takya.ru страница 1страница 2 ... страница 6страница 7
скачать файл
Управление знаниями

Содержание:
Введение
1. Экономика знаний и требование к управлению
1.1 Определение понятия «управление знаниями»

1.2 Цель и значение управления знаниями
2. Знания как объект управления

2.1 Источник знаний

2.2 Особенности знаний как объектов управления

3. Нематериальные активы организаций, интеллектуальный капитал
3.1 Определение нематериального капитала

3.2 Значение нематериального капитала

3.3 Изменение и оценка нематериальных активов

3.4 Теоретические основы нематериальных знаний
4. Функции и этапы управления знаниями

4.1 Этапы процесса управления знаниями

4.2 Подходы к управлению знаниями

4.3 Перестройка организационных структур

4.4 Проблемы и противоречия управления знаниями
5. Значение человеческих ресурсов в управлении знаниями
6. Информационные технологии в управлении знаниями
6.1 Роль информационных технологий в управлении знаниями

6.2 Области применения информационных технологий в управлении знаниями
7. Опыт российских компаний по управлению знаниями
Список литературы

Введение

Сегодня, отталкиваясь от всей предыстории науки управления, можно говорить о появляющемся управлении знаниями как о новом разделе науки управления, как о новом виде управленческой деятельности, как о новой функции управления. Учебная дисциплина, раскрывающая в систематизированном виде научные основы, методы и все стороны практической деятельности в данной области управления, только формируется. Освоение ею при подготовке управленческих кадров делает лишь первые шаги.

В учебном модуле «Управление знаниями» сделана попытка обобщить научные исследования, теоретические разработки и практику управления знаниями, связанного с повышением роли человеческого потенциала как важнейшего фактора экономического роста.

Знакомясь с материалами модуля, необходимо представлять, что речь идет об одном из ключевых направлений науки и практики управления, подчиненном задаче развития «экономики знаний». В настоящее время открывается область деятельности, которая до последнего времени еще в полной мере не входила в сферу управления, находилась в основном за его пределами и за пределами оценки эффективности.

В учебном модуле раскрываются предпосылки, направления и способы формирования «экономики знаний»; рассматривается специфическая деятельность по выявлению, отбору, синтезу, хранению и распространению знаний в организации.

Модуль также содержат материал о сущности и значении современных информационных технологий, меняющих природу отношений между специалистом и непрофессионалом, между организацией и работником, между источником и получателем благ.

Отдельное внимание уделено ключевой роли руководителей компаний в управлении знаниями и практикам организации процессов УЗ.

Имеются все основания полагать, что «управление знаниями» как учебная дисциплина в ближайшие годы будет обогащаться все новыми ценными положениями, сведениями, методическими установками и обобщенным опытом. Значимость этой области науки управления и интерес к ней будут неуклонно возрастать, что потребует значительного расширения масштабов научных исследований и повышения уровня знаний и умений специалистов по управлению.


 



1. Экономика знаний и требование к управлению
Знания всегда играли большую роль в жизни человечества, но в современном мире их значение неизмеримо выросло. Это связано в первую очередь с тем, что мир переходит в новый этап своего развития, базу которого составляет экономика, основанная на знаниях (экономика знаний). Ее отличительная особенность состоит в том, что знания играют в ней решающую роль, а их производство является источником роста экономики. К началу 21 века знания стали важнейшим фактором формирования общества, неузнаваемо изменили облик мировой экономики, организацию бизнеса и менеджмента, образ жизни людей, подходы к образованию, здоровью и работе. По оценкам Мирового банка, более 50% валового продукта развитых стран основано на знаниях.

Термин «экономика знаний» был предложен в 1962 г. американским экономистом Фрицом Махлупом, который обозначил им сектор экономики, ориентированный на производство знаний. Сейчас этот термин используется более широко для определения экономики, где знания играют решающую роль, а создание и использование знаний становится источником роста, определяющим конкурентоспособность компаний, регионов, стран.

В современной экономической литературе чаще всего используется определение, предложенное специалистами Всемирного банка, согласно которому под экономикой знаний следует понимать экономику, которая создает, распространяет и использует знании для ускорения собственного роста и повышения конкурентоспособности».

При рассмотрении сути и черт экономики, основанной на знаниях, будем исходить из общепринятого положения о том, что она представляет собой синоним понятия «новая экономика».

Одно из определений экономики знаний дано в «Докладе о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации - 2004»: «Экономика, основанная на знаниях, или экономика знаний – это экономика, которая создает, распространяет и использует знания для обеспечения своего роста и конкурентоспособности. Это такая экономика, в которой знания обогащают все отрасли, все сектора и всех участников экономических процессов. Это одновременно экономика, которая не только использует знания в разнообразной форме, но и создает их в виде высокотехнологичной продукции, высококвалифицированных услуг, научной продукции и оборудования».

Как показывают многочисленные исследования, основными предпосылками формирования «экономики знаний» следует считать:



  • превращение знания в важнейший фактор производства наряду с трудом, природными и материальными ресурсами;

  • увеличение доли сферы услуг и опережающий рост знание емких услуг для бизнеса;

  • рост значения человеческого капитала и инвестиций в системе образования и подготовки кадров;

  • развитие и широкомасштабное использование новых информационно-коммуникационных технологий;

  • превращение инноваций в основной источник экономического роста и конкурентоспособности предприятий, регионов, национальных экономик.

По сути, в мировом масштабе идет интенсивное движение к новой цивилизации, и положение любой страны с точки зрения требований экономики знаний характеризуется с помощью ряда показателей. В их числе:

  • доля высоких технологий в экспорте продукции обрабатывающей промышленности,

  • расходы на инженерно-компьютерные технологии по отношению к ВВП,

  • число персональных компьютеров в расчете на 1000 человек,

  • число статей в научных и технических журналах.

Россия на 2 - 3 порядка отстает от передовых стран Запада почти по всем главным направлениям информатизации: программному обеспечению, числу персональных компьютеров, системам связи, уровню загрузки больших вычислительных систем, количеству действующих информационных систем. Чтобы ускорить наше движение в направлении формирования экономики знаний, необходимо преодолеть отставание от развитых стран, достигших высоких значений этих параметров. Для этого следует преодолеть негативное воздействие факторов торможения, среди которых наиболее важными с позиций управления экономикой страны были: приоритетность развития сырьевого сектора; ориентация на краткосрочные цели; недооценка человеческого капитала, нарушение преемственности научных и технических знаний.

Чтобы экономика знаний развивалась на собственной основе и приносила общественную пользу, в России создается национальная инновационная система (НИС), представляющая собой комплекс учреждений, организаций и процессов, включающий:

 учреждения в системе образования и профессионального обучения, в стенах которых создаются знания;

 макроэкономическую и нормативную базу, в том числе меры торговой политики, влияющие на продвижение технологий;

 инновационные предприятия и сети предприятий;

 коммуникационную инфраструктуру;

 доступ к глобальным источникам знаний и определенные рыночные условия, способствующие внедрению инноваций. Центральное звено НИС – крупные фирмы, способные брать на себя масштабные финансовые и технологические риски инвестиций в новые технологии. Все большее число крупных корпораций становятся частью инновационной системы России, через которую они реализуют свой интерес в постоянном обновлении структуры выпуска и повышения конкурентоспособности. Важную роль играют крупные корпорации в организации инновационных процессов на магистральных направлениях технического прогресса, а также в системной интеграции материальных, финансовых и кадровых ресурсов; немаловажно и то, что они становятся основными потребителями изобретений и нововведений малого бизнеса.

В составе НИС появляются и другие инновационные структуры, такие как малые предприятия, отраслевые научно-исследовательские институты, академические институты и др., способные создавать коммерчески привлекательные инновационные проекты.

Для анализа факторов, влияющих на процессы управления производства и внедрения новых знаний, а также проверки рабочих гипотез о влиянии рисков, возможностей минимизации издержек производства и внедрения новых знаний в деятельность хозяйствующих субъектов, сотрудниками Института экономики УрО РАН в 2006 году было проведено обследование ряда российских предприятий. Интервьюирование осуществлялось среди собственников и руководителей.

В результате проведенного эмпирического исследования было выявлена прямая зависимость объема затрат на производство новых знаний от уровня внедрения управления знаниями на предприятии.




Зависимость объема затрат dTC (% от совокупных затрат) на производство новых знаний
от уровня внедрения системы управления знаниями dКМ по пятибалльной шкале
(1 – нет системы, 5 – современная система управления)



Зависимость роста прибыли dПР (%) от уровня внедрения системы управления знаниями dKM
по пятибалльной шкале (1 – нет системы, 5 – современная система управления)

С увеличением уровня внедрения систем управления знаниями увеличивается и уровень прибыли хозяйствующих субъектов. Анализ данных, представленных рисунке 2, позволяет сделать вывод о значительном влиянии управления знаниями на прибыль организаций.

Однако, согласно исследованиям, уровень внедрения новых знаний в производственные процессы не соответствует потребностям современных российских предприятий в обеспечении условий для развития их производственной деятельности и повышения конкурентоспособности. Объёмы финансирования производства и внедрения новых знаний в хозяйственную деятельность российских предприятий составляют 10, 1% от прибыли при необходимом объёме финансировании в 24,5% прибыли. Одной и причин низких объёмов производства новых знаний является фактическое отсутствие систем управления знаниями на предприятиях. Согласно исследованию, системы управления знаниями созданы только на 18% предприятий, хотя необходимость и создания и высокую значимость в хозяйственной деятельности отметили 90% респондентов.

Слабая организация деятельности по управлению знаниями на российских предприятиях во многом объясняется недостаточной разработанностью вопросов управления и создания систем управления знаниями в отечественной экономической литературе.

Знания всегда использовались организациями, но характер их применения во многом был связан с изменениями в менеджменте - в его идеях, принципах, парадигме, теории и практике. Это наглядно иллюстрирует краткий обзор использования знаний в управленческой практике 20-го века.

Начало 20-го столетия ознаменовалось интенсивным развитием научных основ управления и его принципов, учитывающих потребности крупных промышленных корпораций. По теории Ф. Тейлора предприятие рассматривается как единый механизм, эффективность которого задается в терминах производительности, а люди являются винтиками или шестеренками этого механизма. Эффективное управление достигается руководством путем разделения труда, максимального расчленения задач и заблаговременного составления программ их выполнения. Эти идеи активно развивались до середины 20 века разными школами, разрабатывающими научные подходы к решению проблем организации производства.

В середине столетия П. Друкер ввел в обиход понятие «работники, обладающие знаниями» (knowledge workers), которое без преувеличения можно считать наиболее употребляемым словосочетанием в менеджменте конца 20 столетия.

В начале 90-х годов появились работы (среди них «Пятая дисциплина» П. Сенге) в которых активно развивались идеи увеличения полномочий работающих в организациях, необходимости мотивирования труда и учета индивидуальных качеств каждого сотрудника.

Таким образом, исходными позициями ряда новых школ и направлений в менеджменте становятся идеи, подчеркивающие особую роль человека, его интеллекта и знаний. Именно эти факторы стали ключевыми для менеджмента на рубеже двух веков. Материальные виды ресурсов организации, имевших первостепенное значение для учения Ф. Тейлора, уступают место нематериальным активам, главной составной частью которых являются знания людей, работающих в организации.

В полную силу ставится вопрос о человеческом потенциале управления современной организацией, прокладывающей путь в будущее. Знания для большинства отраслей в развитых странах приобретают роль ключевой компетенции и фактором инновационного развития организаций.

Все это приводит к пересмотру ряда принципов построения экономических и управленческих отношений в организациях. В новых принципах приоритет отдается знаниям, рассматриваемым, с одной стороны, как важнейший вид ресурса, а с другой - как наиболее ценный конечный продукт современной организации.

В конце 20 века идеи, связанные с новой ролью знаний, получили развитие в нескольких главных направлениях:



  • Теоретические вопросы формирования организационного знания, включая определение его понятия, принципы формирования, организационные формы, методы накопления и обновления.

  • Формирование концепции человеческих ресурсов, как основного вида инвестиций в развитие организации (вместо представления человеческой составляющей как статьи затрат, увеличивающей стоимость продукции и услуг).

  • Принципы и формы наращивания человеческого потенциала организации, среди которых принципиально важен новый подход к обучению (непрерывность, интерактивность и ориентация на решение проблем организации).

  • Теоретические основы организации труда и мотивации персонала, разрабатывающие пути и способы наиболее полного использования человеческого потенциала и накопленных в нем знаний.

Прогнозы развития менеджмента, опирающегося на знания, в 21 веке не могут быть точными, так как число неизвестных факторов велико, а взаимосвязь между ними становится все более сложной. Поэтому, глядя в будущее, следует опираться на те тенденции и факторы, которые уже заявили о себе к концу прошлого столетия, и в реальной значимости которых в новом веке имеется достаточно полная уверенность. Это технологическая составляющая экономического развития, включая информационные технологии, глобализация экономики и новая роль человеческих ресурсов и знаний в управлении бизнесом. Именно они и образуют те рамки, в границах которых менеджмент будет развиваться в период становления и развития экономики знаний.

1.1 Определение понятия «управление знаниями»

Проблематика «управления знаниями» в последнее десятилетие является одной из активно обсуждаемых тем среди теоретиков и практиков управления. Количество публикаций в данной области растет в геометрической прогрессии, порою вводя даже искушенного читателя в сомнение по поводу того, не является ли это просто очередной «модной штучкой» от «гуру» и консультантов по управлению.

В работах по менеджменту, в справочниках и словарях появляются различные толкования терминов и определений, раскрывающих суть и содержание управления знаниями. Однако до сих пор точное и однозначное определение понятия управления знаниями не сформулировано. Одни авторы определяют это понятие через его характерные черты, другие пытаются представить базовое содержание путем определения значений входящих в понятие слов.

Специалисты могут предложить по крайней мере 30 определений этого термина. Управление знаниями в широком смысле означает деятельность всех звеньев корпоративного менеджмента, связанную с анализом и эффективным использованием знаний сотрудников для достижения целей организации (при этом чрезвычайно важно, чтобы сотрудники их разделяли).

Наиболее часто под управлением знаниями понимают любые процессы и принципы, связанные с созданием, приобретением, завладением, обменом и использованием знаний или опыта. В некоторых определениях подчеркивается, что это процесс приобретения коллективного опыта для его всестороннего использования компанией там, где он может оказаться полезным для достижения наивысшей отдачи. Коллективный опыт или «ресурсы знаний» определяются как ключевые компетенции, общепринятая практика или ключевое искусство. В некоторых определениях подчеркивается, что в качестве основы управление знаниями имеет использование людей, процессов или технологий, позволяющее организации оптимизировать обмен знаниями и их сохранение.

Множество понятий, определяющих возможности людей, работающих в организациях (человеческие ресурсы, человеческий потенциал, человеческий капитал, социальный капитал, интеллектуальный капитал и др.), имеют одну общую составляющую - знания, которыми обладают и которые используют люди, работающие в организациях, для достижения ее целей.

Приведем еще несколько заслуживающих внимания формулировок понятия «управление знаниями».



Управление знаниями – это стратегия, которая трансформирует все виды интеллектуальных активов в более высокую производительность и эффективность, новую стоимость и повышенную конкурентоспособность; совокупность стратегических и оперативных усилий, направленных на увеличение использования интеллектуального капитала организации в целях повышения результативности (прибыльности) организации;
Управление знаниями – это дисциплина, которая обеспечивает интегрированный подход к созданию, сбору, организации, доступу и использованию информационных ресурсов организации; комбинация отдельных аспектов управления персоналом, инновационного и коммуникационного менеджмента, а также использования информационных технологий в управлении организациями.
Управление знаниями – это деятельность, организация управленческих действий, направленных на накопление интеллектуального капитала на основе обучения, производства и внедрения новых знаний в хозяйственную деятельность по областям применения, на базе всей совокупности интеллектуальных, информационных, технологических и финансовых ресурсов экономических агентов»

У. Букович и Р. Уильяме полагают, что управление знаниями - процесс, с помощью которого организации удается извлечь прибыль из объема знаний или интеллектуального капитала, находящегося в ее распоряжении. Прибыль можно получить в том случае, если знания удается применить для создания более эффективных и рациональных процессов, поскольку управление знаниями дает компании непосредственный финансовый результат - благодаря снижению затрат происходит сокращение продолжительности производственного цикла, позволяющее быстрее произвести продукт, вставить его потребителям и получить оплату.

С позиции Б. Гейтса «управление знаниями – это управление информационными потоками, которое гарантирует, что нужные определенным людям данные будут получены ими вовремя, чтобы эти люди могли своевременно предпринять необходимые действия; при этом конечная цель состоит в повышении интеллектуального потенциала организации, или корпоративного коэффициента интеллекта (IQ), поскольку для обеспечения преуспевания на сегодняшних динамичных рынках он должен быть очень высоким, причем понятие корпоративного (IQ) начинается с обмена накопленными и текущими знаниями, когда свой вклад в его повышение вносит как индивидуальное обучение сотрудников, так и их "перекрестное опыление" идеями друг друга...».

М Румизен подразумевает под управлением знаниями создание, определение, распределение, сохранение, приобретение и усиление действия знаний.

М. Мариничева, эксперт по управлению знаниями, директор НОУ «КМ Клуб: Практические знания» считает, что рассматриваемое понятие охватывает обмен знаниями, управление внешними потоками информации, обучение, структуризацию знаний в компании, совместную работу в сообществах, управление взаимоотношениями с клиентами.

Стандарт Центра по управлению знаниями Корпоративного университета группы компаний "Северсталь" характеризует управление знаниями как процесс создания, оценки, представления, распространения и использования знаний; комбинацию отдельных аспектов управления персоналом, инновационного и коммуникационного менеджмента с использованием новых информационных технологий.

Таким образом, процесс управления знаниями можно представить по-разному, но в большинстве случаев дело сводится к тому, что управлять знаниями - значит управлять процессами создания интеллектуального капитала организации: преобразованием информации в "живое" ключевое знание, приобретением, распространением знаний и обменом ими между сотрудниками, удалением устаревающих знаний. Ключевыми знаниями применительно к организации – являются знания, обеспечивающие ее конкурентоспособность на рынке; применительно к конкретному сотруднику - повышающие эффективность совершаемых им управленческих, коммуникативных, производственных операций и способствующие раз витию его карьеры в данной организации.

Практика показывает, что не стоит концентрироваться на одном из существующих подходов, а рекомендуется применять то сочетание организационных, коммуникационных и технологических инструментов, которое поможет компании успешно разливать свои стратегические направления и решать тактические задачи.

Соответственно, в разных организациях (а зачастую и в разное время) будут неодинаковы и формулировки термина «управление знаниями».

Поэтому важно сформулировать данное определение таким образом, чтобы конечный результат этого процесса был очевиден: управлять знаниями - значит, создавать такие условия, в которых накопленные знания и опыт эффективно используются для решения конкретных, важных для компании задач.



 
скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Управление знаниями
1086.51kb.
"Новые сетевые сервисы и/или педагогические инициативы"
90.29kb.
Программа дисциплины «Управление знаниями в организации» для направления 080200. 68 «Менеджмент» подготовки магистра
271.35kb.
Вопрос 21 раздел 2
56.59kb.
В. И. Маслов Стратегическое управление персоналом в XXI веке
1038.04kb.
Самостоятельная работа студента имеет своей целью приобретение целостной системы политических знаний. Студент должен глубоко осознать, что самостоятельное овладение знаниями является главным и определяющим
39.22kb.
Н. Ф. Плешакова положение
37.34kb.
Менеджер по вэд (со знаниями ин яз)
23.18kb.
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 22. 05. 01 «Управление качеством» специализации «Управление качеством в сфере быта и услуг»
335.25kb.
Оборудование для сто motorVac (производство сша)
47.24kb.
Программа курса «Практика анализа образовательной политики»
117.85kb.
Лидерство и навыки управленческой эффективности руководителя
32.15kb.