takya.ru страница 1
скачать файл


Описание методической разработки


  1. Название: Урок физики в 7 классе по теме «Атмосферное давление. Существование воздушной оболочки Земли». Данный урок апробирован.

  2. Краткая аннотация: соблюдая преемственность УВП начальной и основной школы, в 7-х классах по физике в нашей школе реализуется УМК Образовательной системы «Школа 2100». Урок сконструирован с использованием образовательной технологии ОС «Школа 2100» проблемно – диалогическое обучение (Е.Л. Мельникова). В описании разработки я включила: классификацию методов используемых при конструировании уроков, описала этапы урока изучения нового материала с использованием технологии проблемно-диалогического обучения, карту целей раздела «Давление жидкостей и газов», сам конспект урока, где прописаны, этапы урока, содержание деятельности учителя, учебной деятельности учеников, особенности оснащения урока, средства оценивания результатов.

  3. Учебный предмет - физика, учебник его авторы – Физика 7 класс, Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов.

  4. Уровень обученности школьников: в 7 классах обучается 38 учеников, из них высокий уровень обученности – 7детей, средний уровень – 25 ребенка, низкий уровень – 6 детей.

  5. Форма учебной работы: классно – урочная.

  6. Полное описание:

Перед практикой обучения и воспитания в современной школе стоят задачи реализации личностно-ориентированного, деятельностного, компетентностного подходов в образовании. Обновляющейся школе требуются технологии обучения, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; развивали бы исследовательские, рефлексивные умения, формировали бы не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности. Одной из таких технологий, на мой взгляд, является - технология проблемно- диалогического обучения, в основе которой лежит проблемное обучение и диалог.

Технология проблемно-диалогического обучения - это технология универсальная и применима на любой ступени обучения при любом предметном содержании, что позволяет заменить традиционный урок объяснения нового материала уроком поиска и открытия новых знаний.

Проблемно-диалогическое обучение ставит задачи создания условий для саморазвития и самореализации личности учащегося, ставит задачи стимулирования активности учащихся в сочетании с предоставлением им свободы в изучении конкретного учебного материала.

Поэтому тема над которой я работаю второй год при использовании УМК «Школа 2100»: «Использование проблемно-диалогической технологии при проектировании учебных занятий по физике».

Этап введения знаний организуется посредством методов – определенных сочетаний заданий, приемов, вопросов. Именно он является наиболее сложной и творческой частью подготовки к уроку. И если мы хотим добиваться оптимального сочетания самостоятельной поисковой деятельности от ученика, то необходимо выстраивать урок на основе проблемных методов. При этом главная функция учителя – управление, совместной деятельностью, направленной на достижение общей образовательной цели, такой подход позволяет создать психологический климат, в основе которого – доверительность, взаимопомощь, сотрудничество. Учитель, таким образом, становится «проводником» в мир знаний: экспертом и консультантом при изучении теоретического материала.

Опираться при конструировании урока можно на следующую классификацию методов обучения.

Методы

Проблемные

Традици

онные


«классические»

«сокращенные»

Постанов-ки проблемы

Сообщение проблемы учителем от пробл. ситуации

Постановка проблемы учениками от пробл. ситуации

Побужда-ющий диалог от пробл. ситуации

Подво-дящий к теме диалог

Сообщение темы с мотивиру-ющим приемом

Сообщение темы

Поиска решения

Сообщение гипотез, проверка учителем

Выдвижение, проверка гипотез учениками

Побужда-

ющий к гипотезам



Подво-дящий от проблемы диалог

Подводящий без проблемы диалог

Сообщение знаний

Проводя сравнительный анализ, видим, что при традиционном введении материала постановка проблемы сводится к сообщению темы учителем, а поиск решения редуцирован до сообщения готового задания, вследствие чего деятельность учащихся репродуктивна. При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учениками вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания учащимися.

Проблемные методы можно разделить на «классические» и «сокращенные».

Постановка проблемы идет через проблемную ситуацию. Поэтому «классическая» постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее. Возможны три принципиально разных выхода:


  1. учитель лично заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему;

  2. ученик сам осознает противоречие и формулирует проблему;

  3. учитель диалогом побуждает учеников осознать противоречие и сформулировать проблему.

Таким образом, существует три «классических» метода постановки учебной проблемы. Их сходство состоит в создании учителем проблемной ситуации, их различие заключается в организации выхода из нее.

К «сокращенным» методам постановки проблемы относятся подведение к теме урока и сообщение темы с мотивирующим приемом.



Проблемные методы эффективнее традиционных, поскольку постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учащихся, а поиск решения – понимание материала большинством класса.

Из «классических» методов наиболее эффективен побуждающий диалог, при котором учитель стимулирует учеников к творческим действиям по осознанию противоречия и формулированию проблемы, по выдвижению и проверке гипотез. Побуждающий диалог развивает речь и творческие способности учащихся. «Сокращенная» группа методов представляет собой подводящий диалог, при котором учитель пошагово приводит учеников к формулировке темы или знания. Подводящий диалог развивает речь учащихся и логическое мышление.



Таким образом, из всех проблемных методов наиболее эффективными являются диалогические методы: побуждающий и подводящий диалоги.

Вышеизложенная классификация методов обучения и сравнительный их анализ позволяют:



  1. определить проблемно-диалогическое обучение как тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога;

  2. разработать технологию обучения, то есть представить детальное описание диалогических методов постановки проблемы и поиска решения.


Этапы урока изучения нового материала с использованием Технологии

проблемно-диалогического обучения которые я использую
1 этап – Организационный момент.

Цель: Включить учащихся в урок, то есть создать два условия

«Я хочу это делать», «Я могу и буду это делать».


2 этап – Актуализация знаний.

Цель: Организовать создание затруднения.

Требования: 1) воспроизведение в памяти знаний необходимых

для усвоения нового.

2)создание затруднения.

Приемы создания затруднения:

1-й Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения.

( пример- дуализм света, почему многотонный корабль не

тонет?)


2-й Столкнуть мнения учеников практическим заданием или вопросом

( пример - опыт по демонстрации теплопроводности различных

Веществ или вопрос - Что произошло бы с атмосферой Земли, если бы

исчезла сила земного притяжения?).

3-й а) Обнажить житейское представление учащихся вопросом или

заданием (Почему острым ножом легче резать? Зачем посыпают

зимой песком пешеходные дорожки? Какую работу совершают

мышцы ваших ног, когда вы встаете, чтобы ответить на вопрос

учителя?);

б) Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или

наглядностью (пример- опыт «фонтан», «вращение спирали»)

4-й Дать практическое задание невыполнимое вообще.

5-й Дать практическое задание не сходное с предыдущим.

6-й а) Дать задание сходное с предыдущим.

б) Доказать, что задание ученики выполнили неправильно.

3 этап – Постановка проблемы.

Цель: Зафиксировать проблему, почему не можем решить задание,

ответить на вопрос. Сформулировать проблему, тему, цели

урока или вопрос на который будем отвечать.

Требование: Проговорить где и почему возникло затруднение.

Приемы побуждения к осознанию противоречия :

1-й прием – Что удивляет? Что интересного заметили? Какие видите

факты? Какой вопрос поставим? Какая тема урока?

2-й прием – Сколько в классе мнений? Почему? Чего мы еще не знаем?

Так какая тема урока? Какой возникает вопрос?

3-й прием – Вы сначала как думали? А как на самом деле?

4-й прием – Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? На какой

вопрос будем сегодня отвечать?

5-й прием – Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем

оно не похоже на предыдущее? Какова тема урока?

6-й прием – Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание

выполнено? Какой возникает вопрос?


4 этап – Открытие учащимися нового знания.

Цель: Организовать решение проблемной ситуации.

Требования: 1) С помощью побуждающего или подводящего

диалога решить поставленную проблему.

2)Сделать вывод в знаковой или словесной форме

( должен быть получен педпродукт – формула,

правило, определение и пр.)

Побуждающий диалог:

- Какие есть гипотезы, предложения по разрешению проблемы?

- Даем подсказку.

- Подсказываем решающую гипотезу ученикам.


Данный метод поиска решения является наиболее сложным для учителя, поскольку требует осуществления четырех педагогических действий:

  1. побуждение к выдвижению гипотез;

  2. принятие выдвигаемых учениками гипотез;

  3. побуждения к проверке гипотез;

  4. принятие предлагаемых учениками проверок.

Рассмотрим эти действия.

Побуждение к выдвижению гипотез. Выдвинуть гипотезу значит высказать предположение, истинность или ложность которого должна установить проверка. Та гипотеза, которая выдержит проверку и станет искомым знанием, называется решающей, остальные – ошибочными.

Принятие выдвигаемых учениками гипотез. При побуждающем диалоге существует опасность оценочно отреагировать на высказываемые учениками предположения («неправильно», «не так»), («молодец», «верно»). Поэтому реагировать на гипотезы школьников следует эмоционально неокрашенно: словом «так» и кивком головы.

Побуждение к проверке гипотез. Смысл проверки состоит в приведении аргумента на решающую гипотезу («это так, потому что») или контраргумента на ошибочную. Проверка гипотезы может быть либо устной (учитель побуждает к аргументации), либо практической (диалог стимулирует школьников к выработке конкретного плана действий).

Принятие предлагаемых учениками проверок. При побуждающем к проверке гипотез диалоге ученики могут предложить ошибочную аргументацию или неверный план действий. Учителю необходимо отреагировать на них принимающей репликой: «Так. Кто думает иначе?».

Побуждающий к гипотезам диалог обеспечивает подлинную творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности.


Подводящий диалог:

-Учитель продумывает систему вопросов, позволяющих учащимся прийти к решающей гипотезе.

Данный метод поиска решения учебной проблемы значительно проще, чем предыдущий, поскольку не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания. Подводящий к знанию диалог лишь имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся.
5-й этап. Первичное закрепление.

Цель: Организовать решение и объяснение решения стандартной

задачи.


Требование: Проговаривание решения в громкой речи

(комментирование с места, реже у доски).


6-й этап. Самостоятельная работа с самопроверкой и

самооценкой.

Цель: Создать условия для самостоятельного решения и

нахождения ошибок в работе.



Требование: 1) Задания должны быть аналогичны первичному

закреплению.

2) Ученик выполняет работу сам.

3) Должен быть подробный эталон для

самопроверки.

4)Проведен анализ ошибок. ( Кто справился без

ошибок?, Где будешь внимателен в следующий раз?)
7-й этап Повторение.

Цель: Организовать выполнение заданий для решения которых

используются новые и старые знания.



Требования: Включить новые знания в систему старых знаний.
8-й этап. Итог урока.

Цель: Организовать рефлексию деятельности учащихся.

- Какое затруднение у нас возникало?

- Какая проблема была нами сформулирована?

- Что нам помогло разрешить проблемную ситуацию?

- Какие новые знания мы приобрели? И пр.
Таким образом, мы видим, что технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования, поскольку является:

результативной – обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности.

здоровьесберегающей – позволяющей снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.
Систематическое использование проблемно-диалогической технологии при организации познавательной деятельности учащихся, несомненно будет способствовать достижению основных требований современной школы – развитие каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами, возможностями.
Разработка проекта урока по физике в 7 классе

по теме «Атмосферное давление» с использованием

проблемно-диалогической технологии

При конструировании любого урока, по любой теме мы начинаем с целей воспитательных, развивающих, обучающих.

Проектирование целей обучения в условиях личностно-ориентированного

обучения имеет свои особенности, цели проектируются для ученика и это он будет пошагово их достигать.

Итак, считаем, что цель – это планируемый, проектируемый результат обучения.

Требования к формулировкам целей: Цель должна быть сформулирована через деятельность учащихся, должна быть диагностичной.

Исходя из этих рекомендаций, я составила карту целей к разделу «Давление жидкостей и газов» в 7 классе по физике. Затем из данного раздела разработала урок «Атмосферное давление» с использованием проблемно-диалогической технологии (Е.Л. Мельникова).

Карта целей раздел «Давление жидкостей и газов».

Нзвание

Категории



Обобщенные цели

Цели раздела

Знания

Знать и воспроизводить различный материал от конкретных фактов до целостных теорий.

- формулировать понятие давление жидкостей, газов, атмосферного давления;

- формулировать закон Паскаля, принцип действия сообщающихся сосудов, зависимость давления от высоты столба жидкости, от плотности вещества;

- описывать опыты по наблюдению атмосферного давления, шар Паскаля и пр.;

- записывать формулы для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда, гидравлического пресса;

- называть приборы, используемые для измерения давления, в том числе и атмосферного.


Понимание

Уметь преобразовывать материал из одной формы в другую.

- называть причины возникновения давления в жидкостях и газах;

- устанавливать зависимость давления от высоты столба, плотности жидкости;

- объяснять устройство и принцип действия приборов: барометра-анероида, манометра, гидравлического пресса и поршневого жидкостного насоса;

- приводить примеры сообщающихся сосудов, влияние атмосферного давления на окружающие тела;

-устанавливать зависимость атмосферного давления от высоты подъема над уровнем моря.


Применение в стандартной ситуации

Уметь использовать изученный материал в конкретных условиях.

- использовать формулу давления жидкостей, гидравлического пресса при решении качественных и количественных задач;

- демонстрировать закон Паскаля, опыты по наблюдению атмосферного давления;

- измерять атмосферное давление при помощи барометров, манометров.


Анализ, синтез

Уметь разбивать материал на составляющие для наглядности структуры. Комбинировать элементы для получения целого обладающего новизной.

- составить план проведения эксперимента по доказательству существования атмосферного давления;

- составить качественные и расчетные задачи по теме;

- составить таблицу обобщающего характера по закреплению знаний о приборах по теме «Давление жидкостей и газов»;

- изготовить модель фонтана и объяснить его принцип действия.



Оценка

Уметь оценивать себя и одноклассников. Видеть значение того или иного материала.

- сделать вывод о значимости темы;

- называть свои достижения по данной теме;

- оценивать значимость приборов для применения в технике, в быту;

- рецензировать ответ одноклассников.


На мой взгляд, организация и проектирование учебной, творческой деятельности учащихся с использованием данной педтехнологии может способствовать развитию самостоятельности, познавательной деятельности учащихся, приобретению ими ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной сферах, помогает социализации в обществе, развивает человека думающего.

Следует отметить, что эта система обучения требует от учителя большой предварительной работы, а от ученика напряженного труда.

Это проект реального урока, на примере которого раскрываются все основные этапы проблемно-диалогической технологии. Этап создания проблемной ситуации, осознания противоречия при решении конкретной задачи, формулирование учебной проблемы.

Школьники учатся анализировать возникающие на уроке проблемные ситуации, в большей степени самостоятельно разрабатывают пути выхода из них, формулируют в результате возникающих дискуссий новые проблемы, проходя путь от удивления и недоумения до выработки четких, последовательных действий, алгоритмов, приводящих к правильному решению.


Конспект урока
Тема урока: Атмосферное давление. Существование воздушной

оболочки Земли.
Цели урока из «Карты целей» раздела: Формировать понятие атмосферного давления. Описывать опыты по наблюдению атмосферного давления. Называть причины его возникновения. Приводить примеры влияния атмосферного давления на окружающие тела. Устанавливать зависимость атмосферного давления от высоты подъема над уровнем моря.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Особенности оснащения урока: компьютер, экран, проектор, видеоролик «Атмосферное давление», презентация «Историческая справка об атмосферном давлении», задачник – физика 7 класс Л.Э. Генденштейна, оборудование для проведения опытов: колба и яйцо, фонтан в колбе, забор жидкости шприцем.

Конструирование

урока:


Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1 этап

Оргмомент



Приветствие.

Мотивация.

Демонстрируется учащимся видеоролик «Атмосферное давление» (3мин) без звука и задается вопрос «Почему из стакана не выливается вода?» (Приложение №1)



Заслушиваются мнения детей.

Ответ на этот вопрос мы найдем в конце урока.

У каждого ученика есть Лист самооценки, познакомьтесь с ним, на каждом этапе урока вы будете оценивать свою деятельность.


Настраиваются на работу.

Озадаченность.

Мотивация на предмет (тему).


2 этап

Актуализа-

ция знаний.

Постановка проблемы.



Столкнуть мнения учеников по результатам опыта с колбой и яйцом.

Выскажите мнения об увиденном:



Сколько в классе мнений?

Какое явление позволяет яйцу упасть в колбу?

Чего мы еще не знаем?

На какой вопрос мы будем отвечать?

Почему яйцо оказалось в колбе?

Какие ранее изученные знания нам нужны?


Реакция удивления на результат опыта.

Мотивация на проблему.

Учащиеся высказывают свои мнения, отвечают на поставленные вопросы.


3 этап

Открытия нового знания.



Организация подводящего диалога:

-Из курса природоведения и географии вы знаете, чем окружена планета Земля?

-Как называется воздушная оболочка Земли?

-Из чего состоит атмосфера?

-А воздух, это какое агрегатное состояние вещества?

-С точки зрения изученного на предыдущих уроках, газ может оказывать давление?

-Что называют давлением газов, жидкостей?

Итак, Мы выяснили, что планета Земля окружена воздушной оболочкой, атмосферой, как вы думаете, может ли атмосфера (воздух, газ) оказывать давление на все тела, находящиеся на Земле?



Так какая тема урока?
Вернемся к нашей проблеме.

Зная о существовании атмосферного давления, объясните результаты опыта.

Что заставляет яйцо оказаться в колбе?

Ответили ли мы на наш проблемный вопрос?

Так, что такое атмосферное давление?

Чтобы убедиться верно, ли мы сконструировали определение, посмотрим презентацию «Историческая справка об атмосферном давлении» (Приложение №2)
После просмотра ответить на вопросы:


  1. Каково процентное соотношение газов, входящих в состав атмосферы?

  2. Как было доказано, кем и когда, что все тела на Земле испытывают давление толщи воздуха, т.е. атмосферное давление?

  3. Что произошло бы на планете Земля, исчезни атмосфера?

  4. Устройство и принцип действия Барометра – анероида.



Учащиеся отвечают на вопросы (фронтально).

Высказывают свое мнение.

Называют сами тему урока.
Объясняют опыт по плану обобщенного характера.
Самостоятельно дают определение.

Учащиеся отвечают на вопросы (фронтально).






4 этап

Первичного закрепления



Предлагается учащимся провести фронтальные опыты «Забор жидкостей шприцем». «Фонтан в колбе» (чаша с водой, колба, насос)

Прокомментировать, что вы наблюдали и почему?




Выполняют в группах, объясняют результаты друг другу, затем в классе.

5 этап

Самостоятельной работы и самопроверки.



Предлагается обучающая самостоятельная работа по вариантам по рис.21.9 стр. 166 учебника, объяснить принцип действия «автопоилки» для птиц.

Для самопроверки дан алгоритм-шаблон:



  1. объясни, что происходит, используя слова, понятия - понижение, повышение давления, атмосферное давление, область низкого, высокого давления.

  2. сравни свой вывод с предложенным.



Реши задачу:

Рассчитаете давление атмосферы в шахте на глубине 360 м, если на поверхности земли давление 760 мм. рт. ст..(условие на доске),

(решена задача на доске с обратной стороны)

Анализ решения комментирует еще раз ученик.




Выполняют индивидуально.

Сравнивают с алгоритмом- шаблоном. Самопроверка.

Выполняют индивидуально, пользуясь листом-подсказкой.

Взаимопроверка.


6 этап

Повторение.

Применение знаний в не стандартной ситуации.


Реши (задачник 7 класс Л.Э. Генденштейна):

  1. расчетную задачу №22.14 (1 уровень).

  2. расчетную задачу №22.28*(2 уровень).

  3. качественную задачу- Можно ли в кабине космического корабля в условиях невесомости пользоваться пипеткой?

По окончанию работы проверка в классе у доски.

Домашнее задание:

&21, вопросы и задания: 1 уровня- все,

2 уровня- №15.

Домашняя лаборатория: Проведи занимательные опыты по теме, оформи отчет в тетради, используя план обобщенного характера.


Работают в парах.




7 этап

Итог урока.

Оценивание деятель-

ности обучающих-

ся.


Организация рефлексии.

- Какое затруднение возникло у нас в начале урока?

-Какой проблемный вопрос мы себе ставили?

- Что нам помогло выйти из проблемной ситуации?

- Так почему из стакана не выливается вода в видеоролике?

(Демонстрируется учащимся видеоролик «Атмосферное давление» (3мин) со звуковым комментарием.) (Приложение №1)

-Какие новые знания вы сегодня получили?

- Что вы теперь знаете? умеете?



Рефлексия

Целесообразно, так как это урок введения новых знаний, предоставить

возможность оценить свою деятельность на протяжении всего урока самому ученику, это также дополнительно замотивирует обучающихся. Лист самооценки покажет, каких результатов добились учащиеся и как они оценивали по предложенной шкале свою деятельность, что также предполагает рефлексию каждого ученика на каждом этапе урока.



Лист самооценки

Ф.И. -------------------------------------- класс -------------

Тема урока ---------------------------------------------------
+! - У меня все получилось, я все усвоил(а), знаю.

+ - У меня не все получилось, я не все усвоил(а), не все знаю.

-! - Мне было сложно, мне необходимо еще позаниматься.


Этапы

Урока


Постанов-

ка проблемы.



Мое

участие.

Открытие нового знания.

Фронталь-

ный опыт.



Работа в

группе.

Обучаю-

щая самостоя-

тельная работа.

Самопро-

верка.


Лист-

подсказка.

Реши задачу-

1уровень.



Взаимо-

проверка.

Реши задачи-

1,2уровень.



Работа в

парах.


Оцени

свою деятель

ность за весь урок.


Само -

оценка


























  1. Приложения: Приложение№1 - видеоролик «Атмосферное давление», Приложение№2 - презентация «Историческая справка об атмосферном давлении».



Автор: Капранчикова Елена Анатольевна, Муниципальное казенное образовательное учреждение «Сибирская средняя общеобразовательная школа №1» Омского муниципального района Омской области, 644527 Омская область, Омский район, п. Ростовка, д.7 кв.4, раб.- 961-353, дом.- 961-447. Мобильный 89507987256. E-mail: eakapran@mail.ru .

скачать файл



Смотрите также:
Урок физики в 7 классе по теме «Атмосферное давление. Существование воздушной оболочки Земли»
196.47kb.
Урок по физике для 7 класса по теме «Атмосферное давление»
39.12kb.
Определение атмосферного давления в зависимости от высоты
161.13kb.
Урок по физике в 7 классе. Тема: «Давление жидкости на дно и стенки сосуда» Учитель физики: Дусалиева Оксана Темирбулатовна
56.25kb.
Урок физики в 8 классе по теме «Испарение и конденсация»
86.32kb.
Свободное падение, атмосферное давление, объем пирамиды, международную систему единиц си
16.35kb.
Урок-соревнование "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов", 7 класс Цели: Повторить учебный материал по теме "
92.5kb.
Урок литературы в 8 классе по теме «Цветы в литературе»
107.56kb.
В учебном плане уроков физики
150.88kb.
Урока: "Атмосферное давление. Ветер"
55.09kb.
Урок физики в 7 классе учебник: 1 громов с. В., Родина н. А. 2 Пёрышкин а. В. Учитель: Барышенская Е. Н
71.05kb.
Открытый урок по математике в 3 классе тема: "Табличное умножение и деление" Учителя начальных классов: Прониной Татьяны Ивановны
104.35kb.