takya.ru страница 1
скачать файл

Молчанова Татьяна Ивановна

Урок физики по теме:

«Электробезопасность»



Заранее предупреждённый

заранее вооружённый.


Цель урока:
Образовательная – научить учащихся выделять главное, делать выводы, применять знания на практике, дать знания о мерах предосторожности при общении с электрическим током, усвоить знания о действиях электрического тока на человека.
Воспитательная – воспитание умения слушать и анализировать выступления учителя, воспитание у учащихся заботы о своём здоровье.
Развивающая – развитие логического мышления и познавательной активности, развитие сотрудничества.
План урока:
I. Организационный момент.

II. Изложение материала.

  1. Актуальность темы.

  2. Характер опасности электрического тока.

  3. Знаки и плакаты предупреждающие об опасности.

  4. Опасность оборванных электрических проводов и сырых помещений

  5. Причины электротравматизма.

  6. Отдельные рекомендации.

  7. Эта опасная молния! Меры предосторожности.

  8. Первая помощь при поражении током.

III. Заключение.

IV. Итог.
Ход урока:


  1. Организационный момент

Рассадить детей. Включить компьютер и первый слайд с названием темы.

Проверить готовность выступающих учеников.
II. Изложение материала
1. Вступительное слово (учитель №1)

С 8 класса мы изучаем различные электрические явления. Многие учённые внесли вклад в развитие данного раздела физики.

Мы не представляем свою жизнь без холодильника, телевизора, компьютера. Не проходит и дня, чтобы мы не использовали электрическую энергию в своих целях: пользовались бытовыми приборами, освещением. Электричество прочно вошло в нашу жизнь, стало обыденным явлением. И мы со временем становимся беспечными, забыв о том какую опасность, таит электрический ток. Даже взрослые люди часто неправильно обращаются с электроприборами, подвергая свою жизнь опасности. В нашем селе известны случаи электротравматизма, есть среди них и с трагическим исходом.

Опасность работы с электроприборами заключается в том, что ток и напряжение не имеют внешних признаков, которые позволили бы человеку при помощи органов чувств (зрения, слуха, обоняния) обнаружить грозящую опасность и принять меры предосторожности.

Действие электрического тока на живые организмы было открыто итальянским учённым Луиджи Гальвани. Ноябрьским днём 1770 г. он был поражён странным явлением: находившиеся на столе обезглавленные лягушки, над которыми профессор проводил опыты, вздрагивали. Их лапки вздрагивали каждый раз, когда из стоящей в кабинете электростатической машины извлекали яркие искры. Особенно сильными были содрогания лапок, когда к ним были присоединены проволоки, свисавшие до земли.

http://htlibrary.ru/main/invent/16-luidzhi-ga lvani-i-rozhdenie.html

Ныне Гальвани считают основоположником электрофизиологии, раздела медицины оказывающее положительное влияние на организм человека. Кратковременные высоковольтные электрические разряды через сердце помогают иногда предотвратить смерть пациента при тяжёлом нарушении сердечной деятельности.


2. Выступление ученика №1

Тело человека является проводником. Проходя по нему, электрический ток может вызвать повреждение жизненно важных органов, а иногда и смерть человека. Тяжесть поражения током зависит от силы тока прошедшего через человека, характера тока (постоянный, переменный), продолжительности его действия, а также от того по какому пути внутри человека он шёл. Наибольшую опасность представляет прохождение тока через мозг и те нервные центры, которые контролируют дыхание и сердце человека.

0 – 0,5 мА действия тока отсутствует

0,5 – 2 мА потеря чувствительности

2 – 10 мА боль, мышечные сокращения

10 – 20 мА растущее воздействие на мышцы, некоторые повреждения

20 – 100 мА дыхательный паралич

100 мА – 3А желудочковые фибрилляции (необходима немедленная реанимация)

Более 3А остановка сердца (если шок был кратким, сердце можно реанимировать), тяжёлые ожоги.

Сопротивление человеческого тела не имеет постоянного значения. Оно зависит от состояния человека, его кожи, наличие на её поверхности пота, содержание алкоголя в крови и т.д.. Сухая огрубевшая кожа имеет высокое, а тонкая, нежная и влажная – низкое сопротивление. Снижается сопротивление и при различных повреждениях кожи. При сухой и неповреждённой коже сопротивление тела человека от пальцев одной руки до пальцев другой составляет R=105 Ом и выше. Если руки потные, то сопротивление между ними оказывается равным R = 1500 Ом и ниже.


3. Выступление учителя № 2

Задача нашего урока не напугать вас, а показать опасность электрического тока, с которым мы реально встречаемся в повседневной жизни, в быту. Необходимо указать, что есть ряд несложных мероприятий, позволяющих если не исключить возможность бытового травматизма, то хотя бы уменьшить его вероятность.

Как вы помните, накануне мы задали вам несколько вопросов. Ваши ответы на них вы будете видеть на экране.

Первый вопрос:

- Где вас подстерегает опасность поражения электрическим током? Вы дали следующие ответы:

Вы привели правильные примеры, но не все. Их мы ещё рассмотрим.

Второй вопрос:

- Какие знаки показывают возможность поражения электрическим током?

И тут вы дали правильные ответы. Во избежание несчастного случая каждый из вас должен знать, что места возможного поражения электрическим током обозначаются специальными предупредительными знаками. Пренебрегать ими, а тем более снимать их, не допустимо.
4. Выступления ученика №2

Находясь на природе, на улице, в гараже, помните: «Провод, лежащий на земле, лучше обойти как можно дальше».

Земля, являясь проводником электрического тока, становится как бы продолжением провода. Путь тока не прерывается, и он растекается по земле. Поражение электрическим током происходит тогда, когда ноги касаются двух точек земли, чем шире шаг, тем вероятнее поражение. Вокруг оборванного провода лежащего на земле в радиусе 8-10 м образуется опасная зона. При входе в зону шагового напряжения человеку грозит опасность, если даже он не коснулся провода. Покинуть опасную зону можно шагами без отрыва ступней ног от земли и без создания разрыва между стопами.

Обнаружив оборванные или провисшие провода воздушной линии, следует организовать охрану места повреждения, позвонить в отделение МЧС.

Статистика показывает, что около трети всех случаев электротравматизма среди населения происходит из-за соприкосновения людей с оборванными проводами. Особенно часто травмируются дети. Для предотвращения указанных случаев детям необходимо запрещать влезать на крыши домов и строений, где поблизости проходят электрические провода, на опоры воздушных линий электропередачи; играть под воздушными линиями, запускать там воздушных змеев, разводить костры, бросать проволоку и другие предметы на провода, разбивать лампы и изоляторы, а, кроме того, открывать дверцы распределительных щитов, силовых шкафов, двери трансформаторных подстанций.

Особую осторожность при пользовании электроприборами надо соблюдать в сырых помещениях (подвалы, ванная комната, туалеты), являющимися хорошими проводниками эл.тока, т.к при этих условиях опасность поражения током увеличивается. Поэтому в ванных комнатах, санузлах не допускается устанавливать выключатели и штепсельные розетки, использовать светильники без предохранительной арматуры. Опасно пользоваться незаземлёнными электроприборами в ванной комнате. С точки зрения электробезопасности помещения должны быть светлыми, сухими и тёплыми, иметь диэлектрические (деревянные) полы, без выбоин и щелей, поверхности стен, потолков, дверей - гладкие и матовые, радиаторы и трубопроводы отопительной и водопроводной системы – заземлённые. В помещениях с повышенной опасностью необходимо использовать напряжение не выше 42 В, а в особо опасных не выше 12 В.



http://www.irtec-svet.ru/information/security/
5. Выступление учителя №2.

Давайте посмотрим, как вы пользуетесь электрическими приборами в быту и какие ошибки, возможно, допускаете при этом:


(Приглашается девушка)

- Покажи, пожалуйста, как ты пользуешься электрическими щипцами для завивки волос?



(Девушка показывает)

- Спасибо. На экране вы видите ваши ответы на подобный вопрос.

- В щипцах может произойти замыкание на корпусе, тогда девушка получит электротравму. Когда накручиваешь волосы, щипцы надо отключить. Никогда не пользуйтесь фенами и др. электроприборами, если они мокрые или имеют оголённые токопроводящие концы или детали.



(Приглашается юноша)

- Вот стоит стакан с водой и в нём кипятильник, включённый в розетку (во всех случаях розетки обесточены). Я прошу вас узнать нагрелась ли вода.



(Парень показывает)

- Вода - хороший проводник тока. Если в кипятильнике произойдёт замыкание на корпусе, то можно получить травму. Нужно сначала вынуть вилку из розетки.


(Приглашается юноша)

- Перед вами электрический утюг, выключите его из розетки.



(Юноша выключает)

- Шнур может вырваться из вилки или разорваться. Надо держаться за вилку. При этом придерживая розетку.


- И последний вопрос, который был задан вам: «Дотрагиваетесь ли мокрыми (влажными) руками до розеток и выключателей».

- выключатель может быть неисправным, произойдёт пробой изолятора, а вода – хороший проводник тока.


6. Выступление учитель №1

На ваших столах лежат памятки, запомните, то что на них написано, возможно это спасет вашу или чью-то жизнь.

- когда вы моете холодильник, другие бытовые электроприборы, выньте вилку из розетки;

- меняете лампочку или предохранитель, отключите общий выключатель электричества в квартире;

- не держите включенные бытовые электроприборы в ванной, т. к там образуются токопроводящие водяные пары. Розетки не должны быть расположены слишком близко к ванне или раковине;

- не ремонтируйте вилки электроприборов с помощью изоленты, меняйте их сразу, если они сломались;

- не беритесь за утюг мокрыми руками и не гладьте, стоя на полу босиком, т. к в случае электрического поражения, это облегчит проход тока через тело в землю;

- не накручивайте шнур вокруг горячего утюга, это может повредить изоляцию провода; прежде чем налить воду в емкость отпаривателя утюга, вытаскивайте вилку из розетки;

- не включайте больше одной вилки в розетку, несколько вилок могут вызвать короткое замыкание и пожар;

- когда вы закончили пользоваться удлинителем, сначала выдерните вилку из розетки, а затем уже сворачивайте его;

- не забывайте самые элементарные нормы безопасности при установке ёлочных электрических гирлянд;

- обнаруженные оголённые места и обрывы электропроводов надо немедленно ремонтировать;

- не делайте временных соединений проводов, предоставьте выполнение всех работ квалифицированным специалистам.
7. Выступление учителя №1

Пострадать от электричества можно не только в быту и технике, но и в природе.

Все мы помним тот ужасный случай, который произошёл в Хасанском районе с выпускниками, когда от удара молнии погибли дети. Какими основные правила мы должны знать и соблюдать во время такого природного явления?

Выступление ученика №3

Всем нам, не раз доводилось наблюдать молнию – это красивое и небезопасное явление природы. В атмосфере Земли каждую секунду происходит около 100 молний. Каждый год молния убивает до 100 человек в Европе и примерно такое же количество в США.

Молния – это искровой разряд в атмосфере, происходящий между разноимённо заряженными облаками и ли между облаками и землёй.

Если вспышка молнии и громовой раскат слились воедино, то это означает только одно: вы находитесь непосредственно в эпицентре бушующей стихии, и меры предосторожности необходимо принимать немедленно. Что делать, если гроза застала вас:

-У воды. Лучше покинуть водоём и удалится от него на приличное расстояние. Молния, попавшая в воду, поражает всё вокруг в радиусе около 100 метров.

- В лесу. Нельзя прятаться от грозы под деревьями. Молния очень часто попадает в деревья, особенно в высокие. В грозу лучше выйти из леса, например, на поляну, остановиться на одном месте, а лучше присесть, укрыться накидкой и просто переждать стихию.

- В поле. Избегайте во время грозы открытых пространств, потому что в такой ситуации самым высоким объектом будете вы. Найдите любую канаву, яму и там переждите грозу. От ЛЭП и любых металлических конструкций лучше уйти как можно дальше.

- Если разгул стихии застал вас в автомобиле. Автомобиль – самая безопасная территория для вас. Остановите автомобиль, закройте все окна и люки.

- Сотовый телефон может быть опасен во время грозы, т.к радиоволны, излучаемые мобильным телефоном, «притягивают» молнию. При этом телефон может быть просто выключен, и вы не обязательно должны говорить по нему. Выключите его.

- Дома. Необходимо закрыть все окна и двери, выключить электроприборы, не разговаривать по телефону. Старайтесь расположиться на некотором удалении от батарей центрального отопления.

- Общие советы. Во время грозы старайтесь занимать как можно меньшую площадь на благословенной матушке-Земле. Присядьте на корточки, обхватите колени руками и старайтесь не двигаться. Металлические предметы (украшения) лучше с себя снять, металлосодержащие предметы вынуть из карманов и всё это положить от себя на расстоянии не менее пяти метров.

Выступление учителя №1

Если вдруг кого-то из ваших друзей поразила молния, запомните, как оказать ему первую помощь. Главное – не паникуйте и помните, что выжить удаётся трём из четырёх, поражённых молнией. При поражении молнией у человека может произойти остановка сердца, значит, все ваши действия по оказанию помощи сводятся к одному: заставить сердце потерпевшего опять заработать, для этого вы должны немедленно начать делать пострадавшему массаж сердца и искусственное дыхание.


8. Выступление ученика №4.

Первая помощь при поражении током включает два этапа: освобождение пострадавшего от воздействия током и оказания ему доврачебной помощи.

- вначале надо обесточить электроустановку, которой касается пострадавший, выключить рубильник или предохранитель. Если быстро выключит ток невозможно, то нужно оттащить пострадавшего в безопасное место. Рекомендуется при этом действовать одной рукой. Оказывающий помощь должен надеть диэлектрические перчатки или обмотать руки шарфом или другой сухой одеждой. Если нет возможности оттащить пострадавшего, то следует отвести от него провода сухой палкой. Для отделения пострадавшего от токоведущих частей необходимо обезопасить себя. Ни в коем случае нельзя касаться его открытых частей тела или участков влажной одежды. Срочно вызвать скорую помощь, но не дожидаясь его прибытия, надо оказать пострадавшему доврачебную помощь.

- если пострадавший дышит и находится в сознании, то его следует уложить в удобное положение, расстегнуть одежду и накрыть, обеспечив до прихода врача полный покой.

- когда человек находится в бессознательном состоянии, но у него сохраняется устойчивое дыхание и пульс, стоить ему дать понюхать нашатырный спирт, обрызгать лицо водой, обеспечить покой до прихода врача.

- если пострадавший дышит плохо или не дышит вообще, ему надо немедленно начать делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Не следует отказываться от помощи пострадавшему, даже если у него отсутствует дыхание и сердцебиение.

Первую помощь оказывают по возможности на месте происшествия. Применять искусственное дыхание следует непрерывно до восстановления у пострадавшего самостоятельного дыхания или до указания врача.

Совершенно не допустимо закапывать пострадавшего в землю или засыпать землёй. Этот приём основан на предрассудках и может стоить пострадавшему жизни. Не

давая никакого лечебного эффекта, такой способ лишь задержит неотложные меры, которые нужно принять для спасения пострадавшего.
III. Заключение

Заканчивая наш урок хочу сказать: «Наше здоровье и жизнь, жизнь и здоровье близких, в наших руках. Все вы будущие родители, а в данный момент старшие братья и сёстры и хотелось бы, чтобы вы оказались примером для подражания при общении с бытовыми электрическими приборами.


IV. Итог.

Спасибо за урок.

Конец формы
скачать файл



Смотрите также:
Урок физики по теме: «Электробезопасность»
105.68kb.
Урок физики в 7 классе по теме «Атмосферное давление. Существование воздушной оболочки Земли»
196.47kb.
Урок физики в 8 классе по теме «Испарение и конденсация»
86.32kb.
Сценарий урока по теме: «Цветение и опыление растений. Виды опыления». Урок
93.99kb.
Урок по теме: «Россия и Крым. Мы вместе!»
28.36kb.
Интегрированный урок "изо + труд" по теме "
53.23kb.
Урок внеклассного чтения по теме "Место народного творчества в "
113.14kb.
Урок литературы в 8 классе по теме «Цветы в литературе»
107.56kb.
Урока. Урок игра «А что у вас?»
49.28kb.
Урока окружающего мира во 2 классе по теме «День рождения»
22.54kb.
Урок Интегрированный урок-расследование английского и русского языков в 6 классе «Дело о пропавшей картине»
57.75kb.
Урок физики в 7 классе учебник: 1 громов с. В., Родина н. А. 2 Пёрышкин а. В. Учитель: Барышенская Е. Н
71.05kb.