takya.ru страница 1
скачать файл


Урок 27. Новые города Эллады.

Цели урока по линиям развития личности:

Линии 1–2. Картина мира в фактах и понятиях.

Научить объяснять процесс нового восхождения Древней Греции на ступень цивилизации, объединяя различные факты в целостную картину.

Выявляя отличительные особенности древнегреческих городов-государств, научить характеризовать их общественное устройство и управление, используя такие понятия, как полис, община граждан, свобода, равноправие, частная собственность.

Научить сравнивать общественное устройство древнегреческого полиса с современным обществом.



Линия 3. Историческое мышление.

Научить выявлять причины единства полисов Эллады.



Линии 4–5. Нравственное, культурное, гражданско-патриотическое самоопределение.

Научить определять и объяснять нравственные ценности древнегреческого общества, сравнивая их с моральными принципами граждан современного общества.



Обязательный минимум содержания: возникновение полисов – городов-государств, отличительные особенности их общественного устройства и управления, граждане, аристократы, демос.

План урока:

I. Проблема: что такое древнегреческий полис?

II. Поиск решения проблемы:

1. Древняя Греция – новая ступень в развитии цивилизации.

Примерный вывод по проблеме: к VIII веку до н.э. в истории древних греков происходят изменения – переход от первобытности к цивилизации. Самым ярким признаком цивилизации является появление полисов-городов, которые общиной полноправных граждан были центрами хозяйственной и общественной деятельности.



2. Права и обязанности граждан полиса.

Примерный вывод по проблеме: жизнь в греческом полисе была устроена по особым правилам и законам, следовательно, древнегреческий полис – это не просто город, а ещё и государство, где у каждого гражданина есть права и обязанности.



3. Идеалы и ценности жителей греческих полисов.

Примерный вывод по проблеме: греческие города-государства разные, но всех их объединяют общественные ценности и идеалы.



Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания


I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

– Рассмотрите карту на с. 123.

– Как на карте обозначены центры

греческой цивилизации?

– Назовите те, с которыми мы уже

знакомы. Что вы о них знаете?

– А сегодня мы поговорим о новых городах Эллады.




Записываем тему урока на доске:

Новые города Эллады.

– Из предварительного чтения § 21

вы узнали, что древнегреческие города называли полисами.

– Антошку удивило такое название –

«греческий полис».

– Давайте с вами узнаем, как объяснил ему Источниковед, что такое «полис».

– Открываем текст на с. 134. Читаем

диалог главных героев.

– Итак, что, по мнению Антошки, обозначает слово «полис»?

– Такое значение имеет это слово

сейчас.

– А вот древнегреческий мудрец Аристотель дал три разных объяснения этому слову.



– Читаем дальше.

– Определите, о каком значении слова «полис» идёт речь в цитатах.



Фиксирует на доске:

1. Полис – это общество.

2. Полис – это город.

3. Полис – это государство.

– Сравните свои выводы.

– В чём противоречие?
– Какой возникает вопрос? 1

Фиксируем проблему урока на доске:

Что такое древнегреческий полис?


Работают с картой на с. 123. С помощью условных знаков определяют и называют древнегреческие города,

например, Микены, Кносс, Иллион.

Один из учеников начинает читать текст (слова Антошки)

«…карточка такая, с которой в поликлинике принимают».

– Это документ, по которому принимают в поликлинике.



Один из учеников продолжает читать текст.

Определяют, что в первой цитате

«полис» объясняется как общество,

во второй – город, в третьей – государство. 2

Формулируют главный вопрос урока: Что такое древнегреческий полис? 1


Регулятивные УУД 1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Работать по плану, сверяясь с целью.

5. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.


II. Версии.

– По сути дела, цитаты Аристотеля

о том, что такое древнегреческий полис, – это и есть версии решения

проблемы. 2









III. Актуализация знаний.

– Объясните, что такое общество, город, государство.

– Признаками чего все эти понятия являются? 1

– Сколько определений цивилизации мы с вами знаем?

– Объясните значение слова цивилизация (ступень и общность).

– Обратите внимание на «вектор времени» перед параграфом. Какой период выделен особо?

– Разделите изученную историю Греции на этапы, укажите их границы, дайте названия. 2



– Цивилизации.



Объясняют признаки понятия «цивилизация». 1

– VIII–VI вв. до н.э.



Выполняют задание в Рабочей тетради.

Универсальные УУД

1. Определять понятия.

2. Анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы.

3. Владеть смысловым чтением – вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.

4. Находить в разных источниках достоверную информацию для решения учебной проблемы.


IV. Планирование деятельности.

– Чтобы проверить версии, что нам

надо узнать? 3



Фиксируем эти вопросы в виде плана действий на доске.

План

1. Устройство древнегреческого полиса.

2. Права и обязанности жителей полиса.

3. Идеалы и ценности жителей греческого полиса.




– Нам надо узнать, как был устроен

древнегреческий полис. Как в нём жили люди? Какие у них были права и обязан-ности? Что они ценили больше всего? 3



Коммуникативные УУД

1. Составлять устные тексты.

2. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.

3. Работать в парах.


V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

– Используя текст учебника (пункт 1,

с. 134–136), докажите, что

в VIII в. до н.э. Греция вновь взошла на ступень цивилизации.

– Для того чтобы найти нужные факты для доказательства, будем читать, используя продуктивное чтение.



3 2

– Необходимые факты будем фиксировать в схеме «Цивилизация» – ключевые слова в каждой сфере общества.



Хозяйство:

Железные орудия.

Виноделие, оливковые рощи, земледелие, ремесло (амфоры), морская торговля.

Объединение родовых общин в большие поселения – города-полисы.



Управление:

Община граждан.



Деление:

Аристократы.

Демос.

Культура:

Греческий алфавит.


– Итак, мы с вами доказали, что греки вновь взошли на ступень цивилизации.

– Посмотрите на эти признаки. Какой из них основной?

– Рассмотрите иллюстрацию на

с. 135.


– Опишите полис с точки зрения территории и хозяйства.

– Сравните с древнеегипетской общиной (с. 53). 2


– С помощью текста (с. 135–136) выясните особенности общественного

устройства полиса.



2 4
Фиксируем на доске:

Город, полис

община граждан





аристократы демос

(знатные люди) (простолюдины)


– Итак, сформулируйте своими словами, что такое полис.

– Какую из версий мы сейчас доказали? 4


Фиксируем на доске:

Древнегреческий полис – это город с общиной граждан.





Во фронтальном диалоге называются признаки цивилизации у древних греков к VIII веку до н.э. 3 2

Определяют признак: появление городов-полисов.

Работая с иллюстрацией, перечисляют признаки:

торговая площадь – агора, крепостная стена, храм богу-покровителю,

возделанные вокруг поля. 1 2

– Полис – это город с равноправной общиной граждан.








– Мы с вами выяснили, что такое полис с территориальной и хозяйственной сторон.

– Теперь определим, каковы были

права и обязанности у граждан, проживающих в полисе. 1 2 3 4

– Начинаем читать второй пункт

на с. 136, первый абзац.

– Кого можно было считать полноправным гражданином полиса? Сформулируйте устно.

– Кого считали негражданином?

– Читаем второй абзац, с. 137–138.

– Где и как решали важные вопросы

граждане полиса и какие у них были

права?


– Прочитайте третий абзац и сформулируйте одной ключевой фразой

обязанности граждан.


Фиксируем на доске:

Права граждан: избираться на должности.

Обязанности: защищать полис.
– Рассмотрите схему на с. 137, приготовьте по ней рассказ об особенностях управления древнегреческим

полисом. При ответе используйте

условные обозначения на с. 6. 1

– Найдите отличия от управления

Персидской державой (с. 106). 2

– Описывая управление греческого

полиса, мы перечислили признаки

чего?


– Используя открытые знания, сформулируйте, что такое «древнегреческий полис»? 1

– Какую версию мы сейчас доказали? 4



Фиксируем на доске:

Древнегреческий полис – это город,



государство.

– Гражданином считался тот человек, который родился и живёт в этом

полисе.

– Рабов, женщин и переселенцев.



– Важные вопросы решались на народном собрании путём голосования.

Каждый гражданин имел право быть избранным на какую-либо должность.


– Каждый гражданин полиса обязан

был участвовать в народном ополчении и защищать свой полис от неприятелей.



Дети индивидуально, самостоятельно работают с учебником.
– В древнегреческом полисе все

должности были выборными, а в Персидской державе назначал на должности, руководил всем сам шахиншах.

– Признаки государства.
– Древнегреческий полис – это не

просто город, а ещё и государство, где

у каждого гражданина есть права и

обязанности.








– Вспомните ещё раз определение

цивилизации как общности людей.

– Что может характеризовать греков как общность?


– Используя текст учебника (пункт 3,

с. 138–139), объясните, какие ценности объединяли всех греческих полисов.



2 3 4

– Обратимся ещё раз к цитатам Аристотеля о греческом полисе. Какая из цитат, на ваш взгляд, характеризует древнегреческую общность?



– Представления о добре и зле, должном и справедливом, об идеалах и ценностях.


Высказывают разные мнения. Важно, чтобы ученики поняли, что главными идеалами и ценностями народов, живших в греческих полисах, были интеллектуальное и физическое развитие, свобода, достоинство

личности, участие граждан в делах

государства, равноправие, частная

собственность.

2 3 4

– «Полис – это совокупность граждан,

единство непохожих».

Это ещё раз подтверждает ту

мысль, что греческие города-государства разные, но все их объединяют

общие ценности и идеалы общества.







VI. Выражение решения проблемы.

– Какой ответ на основной вопрос

урока мы можем дать? 3



Предполагаемый вывод:

– Древнегреческий полис – это город-государство с определёнными особенностями общественного

устройства, управления и ценностями древнегреческого общества.






VII. Применение нового знания.

– Сравните права и обязанности современных граждан и обитателей полиса. 2

– Как вы думаете, какие идеалы больше всего ценили жители греческих полисов? Какие из них важны в наше время? 1 Обсудите в парах и выскажите своё мнение. 3



ТОУУ

По итогам выполнения заданий применяем алгоритм cамооценки. 5



Выполняют задания в Рабочей тетради.


Личностные УУД

1. Самостоятельно давать и объяснять оценки событий.


VIII. Домашнее задание.

– Прочитайте название следующего

параграфа.

– Как вы понимаете смысл данного названия?

– Прочитайте дома

§ 22 и проверьте

свои предположения, выполните задания из раздела «Вспоминаем то, что знаем».












© ООО «Баласс», 2012 Страница

скачать файл



Смотрите также:
Урок 27. Новые города Эллады
111.25kb.
Тема : Города Эллады подчиняются Македонии
24.05kb.
Урок игра по немецкому языку тема
25kb.
Урок окружающего мира во 2 классе по теме «Что такое экономика?»
133.29kb.
Основной формой занятий в школе остается урок с
37.28kb.
Матвей Иванович Платов
37.84kb.
Пирей (Греция)
97.82kb.
Флаг города Долгопрудный
25.13kb.
«Проблемысела»
86.52kb.
Выставка «убывающие города» в Санкт-Петербурге
46.98kb.
Новые источники питания для мобильников от Motorola 11 новые технологии 11
188.58kb.
3. Государственные образовательные учреждения города Москвы образовательные учреждения, находящиеся в собственности города Москвы и финансируемые за счет средств бюджета города Москвы
384.84kb.