takya.ru страница 1
скачать файл
Открытый урок по русскому языку в 7 классе.

( с использованием новой технологии)
Тема урока: -Не- с разными частями речи.

Цели урока: 1. Систематизировать знания о написании –не-

с разными частями речи;

2.Совершенствовать орфографические навыки

написания –не- с разными частями речи;

3. Развивать логическое мышление и внимание;

4. Формирование коммуникативных умений,

5. Воспитывать уважительное отношение друг

к другу при работе в парах и интерес к русс-

кому языку.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Оборудование: учебник русского языка, компьютер, экран,

раздаточный материал.

Ход урока

1Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами будет повторитель-

но-обобщающий урок. А вот по какой теме вы скажите сами.

Посмотрите на экран и определите, какая будет сегодня тема урока.
1слайд А (не) настный

вовсе (не) близкий

(не) здоровье

(не) забудка

(не) правдивый

(не) правда, а ложь
Б (не) годовать

(не) читал

(не) думая

(не) навидя

В (не) доумевающий

(не) написана

(не) открытый

давно (не) встречавшийся товарищ

(не) прочитанная, а просмотренная книга
(Правописание –не- с разными частями речи)
Правильно. Сегодня мы будем повторять тему «Правописание

-не- с разными частями речи».

Что мы сегодня будем делать на уроке?
( Повторять и обобщать правила, тренироваться в написании слов)
Пока я буду записывать ваши слова на доске, а вы запишите в тетрадь число и тему урока.
2 слайд Тема и цели урока.
Скажите ребята, как мы это будем делать? С чего начнем?
( Вначале повторим правила)
Изучение материала

Хорошо. Давайте снова внимательно посмотрим на строчку А на экране. Что объединяет слова этой группы. Какие здесь части речи употребляются с –не-.
3 слайд Строчка А
( В строчке А даны существительные и прилагательные)
Ребята, давайте вспомним правило, как пишется –не- с сущ. и прилагательными. А в качестве примеров приводите слова из строчки А.
( -не- пишется слитно с сущ. и прил. если слово без –не- не употребляется незабудка ненастный; если –не- является приставкой и придает слову противоположное значение (можно заменить синонимом) нездоровье – болезнь, неправдивый – лживый. Раздельно: если есть противопоставление с союзом –а- не правда, а ложь; если есть слова отнюдь, вовсе,нисколько, далеко, ничуть восе не близкий.)
4 слайд Правило.
Посмотрите на экран, правильно мы вспомнили это правило. Давайте закрепим его. На экране перед вами предложения. Вы их не переписывайте, а только ставите номер предложения и рядом пишите слитно + раздельно -.
5 слайд
1 (Не) вежа – грубый (не) воспитанный человек. +

2 Гусь свинье (не) товарищ. –

3 Там на (не) ведомых дорожках следы (не) виданных зверей. (А.С.Пушкин) +

4 (Не) печь кормит, а руки. –

5 В океане, в закатном блеске,- розовые пятна (не) движных парусов.(И. Бунин) +

6 (Не) большой, а маленький пруд был рядом с нашим домом.-

7 (Не) ряшливый человек смешон. +
Давайте проверим эту работу. Выставление оценки.
Переходим к следующей строчке Б. Посмотрите и скажите какие здесь части речи?
6 слайд Строчка Б
(Глаголы и деепричастия)
Давайте вспомним, как пишется –не- с глаголами и деепричастиями. И приводим примеры из строчки Б.
( -не- с глаг. и дееприч. пишется раздельно не читал, не думая.

-не- слитно. если без –не- не употребляется негодовать, нена-

видя).
7 слайд Правило –не- с глаг. и дееприч.
Правильно, ребята. А сейчас послушайте юмористическую балладу и подумайте, что положено в её основу, какая ситуа-

ция.

Учитель в класс вошла, вздохнула:

-Ты помнишь, Саша, тему эту?

Печально оглядела нас:

- А ты жевал тогда конфету!

Тетрадку чью-то развернула:

-Ты, Света что не поняла?

Вдруг слезы брызнули из глаз:

- В окно смотрела ты тогда…

-О наш, учитель, не сердитесь!

- Я каждый день твердила, верно!?

Пиши раздельно, а вы мне, знаем все.

- Да, вы всё время говорили,

С глаголом –не- пиши раздельно!

Но мы глагол не знаем где!
( В основу положена ситуация, когда знаешь правило, но не умеешь его применять.)
Правильно, вот сейчас и посмотрим можете ли вы применять правило. У вас на столе карточки с пословицами. Вам надо начало пословицы соединить её концом, который в правом столбике находится.
8 слайд Пословицы
1 (Не) сиди сложа руки так не будет и скуки.

2 (Не) бравшись за топор, избы (не) срубишь.

3Лодырю всегда (не) здоровится.

4 (Не) убив медведя, шкуры (не) продают.

5 (Не) зная броду, (не) суйся в воду.

6 (Не) учи рыбу плавать.
Как написали –не- с глаголами и деепричастиями. Объясните смысл 5 пословицы и выплните синтаксический разбор этой пословицы.
Теперь посмотрим на строчку В. Какое правило мы можем применить к этим словам.
( -не- с причастиями пишется слитно если без –не- не употребляется недоумевающий; нет зависимых слов неоткрытый; раздельно с краткими причастиями не написана; наличие зависимых слов давно не встречавшийся товарищ; есть противопоставление с союзом –а- не прочитанная, а просмотренная книга.)
Проверяем правило 9 слайд Правило
Теперь проверим на практике. Выполним упр. 137. Перестройте данные словосочетания так, чтобы –не- с причастиями писалось раздельно. А почему с последними двумя причастиями нельзя образовать краткую форму. (выполнение упр. устно.)
Ребята, а чтобы закрепить те правила, которые мы сегодня повторили я предлагаю сыграть с вами в лото. Разбейтесь на пары. У вас есть карта и даны предложения. Вам нужно выбрать правило которое подходит к предложению накрыть его. Я читаю предложение вы его находите и накрываете.
10 слайд Предложения к игре «Лото»
1 Путники поднимались по далеко не безопасной тропинке. (4)

2 Учащимся нужны не вызубренные, а осознанные правила.(10)

3Тимур недоумевал, кому он мог понадобиться. (2)

4 Неуклюжий медведь опять забрался в берлогу на зимовку.(11)

5 Незабываемые впечатления оставила гроза в деревне.(3)

6Небольшой дождишко – лодырям отдышка. (12)

7 Знайка дорожкой бежит, а Незнайка на печи лежит. (6)

8 На лугу цветут незабудки. (8)
Теперь посмотрите на экран и проверьте правильно ли вы разложили предложения.
11 слайд Карта лото и в ней предложения.
У кого все правильно переверните карту и прочитайте предложение « Дорогой семиклассник, ты сегодня хорошо поработал на уроке и усвоил все правила».
(Если есть время провести тест)
Тест

1 –не- пишется слитно

а) (не) нарушая режима

б) (не) закончена работа

в) (не) замерзшая река

2 –не- пишется раздельно

а) (не) дорогой ситец

б) (не) проснувшийся город

в) (не) был в школе

3 –не- пишется слитно

а) (не) заживающая рана

б) (не) глубокий, а рыбный пруд

в) поступить далеко (не) смело

4 –не- пишется раздельно

а) уроки не сокращены

б) (не) успевшая высохнуть

в) (не) ряшливо одетый
Домашнее задание упр. №139
Рефлексия
Ребята у вас на столе лежит анкета заполните её, подчеркнув свой ответ.

1 На уроке я работал (активно-пассивно)

2 Своей работой на уроке я ( доволен-не доволен)

3Урок для меня показался (коротким-длинным)

4Мое настроение (стало лучше – хуже)

5 Материал урока мне был ( интересен-не интересен, понятен – не понятен)
Всем спасибо!
скачать файл



Смотрите также:
Урок по русскому языку в 7 классе. ( с использованием новой технологии) Тема урока: -не- с разными частями речи. Цели урока: Систематизировать знания о написании -не
54.83kb.
Конспект открытого урока по развитию речи в 1 классе. Тема урока: Лес
38.07kb.
План-конспект урока по русскому языку в 5-м классе. Тема: "Правописание приставок. Закрепление изученного материала"
94.83kb.
Разработка урока по русскому языку (урок игра) Тема: «Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи»
288.12kb.
Конспект открытого урока по русскому языку Тема урока: Правописание суффиксов различных частей речи, личных окончаний глаголов. Задание А7
70.08kb.
Уроков по истории Казахстана в 6 классе Урок. Тема урока Ключевые цели урока Принципы и порядок достижения требования обучения
149.53kb.
Урок по русскому языку (1 класс) по теме: «Упражнения в написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу»
34.11kb.
«Роль обращений в речи»
60.48kb.
Конкурс «Урок иностранного языка»
61.61kb.
Методические рекомендации по организации итогового повторения по русскому языку в 9 классе с учетом результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся
71.28kb.
Открытый урок в 5 классе Тема урока «Греческие колонии». Предмет: история. Учитель: Обеднина О. Ю. Тема урока «Греческие колонии»
85.06kb.
Урок по биологии в7 классе. Тема урока : Болезнетворные бактерии и меры борьбы с ними
58.45kb.