takya.ru страница 1
скачать файл
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»

УТВЕРЖДЕНО

на методическом совете

«___»__________2012г

директор МОУ ДОД

«Детско-юношеский центр

дополнительного

образования для детей»

_________ВЮ Худорожков

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА



«УЧУСЬ ИГРАТЬ НА ГИТАРЕ»

Возрастной состав обучаемых 11–16 лет

продолжительность образовательного процесса 1 год
Составитель:

Иванова О.Г.

Адаптирована:

Черепановым В.Г.

Лобаново, 2012 год.

Информационная карта образовательной программы

ФИО педагога Черепанов Виталий Гениевич



1. Направление деятельности

Формирование практических навыков игры на шестиструнной гитаре

2. Образовательная область

художественного, эстетического 

3.Форма и название творческого объединения (кружка, студии, секции, группы)

Кружок «Учусь играть на гитаре» формы дифференцированного обучения, при котором учитываются возрастные особенности учащихся

4. Название образовательной программы

Учусь играть на гитаре

5. Вид программы

Типовая образовательная программа

6. Продолжительность образовательного процесса

1 год

7. Возраст обучающихся

11-16 лет

8. Форма организации образовательного процесса

Практические занятия, выступления, посещение и прослушивание концертов

9. Форма организации содержания и педагогической деятельности

Комплексная(с набором разных предметов, форм организации деятельности, педагогических технологий, методик)

10. достижения обучающихся (на разных уровнях)

Учащиеся должны читать и проигрывать произведения, читая его с листа текста с аккордам. Самостоятельно подбирать способ игры, а также уметь записывать музыку с помощью обозначений аккордов.

Оглавление.

Информационная карта 2

Пояснительная записка 3

Учебно-тематический план 4

Содержание курса 6

Методические рекомендации 7

Прогнозируемый результат 8

Список литературы 8

2

Программа

кружка «Учусь играть на гитаре»
Пояснительная записка к программе:

Сокровища музыкальной культуры, накопленные за многовековую историю человечества, очень велики. Богатства музыки нужны людям. Но это не значит вовсе, что всем надо стать музыкантами по профессии. Пребывание какое-то время в роли музыканта-исполнителя поможет нам не только лучше разбираться в многообразном мире профессий, но и прикоснуться к миру музыки. Для этого и был задуман данный кружок.

Многие из учащихся занимаются в музыкальной школе. Они учатся играть на фортепьяно, скрипке, баяне, гитаре и других инструментах, изучают музыкальные дисциплины: сольфеджио, музыкальную грамоту, музыкальную литературу. Но многим учащимся интереснее и ближе по духу так называемое течение «дворовая или бардовская музыка», отличающаяся от классической игры свободным стилем исполнения, позволяющая импровизацию и некоторую вольность.

На данный момент в Лобановской школе не Данный кружок необходимо предложить учащимся 5-11 кл. школы, т.к. с миром музыки дети знакомятся только на уроках музыки, что крайне недостаточно. На уроках музыки учащиеся поют, слушают музыкальные произведения, а на уроках данного кружка дети могут попробовать себя в роли исполнителей, а иногда и автора или оранжировщика музыки на живом инструменте.



Цель кружка: познакомить учащихся с миром музыки: с профессией музыканта, с биографией всемирно известных исполнителей бардовской музыки, с языком музыки; научить азам игры на музыкальном инструменте.

Кому-то может показаться абсурдным научить играть на инструменте за такое короткое время: 34 урока, но цель кружка - знакомство с инструментом, хотя и за такой малый промежуток времени можно выучить несколько небольших музыкальных произведений, а продолжить занятия ребята смогут, если захотят, на кружке, организованном в школе по их просьбе на следующий год, или самостоятельно в дальнейшей жизни.



Задачи кружка: реализовать интерес ученика к выбранному занятию; уточнить готовность и способность его осваивать инструмент; содействовать повышению компетентности школьника в некоторых вопросах исполнения музыки, формированию умения высказывать своё собственное мнение по вопросам данного искусства; обеспечить основу изучения игры на гитаре на более высоком уровне; содействовать повышению культуры учащихся, формированию у них умения выступать со сцены.

Данный кружок - рассчитан на 36 занятий. Его можно предложить учащимся 5-11классов общеобразовательной школы в качестве дополнительного внеклассного занятия .



Направленность курса: развивающая. Программа кружка является дополнением к программе по музыке основной школы.

Основные принципы отбора и структурирования материала:

-актуальность;

-системность;

-реалистичность;

-доступность;

-целостность;

-практическая направленность;

-универсальность.

Универсальность курса состоит в том, что его могут посещать как младшие, так и старшие учащиеся. На занятиях учитель должен осуществлять дифференцированный подход при обучении детей игре на инструментах, при этом сообщаемый учителем материал по теории

3

музыки и музыкальной литературе остаётся неизменным для всех учащихся.



Ведение данного курса предполагает наличие в школе одного или нескольких музыкальных инструментов, учителя, владеющего этими инструментами и знающего методику обучения игре на инструментах. Количество обучающихся не должно быть большим, т. к. один учитель не может работать одновременно со многими учащимися. Для знакомства с известными бард-исполнителями необходимо иметь набор пластинок и дисков с записями. Для проведения кружка также необходим свободный кабинет, удовлетворяющий санитарно-гигиеническим нормам; готовый раздаточный материал с музыкальными произведениями; музыкальные инструменты, музыкальный проигрыватель или музыкальный центр. При подготовке таких занятий учитель должен действовать по принципу сотрудничества:

-ориентация на то, что личность ребёнка является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;

-предъявление особого стиля отношений учителя и учеников: не командовать, а организовывать; не управлять, а соуправлять; не запрещать, а направлять, не ограничивать, а предлагать свободу выбора;

-ставка на самостоятельность детей,

-отказ от ориентировки на среднего ученика;

-создание ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности.


Методы обучения: практические занятия по овладению игрой на инструменте; беседа, прослушивание записей музыкальных произведений.
Учебно-тематический план:



Раздел, тема (подтема)

Количество занятий


Теоретические часы

Практические часы

Всего количество часов

1

История происхождения музыкального инструмента. Конструкция музыкального инструмента.

2 часа



2 часа





Постановка рук. Извлечение звука. Знакомство с первыми аккордами.

1 час

2 часа

3 часа


2

Настройка гитары. Основы игры на музыкальном инструменте.

1 час

2 часа

3 часа





Извлечение звука. Отработка звучания аккордов. Подбор музыкальных произведений для разучивания.

1 час

2 часа

3 часа


3

Извлечение звука различными способами: удар, бросок.



2 часа

2 часа





Знакомство с аккордами. Отработка звучания аккордов. Извлечение звука способами: удар, бросок. Разучивание музыкальных произведений.

1 час

1 час

2 часа


4

Разучивание аккордов.

Запись музыки с помощью обозначений аккордов.


1 час

1 час

2 часа





Отработка звучания аккордов. Подбор по слуху новых песен.




2 часа


2 часа

5

Отработка звучания аккордов. Знакомство с аккордами. Извлечение звука способами: щелчок, щипок. Разучивание музыкальных произведений: вальс, марш.

1 час

1 час

2 часа





Отработка умения настраивать гитару. Разучивание музыкальных произведений.

1 час

1 час

2 часа


6

Музыкальная интонация. Маршевые песни.




2 часа

2 часа




Разучивание музыкальных произведений.




2 часа

2 часа

7

Сольное исполнение. Слушание известных исполнителей сольной музыки.

1 час

1 час

2 часа





Разучивание музыкальных произведений.




2 часа

2 часа

8

Музыкальная интонация. Лирические песни.




2 часа

2 часа




Мини-концерт: исполнение музыкальных произведений.




2 часа

2 часа

9

Извлечение звука способом перебор.

1 час

1 час

2 часа




Извлечение звука способом перебор. Подбор музыкальных произведений для разучивания



2 часа

2 часа


10

Отработка звучания аккордов. Извлечение звука способами: арпеджио, арпеджио+щелчок, флик. Разучивание музыкальных произведений.



2 часа

2 часа





Слушание, разучивание, кодирование песен

2 часа

1 час

3 часа

11

Разучивание музыкальных произведений выбранной манерой исполнения.



2 часа

2 часа





Повторение пройденного песенного репертуара.




2 часа

2 часа

12

Подбор по слуху новых произведений.

Разучивание музыкальных произведений.





2 часа

2 часа


13

Отработка техники взятия баррэ.

Разучивание музыкальных произведений.





2 часа

2 часа


14

Ансамблевое или групповое исполнение. Слушание известных исполнителей бардовской музыки.



2 часа

2 часа





Подбор музыкальных произведений для разучивания ансамблем.



2 часа

2 часа


15

Контрольная проверка знаний по теории «Буквенное обозначение аккордов»




1 час

1 час




Разучивание музыкальных произведений.




2 часа

2 часа

16

Обработка музыкальных произведений.

Ремикс. Ремейк.





2 часа

2 часа


17

Работа над вокальным мастерством.




2 часа

2 часа

18

Работа над техникой исполнения. Разучивание музыкальных произведений.

1 час

2 часа

3 часа


19

Работа над концертным репертуаром. Разучивание музыкальных произведений.



2 часа

2 часа


20

Разучивание музыкальных произведений.

Групповое исполнение репертуара.





2 часа

2 часа





Концерт: исполнение музыкальных произведений.




2 часа

2 часа

итого

72 час




















СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 полугодие

Устройство инструмента, уход за ним. Посадка, постановка, основные способы

звукоизвлечения. Развитие первоначальных навыков игры на

гитаре. Упражнения на открытых струнах. Высота звуков, длительности нот. Ритмические

упражнения в размере 2/4 и 4/4. Игра по слуху. Мелодия и аккомпанемент. Буквенно-цифровые обозначения аккордов: мажор, минор, септаккорд. Основные аккорды в

тональностях Ля минор и До мажор. Упражнения для игры по буквенно-цифровым

обозначениям. Фактура аккомпанемента, способы его исполнения (арпеджиато, бас-

аккорд, арпеджио (переборы), «бой» и др.). Знакомство с нотной грамотой.

2 полугодие

Игра по табулатурам, аппликатурным сеткам, нотам. Разучивание пьес на закрепление навыков аккомпанемента. Разделение на солирующую и аккомпанирующую группы. Варианты исполнения «боя». Баррэ (малое и большое). Транспозиция аккордов

В течение первого года обучения ученики должны освоить:

• 15-20 упражнений;

• 8-10 инструментальных произведений и аккомпанементов песен.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Способ обучения в группе имеет как положительные, так и отрицательные

стороны. В группе ребятам интереснее заниматься, они общаются со сверстниками,

учатся не только у педагога, но и друг у друга, сравнивают свою игру с игрой

друзей, стремятся быть первыми, учатся слушать соседа, играть в ансамбле,

развивают гармонический слух. Но вместе с тем, есть и недостатки такого обучения.

Главный из них – трудно добиться качества исполнения, т. к. обучаются ученики с

разными данными, которые к тому же по-разному занимаются. Когда все играют

одновременно, педагог не всегда замечает ошибки отдельных учащихся, если же

всех проверять индивидуально на каждом уроке, процесс обучения при таком

количестве учащихся практически остановится. Если сделать ставку на

профессиональное качество игры, отдавая этому много времени, как это делается на

индивидуальных занятиях, то основной массе быстро это наскучит и они потеряют

интерес к учебе. Поэтому репертуар должен быть доступным, интересным,

современным и полезным, а темп продвижения вперед достаточно энергичным,

6

нужно избегать однообразия, постоянно заинтересовывать учеников. Для проверки



полученных знаний до проведения контрольных уроков можно использовать

следующую форму работы: после того, как произведение выучено наизусть, помимо

исполнения группой полезно проигрывать его поочередно всеми учениками

небольшими частями (например, по два такта) без остановок. Особенно это удобно

при разучивании упражнений по буквенно-цифровым обозначениям или

аккомпанемента песни (группа поет или проговаривает слова, учащиеся в это время

поочередно исполняют фрагмент. Задача учащегося – вовремя вступить, сыграть

верные аккорды в нужном темпе, проследить, чтобы игра была внятной и громкой.

Такой прием концентрирует внимание, развивает внутренний слух, повышает

ответственность ученика. Также можно использовать такую форму работы, как

шефство сильных учащихся над отстающими (хорошо усвоившие материал в свое

свободное время помогают тем, кто не справляется с заданиями, при достижении

положительного результата педагог поощряет такого помощника отличной

оценкой).

При разучивании произведений целесообразно работать следующим образом –

отдельно отрабатывается игра правой и левой руки (левой необходимо научиться

переставлять аккорды без остановок, правой – не допустить беспорядочного

применения пальцев).



Посадка и постановка

Особая проблема в групповом обучении - контроль за посадкой и постановкой

рук. Постоянные напоминания снижают темп урока. К тому же в этом возрасте

некоторые ребята не так послушны, как малыши, и иногда просто отказываются

выполнять требования педагога. Надо искать компромиссные варианты, все должно

быть в меру. На каждом занятии перед началом урока следует напоминать, как

нужно сидеть, держать гитару, освобождать руки, проверять выполнение этих

требований. Индивидуальные рекомендации даются в течение урока, а также на

консультациях для отстающих или при сдаче партий. Относительно посадки можно

сказать следующее – т. к. занятия рассчитаны на использование в любительском

музицировании, возможно применение как классической посадки (с опорой

инструмента на левое бедро и использованием подставки под ногу), так и с опорой

на правое бедро, как это применяется в рок-школах и самодеятельном творчестве.

Репертуар

Основной направленностью данного курса является развитие навыков

самостоятельности, умений применять полученные знания в быту. Поэтому учебный

репертуар подбирается с учетом пожеланий учащихся, что позволяет поддержать

интерес к предмету. Это могут быть популярные мелодии кино, фрагменты рок-

композиций, бардовские и эстрадные песни. Для расширения музыкального

кругозора также необходимо включать пьесы разных стилей и направлений, в том

числе классическую и народную музыку. При начальном освоении инструмента или

определенного приема используются упражнения. На протяжении всего времени

обучения учащиеся должны изучать гаммы. Большое внимание уделяется работе

над различными видами аккомпанемента. Процесс обучения начинается с игры по

слуху, по аппликатурным сеткам и табулатурам, постепенно вводится игра по

нотам. Большую пользу также принесет чтение с листа по нотам легких упражнений

(третий год обучения). Учащиеся первого года обучения разучивают пьесы

преимущественно в унисон, второй и третий год – с разделением на партии (при

наличии нескольких групп одного года обучения, каждая группа разучивает свою

партию).

Одним из важных условий приобретения игровых навыков является регулярное

повторение пройденного материала на каждом уроке.
7
Работа над музыкальным произведением

Начиная работу над разучиванием музыкального произведения, необходимо его

проанализировать с точки зрения формы, разобрать трудные места, обратить

внимание на новые приемы, исполнить произведение или его часть, если есть

возможность – прослушать в записи. Аппликатуру желательно продумать заранее,

следить за ее соблюдением. Первоначально пьесы проигрываются по частям в

медленном темпе несколько раз. После того, как основная масса учащихся усвоила

материал, проводится работа над темпом, динамикой, характером произведения.

Следует обращать внимание учащихся на правильное звукоизвлечение:

качественное соединение звуков в мелодии, громкий звук. При разучивании новых

пьес целесообразно давать несколько минут на уроке для самостоятельного разбора

произведения.



Прогнозируемый результат:

1.Учащиеся показывают достаточно хорошее владение навыками игры на музыкальном инструменте, проявляют творчество при исполнении музыкальных произведений.

2.Учащиеся должны читать и проигрывать произведения читая его с листа текста с аккордами, самостоятельно подбирая способ игры, а также уметь записывать музыку с помощью обозначений аккордов.

3.На уроках у учащихся проявляется повышение уровня интеллектуального развития.



4.Формируется стойкий интерес к изучению музыки, овладению инструментом, что проявляется в желании принимать участие в концертах и других классных и внеклассных мероприятиях, связанных с музыкой.
Литература:

  1. «Энциклопедический словарь юного музыканта»(под редакцией Хренникова Т.Н.),Москва, «Педагогика», 1985 год

  2. Самоучитель игры на шестиструнной акустической и электрогитаре. А.А.Бахмин, А.А.Мольнар, изд.»Современное слово», Москва, 2005 год.

  3. Андреев А. Современная школа игры на шестиструнной гитаре. Безнотная

методика обучения. – Минск, Современная школа, 2007. – 224 с.

  1. Берроуз Т. Мой первый самоучитель игры на гитаре. Пер. с англ. Куприянова А. –

  2. М., ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. – 56 с.

Варфоломеев И.

  1. Курс игры на классической гитаре, 1999-2011. – Электронное издание

  2. Цветков В. Гитара для всех. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. –

Ростов-на-Дону, Феникс, 2006. – 112 с.

8
скачать файл



Смотрите также:
«учусь играть на гитаре»
153.4kb.
Думаю, что со мной согласится каждая мама и каждый отец, что хуже всего когда более твой ребенок. Больно видеть, как твоя кровинушка мучается и страдает, уж лучше бы самому болеть чем ребенку
54.82kb.
Председатель
258.83kb.
Меня зовут Екатерина. Я учусь на 5ом курсе филологического факультета мгу им. М. В. Ломоносова. Моя специализация история западноевропейских языков и литератур
9.77kb.
Структура программы учебного предмета
279.43kb.
За что я люблю свою школу
26.56kb.
Программа внеурочной деятельности «Учусь создавать проект»
122.17kb.
Началом жизни человека стала пятница тринадцатое, зимнее, февральское утро 1986 года
26.73kb.
Дорогие друзья! Мы приветствуем собравшихся в этом зале. Сегодня мы будем играть на "Поле чудес"
17.13kb.
Вы решили купить акустическую гитару… Гитара для
36.24kb.
Преамбула
6044.03kb.
Двадцатый век ознаменован всплеском интереса к инструменту-гитаре. Сегодня в распоряжении гитариста находится множество технических средств, штрихов, приёмов игры
66.51kb.