takya.ru страница 1страница 2 ... страница 5страница 6
скачать файл
«Учимся успешному чтению: время открытий»

Портфель читателя

6-й класс

Пособие для учащихся образовательных учреждений

и их родителей
Москва

Просвещение

2013

Галактионова, Т.Г.



Учимся успешному чтению. Время открытий. Портфель читателя. 6 класс

[Текст]: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений и их родителей / Т.Г. Галактионова, Е.М.Красновская, Я. Г. Назаровская, Л.В.Шайдулина- М.: Просвещение,2013.- 40 с.: ил.- (Работаем по новым стандартам).


«Время открытий» продолжает серию «Учимся успешному чтению. Портфель читателя» для 1,2,3,4 и 5 классов, при этом является самостоятельным методическим продуктом.

Дидактический материал для учащихся 6-х классов и их родителей включает творческие, исследовательские задания для формирования читательской компетенции и освоение опыта исследовательской и проектной культуры.

Работа с пособием становится поводом для приобщения к тайнам научных открытий. В рекомендованный список для чтения вошли лучшие современные детские энциклопедии, способные не только расширить кругозор, но и пробудить у школьников исследовательский интерес. Портфель читателя является инструментом педагогического сопровождения учащихся в рамках реализации междисциплинарных учебных программ основной школы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом», «Исследовательская деятельность», «Проектная деятельность». Подготовка и выполнение коллективного творческого проекта «Большая Энциклопедия Шестиклассника» становится полем для интеграции практически всех общеобразовательных предметов учебного плана и содержанием совместной работы класса.



ВВЕДЕНИЕ


1. ШЕСТОЙ КЛАСС – ВРЕМЯ ОТКРЫТИЙ!

О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух и опыт- сын ошибок трудных и гений парадоксов друг.

И случай, бог изобретатель

А.С.Пушкин

Учимся успешному чтению: время открытий. Попробуем разобраться, что это значит.

Во-первых, успешное чтение обязательно приносит успех читателю. Какие это могут быть успехи? Самые разные.

Успех в учебе. Успешный читатель быстро и хорошо выполняет домашнее задание, потому что легко запоминает материал и может его освоить самостоятельно.

Успех в общении. Начитанный человек знает много интересного, у него ясная грамотная речь. Беседовать с таким человеком одно удовольствие, всегда узнаешь что-то новое.

Успех в жизни. Настоящий читатель проживает не одну жизнь, а много. Каждая прочитанная книга – это хороший жизненный опыт. Одним героям хочется подражать, других обойти стороной, а с третьими подружиться. Конечно, книги не могут заменить жизнь, но позволяют наполнить ее богатством впечатлений, смыслов и новых открытий.

Кстати, пора поговорить об открытиях. Для этого обратимся к одному из популярных современных источников Википедии — свободной энциклопедии и заглянем на страничку с буквой «О». Оттуда мы узнаем, что

«Открытие — это новое достижение, совершаемое в процессе научного познания природы и общества; установление неизвестных ранее, объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира».

Важно понимать, что Открытие - это результат поиска и исследования.

Открытия ускоряют процесс развития науки, обогащают новыми возможностями жизнь людей.

Среди великих открытий мира первое место, бесспорно, занимает огонь. Второе место, обычно отдают изобретению колеса. Третье место, по праву, занимает письменность (а где письмо, там и чтение).

Великие открытия в географии дали представление о просторах Земли, а открытия в медицине позволили победить многие страшные болезни. Каждая наука богата своими выдающимися открытиями и делится ими с миром на благо людей.

В этом году ты откроешь для себя новые книги, учебники, песни, фильмы, стихи, картины, формулы, правила и законы.

Проведешь ряд исследований и наблюдений. Станешь участником настоящего эксперимента по созданию «Большой энциклопедии шестиклассника».

Но главное ты совершишь свои, пусть небольшие, но очень значимые открытия, ответив на простые вопросы: Где? Что? Когда? Зачем? Почему? Как? А что, если…..?

Успехов тебе и хорошего настроения!



2. ДОГОВОРИМСЯ О ПРАВИЛАХ !
( КАК РАБОТАТЬ С ПОРТФЕЛЕМ?)

«Легко делать удивительные открытия, но трудность состоит в усовершенствовании их настолько, чтобы они получили практическую ценность».

Томас Альва Эдисон

КОДЕКС ЧЕСТИ МОЛОДОГО УЧЕНОГО

(свод правил, которые надо знать, занимаясь наукой1)





  1. Свои достижения и открытия ученый использует только во благо человечеству.




  1. Возможные последствия научных опытов не должны причинять вред окружающим людям и самому ученому.




  1. Ученый должен выявлять, анализировать и полностью осознавать риск, связанный с проведением научных исследований.




  1. Главными критериями при выборе форм использования научного знания являются: развитие человека и охрана природной среды.




  1. Научная честность требует от молодого ученого соблюдение норм авторского права: обязательную ссылку на источник и имя автора (авторов) при использовании результатов интеллектуального труда других людей.


ОБЛАСТИ ЗНАНИЯ, В КОТОРЫХ МЫ БУДЕМ ДЕЛАТЬ СВОИ ОТКРЫТИЯ

История – география – биология– математика – литература – изобразительное искусство – музыка – физкультура и спорт – технология (труд/ информационные технологии)

КРУГ ЧТЕНИЯ

В этом году попробуем сосредоточиться на познавательном чтении. Для этого предлагается список различных тематических энциклопедий. Ты познакомишься с жанром информационно-справочной литературы. Читая энциклопедию по той или иной теме, выбирай статьи, которые тебя заинтересовали. После соответствующей доработки они войдут в содержание твоей личной энциклопедии.

МОЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Это специальный раздел рабочей тетради, в котором собраны слова (статьи), посвященные разным темам и расположенные в алфавитном порядке. За год работы у тебя накопится не менее 12 статей, на разные буквы алфавита. При оформлении материалов энциклопедии ориентируйся на наши рекомендации и примеры.



3. НАШИ ПЛАНЫ

Сроки

Что происходит

Что получилось

Сентябрь

октябрь


Знакомство с Портфелем.

Визит в библиотеку «на разведку» для выяснения, какие там есть энциклопедии.

Знакомство со справочно-информационными изданиями.

(структура, специфика изложения)

Выполнение заданий раздела «В мире энциклопедий»

Выбор энциклопедий для самостоятельного чтения.

Отбор слов для собственной энциклопедии.

Подготовка и представление своих статей (не менее 3х)






Ноябрь - декабрь

Выбор энциклопедий для самостоятельного чтения.

Отбор слов для собственной энциклопедии.

Подготовка и представление своих статей (не менее 3х)





Январь февраль

март


Выбор энциклопедий для самостоятельного чтения.

Отбор слов для собственной энциклопедии.

Подготовка своих статей (не менее 3х)





Апрель

май


Выбор энциклопедий для самостоятельного чтения.

Отбор слов для собственной энциклопедии.

Подготовка своих статей (не менее 3х)

Коллективная сборка «Большой энциклопедии шестиклассника»

Подготовка творческого выступления класса

«Живая энциклопедия»







«На свете нет ничего естественней, чем стремление к знанию».

М. Монтень



ЧАСТЬ 1.

В МИРЕ ЭНЦИКЛОПЕДИЙ

«Переворачивая страницы, мы совершаем открытие за открытием»

Жорж Дюамель

Случалось ли тебе видеть золотой фонд? Нет, нет, мы имеем в виду не драгоценный металл и запасы сокровищ! Мы хотим познакомить тебя с «золотым фондом» любой библиотеки – домашней, школьной, публичной. Да, да, именно так! Нас ожидает встреча с «золотым фондом» мудрости, универсальных знаний, доступных для читателя любого возраста. Этот фонд составляют самые разнообразные словари, справочники, энциклопедии.


1.1 ОПРЕДЕЛИМСЯ С ПОНЯТИЕМ

Французскому писателю и литературному критику Анатолю Франсу принадлежит очень мудрое высказывание: «Словари - это Вселенная в алфавитном порядке. Если задуматься, словарь - это книга всех книг, из которой получают новые знания ».

Будет абсолютно верным отнести это высказывание и к энциклопедиям!
Энциклопедия (от греч. enkýklios paidéia — обучение по всему кругу знаний) - научное или научно-популярное справочное издание, содержащее наиболее существенную информацию по всем или отдельным областям знания или практической деятельности.
Вопрос для исследователя:
Найди другие определения этого слова. Запиши результат.
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ - ЭТО


Определение

Источник ( где удалось найти?)


















1.2. ТРУДНОСТИ КЛАССИФИКАЦИИ
Мы уверены, что у тебя уже есть опыт обращения к энциклопедиям. Наверняка, и в библиотеках, и в книжных магазинах тебе приходилось видеть стеллажи с энциклопедиями, большими и малыми, тематическими и посвященными одному знаменитому человеку. От такого многообразия и красочного оформления разбегаются глаза?! Трудно разобраться и сделать правильный выбор? Попробуем вместе!
Есть несколько критериев, по которым энциклопедии делятся на виды и типы.


  • Содержание.

Пожалуй, это главный критерий! Энциклопедии могут рассказывать о достижениях всех отраслей науки и техники, о культуре и традициях народов мира, знаменитых людях, и…. Одним словом, они дают знания обо всем на свете!

Вот почему такие энциклопедии относят к УНИВЕРСАЛЬНЫМ. Такие энциклопедии, состоящие из нескольких десятков томов, отражают уровень развития научной мысли, идеологию государства, и являются его национальной гордостью.


NOTA BENE ( На заметку):
В Советском Союзе существовало три универсальных национальных энциклопедии, вышедших в разные периоды истории страны. Работа над каждым изданием велась несколько десятков лет с привлечением лучших ученых, политиков, общественных деятелей, военных специалистов. Вполне возможно, что в твоей домашней или публичной библиотеке еще есть последнее, третье, издание Большой советской энциклопедии, в количестве 30 томов.

Вопрос для исследователя:

В каких еще странах есть широко известные национальные энциклопедии? Результат поиска оформи в таблице:

Страна

Название энциклопедии

Годы издания ( указываются первый и последний)

Количество томов

Россия













































  • ТЕМАТИЧЕСКИЕ энциклопедии посвящены определенной теме. Вот лишь некоторый перечень тем, с которыми ты уже мог встречаться: Профессии, Религии мира, Российские столицы, Экология ( издательство «Аванта +»)


Задание для исследователя: Продолжи список:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  • ОТРАСЛЕВЫЕ энциклопедии рассматривают развитие той или иной профессиональной отрасли. Например, Популярная медицинская энциклопедия, Педагогическая, Историческая, Краткая географическая энциклопедии и т.д.


Задание для исследователя: Продолжи список:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  • ПЕРСОНАЛЬНЫЕ энциклопедии посвящены одному человеку.

Во многих библиотеках есть Пушкинская, Лермонтовская энциклопедии. Это действительно «Вселенная информации» о жизни, творчестве, современниках, предках и потомках великих русских поэтов.
Задание для исследователя:

Продолжи список. В него могут войти как русские, так и зарубежные энциклопедии о жизни и творчестве поэтов, писателей, ученых. Не будет ошибкой, если ты перечислишь и персональные энциклопедии, готовящиеся к изданию.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Следующий критерий классификации энциклопедий - ОБЪЕМ или КОЛИЧЕСТВО ТОМОВ. Конечно, ты мог видеть и сможешь привести примеры.



  • МНОГОТОМНЫХ изданий национальных универсальных энциклопедий, таких как:________________________________________________________

___________________________________________________________


  • МАЛЫХ ( 10 -12 тт), таких как:

Малая советская энциклопедия,_______________________________

___________________________________________________________


  • КРАТКИХ (4 -6 тт.), таких как: Краткая философская энциклопедия,______________________________________________

___________________________________________________________

К критериям смело можно отнести ВОЗРАСТ И ПОЛ ЧИТАТЕЛЯ.



  • В эту группу войдут и «Новейшая энциклопедия юной леди», и «Энциклопедия юного джентльмена», и_______________________

_____________________________________________________________


  • Тебе могут быть знакомы: тематические выпуски Энциклопедий для детей ( издательство «Аванта +»), «Полная энциклопеди школьника»
    ( издательство «Росмэн – Пресс»), и….__________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________


В наше компьютерное время нельзя не вспомнить и о СПОСОБАХ

ИЗДАНИЯ. Мы можем пользоваться:

  • Бумажными вариантами

  • Электронными версиями

  • Сетевыми энциклопедиями


1.3. ГЛАВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ

Не запутали мы тебя, наш юный исследователь? Мир энциклопедий, действительно, метафорично можно представить как космос, Вселенную, Галактику знаний. Путешествовать здесь можно бесконечно и долго, что в наш век скоростей не все могут себе позволить! Как же найти тот самый главный элемент, который позволит быстро отыскать нужную информацию?

Оказывается, главным элементом каждой энциклопедии является СТАТЬЯ.

Статья может содержать в себе полную информацию о научном открытии, стране, явлении. И тогда ее называют ОБЗОРНОЙ.

Если тебе встретится краткая статья, в которой сжато изложены факты, даны точные цифры и т.д., значит, ты имеешь дело со статьей СПРАВОЧНОЙ.

И, конечно, если в статье содержится определение какого- либо слова, то ты встретился со статьей – ТОЛКОВАНИЕМ.

Самая немногословная статья в этом энциклопедическом семействе – статья –ОТСЫЛКА. Она лишь только укажет тебе путь к более полной информации на других страницах.

Как нельзя обойтись без карт, схем при путешествии в космосе, так и на страницах энциклопедий тебе обязательно встретятся графики, чертежи, карты, фотографии, иллюстрации, портреты, репродукции картин, изображения монет, гербов, флагов и т.д.
1.4. СПАСИТЕЛЬНАЯ НАВИГАЦИЯ

«И как же со всем этим энциклопедическим богатством разобраться?» Это логичный и справедливый вопрос, который может возникнуть даже у самых терпеливых и любознательных. Это не так сложно, ведь трудности только распаляют пытливый ум!

Оказывается, в каждой энциклопедии «разработана» своя система навигации.

Стоит запомнить, что спасительным якорем является СЛОВНИК – полный перечень терминов, которым посвящены статьи.

Так же «лоцманами» знаний в энциклопедиях можно считать УКАЗАТЕЛИ.


В ИМЕННЫХ указателях в алфавите упоминаются фамилии всех лиц, о которых идет речь в статьях.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ указатель объединяет все географические названия.

В ТЕМАТИЧЕСКОМ - отражены и темы статей, и основные термины.



Страницы рядом с каждым словом во всех указателях сразу подскажут тебе правильный путь поиска даже в самой объемной многостраничной книге.
Итак, попробуем подвести итоги .

Составь подсказку – путеводитель по Вселенной энциклопедий.
1.5.«ВСЕЛЕННАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЙ»




























































«Как приятно знать, что ты что-то узнал!» Ж.Б.Мольер

ЧАСТЬ 2. ЗА СТРАНИЦАМИ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ

«Чтобы переваривать знания, нужно поглощать их с аппетитом»

Анатоль Франс
Здесь собраны очень полезные и интересные материалы по самым разным областям знаний. Знакомство с ними станет для тебя настоящим открытием, расширит кругозор, обогатит представления об окружающем мире. Возможно, ты по-новому увидишь привычные школьные предметы, захочешь попробовать свои силы в неожиданных исследованиях.

2.1. УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
безопасность жизнедеятельности – (символ)
биология–(символ)
география – (символ)
изобразительное искусство – (символ)
история – (символ)
литература и язык–(символ)
математика – (символ)
музыка – (символ)
технология (труд/ информационные технологии) (символ)
физкультура и спорт – (символ)


2.2. КРУГ ЧТЕНИЯ

Выбери не менее трех областей, которые ты хочешь изучить более основательно, узнать что-то новое. (Выдели их светлым фоном). Решение относительно книг стоит принять после знакомства с аннотациями

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Акимов, В.А. Основы безопасности жизнедеятельности.


Кудряшов, Б. Энциклопедия выживания. Один на один с природой
Петрановская, Л. В. Что делать если…


БИОЛОГИЯ

Вильчек, Г. Биология Большая детская энциклопедия


Григорьев, Д. 10000 комнатных и садовых растений.
Цингер, А.В. Занимательная ботаника

ГЕОГРАФИЯ

Блон, Ж. Великие тайны океана: энциклопедия

Томилин, А.Н. Открыватели Земли
Энциклопедия для детей Т.3. География


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Живопись: детская энциклопедия
Запаренко, В. Большая энциклопедия рисования


ИСТОРИЯ
Энциклопедия для детей. Т.1. Всемирная история

Энциклопедия для детей Т. 5 : История России и ее ближайших соседей : в 3 ч.,

Энциклопедия для детей Т.13 : Страны. Народы. Цивилизации


ЛИТЕРАТУРА И ЯЗЫКИ

Пасхалов, А.П. Удивительная этимология


Энциклопедия для детей . Т.15. Всемирная литература.

Энциклопедия для детей. Языки




МАТЕМАТИКА
Генденштейн, Л.Э. Математика
Перельман, Я.И. Живая математика

Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика





МУЗЫКА
Рыцарева, М.Г. Музыка и я
Энциклопедия для детей [Текст ]. Т. 7. Искусство.


ТЕХНОЛОГИЯ / ИНФОРМАТИКА

Большая энциклопедия рукоделия

Энциклопедия для детей. Т.22. Информатика
Энциклопедия для детей. Т.39. Компьютер


ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

Всё о спорте (Для мальчиков).

Малов, В. И. Я познаю мир. Спорт

Энциклопедия для детей Т.20: Спорт




ПРЕДЛОЖИ САМ

ПРЕДЛОЖИ САМ


2.3.БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Акимов, В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Защита от чрезвычайных ситуаций: 5-11 классы [Текст]: энциклопедический справочник: / В.А. Акимов, Р.А. Дурнев, С.К. Миронов. – М.: Дрофа, 2008. – 288 с.


Эта книга может стать твоим универсальным помощником на долгие годы, так как охватывает самые важные темы по программам ОБЖ1 и ОЗОЖ2, которые ты будешь изучать в основной и старшей школе. Основная цель справочного издания - дать в сжатой форме систематизированное, конкретное и научное определение понятий и терминов, которые применяются в сфере безопасности жизнедеятельности. Все непонятные вопросы по терминологии после чтения этого энциклопедического справочника перестанут быть «тайной за семью печатями».


  1. Кудряшов, Б. Энциклопедия выживания. Один на один с природой [Электронный ресурс] / Б. Кудряшов. - Режим доступа:

http://narod.ru/disk/10092627000/saf08.zip.html - свободный, загл. с экрана

.

Знаешь ли ты, как подавать сигналы бедствия, добывать воду и пищу, когда кончились припасы, как разводить костер в непогоду, сооружать укрытия из подручных материалов? Какие есть средства спасения и как ими пользоваться, что делать при эвакуации на борт спасательного вертолета? И вообще - как выжить?



Своим опытом делится автор - профессиональный специалист по выживанию и спасению. Хочешь узнать секреты выживания военных летчиков в спеццентрах, подготовки подразделений спецназ, экспериментов Института авиакосмической медицины, а также подготовки по выживанию в армии США? Каждый найдет для себя полезные советы, которые будут способствовать благополучному выходу из критической ситуации. Никогда не знаешь, куда тебя занесет, и возможно, эта книга однажды спасет твою жизнь! Для тех, кто хочет стать профессионалом в вопросах личной и общественной безопасности, первой помощи и способах автономного выживания.

  1. Петрановская, Л. В. Что делать если… [Текст] / Л.В. Петрановская; рис. А.Селиванова. – М.: Мир энциклопедий Аванта +: Астрель, 2011. – 144 с.: ил.




  1. Петрановская, Л. В. Что делать если… 2 [Текст]: продолжение полюбившейся и очень полезной книги / Л.В. Петрановская; рис. А.Селиванова. – М.: Мир энциклопедий Аванта +: Астрель: Полиграфиздат, 2012. – 144 с.: ил.

На уроках ОБЖ и ОЗОЖ вас учат как вести себя в таких экстремальных ситуациях как: пожар, землетрясение, ураган, захват заложников. Будем надеяться, что большинство из них никогда не случится. А вот неприятности менее крупные: встреча со злой собакой, страшный фильм, посмотренный на ночь, недобрые сверстники, которые обижают и дразнят – случаются на каждом шагу, и не рассматриваются ни на уроках, ни в учебнике. Кому-то такие ситуации кажутся несерьезными и настолько очевидными, что им не уделяют внимания, но это не так. Автор книги доступно, интересно расскажет, что делать если: жарко, холодно, пристает незнакомец, когда ты проехал свою остановку или потерялся.

Во второй части книги речь пойдет о выборе, принятии решений, об ответственности, о том, как важно уметь оценивать риски. Она станет для тебя умным собеседником и бесценным помощником. Книга для тех, кто интересуется вопросами личной безопасности.

2.4.БИОЛОГИЯ


  1. Вильчек, Г. Биология [Текст ] / Г. Вильчек.- М.: Аванта +, 2010.- 592 с.: ил.- ( Большая детская энциклопедия).

Знаешь ли ты, как видят мир разные животные? А какие растения являются хищниками? Какие процессы происходят в теле человека? Множество интересных фактов ты найдешь в этой книге. Возможно, ты познакомишься с выдающимися учеными и узнаешь, какие ими сделаны открытия и как эти открытия повлияли на человечество. Эта книга расскажет тебе о живом на нашей планете, об истории зарождения жизни, о существах, живших за много миллионов лет до нас, и тех, что живут рядом с нами сегодня. Мы предлагаем тебе отправиться в удивительное путешествие по страницам этой замечательной книги.


  1. Григорьев, Д. 10000 комнатных и садовых растений. Новейшая иллюстрированная энциклопедия [Текст] / Д. Григорьев; ред. М. Емельяненко, Н.Лисицына.- [ Б.м.]: Konemann, 2006.- 1024 с.: ил.


скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
«Учимся успешному чтению: время открытий» Портфель читателя
728.02kb.
Интерактивные формы работы библиотеки
114.89kb.
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе. Тема: «Звездный час» по сказкам А. С. Пушкина. Цель занятия: 1 повысить у учащихся интерес к чтению
56.06kb.
Программа лагеря «Фэнтези Лэнд 2014»
48.68kb.
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе
391.22kb.
Земля пробуждается: Пророчества 2012-2030 гг
4691.35kb.
Название конкурса: Горизонты открытий 2014
23.66kb.
В настоящий момент человечество стоит перед глобальной проблемой нехватки энергии, каждый из нас, наверное, это уже ощутил это на себе цены на топливо растут и как следствие увеличивается стоимость всего остального
44.71kb.
Мистерия антропософии
2625.07kb.
1 «Портфель достижений» обязательный компонент определения итоговой оценки в основную образовательную программу, дополняющую Федеральный государственный образовательный стандарт
145.55kb.
Реализация программы «Мостик» I учимся вместе
68.57kb.
Учитель-логопед гбс(К)оу №91 III-IV вида г
83.87kb.