takya.ru страница 1
скачать файл
Урок русского языка в 8 классе. Учитель высшей категории Кнырева Евгения Николаевна

Тема урока:

Употребление обращений. Речеэтикетные формулы обращения.

Цели урока:

1. Воспитательные: формирование и закрепление навыков внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивную мотивацию поведения; воспитание вежливости. Вызвать интерес к языковым явлениям.

2.Развивающая: Развитие добрых, нравственных качеств. Развитие мышления и речи учащихся.

3. Обучающие: Закрепление навыков анализа речевых ситуаций в литературных произведениях. Формирование умения выделять обращения звательной интонацией в устной речи и знаками препинания на письме.



Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, интернет, диски с практическими заданиями, разноуровневые карточки, диск с песней Булата Окуджавы.

Ход урока:

1.Организационный момент.

(тема, задачи и эпиграф урока отображены на экране)



Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть.

Тема нашего урока «Речеэтикетные формулы обращения».


Слайд

Задачи урока:

1. Закрепление навыков анализа речевых ситуаций в литературных произведениях;

2. Формирование умения выделять обращения звательной интонацией в устной речи и знаками препинания на письме;

3. Научиться быть вежливым;
- Эпиграфом нашего урока являются слова Сервантеса

« Ничего не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость»


2.Словарная работа.

Слово учителя: Сегодня мы познакомимся со значением слова «этикет» (чтение статьи об этикете с экрана ( материал интернета))
Слайд

Этикет (ярлык, этикетки – фр. Etiguette ) - совокупность правил поведения касающихся отношений к людям (обхождения с окружающими, формы обращения и приветствия, поведение в общественных местах, манера и одежда.)


- Ребята, а как вы понимаете значение слова «формула»? (ученики озвучивают свои варианты, в том числе знания из уроков математики: a+b=c)

- Что такое обращение? (ученики дают определение обращения).

Получается, что в речи существуют формулы. Этикетное слово+обращение=правильная речь и воспитанность. На этом уроке мы с вами исследователями. Будем анализировать речевые ситуации в произведениях известных писателей.

Прежде всего, послушаем доклад об истории изменения речеэтикетных формул обращения (отрывки из произведений русских писателей и писем известных людей проектируются на экране. Речеэтикетные формулы обращения выделены.)


3. Доклад. «Из истории речеэтикетных формул обращений»

(материал доклада прилагается)


4. Практическая работа. Исследование речевых ситуаций в литературных произведениях .

  1. Формирование умения выделять обращения с помощью звательной интонации.

Слово учителя: А теперь назовите основную роль обращения в речи? (звательная).

- Особенности звательной интонации слышнее, когда говорящий адресует своё высказывание человеку, которого не видит. Прочитаем вслух отрывки из сказки Петра Павловича Ершова « Конёк-Горбунок», выделив интонационно те слова из текста, при помощи которых говорящий привлекает к себе внимание. (первый отрывок читает учитель)




  1. « Ой, Конёчек-Горбуночек !

Прибегай скорей, дружочек!

Я ведь птицу-то поймал», -

Так Иван – дурак кричал.


  1. На другой день, утром рано,

Разбудил конёк Ивана:

« Гей! Хозяин! Полно спать!

Время дело исполнять!»

в) Тут в шатер Иван вбегает ,

Косу длинную хватает…

«Ой, беги, конёк, беги!



Горбунёк мой, помоги!»

г) «Он спросил, оборотясь

К окружавшим: «Эй, ребята!

Чьи такие жеребята?»

д) « Гей, позвать мне стремянного!» -

Царь посыльным закричал.


Слово учителя: Ребята, обратите внимание на междометия «Гей!», «Эй!». Мы пользуемся этими словечками, когда слушающие находятся от нас на значительном расстоянии, когда мы кричим, чтобы привлечь внимание всех или хотя бы кого-нибудь. В обычной речевой ситуации использование говорящим междометия Эй! может унизить того, к кому обращается говорящий. Говоря Эй! нашему собеседнику, который прекрасно нас слышит, мы тем самым «возносим» себя над ним, унижаем своего речевого партнера, а русский речевой этикет говорит нам, что такое речевое поведение - признак дурного тона.

- Сравните речевые условия, в которых говорящий произносит Эй! – громкий призыв ко вниманию, когда Эй! предполагает неравенство (социальное или возрастное) участников речи, собеседников? В качестве материала для наблюдения вам предлагаются отрывки из комедии Александра Сергеевича Грибоедова « Горе от ума»


Слайд

а) (Лизонька) Эй, Софья Павловна, беда…

б) (голос Софьи) Эй, Лиза!

в) (Фамусов) Эй, завяжи на память узелок;



Просил я помолчать, не велика услуга.

г) (Слуги суетятся; один из них, главный, говорит :)



Эй! Филька! Фомка! Ну, ловчей!

Столы для карт, мел, щеток и свечей.
Вывод: Русский речевой этикет, требующий от говорящего уважения к его собеседнику, не рекомендует нам начинать диалоги с Эй ты! и даже Эй вы!


  1. Использование в речи существительных со значением родства и существительных, указывающих на социальное положение или возрастные различия.

- На слайде даны группы слов различного значения.
Слайд

Существительное со значением родства (мама, папа, дочка, сынок); существительные, указывающие на социальное положение или должность того, к кому обращаются (барин, господин, профессор, учитель; существительные, обнаруживающие возрастные различия между говорящими и слушающими (тётя, дядя, бабушка, девочка, мальчик).


- Прочитайте отрывок из романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Назовите обращения различных значений.
Слайд

Маргарита заглянула в крайнее окно, завешенное лёгонькой тёмной шторкой. В маленькой кровати сидел мальчик лет четырех и испуганно прислушивался.

Взрослых никого не было в комнате.

- Стёкла бьют, - проговорил мальчик и позвал, - мама!

Никто не отозвался и тогда он сказал:

- Мама, я боюсь.

Маргарита откинула шторку и влетела в окно.

- Я боюсь, - повторил мальчик и задрожал.

- Не бойся, не бойся, маленький, - сказала Маргарита.

- А ты где, тётя?

- А меня нету, я тебе снюсь.


  1. Анализ устаревших форм обращения речевого этикета

Демонстрация исследования сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». (Выступления ученика с подготовленным домашним заданием).

Социальное расслоение между участниками речевого акта обнаруживается и такими этикетными формулами, как Ваше величество..., Ваше высочество…, Ваше превосходство…, Ваше благородие…,


Слайд

- Ваше величество, - начал он, - можно Вас спросить...

- Повелеваю: спрашивай! – поспешно сказал король.

Эти формы обращения устарели. Правила этикета рекомендуют начинать диалоги с незнакомым человеком словами: Простите…, Извините…,



Слово учителя: Сочините и запишите по одному предложению с этими словами.


  1. Оценивающие обращения.

Анализ речевых ситуаций в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» - Александра Сергеевича Пушкина. (Выступление ученика с подготовленным домашним заданием).

- В русском языке существуют оценивающие обращения, характеризующие собеседника определенным образом, обнаруживающие отношение говорящего к его речевому партнеру.

Комментированное чтение со слайда отрывков с обращениями.

- Расставьте недостающие знаки препинания .


Слайд

а) Свет мой зеркальце Скажи…

б) Ах ты мерзкое стекло

Это врешь ты мне назло.

в) Здравствуй зеркальце Скажи…

г) Свет наш солнышко!..

д) Месяц месяц мой дружок

Позолоченный рожок

е) Ветер ветер Ты могуч…

Слайд

а) Свет мой зеркальце! Скажи…

б) Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло.

в) Здравствуй, зеркальце! Скажи…

г) Свет наш, солнышко!..

д) Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!

е) Ветер, ветер! Ты могуч…
Оценочные обращения – это этикетные знаки, знаки отношения говорящего к собеседнику.

- У многих из вас дома живут домашние животные. Вспомните, как вы общаетесь со своей собакой, кошкой или со своим попугаем. Как вы называете свою собаку? Как предостерегаете её от нежелательного поступка? Как выражаете свое разочарование? Попробуйте выразить все эти смыслы, произнося лишь кличку вашего животного. Понаблюдайте за тем, как меняются интонации.

(Ученики произносят обращения к домашним любимцам, выражая интонационно своё отношение).


  1. Анализ отрывков из посланий Александра Сергеевича Пушкина к близким и дорогим для него людям.

Выделить обращения интонационно и на письме:

Слайд

а) Любезный именинник

О Пущин дорогой

Прибрел к тебе пустынник

С открытою душой…

(«К Пущину»)

б) Мой первый друг мой друг бесценный

И я судьбу благословил,

Когда мой друг уединенный,

Печальным снегом занесенный

Твой колокольчик огласил.

(«И.И. Пущину»)

в) Скажи Вильгельм не толь и с нами было,

Мой брат родной по музе, по судьбам?

(«19 октября»)

г) Брат милый отроком

Расстался ты со мной –

В разлуке протекали

Медлительные годы…

(«Л. Пушкину»)



Слайд

а) Любезный именинник ,

О Пущин дорогой!

Прибрел к тебе пустынник

С открытою душой…

(«К Пущину»)

б) Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой друг уединенный,

Печальным снегом занесенный

Твой колокольчик огласил.

(«И.И. Пущину»)

в) Скажи, Вильгельм, не толь и с нами было,

Мой брат родной по музе, по судьбам?

(«19 октября»)

г) Брат милый, отроком

Расстался ты со мной –

В разлуке протекали

Медлительные годы…

(«Л. Пушкину»)





  1. Обращения в лирической поэзии.

В лирической поэзии часто поэты обращаются не к человеку, который может стать их собеседником, может ответить говорящему, а к чему - то неодушевленному: предметам, природным явлениям и стихиям, к Родине.

- Прочитайте отрывки из стихотворений Михаила Юрьевича Лермонтова. Выделите обращения, расставьте знаки препинания.



Слайд

а) Тучки небесные вечные странники

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

б) Скажи мне ветка Палестины:

Где ты росла, где ты цвела?

в) Люблю тебя булатный мой кинжал

Товарищ светлый и холодный.

г) Прощай немытая Россия

Страна рабов страна господ…
Слайд
а) Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

б) Скажи мне, ветка Палестины:

Где ты росла, где ты цвела?

в) Люблю тебя, булатный мой кинжал,

Товарищ светлый и холодный.

г) Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ…

7.Сравнительный анализ текстов.

Сравните два поэтических текста. В каком тексте обращения являются средством установления речевого контакта, т.е. предполагают определенную реакцию адресата? В каком тексте обращение - средство приближения к объекту мысли?

а) Ты волна моя морская,

Своенравная волна,

Как, покоясь иль играя,

Чудной жизни ты полна!

Не кольцо, как дар заветный,

В дыбь твою я опустил,

И не камень самоцветный,

Я в тебе похоронил.

Нет – в минуту роковую,

Тайной прелестью влеком,

Душу, душу я живую

Схоронил на дне твоем.

(Ф. И. Тютчев)

б) День прошел – царица вопит…

И дитя волну торопит:

«Ты волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Точишь берег ты земли,

Поднимаешь корабли-

Не губи ты наши души:

Выплесни ты нас на сушу!»

И послушалась волна:

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько.

(А.С. Пушкин)



5. Разноуровневые карточки.

(карточки прилагаются)

- Расставьте знаки препинания.

6. Прослушивание записи песни Булата Окуджавы «Давайте восклицать, друг другом восхищаться…»

Пожелание друзьям

Ю.Трифонову

Давайте восклицать, друг другом восхищаться. 


Высокопарных слов не стоит опасаться. 
Давайте говорить друг другу комплименты -- 
ведь это все любви счастливые моменты. 

Давайте горевать и плакать откровенно, 


то вместе, то поврозь, а то попеременно. 
Не нужно придавать значения злословью -- 
поскольку грусть всегда соседствует с любовью. 

Давайте понимать друг друга с полуслова, 


чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова. 
Давайте жить, во всем друг другу потакая, -- 
тем более, что жизнь короткая такая.

1975


7.Подведение итогов.

1. Открыть слайд с темой и задачами урока, озвучить их.

2.Сделать выводы о выполнении задач, поставленных в начале урока.

3. Оценить работу учащихся.

Доклад «Из истории речеэтикетных формул обращений»
Обращение Товарищ дедушка или Уважаемый товарищ дедушка покажутся весьма странными в письме внука и ещё более странными – при устном обращении. На языке начала 19 века их можно «перевести» примерно так: Милостивый государь дедушка! Было бы ли это и тогда столь же странным?

Представьте себе, нет.

Милостивый государь дедушка

Афанасий Николаевич,

Спешу известить Вас о счастии моем и препоручить себя

Вашему отеческому благорасположению, как мужа бесценной

внучки Вашей, Натальи Николаевны. Долг наш и желание

были бы ехать к Вам в деревню, но мы опасаемся Вас

обеспокоить и не знаем, в пору ли будет наше посещение…

Это пишет А.С. Пушкин 24 февраля 1831 г. А.Н. Гончарову, деду Натальи Николаевны. Письмо имеет полуофициальный характер, и в конце его обращение должно повторится.

А вот ещё одно письмо. В 1802 г. Его написала Екатерина Александровна Радищева, дочь А.Н. Радищева.

Милостивый государь дедушка и милостивая государыня

бабушка.

Мы давно уже не имели удовольствия получать от вас

Известия, вы не можете себе представить, как это грустно. Мы

живём в таком отдалении, что подумать о том грустно. Но

будьте уверены, что ничто не может переменить почтение и

любовь послушной внучки вашей.

Катерина Радищева.

В 18 и начале 19 века обращение милостивый государь дедушка не удивляло: это была норма.

Странным показателем бы сегодня и обращение, составленное из нейтрального регулятива и имени и отчества: товарищ Анна Петровна или товарищ Николай Николаевич. А вот в повести Ф.М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатель» к одному из героев обращается так: «сударь Степан Алексеевич». И такая норма существовала.

Обращения самым тесным образом связанны с отношениями между людьми и чутко откликаются на развитие общества. Медленнее меняются обращения неофициальные, обращения друг к другу людей близких: родственников, друзей. Быстрее – обращения официальные.

«Катеринушка, друг мой сердечнинькой, здравствуй!» -так начинаются многие письма Петра 1 жене Екатерине Алексеевне. «Любезнейшая племянница», -обращается Петр 1 к дочери своего брата. Однако обращение к нему племянницы гораздо менее свободно: «Милостивейший Государь мой дядюшка и батюшка, Царь Петр Алексеевич, здравствуй на множество лет!» Разница эта вызвана и тем, что Петр – царь, и тем, что отношения между мужчинами и женщинами в семье той эпохи не были равноправными. Неравноправие женщин требовало закрепленного традицией выражения большой почтительности с их стороны.

В России 18-19вв. в качестве основных выступало несколько групп обращений. Это во первых, служебные, во вторых – родственные. Прекрасный пример использования родственного тятенька дает А.Н. Островский в пьесе «Свои люди – сочтемся». Приказчик Подхалюзин тотчас начинает звать будущего тестя тятенькой, как только получает согласие на брак с его дочерью, и таким образом закрепляет достигнутое положение, причём обращение тятенька комически противоречит прямому смыслу притворно скромной реплики Подхалюзина:

Б о л ь ш о в: Ну а дочь любишь?

П о д х а л ю з и н : Изныл весь-с! Вся душа у меня перевернулась давно-с!

Б о л ь ш о в: Ну, а коли перевернулась, так мы тебя поправим. Владей, Фаддей, нашей Маланьей.

П о д х а л ю з и н: Тятенька, за что жалуете? Не стою я этого, не стою! И физиономия у меня совсем не такая.

Б о л ь ш о в: Ну ее физиономия! А вот я тебе всё именье переведу; так после кредиторы -то и пожалеют, что по двадцати копеек не взяли.

П о д х а л ю з и н: Ещё как пожалеют – то – с!

Б о л ь ш о в: Ну, ты ступай теперь в город, а ужотка заходи к невесте: мы над ними шутку подшутим.

П о д х а л ю з и н: Слушаю, тятенька – с!

Хлестаков перед самым отъездом просит мимоходом руки Марьи Антоновны и даже успевает получить благословение всё ещё не верящего в это чудо городничего. «Прощайте, маменька!» - как доказательство реальности случившегося звучит голос отъезжающего «жениха».

Обращения не служебные не родственные ( князь, граф, сударь, сударыня, государь, милостивый государь, господа, батюшка, барин, любезный, голубчик, приятель, братец и т.п) составляли третью группу. Эти слова передавали отношение и чисто личностные и социальные. Часть из них служила для общения внутри коллектива равных ( господа выражало отношение равенства в одной среде, ребята – в другой), часть – для обращения людей, принадлежащих к разным общественным слоям (барин, человек…).

Как в прошлом батюшка, матушка, братец, и подобные обращения могли адресоваться не родственникам, так и сегодня папаша, мамаша, отец, мать, сынок, дядя, дяденька, тетя, братец, браток, бабушка и т.п. используются и за пределами родственной сферы. Эти обращения сохраняют в подобных случаях признак неофициальности общения и продолжают передавать различия в возрасте адресанта или адресата.

История слова товарищ далеко не проста, оно не раз меняло значения, развивало дополнительные оттенки содержания и теряло их. Сочетание товарищ министра, товарищ прокурора трудно воспринять сегодня как названия должностей. Между тем в прошлом такие должности были.

Забыт и «коммерческий» смысл слова, приобретенный им в разного рода «товариществах» на паях, в торговых, страховых и т.п. «компаниях».

Не всегда товарищ обозначало и друга. Главное значение его в русском языке середины 19 в., по свидетельству В.И. Даля, - соучастник в чём – либо. Товарищ - человек, близкий по делу, занятию, член моей организации, моего общества. В этом значении слова, как в зародыше, содержалось возможность появления последующих его применений.

В послании «К Чаадаеву» (1818) поэт обращается к другу дважды:

…Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

М о й д р у г, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Т о в а р и щ, верь: взойдёт она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Едва ли случайно Пушкин называет Чаадаева « товарищем» именно в заключительной части послания. Не одно лишь ожидание «минуты вольности святой», но и дело, общее дело проглядывает в этих строках. «Товарищ» здесь так же решительно и действенно, как и «обломки самовластья».

В сравнение с прошлым сегодня гораздо чаще встречаются ситуации, в которых общение имеет личностный, а не формальный характер. Эта важная примета нашего общества. Чрезвычайно изменился вид контактов в сфере труда, в одной из главных ролей сфер человеческого общения. Изменился, конечно, и обслуживающий трудовую сферу речевой этикет. Исчезли специальные служебные обращения, отражавшие в прошлом сословно-бюрократическую иерархию. В принципе перестали различаться обращения «сверху вниз» и «снизу вверх». Иван Иванович! – это обращения директора завода к рабочем, это и обращение рабочего к директору.



Упростившись в одном отношении, современная система обращений

тала болеераспространенной.
скачать файл



Смотрите также:
Урок русского языка в 8 классе. Учитель высшей категории Кнырева Евгения Николаевна Тема урока
160.66kb.
Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Имя существительное» (обобщающий урок) Романенко Марина Николаевна, учитель начальных классов 217 473 344
48kb.
Шевченко Ольга Григорьевна, учитель русского языка и литературы высшей категории Блочно-модульная образовательная технология при изучении русского языка в восьмом классе
65.11kb.
Урок математики в 5 классе Учитель: Стикина Антонина Николаевна Тема урока : Действия с десятичными дробями. Тип урока. Урок обобщения и систематизации по данной теме
40.37kb.
Урок русского языка в 3 классе Учитель начальных классов: Обрезкова Е. В. Тема: Обобщение знаний об имени прилагательном
94.12kb.
Учитель математики- учитель высшей категории Ольхова Зоя Владимировна
186.73kb.
Конспект урока русского языка в 5 классе «Омонимы». Учитель русского языка и литературы Климанова Е. А. 2008-2009 уч год
65.5kb.
Алфавит интегрированный урок русского языка в 5 классе. Багавиева Резеда Шамилевна, учитель русского языка и литературы
84.66kb.
Урок английского языка во 2 классе (учитель Л. И. Бондаренко); урок физической культуры в 3 классе
9.13kb.
Открытый урок в 5 классе Тема урока «Греческие колонии». Предмет: история. Учитель: Обеднина О. Ю. Тема урока «Греческие колонии»
85.06kb.
Урок в 5 классе. Как измеряли в старину. Старостина Е. А. учитель математики высшей квалификационной категории
46.69kb.
Урок № Тема урока: Литературный язык и говоры, их основные различия
136.43kb.