takya.ru страница 1
скачать файл
Открытый урок

учителя биологи

Золотаревой Елены

Михайловны

тема: «Флора родного края»

6 класс

Открытый урок по биологии

учителя Золотаревой Елены Михайловны

Тема: «Флора родного края»

6 класс

19.04.2006 год I. Входной контроль знаний.



Прежде, чем мы приступим к изучению нового материала, давайте повто­рим основные вопросы пройденных тем.

1. Используя таблицу, назовите основные отделы царства растений
'водоросли, моховидные, хвощевидные, плауновидные, папоротниковидные,
юлосеменные, покрытосеменные).


2. Работая с сигнальными карточками,гербарием,коллекциями-
ноделями, ответьте на вопросы:


1 .Какие растения размножаются спорами?

2.Вчем развиваются семена у хвойных?

З.В чем развиваются семена у цветковых?

4. Как называется орган семенного размножения у покрытосеменных?

3. По таблице назовите основные отличия класса двудольных и одно­
дольных растений.


Однодольные растения Двудольные растения

'. Одна семядоля в зародыше семени 1. Две семядоли в зародыше семени ?. Параллельное или дуговое жилкова- 2. Сетчатое жилкование листьев те

?. Мочковатая корневая система 3. Стержневая корневая система



I. Простой околоцветник 4. Двойной околоцветник

>. Проводящие пучки разбросаны по 5. Проводящие пучки расположены в


',сему стеблю и обычно лишены кам- центре или имеют вид кольца. Как
шя правило, имеют камбий. Кора и серд-

цевина обычно хорошо выражены.

4. Фронтальный опрос

  • Какие жизненные формы известны у цветковых растений?

  • Как они делятся в зависимости от продолжительности жизни?

(Если весь цикл развития от прорастания семени до образования новых ipoxodum в течение одного вегетационного периода, то такие растения назы-аются однолетними.

Если в 1-ый год жизни идет накапливание питательных веществ в корнях i стеблях, а на второй год образуются плоды и семена, то такие растения на-ывают двулетними.

Многолетние растения цветут и плодоносят многократно).

- Что мы понимаем под биологическими особенностями растений? (требо­
вательность к почве, теплу, свету, влаге и т.д.)


II. Изучение нового материала

Флора родного края

Растительный мир Белгородской области разнообразен и богат. На ее тер­ритории произрастает около 1500 видов сосудистых растений.



  • Какие растения мы относит к сосудистым? (Кроме водорослей и мхов).

  • Как чаще всего встречаются растения в природе?

Чаще всего растения образуют естественные заросли, скопления, группи­ровки, которые называются растительными сообществами или фитоценозами.

Растительное сообщество- это совокупность растений, приспособленных к особым условиям совместной жизни, которые сложились в этих сообществах.

-Какие условия имеются ввиду?

(почвы, влажность, освещенность, температура, другие растения).

В зависимости от биологических особенностей растения образуют различ­ные растительные сообщества, которые обычно называются именем того вида, который в нем преобладает.

Так еловые леса обычно растут на достаточно тяжелых влагоемких сугли­нистых почвах. Еловый опад медленно разлагается и влияет на температурный режим, влажность, и другие свойства почвы. В еловом лесу мало света, влаж­ность повышена и даже в жару прохладно. Под густыми елями растут тенелю­бивые кислица, седмичник, майник двулистный, черника, брусника, различные мхи лишайники, а также плауны.

(Работа с таблицей и гербарием).

Естественных еловых лесов в нашем крае нет. Растительность Белгородчи-ны, главным образом, лесостепная и только на крайнем юге-востоке- степная.

- Чем растительное сообщество отличается от растительности? (Рас­
тительность
- это совокупность растительных сообществ, произрастающих на
данной территории).

Таким образом, кроме лесостепей и степей у нас встречаются сосновые бо­ры на мелу и песке, сфагновые болота, растительные сообщества меловых от­ложений, обширные луга.

Каждая группа учащихся подготовила сообщения по различным сообщест­вам. Послушаем их. По ходу рассказа, вы должны составить опорный конспект. • Широколиственный лес. Сообщение учащегося.

Широколиственные леса располагаются у нас в Шебекинском, Валуйском, Красногвардейском и Алексеевском районах.

Главной лесообразующей породой здесь является дуб, который вместе с липой, кленом, вязом, ясенем образуют верхний ярус.

Второй ярус представлен рябиной, черемухой, дикой яблоней и грушей.

Третий ярус составляют кустарники- орешник (лещина, бересклет, круши­на, жимолость лесная).

Травянистая растительность составляет четвертый ярус- это чина, копы­тень, вороний глаз, сныть, колокольчики, ландыши, медуница, ветреница, па­поротники.

В пятом ярусе встречаются мхи и грибы. Можно отметить важную законо­мерность, чем ниже ярус, тем более теневыносливые и влаголюбивые растения здесь растут.

Почвы дубрав темно- серые лесные богаты минеральными веществами. Под пологом леса прохладно и влажно.



(Работа с гербариями, таблицами, рисунками).

Рассказ учителя.

В нашей области с 1999 года организован Государственный заповедник «Белогорье»,который включает 5 участков.

Первый заповедный участок «Лес на Ворскле» находится в Борисовском районе и стал охраняться как эталон среднерусской дубравы с 1922 года, где проживали потомки графа Шереметьева, сподвижника Петра I, владевшего Бо-рисовкой с 1705 года.

Типичная нагорная дубрава «Лес на Ворскле»- здесь произрастает до 550 видов растений. Золотой фонд заповедника- это 300-летние дубы. Кроме типич­ных для дубравы растений, здесь есть и краснокнижные виды- калдезия белозе-ролистная и ятрышник болотный. Интересен также дендропарк, созданный в 1936 году академиком Сукачевым, где мы можем встретить 200 видов растений Европы, Азии, Америки, Африки.

(Лиственница сибирская, бархат амурский, тутовое и уксусное дерево, амурский виноград и другие растения экзоты).

(Работа с таблицами, гербарием, фотографиями). Сосновые леса.

Сообщение учащегося.

Сосновые леса предпочитают легкие песчаные почвы. Света в этих лесах достаточно, но из-за недостатка питательных веществ видовой состав беден. В сухих сосновых лесах почву покрывают мхи лишайники. Из травянистых расте­ний встречаются черника, брусника, прострел луговой и обыкновенный, вереск обыкновенный, кошачья лапка двудомная, ястребинка волосистая- большинство охраняемые виды или растения Красной книги. Сосна обыкновенная -это ре­ликтовое растение

Встречаются хвойные леса в южных и восточных районах области и пред­ставлены песчаными и меловыми сосновыми борами.

Песчаные боры- явление редкое. Следы их остались на левобережье Север-ского Донца и Нежеголи, а также близ Старого Оскола.



(Работа с гербарием, таблицами, рисунками).

Рассказ учителя.

Еще более редко встречаются меловые боры. Их участки сохранились близ с.Слоновка Новооскольского района в заповедном участке «Стенки Изгорья», который был открыт в 1926 году ученым Козо-Полянским Б.М. Меловые сосны здесь имеют возраст до 250 лет и занесены в Красную книгу. Встречаются здесь и другие краснокнижные растения- волчеягодник Софии, василек луговой, пыльцеголовник красный, венерин башмачок настоящий, ятрышники болотный и шлемоносный, брандушка разноцветная и ковыль красивейший-это не только реликты, но и эндемики края .

Меловые сосны встречаются также в Бекарюковском бору у с. Маломихай-ловка Шебекинского района на берегу р. Нежеголь. Здесь растет и волчеягодник Софии. В этих участках меловые отложения покрыты тонким слоем чернозема или выходят на поверхность.

Пойменные и суходольные луга.


Сообщение учащегося.

И все же, более распространенной в области, является травянистая расти­тельность. У нас она представлена ковыльными и луговыми степями и лугами.

Луговая растительность является вторичной. Она возникает на месте све­денных лесов.

Пойменные луга тянутся вдоль левых берегов рек. Преобладающие виды: костер безостый, пырей ползучий, тимофеевка луговая, лисохвост луговой, ежа сборная, мятлик луговой, овсяница луговая. Сопутствующие виды: клевер луго­вой, ползучий, гибридный, горошек мышиный, люцерна серповидная, чина лу­говая, донник лекарственный, ромашка луговая, лютик едкий, василек луговой.

Заливные луга- это ценные сенокосные угодья.

Суходольные луга более бедные по видовому составу и используются как ценные пастбища.



(Работа с гербарием, таблицей, рисунками).

Луговые и ковыльные степи


Рассказ учителя

Большая часть степей распахана и превращена в поля. Неприкосновенная луговая степь представлена в Губкинском районе. Это знаменитая Ямская степь. Здесь произрастает половина всех видов растений Белгородской области. Она была открыта в 1921 году профессором Алехиным В.В.. Для Ямской степи ха­рактерна растительность т.н. «Сниженных Альп». Во время ледникового перио­да растительность Альпийских гор стала распространяться на равнинные терри­тории и дошла до наших мест. У нас встречаются эндемичные виды проломник Козо-Полянского, володушка многожилковая, эфедра двухколосковая (исч), ки­зильник алаунский, прострел меловой, пыльцеголовник красный, брандушка разноцветная, ковыли перистый и красивейший. Примером ковыльной степи является Вейделевская степь с низким изреженным травостоем и сухолюбивы­ми злаками. Здесь также встречаются растения Красной книги адонис весенний, живучка жен., ковыли Лессинга, перистый, опушенный, красивейший.

Почвы степей богатые, черноземные.

Низинные и верховые болота.


Сообщение учащегося.

Растительность болот представлена растениями, приспособленными к поч­вам с повышенной влажностью. В нашей области- это преимущественно низин­ные болота. Среди них встречаются тростниково-камышовые (тростник обык­новенный, рогоз широколиственный, калужница болотная, сабельник болотный, гравилат речной) и осоковые болота, часто покрытые кочками, здесь преобла­дают осоки, среди которых осока низкая из Красной книги, ситники, ольхово-лозняковые кустарники. (Работа с таблицами, гербарием, рисунками).



Рассказ учителя

Верховые болота- это гипновые или сфагновые- уникальные объекты при­роды. Они довольно редки и концентрируются на западе области в условиях наиболее влажного и прохладного климата. Представители северной флоры этих болот- сфагнум тупой, обманчивый, однобокий, кукушкин лен, багульник, клюква, росянка, глацинтик беловатый являются реликтами, сохранившимися с холодных эпох четвертичного периода. Примером таких болот может служить верховое болото «Моховое» вблизи Грайворона, входящие в международный список болотных угодий.

«Лысые горы» Губкинского района, также часть заповедника «Белогорье». Он объединяет байрачную природную дубраву и растения «Сниженных Альп». Это проломник Козо-Полянского, астрогал белостебельный, пыльцеголовник красный, ковыль перистый, косатик боровой. Пятый участок заповедника «Бе­логорье» находится в Борисовском районе это урочище «Низкое» или «Острась-евы Яры», которые также характеризуются байрачным лесом и луговой степью.

III. Выводы.


  • Что такое растительное сообщество?

  • Что такое тип растительности?

  • Какой основной тип растительности Белгородской области?

IV. Закрепление

  1. Показать по таблицам растения основных природных сообществ.

  2. Выбрать из гербария растения широколиственного леса, хвойного леса, степей, болот, лугов.

3. Работа в группах по карточкам.
У.Выходной контроль знаний

  1. Почему различные растения могут жить вместе?

  2. Какой заповедник находится на нашей территории?

  3. Какие растения в Белгородской области охраняются?

  4. Какие необычные сообщества у нас встречаются?

  5. Какой пандемичный вид деревьев характерен для нашей области?

  6. Какие эндемики и реликты произрастают в естественном состоянии?

  7. Что такое «Сниженные Альпы»?

  8. Какие растения характерны для Вейделевской степи?

  9. По каким растениям мы отличаем болота? 10.Как надо относиться к живой природе?

VI. Домашнее задание

§ 56, вопросы на странице 253. Записи в тетради. Расклеить листовки «Внимание -ПЕРВОЦВЕТ!»



VII. Подведение итогов.

Отчего же зависит, в каком сообществе мы встречаем данное расте­ние ? BjiH^j^B^H^iejpjjeHOK VIII. Рефлексия.

  1. Понравился ли вам урок?

  2. Что больше всего запомнилось?

  3. Где можно использовать полученные знания?

'-

Цели урока:

Образовательные: создать условия учащимся для выяснения типов и состава растительных сообществ Белгородской области; ознакомление с заповедниками «Белогорье» и другими охраняемыми природными комплексами; редкими и исчезающими растениями.

Развивающие: способствовать выявлению учащимися причин совместного произрастания тех или иных видов растений; причин снижения численности видов растений.

Воспитательные: создать условия для формирования у учащихся представлений о возможностях и путях участия в процессе охраны природы и необходимости бережного отношения к ней; способствовать пробуждения любви к родному краю, чувству гордости и сопричастности к его богатствам.




скачать файл



Смотрите также:
Урок учителя биологи
96.94kb.
Конспект урока информатики в 8 классе на тему
44.47kb.
Интегрированный урок это живое творчество учителя и учащихся
140.17kb.
Использование электронных образовательных ресурсов на уроках технологии
7.5kb.
Урок по информатике "Клавиатура" Лещенко Надежды Михайловны, учителя информатики мбоу "сош №7 г. Медногорска"
97.89kb.
Открытый урок по математике в 3 классе тема: "Табличное умножение и деление" Учителя начальных классов: Прониной Татьяны Ивановны
104.35kb.
Основной формой занятий в школе остается урок с
37.28kb.
Всероссийский Интернет-урок антинаркотической направленности «Имею право знать!»
83.95kb.
Урок обобщения и контроля усвоения знаний
55.03kb.
Рассказ учителя, индивидуальная, групповая, фронтальная работа, компьютерная презентация Образовательные технологии
114.04kb.
Урок (др славянское) буквально
23.69kb.
Урока окружающего мира во 2 классе по теме «День рождения»
22.54kb.