takya.ru страница 1
скачать файл
Интерактивный урок по русской литературе.
Тема:
Бардовая поэзия. Творчество Б. Окуджавы и О. Митяева.

Вид урока: Урок-откровение.
Цели урока:
1. Образовательная. Познакомить учащихся с творчеством О. Митяева и Б. Окуджавы, с лучшими образцами в жанре бардовой поэзии.
2. Развивающая. Стимулировать развитие художественного мировоззрения, эстетического и нравственного сознания учащихся. Продолжить работу над анализом лирического стихотворения.
3. Воспитательная. Использовать силу воздействия авторской песни на формирование личности учащихся, их нравственных убеждений, патриотизма, воспитание потребности в общении с музыкальным искусством, негативного отношения к низкопробным образцам массовой музыкальной культуры.
Межпредметные связи: музыка (авторская песня);
Внутрипредметные связи: Прослеживание традиций русской литературы в творчестве поэтов-бардов (Пушкин – Блок – Окуджава - О. Митяев)
Наглядные пособия, оборудование, раздаточный материал: Использование компьютерной программы «Power Point» для показа слайд-шоу по творчеству О. Митяева и Б. Окуджавы со стихами и песнями в авторском исполнении; портреты, с изображением поэтов; песни, звучащие на уроке и стихотворения для анализа. Ход урока:

I. Организационная часть: Сообщение темы урока, целей и хода урока, обеспечение раздаточным материалом. По ходу урока учащиеся заполняют схему урока. Обратить внимание на эпиграф к уроку:

1слайд как понимаете эти слова?
То ли мед, то ли горькая чаша,
То ли адский огонь, то ли храм…
Все, что было его, - нынче ваше.
Все для вас. Посвящается вам.       (Б. Окуджава)
II. Изучение нового материала: Бардовая поэзия. Творчество Б. Окуджавы и О. Митяева .

План:

1. Бардовая поэзия. (Беседа с учащимися).


2. Жизнь и творчество Б. Окуджавы. (Сообщения учащихся, чтение стихотворений поэта, элементы анализа стихотворений, показ слайд-шоу по жизни и творчеству Окуджавы, песни в исполнении Окуджавы).
3. Жизнь и творчество О. Митяева. (Сообщения учащихся, чтение стихотворений поэта, показ слайд-шоу к песням в исполнении О. Митяева).
2слайд
1. Беседа с группой по вопросам.
Что значит слово «бард», когда оно появилось?
Кого мы называем бардами в настоящее время?
Как еще называют бардовую поэзию?
Каковы же характерные черты бардовой поэзии?
Когда возникла бардовая поэзия в СССР и почему именно в этот период?
Назовите имена первых бардов.
Выводы:
Это древнее слово - бард. Барды – народные певцы-поэты древних кельтских племен. Они хранили традиции своего народа, народ им доверял и чтил их. В современности под словом бард понимаем человека, выражающего то, что его волнует, с помощью собственной музыки и стихов. Ее называли по-разному: авторской, самодеятельной. Точнее всего, вероятно, термин «бардовая поэзия».
Непосредственным толчком к оформлению и обретению массовости бардовой поэзии в СССР послужили духовные сдвиги в жизни страны во второй половине 50-х годов, получившие название политической (хрущевской) оттепели. Среди первых бардов стали особенно известны Ю. Визбор, Ю. Ким, Н, Матвеева и, наконец, Б. Окуджава, которые многие считают родоначальником жанра, хотя хронологически это не совсем точно. Преимущество жанра состояло в том, что в нем ставились во главу именно стихи, поэтический текст. В сущности, это была особая форма бытования лирической поэзии, воздействие которой усиливалось мелодией, голосом, интонацией. К числу характерных признаков бардовой поэзии относятся краткость, простота, личностность, доверительность, стремление к искренности и правдивости, тесная взаимосвязь с образом жизни, с реальным жизненным опытом авторов.

3слайд
2. Жизнь и творчество Б. Окуджавы.
Одним из наиболее ярких выразителей новых поэтических настроений стал со второй половины 50-х годов Булат Окуджава, на долгие десятилетия вперед занявший место своеобразного лидера жанра.
Б. Ш. Окуджава (1924-1997)
Б. Окуджаву называли Поэтом Печали, Чеховым ХХ века. Попытаемся ответить на этот вопрос в конце нашего разговора о поэте. Думайте над этим вопросом и по ходу урока записывайте ваши выводы в схему урока.
Окуджава многогранен. В каких областях искусства он проявил себя?
4слайд
Поэт, прозаик, киносценарист
. Основоположник направления авторской песни.
Но для людей 60-80-х годов он прежде всего поэт. Окуджаве принадлежит более 800 стихотворений. Многие стихи у него рождались вместе с музыкой, песен насчитывается около 200.
Примерно с 1957 Окуджава начинает петь свои стихи под гитару, сначала в узком кругу, а с 1960 – публично, снискав себе популярность и любовь слушателей. Б. Окуджава сам был истолкователем своего творчества. Во всяком случае, феномена своего начального успеха в 50-е годы: «А было вот что: после ХХ съезда общество вдруг раскололось, все начали ощущать себя людьми, начали скорбеть об ушедшем, задумались о душе, ну просто обезумели от всяких разоблачений, от понимания собственного рабства. Цепи лопались со звоном…»
Только ли ситуация в стране способствовала популярности Окуджавы? В чем, на ваш взгляд, секрет его популярности?
Манера общения Окуджавы с читателями, слушателями - доверительно-исповедальная. Он не выступает, не исполняет, а беседует, разговаривает Настойчиво и последовательно, но никогда не впадая в дидактичность, назидательность, Окуджава проповедует простые истины о любви, вере, дружбе, братстве, верности, милосердии. Оставался ли Окуджава верным этим принципам в жизни?
Безусловно, да. Общественно-литературная репутация Окуджавы безукоризненная - он много раз выступал в защиту диссидентов, против многих несправедливостей.
О чем писал Окуджава в своих стихах?
В поэтическом мире поэта важнейшее место занимает тема и образ родины, прежде всего малой – Арбата, родного дома и дороги, мотив надежды, нравственно-философское осмысление жизни.

« Ах, Арбат, мой Арбат!» Сердце старой Москвы. Подсчитано, что каждый час это сердце топчут до 300 тысяч человек. Для одних Арбат - место отдыха, для других - паломничества, для третьих - работы.


Какой памятник был открыт на Арбате? Что он из себя представляет?
Почему дата открытия – 9 мая?
9 мая 2002 года в Москве был открыт памятник поэту Булату Окуджаве. Он установлен на Арбате.
Скульптурная композиция высотой два с половиной метра представляет собой арбатский дворик - место, где прошло детство поэта. На площадке из булыжника стоят две арки с цитатами из его произведения, скульптура самого Окуджавы, выходящего из арки, стол и две скамейки.
Открытие памятника приурочено к 9 мая. Эта дата имела для Окуджавы двойное значение: поэт три года провел на фронтах Великой Отечественной войны, а кроме того, это его день рождения. 9 мая 2006 года Окуджаве исполнилось бы 82 года.

5слайд Звучит песня Окуджавы «Ах, Арбат, мой Арбат!», сопровождаемая слайд-шоу.
Какие необычные метафоры использует Окуджава? По какому принципу они построены? Как вы понимаете гиперболу «Никогда до конца не пройти тебя»?
Мы можем поучиться у Окуджавы любви к своей Малой и Большой Родине.


Какая тема, кроме темы Родины, постоянно звучала в творчестве Окуджавы?
Значительная часть лирики Окуджавы написана под впечатлениями военных лет. Ведь Окуджава ушел на фронт совсем молодым.

6слайд

Но эти песни и стихи не столько о войне, сколько против нее: «Я ранен войной на всю жизнь, и до сих пор еще часто вижу во сне погибших товарищей, пепелища домов, развороченную воронками землю... Я ненавижу войну».

До последнего дня, оглядываясь назад, восхищаясь победой, гордясь участниками Великой Отечественной, поэт не переставал надеяться, что мы, люди, научимся обходиться без крови, решая свои земные дела.
Окуджава сумел сказать о войне свое, сокровенное слово.


7слайд Анализ стихотворения Окуджавы «До свидания, мальчики».
В этом стихотворении речь и о любви, которая отодвинута войной. Тема любви, вечная тема, звучит в поэзии Окуджавы.


8слайд Слушая песню «Ваше Величество, Женщина» , подумайте, какая она, лирическая героиня его стихов. И какую традицию, линию каких поэтов продолжил Окуджава в своей любовной лирике.
Поэт продолжил, а, вернее сказать, вновь ввел в русскую лирику мотив преклонения перед женщиной (Пушкин – Блок – Окуджава).
«Красивые и мудрые, как боги, и грустные, как жители Земли». Как вы понимаете эти строчки?
Грустные, потому что смертны. Вопрос жизни и смерти волновал Окуджаву, эта тема пронизывает многие его стихи. И эта тема неразрывно связана с другой: зачем мы на этой земле? В чем смысл жизни?


9слайд Звучит песня «Виноградную косточку в землю зарою», сопровождаемая слайд-шоу.
Так в чем же смысл жизни? Для чего на земле этой вечной живу? Почему Окуджаву называли Чеховым ХХ века?
Настоящее искусство Булата Окуджавы, постоянно набирая новые краски, уже десятилетиями служит людям. И будет служить - в силу высокого художественного таланта, гуманизма и мудрости его творца.
3. Жизнь и творчество О. Митяева.

Митяев, как и Окуджава,– известный автор-исполнитель, выразитель городской культуры.

А. Розенбаум о нем сказал: «Митяев – чистый лирик и в творческом и в личном плане. В его песнях ощущается нерв, очень трепетный, задушевный.»

А. Макаревич отметил: «Песни О.Митяева – это действительно разговор с каждым из нас. Разговор серьезный. А главное – честный.»


10слайд Знакомство с биографией. Звучит песня «Самая любимая» в сопровождении видео-клипа.

Для песен О.Митяева характерна географичность. С одной стороны, это хотя и экзотические, но все же реальные географические точки, с другой, – вымышленные топосы. Существование последних связано с характерной для АП романтической направленностью, одной из важных черт которой является двоемирие. Человек, не удовлетворенный своей настоящей жизнью, стремится в другое пространство, где он сам способен выбирать пути и отстаивать идеалы. Утопия часто представлена в виде воображаемого острова. Одна из песен О. Митяева носит именно такое название.


11слайд Анализ стихотворения «Остров»

Герой обращается к острову как живому существу, способному возвратить его в прошлое. Настоящее человека неказисто, холодно, бесприютно, а остров согрет кострами, окутан туманом.Вокруг него находится «море пустых скитаний». Мечтания героя оказались несбывшимися, но пребывание на острове сглаживает их несостоятельность .

Как и в творчестве Окуджавы, тема войны находит отражение в поэзии Митяева. Обратите внимание на образные средства следующей песни.
12слайд Звучит песня «В осеннем парке городском»

В творчестве Митяева четко прослеживается противопоставление России и всего остального мира.




13слайд Анализ стихотворения «Чужая война»

В стихотворении сравниваются



Родина-матушка

«Морозы стоят, что на двор не покажешь нос»

«Пустырь да в снегу полынь»


«Другая сторона земли»

«Теплынь»

«Цветут луга»


Антонимичные пары показывают, что другая страна представляется почти раем, теплым, цветущим и изобильным в отличие от России – холодной, морозной, пустой, скудной. Герою приходит мысль уехать туда, где лучше, но он тут же отвергает эту мысль, придерживаясь мнения, что у человека должна быть Родина. Как бы ни была плоха родная сторона, герой любит ее, и острова Цейлон или Майорка для него неприемлемы.

В песне называются предметы, которые, по мнению поэта, ассоциируются с Россией и вспоминаются разлученному с ней. Это «лапти да махорка» (приметы мужицкой Руси) Человек вне страны находится в состоянии плена (пленным снятся «смородина, речки да откосы,/ и до помешательства хочется домой») Т. обр., героя не привлекают другие страны, т. к. жизнь там не дает человеку душевного спокойствия, потому что в России – дом, семья, корни.



Характерным для творчества О.Митяева является образ дома.
14слайд звучит песня «Соседка»

Поэт показывает нам дом одинокой женщины, к которой пришел гость. Утром он уйдет, возможно, навсегда, но она не чувствует себя несчастной, о чем свидетельствует набор признаков благополучия: спящий ребенок, что сразу воссоздает атмосферу тишины, покоя, мира и уюта (у женщины есть цель, поэтому «пустяк, что не наточены ножи»), свет («торшер горит»), накрытый стол, на котором чистая скатерть и новая посуда. Атмосфера уюта и тихой любви в доме противопоставляется тому. Что происходит вне его: «по стеклу скребутся ветки» и «на ветру фонарь скрипит». Люди творят свой маленький мир с оглядкой на мир большой, внешний ( фонарь «все скрипит: пора, пора…» - и гость вынужден покинуть уютный дом.) На улице, в мире темно и неприятные звуки, а в доме приглушенный свет и тишина покоя.


СВЕТ является одним из важнейших символов в творчестве О. Митяева. Свет в песне связан со встречей, он связан с понятиями: тепло, радость, единение, доброта, любовь праздник, встреча. Противоположность света – темнота характеризуется молчанием, холодом, одиночеством, тоской, бессонницей, смертью.

Лирический герой О. Митяева, как и сам артист, большую часть жизни проводит в пути. Его можно представить в виде следующей схемы.


Дом, где протекала Путь Дом (прежний или

в др. городе)






Прежняя жизнь, Промежуточное состояние Новая жизнь

где героя настигает («прострация»)



Кризис Очищение Гармония


15слайд

В творчестве Митяева также прослеживается оппозиция верха и низа, но она не носит социального характера. Для поэта наверху расположено нечто светлое и дорогое, к чему следует стремиться. Герой может перемещаться и вверх (очищение, просветление) и вниз («расчеловечивание»)

Часто герой смотрит на город сверху. Анализ песни «Авиатор»

Герой перемещается по воздуху без летательного аппарата. Он поднимается над городом ночью, когда тот засыпает. Тишина и безлюдье - непременные условия полета. Примечательно то, что герой считает «пороком» свое желание. Возможно, его ждут дела, а он, отрешаясь от них, стремится ввысь, прочь от обыденной жизни. Полет сопровождается желанным чувством легкости. Реальность («квадрат двора со стаей высохших пеленок») становится нереальной, съеживается, уменьшается. По воздуху герой перемещается по Москве, но не выходит за ее пределы, потому что у него есть цель, которую он формулирует так – «я тебя буду всюду искать». Поэтому и направление его маршрута – кружение над городом. Используются следующие глаголы движения: «летать», «продолжу полет», «круги буду в небе писать», «кружусь и кружусь над Москвой». Следует обратить внимание на семантику глаголов, чтобы понять характер полета. Летать – «то же, что лететь (в 1 знач.) с той разницей, что летать означает действие повторяющееся, совершающееся в разных направлениях, а также взад и вперед» [МАС, II, c. 178]. Глагол кружить в 3-ем значении – «двигаться извилистым путем, часто меняя направление, блуждая, плутая в поисках чего-л» [МАС, II, с. 137]. Таким образом, глаголы подчеркивают, что полет не имеет четкого направления, герой отправляется на поиски. Кого? На этот вопрос трудно ответить однозначно. Скорее всего, он жаждет идеального, доброго, светлого, воплощением которого в песне является «ты», любимая женщина. Герой сожалеет: «Я никогда тебя не видел, никогда…». Он надеется на случайную встречу, но пока его поиски безуспешны. Герой возвращается домой, к своему одиночеству, поет и пьет. Полеты – это не мечты и не пьяный бред, они требуют сосредоточенности, поэт подчеркивает: «в нетрезвом виде авиатор не летает».

Вокзал, путь, дорога – символы, которые находят отражение в творчестве Митяева.

16слайд Звучит песня «Давай с тобой поговорим»

17слайд Герой часто воспринимает дорогу как бегство от назревших проблем, от сложившейся ситуации. Название стих. Содержит риторический вопрос

Анализ стихотворения «Ну, как я уеду?»

Люди покидают Россию в трудное для нее время. Уехать или остаться – вот выбор, перед которым стоит герой. Этот же вопрос решали русские эмигранты. В свое время А. Ахматова сделала выбор: «Не с теми я , кто бросил землю на растерзание врагам» Герой Митяева остается, вслушавшись в голос деревьев, которые шепчут: «Ждите, и все пройдет» Его останавливает чувство ностальгии, которое будет терзать его на чужбине. В то же время герой клянет себя за то, что не смог поступить. Как остальные (те, кто продался) Свою слабохарактерность он объясняет особенностями климата: «Мы научились долгими зимами только ждать»



18слайд Т. обр., в творчестве Митяева как выразителя и носителя городской культуры реализуются художественные образы: город, полет, парение, вокзал (путь, дорога), свет.

Тепло в стих. «Живут такие люди» - понимается не только как физическое тепло. Интересно, что помещение и его части уподобляются человеку. Кухня, самое теплое место квартиры, пускает «на постой» людей, «уставших от безверий». Она символ уюта и гавань для заблудшей души. Необходимо обратить внимание на метафору: «кухня согреет клеткою грудной / Настенной батареи». В данной песне сближаются два качества тепла – как физического и душевного, и дом олицетворяется. Поэт говорит, что скучает о любимых людях, «как по дому». В результате можно сказать, что дом – это не просто квартира, жилье, помещение, а и человек с его особым внутренним миром.



ДОМ соотнесен с художественным образом ГОРОД, как его часть. Он представлен в текстах следующими понятиями: защита, тепло, свет, душа, семья, надежность, любовь.
19слайд Звучит песня «Живут такие люди»
Евгения Чуксина так оценила творчество Митяева:

«Олег Митяев необходим нам. Разрозненным и усталым. Мы когда-то умели, но разучились или в суете просто забыли, что можно радоваться друг другу.

«Почему мы так глупо живем?» И, правда, почему? Ведь пока живы, есть время «сверить все истины до точек», все понять и все простить. «Посмотри, в каком красивом доме ты живешь», «С добрым утром, любимая», «Давай с тобой поговорим». – Вот оно, то самое, которого так не хватает. Как оно называется: любовь, тепло? Но, очевидно, только ради него и стоило появиться на свет. И почему там, глубоко – так больно? Бог его знает, но как хорошо, что оно еще там. Человек человеку радость. Это чувствуешь на его концертах. Просто слушать эти песни не получается, в них впадаешь, как в состояние – мира и покоя, искренности и доверия. И, кажется, ты любим и нужен, и обязательно будешь, нет, ты уже счастлив. И верится, и плачется, и так легко-легко.»

Песня, которую мы будем слушать, является гимном бардовского движения. Можно ее не только слушать. Но и подпевать.


20слайд Звучит песня «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»
скачать файл



Смотрите также:
Урок по русской литературе. Тема: Бардовая поэзия. Творчество Б. Окуджавы и О. Митяева
114.87kb.
Региональный общественный фонд Булата Окуджавы Государственный Дом-музей Булата Окуджавы
1831.81kb.
Тема: Тема Москвы в творчестве Булата Окуджавы
13.08kb.
Урок литературы в 8 классе Обобщение изученного материала по теме «Средневековая поэзия Востока»
167.24kb.
Сиволизм в русской и французской литературе на примере творчества Ш. Бодлера и З
38.05kb.
Специфика русской литературы XX века. Понятие «серебряного века» в русской литературе. Возникновение модернизма
94.1kb.
Урок Наше творчество Вводный урок
745.02kb.
Урок-спектакль «Мир живой природы на страницах русской поэзии XX века»
167.11kb.
Рабочей программы дисциплины «История русской литературной критики» Принцип построения курса
30.57kb.
Урок литературы в 8 классе по теме «Цветы в литературе»
107.56kb.
Урок русского языка в 11 классе по теме: «Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи»
65.77kb.
Урок №8-9 Тема: Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов
102.15kb.