takya.ru страница 1
скачать файл

Урок русского языка, 5 класс(с укр.яз. обучения) на тему «Разделительные Ъ и Ь знаки», учитель Савченко О.А.

000199.jpg

Дата: 28.11.2013



Тема урока №24: разделительные Ъ и Ь знаки.

Задачи:

Образовательные: обобщить и закрепить знания о написании букв и, у, а после шипящих; сформулировать представления, почему Ъ и Ь являются разделительными и от чего зависит написание Ъ и Ь знаков; усовершенствовать знания учащихся в ходе выполнения тренировочных упражнений; обогатить активный словарь учащихся.

Развивающие: развивать логическое, образное мышление, развить интерес к предмету; развивать внимательность и память; развивать орфографическую зоркость; развивать речь, отвечая на поставленные вопросы. уметь применять знания теоретического материала в письменной речи.

Воспитательные: воспитывать усидчивость; аккуратность, стремление к грамотной речи; воспитывать чувство дружбы и товарищества, доверительное отношение между учащимися и учителем.
Тип урока: комбинированный

Оборудование:
1. Тексты для индивидуальной и парной работы
2. Учебник : Русский язык. 5 класс. Рудяков А.Н., Фролова Т.Я., Маркина-Гурджи М.Г.
рабочая тетрадь, раздаточный материал «Занимательные задачи по русскому языку»

Виды деятельности на уроке:
1.Эвристическая беседа
2. Сообщение учащегося (с элементом исследования)
3. Индивидуальная и парная работа на местах
4. «Занимательный русский язык» (сведения об истории возникновения знаков).

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Я уверена, что наш урок пройдет удачно и запомнится вам. Тема нашего урока «Разделительные Ъ и Ь знаки». Откройте тетради, запишите число, тему урока.

2.Объяснение нового материала.

Эвристическая беседа.



Слово учителя.

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? Очень часто мы допускаем ошибки в словах с Ь и Ъ знаками. Что общего, в чем различие, чем интересны эти буквы? На эти вопросы мы найдем ответы на сегодняшнем уроке.

Предлагаю творческое задание: каждый должен пофантазировать и объяснить, кто главнее Ь или Ъ знак, почему?
Занимательная лингвистика (выступление учеников об истории Ъ и Ь знаков)

Слово учителя.

Буквы Ь и Ъ называются мягкими и твердыми знаками, однако это название условно. Не следует думать, что Ь знак всегда указывает на мягкость согласных, а Ъ знак – на твердость. Их функции часто совпадают: оба знака могут быть разделительными. Все это вызывает орфографические трудности при употреблении Ь и Ъ.


Чтобы правильно употреблять эти знаки, существуют определенные правила.

ОБЩЕЕ ПРАВИЛО

  1. Не обозначают звука.

  2. Не допускают слияния гласного и согласного.

Ь

Разделительный Ь знак пишется

  • Ь перед гласными е, ё, ю, я, и внутри слова, не после приставок (карьера, воробьиный, вьюга)

  • В некоторых иноязычных словах перед О (бульон, компаньон)

Ъ

Разделительный Ъ знак пишется после согласного перед гласными

е, ё, ю, я,

1. после приставки, оканчивающейся на согласную (подъем, въезд, предъюбилейный, межъядерный)

2. после иноязычной приставки (аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, контр-, об-, суб- транс-) и иноязычного корня, начинающейся с –Е-, -Ю- (инъекция, субъект, адъютант)


  1. в сложных словах после числительных ДВУХ, ТРЕХ, ЧЕТЫРЕХ (двухъярусный)

Чтение правила.



Задание: прочитать правило по учебнику, запомнить его, повторить (Ъ знак пишется перед буквами е, ё, ю, я только после приставок, оканчивающихся на согласный, в остальных случаях перед этими же буквами пишется Ь знак).

- беседа (подготовка к тренировочным упражнениям).

- воспроизводящая беседа:

-Что общего в первой и второй части правила? (о написании твердого и мягкого разделительного знака).

-В чем различие? (Ъ знак пишется только после приставок, оканчивающихся на согласный, а Ь знак только после букв е, ё, ю, я, и).

-На что надо обращать особое внимание для того, чтобы соблюдать на письме правило (на состав слова).



Вывод. Разделительные ъ и ь не допускают слияния гласного и согласного.

  1. Закрепление изученного.

Задание: заполните таблицу в рабочих мини-тетрадях. Из диктуемых слов выбрать такие, в которых надо писать Ъ или Ь, и записать их в соответствующую колонку таблицы. Выделить орфограмму.


После приставок перед е, ё, ю, я,

- Ъ

В остальных случаях перед е, ё, ю, я, и (реже перед о) - Ь

Съездил

Друзья

Двухъярусный

Серьёзно

Объединил

Вьюга

Съедобный

Соловьи

Объяснение

Бульон


А)Игровые задания, направленные на отработку орфографических норм на этапе закрепления, обобщения и контроля усвоения:

Прием: игровой, с целью повысить внимание учеников и развить навыки критического анализа информации.



Задание: отгадайте загадки, во время повторного чтения загадок выбрать из них слова на изучаемое правило, записать.

  1. В каких женских именах пишется разделительный мягкий знак?

(Аксинья, Анисья, Наталья, Татьяна, Ульяна)

  1. Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название деревянных шестов с заостренными концами? ( Коля – колья)


Б)Фонетическая разминка (в рабочей тетради):

Коля забивал колья.
- Как вы думаете, на какие слова надо обратить внимание? Чем они отличаются? (Произношением, написанием, значением).

Напишите подчеркнутые слова в транскрипции.

Коля – [Кол'а] – 4б.,4 зв.

колья[кол'йа] – 5б,5зв.



В) Работа в мини-тетради, игра «Найди ашыпки»:

-Внимательно прочитайте и исправьте ошибки. Сможете ли вы решать орфографическую задачу? Выделите корни и приставки. Подчеркните орфограмму.

-Обменяйтесь тетрадями, проверьте работы друг друга.

-Сколько ошибок у вас получилось?

-За каждое верно исправленное слово – 2 балла.

Волк ужасно разьярён,


Сесть
ежа не может он
Еж, хотя он и сьедобен:
Для седенъя неудобен:
Сежась, выставил иголки-
Объегорил* злого волка.

  • Работа над лексическим значением слова:

- Известно ли вам значение слова, выделенного звездочкой?

  • Объегорить– значение слова: обмануть, перехитрить;

связано с именем святого Егория (известного более как Георгия Победоносца), в его честь крестьяне устраивали праздник дважды в году: 23 апреля – день начала полевых работ и 26 ноября – время их окончания. Почему же, не смотря на почтительное отношение к святому в слово «объегорить» вложен такой смысл? В Егорьевы дни крестьяне могли переходить от одного барина к другому, когда нанимались на работу. Происходили сделки, расчеты между хозяином и работником, при которых каждая сторона пыталась защитить свои интересы, а порой шла и на обман.

Г)Работа с текстом.

1. Докажите, что это текст. Назовите произведение, откуда взят отрывок?


Определите тип и стиль текста. Почему вы так решили? (повествование, художественный стиль).


Герда добралась до чертогов* Снежной королевы. Стенами чертогов были вьюги, окнами и дверями – буйные ветры.

Навстречу девочке несся целый полк снежных хлопьев. Герда вспомнила большие хлопья под увеличительным стеклом, но эти были куда больше, страшнее и все живые.

Это были дозорные войска Снежной королевы. Одни напоминали собой больших ежей, другие – змей, третьи – толстых медвежат с взъерошенной шерстью.

Чертог* - значение слова: 1)устаревшее - большое помещение, 2)поэтическое – великолепное здание, дворец.




Задания

1) Выделите (прямо в тексте) слова с ъ и ь.

2) Выпишите эти слова в тетрадь. Сколько слов у вас получилось?

3) При каких условиях пишется ъ, ь ? Сформулируйте правило.

4) В чем заключается разделительная функция ъ, ь ?
Вывод. Разделительные ъ и ь не допускают слияния гласного и согласного.


  • Дополнительные задания(резерв). Составить предложения с такими словами:

Объятья, друзья, семья, объединять.

  1. Обобщение изученного.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

-Что нового узнали за урок?– Смогли ли мы достичь поставленной цели.– Оцените свою работу на уроке и поставьте отметку на полях в тетради.



Выставление отметок.

  1. Комментированное домашнее задание.
    Последняя загадка нашего урока - определение домашнего задания.

  • три варианта домашней работы:

1-й вариант - логическое продолжение урока: попробуйте "изобрести" свой текст, насыщенный данными орфограммами ( три предложения)
2-й вариант - творческий. Это иллюстрация урока (рисунок, стихи). Изобразите то, что произвело на вас яркое впечатление.
3-й вариант - традиционный. Это упражнение № 69, где нужно вставить пропущенные буквы ъ и ь .

- Какой вариант самый интересный?- Благодарю всех за интенсивную и плодотворную работу. Урок окончен. Всего вам хорошего!



drevnerusskiy-yazyik.jpg

6b8c866db426fbc1845495b5523ded12.jpg daaa8dafccd0382b6dbb8948a1644ea6.jpg

000188.jpg

Использованная литература:

  1. Учебник: Русский язык: 5 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений с укр яз. обучения./ А.Н., Фролова Т.Я., Маркина-Гурджи М.Г./ Киев.- Грамота, 2013

  2. Ильчук С.Э., Баландина Н.Ф. Русский язык. Классные уроки. 5 класс.- К.: мастер-класс, 2005.- 160.с.

  3. Гурин Ю.В. «Урок + Игра». Современные игровые технологии для школьников.- СПб, М. – Речь, 2010. – 158с.

  4. Баландина Н.Ф. Русский язык. 5-6 классы. Развитие ситуативной речи. – Харьков: Веста: Издательство «Ранок», 2007. – 272с.

  5. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. Занимат. задачи по рус. яз.: Книга для учащихся 5-7кл. средней школы. – М.: Просвещение, 2005. – 96 с.

  6. Лобчук Е.И., Сухопара И.Г. Учись строить текст. - К.: Освіта, 2008.

  7. Говердовская И.Б. Русский язык. 5 класс: Подбери слово. . – Х.: Веста. Изд. «Ранок», 2007. – 96 с. – Тренажер.

  8. Интернет-ресурсы:

http://www.festival.1september.ru

http://www.metodichka.net/rus.

http://www.interneturok.ru

http://www.literary.ru

http://www.portalus.ru

http://www.stilistics.academic.ru

~ ~

скачать файл



Смотрите также:
Урока №24: разделительныеЪиЬ знаки. Задачи
79.25kb.
-
261.2kb.
Урок учитель математики Шашолина Е. Ю. Тема урока: Вычитание вида 320 180. Тип урока: комбинированный (изучение нового материала + закрепление). Задачи урока
48.76kb.
Конспект урока по русскому языку
44.17kb.
Цели и задачи урока
85.96kb.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
27.83kb.
Конспект урока тема: Приложение. Знаки препинания при нем § 26
62.27kb.
Тема урока : Пасха
66.73kb.
Дорожные знаки
418.74kb.
Цветок. Строение цветка. Цель урока: Познакомить уч-ся со строением цветка. Задачи
42.34kb.
Конспект урока по географии в 6 классе на тему: «Виды облаков и осадки»
148.54kb.
Цели: повторить и закрепить знания учащихся по пдд; отработать умение выбирать верный маршрут по улицам города; повторить дорожные знаки
108.31kb.