3.6.1. Роль в экономике и инновационном процессе 40

3.6.2. Эволюция коммутантов 41

3.7. Специфика российских инновационных стратегий 41

3.7.1. Стратегия массового и стандартного производства 41

3.7.2. Стратегия диверсификации продукции и рыночных сегментов (ниш) 42

3.7.3. Стратегия мелких фирм 42

3.7.4. Комбинация стратегий 43

Конкретная ситуация: "Создание малой фирмы" 44

Вопросы для обсуждения 1: 44

Вопросы для обсуждения 2: 45

Контрольные вопросы 45

Тема 4. Управление инновационными преобразованиями 45

4.1. Концепция проектирования инновационных преобразований 46

4.1.1. Последовательность выбора и реализации инновационной стратегии 46

4.1.2. Инновационные преобразования 46

4.1.3. От инновационной стратегии к инновационному проекту 47

4.2. Инновационные цели и инновационный потенциал организации 48

4.2.1. Показатели инновационной деятельности организации 48

4.2.2. Инновационные цели 49

4.2.3. Инновационный потенциал 50

4.2.4. Инновационный климат 56

4.2.5. Инновационная позиция организации 58

4.2.6. Инновационная активность и инновационная сила 60

4.3. Проектное управление инновациями 61

4.3.1.Особенности стратегической инноватики как объекта проектного управления 61

4.3.2. Современные представления о содержании проектного управления инновационной деятельностью. 63

4.4. Инжиниринг, реинжиниринг и инновационные бизнес - процессы 64

4.4.1. Соотношение инжиниринга и реинжиниринга 64

4.4.2. Объекты реинжиниринга 65

4.4.3. Условия успешного реинжиниринга 66

4.4.3. Типичные ошибки при проведении реинжиниринга. 66

4.4.5. Место реинжиниринга в инновационной деятельности 67

4.4.6. Участники проекта реинжиниринга и их роли 67

Контрольные вопросы 68

Тема 5. Выбор организационных форм инновационной деятельности 68

5.1. Множественность организационных форм и функций специалистов в инновационной деятельности 68

5.2. Формирование инновационных подразделений в корпорациях 71

5.3.Формы малого инновационного предпринимательства 72

5.3.1. Новые фирмы в рамках старых компаний 72

5.3.2. Венчурные фирмы — рискофирмы 73

5.3.3. «Инкубаторные программы» и сети малых фирм 74

5.3.4. Бизнес - инкубаторы в России 74

5.4. Межфирменная научно-техническая кооперация в инновационных процессах. 75

5.4.1. Межфирменная научно-техническая кооперация в инновационных процессах 75

5.4.2. Альянсы, консорциумы и совместные предприятия как форма межфирменного инновационного сотрудничества 76

5.5. Инновационная деятельность региональных научно-технических центров и финансово-промышленных групп 80

5.5.1. Региональная инновационная политика 80

5.5.2. Региональные научно-технические центры 81

5.5.3. Парки и технополисы, их роль в создании инноваций на федеральном уровне 82

Контрольные вопросы 84

Тема 6 Инновационное развитие в России 85

6.1.Приоритетные направления развития науки и техники 85

6.2.Критические технологии 87

1. Информационные технологии и электроника 87

2. Производственные технологии 87

3. Новые материалы и химические продукты 87

4. Технологии живых систем 88

5. Транспорт 88

6. Топливо и энергетика 88

7. Экология и рациональное природопользование 89

6.3.Федеральный закон об инновационной деятельности и государственной инновационной политике (проект) 89

6.4.Концепция инновационной политики Российской Федерации на период 1998 - 2000 годы 91

6.5. Инновационное развитие экономики в 2000 – 2010 гг. согласно «Стратегии развития Российской Федерации («Программа Грефа») 94

Анализ ситуации 94

Основные направления и этапы развития инновационной экономики 96

Практические мероприятия 97

Первоочередные меры 98

Контрольные вопросы 100

Тема 7 Инновации в управлении человеческими ресурсами 101

7.1. Инновационное управление трудом; 101

Инновационный менеджмент 105

Кадровый менеджмент 105

Цель инновационного менеджмента 105

Кадровые нововведения 105

Время реализации кадровых нововведений 105

Инновационно-кадровый маркетинг 106

Мотивация кадровых инноваций 106

Организация кадровых нововведений 106

Оценка проектов кадровых нововведений 106

Управление инновациями в кадровой работе 106

Кадровая работа 106

Кадровая политика 107

7.2. Развитие, прогресс, регресс, стагнация, кризис, стабилизация кадровой работы; Жизненные стадии и циклы организации 108

Стадии развития организации 109

Резюме 113

Контрольные вопросы 113

7.3. Принципы, методы, функции инновационного менеджмента в кадровой работе; 114

Функции инновационного менеджмента в кадровой работе 114

7.4. Классификация нововведений в кадровой работе, кадровая реформа; 114

7.5. Инновационный потенциал работника; 115

7.6. Новатор, новаторская деятельность; 116

7.7. Кадровая элита; 119

7.8. Цели, функции подразделений служб управления персоналом по разработке и внедрению нововведений в кадровой работе; 120

7.9. Восприимчивость организации к нововведениям; 126

7.10. Сопротивление и внедрение нововведений; 129

7.11. Экономическая и социальная эффективность нововведений в кадровой работе. 135

Показатели эффективности деятельности подразделений управления персоналом 135

Глоссарий 135

Литература 138

Основная 138

Дополнительная 138



Тема 1. Введение в «Управление инновациями»

1.1.Основные определения

В соответствии с международными стандартами ин­новация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам

В мировой экономической литературе инновация интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

Согласно словарю Вебстера, innovation n. 1. something new or different introduced., 2. the act of innovating; introduction of new things or methods. [1540-50] Derived words:-innovational.

Инновация может быть рассмотрена как в динами­ческом, так и в статическом аспекте. В последнем слу­чае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ).

Без интеллектуального продукта, получаемого в результате инновационной деятельности, практически невозможно создавать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны.

В настоящее время мировой рынок высоких технологий составляет примерно 2 триллиона долларов, из которых на долю США приходится 39%, Японии - 30%, Германии — 16%, России – 0,3-0,5%.


1.2. Бизнес-среда 2000-2010

1.2.1. Информациональная и глобальная экономика


Экономика, которая сложилась последние два десятилетия характеризуется как информациональная и глобальная. Информациональная1 – так как именно способность генерировать, обрабатывать и эффективно использовать информацию, основанную на знаниях определяет производительность и конкурентоспособность факторов или агентов в этой экономике (будь то фирма, регион или нация). Глобальная – потому что основные виды экономической деятельности, такие, как производство, потребление и циркуляция товаров и услуг организуются в глобальном масштабе. При этом достижение определенного уровня производительности и существование конкуренции возможно лишь внутри глобальной взаимосвязанной сети.

Новые информационные технологии почти мгновенно охватывают пространство всей планеты. Это означает немедленное применение к развитию информационной революции технологий, которые она создает. При этом в мире существуют значительные области, не включенные в современную технологическую систему. Скорость технологической диффузии выборочна – и социально и функционально. Различные условия доступа к технологической силе для людей, стран и регионов являются критическим источником неравенства в современном мире. Вершина этого процесса – угроза исключения целых национальных и даже континентальных экономик (например Африки) из мировой информационной системы, а соответственно и из мировой системы разделения труда.

Глобальная экономика работает как единая система в режиме реального времени в масштабе всей планеты. [Кастельс, 2000]

1.2.2. Третья промышленная революция.


Первая индустриальная революция опиралась на широкое использование существовавших до этого знаний. Она началась в последней трети XVIII в. и характеризовалась заменой ручных инструментов машинами.

Вторая индустриальная революция – после 1850 г. – характеризовалась решающей ролью науки в развитии инноваций. С ней связано изобретение двигателя внутреннего сгорания, использование электричества, создание химической промышленности на базе научных достижений, распространение телеграфа и изобретение телефона.

Нынешнюю технологическую революцию - с 80-х гг. 20 в. - характеризует не только центральная роль знаний и информации, но, главное, применение знаний и информации к генерированию знаний и устройствам, обрабатывающим информацию и осуществляющим коммуникацию, в кумулятивной петле обратной связи между инновацией и направлениями использования инноваций.

1.2.3. Четвертая информационная революция.


1-я – изобретение письменности (5-7 тыс. лет назад)

2-я – (середина XV в) изобретение книгопечатания (Гуттенберг, 1450-1455)

3-я - (конец XIX в) изобретение электричества и телеграфа, телефона (1878), радио, устройств, позволяющих передавать и накапливать информацию.

4-я – (70-е гг. XX в.) микропроцессорная технология и изобретение персонального компьютера.




1.2.4. Дематериализация рыночных продуктов .


Более половины продуктов, циркулирующих в современной экономике – нематериальные продукты. Как пишет доктор Портер, один из создателей консорциума в области микроэлектроники и компьютерных технологий – Хьюстонского Центра Передовых Исследований (HARC) в штате Техас. - «Никогда в мировой истории самый ценный продукт не мог переме­щаться столь легко. Когда шелка и пряности, древесину и слоновую кость перевозили на судах через океаны, существовали большие портовые горо­да, где и выросла торговля. Эти города впечатляли своим богатством и гран­диозностью, завлекая к себе многих путешественников в надежде личного обогащения.

Сегодня же любое сообщество может представлять собой портовый город, потому что самый ценный продукт современности - это человече­ский интеллект.

В самом деле, знание является новой «монетой времени», причем транспортировка этого самого ценного товара осуществляется в наши дни мгновенно. Формулу для лечения от СПИДа не нужно грузить на самолет или корабль.

«Концепции, идеи, и образы, а не физические предметы являются реальными ценностями в новой экономике. Богатство облачается более не в физический капитал, а скорее в человеческое воображение и творческий потенциал…». [Rifkin, 2001]



1.2.5. Новые ремесленники.


Производство вновь становится мелкосерийным или единичным с быстрым ростом производительности труда и увеличением номенклатуры производимых изделий, поддерживая постоянные связи с постоянными заказчиками.

1.2.7. Сети в обществе и в производстве.


Иерархическая модель управления организацией 20-го века заменяется плоской сетевой структурой гибкой организации 21-го века, стираются границы между организациями, появляются виртуальные фирмы.

1.2.8. Ускоряющееся изменение техно-экономической среды


Как показано на первом из рисунков, за 20-й век скорость изменения технолого-экономического окружения успела сравняться (к середине 70-х гг.), а затем и превзойти скорость смены поколений. Таким образом, сейчас за время активной жизни одного поколения сменяется несколько таких окружений. Это радикально меняет судьбу любого специалиста.






Если сто лет назад специалист пришедший на производство, мог отработать 30-40 лет и уйти на заслуженный отдых, практически не нуждаясь в обновлении знаний, полученных в институте (пунктирная линия на втором рисунке), то современный специалист может быть уверен, что через пять лет ему понадобится значительное повышение квалификации, а через десять лет, скорее всего, придется сменить профессию (жирная линия на рисунке).

Технологическое окружение, экономическая и информационная среда меняются быстрее, чем сменяются поколения людей. Необходимо постоянное дообучение и переобучение. Организации становятся учащимися (Learning organizations).

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Учебно-методическое пособие великий новгород
2236.9kb.
Миронова С. С. Учебно-методическое пособие по дисциплине: «Маркетинг» Н. Новгород: вгипу, 2010. 47 с
511.97kb.
М-925 Сервисная деятельность: учебно-методическое пособие. Часть / М. В. Мухина. Н. Новгород: нгпу им. К. Минина, 2012. 43 с
471.09kb.
Учебно-методическое пособие Мурманск 2006 (075. 8) Ббк 88я73 К65
1302.5kb.
Учебно-методическое пособие для студентов дневной формы обучения специальности
2074.15kb.
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий по учебной дисциплине Направление 030900. 62 «Юриспруденция», заочная форма обучения, общий поток
404.79kb.
Учебно-методическое пособие для библиотекаря учителя воскресной школы
552.35kb.
Учебно-методическое пособие для студентов, магистрантов и аспирантов бгуир минск 2005 (075. 8) Ббк 87я73 г 12 Габрусь И. Ф. И
1591.94kb.
Учебно-методическое пособие Для студентов I курса, обучающихся по направлениям 521600 «Менеджмент»
597.93kb.
Юнусбаев Б. Х. Рефлексивно-оценочная саморазвивающая технология (рост). Учебно-методическое пособие. Уфа: биро, 2007. 238 с
969.01kb.
Н. Н. Кузнецова английский язык учебно-методическое пособие
1119.68kb.
Практикум по гидравлике и гидромашннам: учеб пособие /М. Е. Рабинович; Нижегород roc техн ун-т. Н. Новгород, 2009. 120 с
71.25kb.