takya.ru страница 1
скачать файл
Типы и структуры уроков разных типов и виды домашних заданий к этим урокам

Всякий урок имеет отличие от другого по своим целям, содержанию, методам, структуре, поведению учителя и учащихся и по многим другим параметрам. Уже давно в педагогике появилась потребность выделить среди методически разнообразных уроков уроки, характеризующиеся определенными общими признаками.

Классификация уроков по типам помогает выбрать в конкретных условиях обучения наиболее целесообразный тип урока. Каждый тип урока имеет определенную структуру и особенности, что помогает учителю правильно и эффективно объяснять, закреплять, повторять учебный материал и контролировать его усвоение.

Единой классификации, которая охватывала бы все возможные варианты и виды уроков, в педагогической науке нет. Наиболее распространена, целесообразна и полезна классификация уроков в зависимости от дидактических целей изучения учебного материала.

Каждый тип урока имеет определенную структуру.
СТРУКТУРА УРОКА - совокупность элементов урока, обеспечивающих его целостность и сохранение основных характеристик при различных вариантах сочетания. К этим элементам относятся: организация начала урока, постановка цели и задач урока, объяснение, закрепление, повторение, домашнее задание, подведение итогов урока. Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей.

Исходя из закономерностей усвоения того или иного учебного материала, учитель создает свою логику его изучения, свою последовательность, что определяется многообразием возможных конкретных способов методик и приемов обучения.


Примерная схема поурочного планирования


Можно предложить такую схему планирования урока:

Тема урока: .... Цели урока: ...Тип и вид урока: ... Методы обучения: ... Оборудование:...



Схема № 1 Логика уроков разных типов


Логика процесса

усвоения новых знаний

Логика процесса

закрепления знаний

Логика процесса

комплексного

применения знаний и способов действий

Логика процесса

обобщения и

систематизации

знаний

Логика

процесса проверки, оценки и коррекции

знаний и способов действий
















• мотивация;

• актуализация опорных знаний;

• восприятие,

осмысление и

первичное запоминание;

• проверка усвоения;

• закрепление;

• анализ


• мотивация;

• актуализация

ведущих знаний

и способов действий;

• восприятие

образца приме-

нения знаний;

• самостоятельное применение

знаний в сход-

ной и новой ситуациях;

• самоконтроль;

• контроль;

• коррекция;

• анализ


• мотивация;

• актуализация

комплекса знаний;

• образец комплексного приме-

нения знаний;

• самостоятельное применение

знаний в сход-

ной и новой ситуациях;

• самоконтроль;

• контроль;

• коррекция;

• анализ


  • мотивация;

• анализ содержания учебного

материала,

главных связей;

• обобщение и

систематизация;

• установление

внутрипредметных и межкурсовых связей,

идеи;


• самоанализ;

• самоконтроль;



  • коррекция;

• анализ

• мотивация;

• самостоятельное выполнение

контрольных

заданий;


• самоконтроль;

• контроль;

• оценка;

• анализ;

• коррекция;

• рефлексия





























Схема № 2

Основные типы уроков

Форма - характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий

метод.

Метод - способ совместной деятельности учителя и обучаемого


Урок усвоения новых знаний


Задача

Формы

Методы

Ход урока (структура)

Восприятие учащимися и осмысление

определенных

понятий, законов,

теории.



• лекция;

• рассказ;

  • организационный момент;

• проверка домашнего задания, воспроизведение, коррекция опорных знании;

• сообщение темы и

задач урока;

• воспроизведение

и первичное осознание нового материа-

ла учащимися;

• обобщение, систе-

матизация знаний;

• подведение ито-

гов, оценка деятель­ности учащихся, до­машнее задание



• экскурсия;

использование

• практическое

иллюстраций;

занятие;

• самостоятельная

• лабораторное

работа с книгой,

занятие

картой;




• использование ТСО;

  • демонстрация, беседа, наблюдение;

  • постановка проблемы;

  • игры











































Урок комплексного применения знаний, умений, навыков


Задача

Формы

Методы

Ход урока (структура)

Подготовка учащихся к жизни ,труду, связь теории с практикой, выработка

умения самостоятельно применять знания



• практикум;

•практическая

работа;

• КВН;


•лабораторное

занятие;


• деловая игра


• наблюдение;

• лабораторные

опыты;

• соревнование;



• трудовые

действия;

• приучение,

требование,

поощрение;

• работа с книгой;

• упражнения


  • организационный момент;

• проверка домашнего задания;

• мотивация знаний, умений, навыков;

• осмысление содержания и последовательное применение практических действий;

• самостоятельное выполнение заданий: индивидуально, попарно, по груп­пам, по вариантам;

• обобщение и системати­зация учащимися резуль­татов работы (графики, таблицы, выводы);

• отчет о работе (практи­кум, лабораторная работа, доклад);

• итоги урока, домашнее задание



Урок усвоения навыков и умений


Задача

Формы

Методы

Ход урока (структура)

Овладение прави­лом, алгоритмом, теоретическим материалом, вы­полнение серии проблемных заданий, трениро­вочных упражнений, творческих заданий


  • практикум;

  • практическая работа;

  • лабораторная работа;

  • упражнение

  • работа с кни­гой, дидакти­ческим матери­алом, картой;

  • приучение, требование, поощрение;

  • исследова­тельский метод




  • организационный момент;

• проверка домашнего за­дания, воспроизведение, коррекция опорных зна­ний;

• сообщение темы, задач, мотивация учения;

• изучение нового матери­ала;

• пробные упражнения;

• применение знаний (тре­нировочные упражнения);

• творческий перенос зна­ний и навыков (творческие упражнения);

• подведение итогов уро­ка, домашнее задание





Урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений, навыков


Задача

Формы

Методы

Ход урока

Определение

уровня овладения знаниями,

умениями, навыками


• Зачет;

• Устный, письменный самоконтроль;

• работа по дифференцированным карточкам;

•программированное обучение;

• индивидуаль­ный контроль;

• фронтальный контроль;

• тестирование



организационный момент;

• Мотивация и задачи урока (значение ЗУН);

• проверка знаний: устно,

фронтально, индивидуально, письменно, таблица, практическая работа, творческая работа;

• итоги урока, домашнее

задание


• общий смотр

знаний;

• контрольная

работа

















Урок обобщения и систематизации знаний


Задача

Формы

Методы

Ход урока

Приведение усвоенных понятии, законов в

стройную систему, в которой все

компоненты тесно взаимосвязаны


• семинар;

• конференция;

• практикум

• экскурсия;

• деловая игра


• беседа;

• дискуссия;

• рассказ учащихся;

• работа с книгой;

• занимательность, создание

ситуации успеха, новизны;

• поощрение;

• составление

таблиц


  • организационный момент;

• сообщение темы, задач

урока, мотивация учебной

деятельности;

• воспроизведение и коррекция опорных знаний;

• повторение и анализ основных фактов, явлений,

событий;


• повторение, обобщение,

систематизация знаний, ведущих идей и основных

теорий;

• подведение итогов уро­ка, оценка деятельности учащихся, домашнее задание








































Комбинированный, урок


Задача

Формы

Методы

Ход урока

Усвоение и применение знании; или усвоение новых и проверка

ранее усвоенных

знании;

или формирование новых и применение знании в нестандартных



условиях

В состав урока

входят элементы

отдельных форм

уроков


• рассказ;

• беседа;

• использование

иллюстрации, ТСО;

• самостоятельная работа с книгой;

• письменная работа по карточкам с дифференцированными заданиями;

• приучение,

требование;

• поощрение;

• игры;


• составление

таблиц;


• лабораторные

опыты;


•программированное обучение

• проверка домашнего задания;

• проверка ранее усвоенных знаний (фронтальная беседа, тестирование, устный опрос, письменная работа);

• мотивация учения, тема

урока, задачи;

• восприятие, осмысление, усвоение нового материала;

• упражнения по образцам

(первичное воспроизводство материала)

• выполнение творческих заданий;

• самостоятельная работа на творческое применение знаний в нестандартных условиях;

• обобщение, систематизация;

• итоги урока, домашнее задание
































































































Классификация уроков нетрадиционной формы


Типы уроков

Формы


уроков


Уроки формирования новых знаний


Уроки обучения умениям и навыкам


Уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений


Уроки проверки и учета знаний и умений


Комби­нирован­ные уроки


уроки лекционной формы,


практикумы , сочинения, уроки-диалоги,

семинары внеклассного чтения ,

повторительно-обобщающие


зачетные викторины,

конкурсы,

смотр знаний,




Формы уроков


уроки- экспедиции, (путешествия),

уроки- исследования,

уроки- инсценировки,

учебные конференции («пресс-конференции»), интегрированные




сочинения ,

уроки- диалоги,

уроки с ролевой, деловой игрой


диспуты, игровые - КВН, «Что? Где? Когда'» , «Поле чудес», «Счастливый случай»,

интегрированные,

театрализованные (урок-суд),

уроки-консультации,

уроки-конкурсы,

уроки-соревнования




смотр знаний, защита творческих работ, проектов, творческие отчеты











Анализ педагогической литературы позволил выделить не­сколько десятков типов нестандартных уроков. Перечислим наиболее распространен­ные типы нестандартных уроков.


1.Уроки-«погружения»

2. Уроки — деловые игры

3. Уроки — пресс-конференции

4. Уроки-соревнования

5. Уроки типа КВН

6. Театрализованные уроки

7. Уроки-консультации

8.Компьютерные уроки

9. Уроки с групповыми формами работы

10. Уроки взаимообучения учащихся

11. Уроки творчества

12. Уроки-аукционы

13. Уроки, которые ведут учащиеся

14. Уроки-зачеты

15. Уроки-сомнения

16. Уроки — творческие отчеты

17. Уроки - формулы


18. Уроки-конкурсы

19. Бинарные уроки

20. Уроки-обобщения

21. Уроки-фантазии

22. Уроки-игры

23. Уроки-«суды»

24. Уроки поиска истины

25. Уроки — лекции «Парадоксы»

26. Уроки-концерты

27. Уроки-диалоги

28. Уроки «Следствие ведут знатоки»

29. Уроки — ролевые игры

30. Уроки-конференции

31. Уроки-семинары

32. Интегральные уроки

33. Уроки — «круговая тренировка»

34. Межпредметные уроки

35. Уроки-экскурсии

36. Уроки-игры «Поле чудес»

Домашнее задание:

К дидактическим приёмам, повышающим эффективность домашней работы, способствующим углублению и упрочению знаний учащихся, относятся следующие:


  • в процессе учебной работы над новым материалом обращать внимание учащихся на те вопросы, которые будут служить предпосылкой для успешного выполнения домашнего задания;

  • не сводить домашнее задание исключительно к репродуктивной (воспроизводящей) деятельности, а включать в него вопросы и положения, требующие от учащихся размышлений и творческих усилий;

  • по возможности дифференцировать домашнее задание, давать задание дополнительные или повышенной трудности для тех, кто обнаруживает способности и стремление к более углублённому изучению предмета;

  • давать рекомендации по рациональному подходу к выполнению домашней работы;

  • приучать учащихся к активному воспроизводству изучаемого материала и самоконтролю за качеством его усвоения.


Виды домашних заданий

I.  К урокам изучения нового материала

1)   Заучивание материала учебника и его пересказ;

2)   Доработка материалов урока составлением рисунков, чертежей, знакомство с материалом, намеченным к изучению на следующем уроке;

3)   Сбор материалов из дополнительных источников;



II. К урокам обобщения

1)   Ответы на специально поставленные вопросы учителя;

2)   Подготовка к ответу по заданию и плану, данному учителем;

3)   Самостоятельное составление плана ответа по какой-то теме или подготовка по этому плану;

4)   Выделение в тексте основного и второстепенного материала;

5)   Самостоятельное доказательство того или иного частного положения или доказательство, аналогичное тому, которое давалось в классе при измененных буквах или положения чертежа;

6)   Подборка дополнительного материала по теме;

III.К урокам обучения применять знания

1)   Практические работы (изготовление пособий, карточек, таблиц );

2)   Решение задач, аналогичных классным;

3)   Решение задач нестандартных;

4)   Решение задач с меж предметными связями;

5)   Самостоятельное составление задач;

6)   Самостоятельное изучение несложного материала;

7)   Работа над ошибками;



IV.   К урокам контроля и проверки знаний

1)   Письменные ответы на вопросы;

2)   Домашняя контрольная работа;

3)   Решение нестандартных задач;



Способы задачи домашнего задания

1.      Выполнить Д. З. по заданному образцу.

На карточке - решение задачи, аналогичной домашнему (слабому ученику)

2.      Самостоятельно изучите материала учебника. Составьте план ответа, определите главное в изучаемом материале. При ответе у доски планом можно пользоваться.

3.      Коллективное домашнее задание. Класс делится на группы по 5-6 человек приблизительно одинаково готовых к работе по данной теме. Каждой группе дается задание.

4.      Добровольно выбранные домашние задания (Решите из упражнений те, что можете решить, но не менее …)

5.      Карточки для слабых учащихся:

- с пропусками, которые нужно заполнить

- с ошибками, которые нужно исправить

- с неоконченными решениями.

6.      На доске чертеж

- составить и решить задачу, аналогичную классной (средним ученикам)

- решить задачу по данным чертежа (она аналогична классной) (слабым ученикам)

- составить возможные задачи к этому чертежу, достраивая, если нужно недостающие элементы (сильным ученикам).

7.      Индивидуальные дополнительные задания (или вместо домашнего задания - слабым ученикам)

8.      Необязательные самостоятельные работы, которые выбирают ученики для внеклассной работы (например, на неделю).

9.      Самостоятельная работа по применению усвоенных знаний в новых ситуациях или по исправлению ошибок, допущенных в контрольной работе.
Способы проверки домашнего задания

1.   У доски ученик решил домашний пример

a)       Фронтально опрашивается, на основании чего вытекает справедливость выполненного после записи условия преобразования, затем - следующего и т.д.

b)      На доске запись решения примера, аналогичного домашнему. Решение закрыто. Фронтально опрашивается порядок выполнения задания с постепенным открытием хода решения

2.     Выяснено, что №… не выполнен или выполнен неверно у многих учащихся

a)    Выполняется этот пример у доски учителем с помощью учащихся, к которым учитель адресует свои наводящие вопросы;

b)  Аналогичный пример выполняется опять же у доски вызванным учеником. Запись по просьбе учителя комментируют с места ученики.

3.     У доски ученик записывает решение задачи или примера. На каком-то этапе его останавливает учитель и просит продолжить решение другого ученика и т.д.



4.     В классе с помощью консультантов проверяется наличие домашнего задания, правильность его выполнения
скачать файл



Смотрите также:
Урока: Цели урока: Тип и вид урока: Методы обучения: Оборудование
182.17kb.
Предмет: алгебра Класс: 9 Тема урока: Формула суммы п-первых членов геометрической прогрессии. Тип урока
60.02kb.
«Лето пришло». Тип урока
43.63kb.
Урока тип урока тема урока. Основное содержание 1 Беседа
113.99kb.
Уроков литературы в 6 классе Учитель: Лось М. В. № Урока тип урока тема урока
113.95kb.
Уроков по истории Казахстана в 6 классе Урок. Тема урока Ключевые цели урока Принципы и порядок достижения требования обучения
149.53kb.
Урока Тема урока Часы Тип урока Основные понятия Введение в предмет 1час
126.54kb.
Урока Кол часов Тема урока. Цели урока. Формы занятий Наглядные пособия Домашнее задание
159kb.
Урока Дата план Дата факт Тема урока Тип урока Элемент содержания Требования к уровню достижений
299.92kb.
Урок учитель математики Шашолина Е. Ю. Тема урока: Вычитание вида 320 180. Тип урока: комбинированный (изучение нового материала + закрепление). Задачи урока
48.76kb.
Рок по информатике в 3 «А» классе на тему «Алгоритмы» Тип урока: закрепление изученного материала Цели урока: Образовательные: Повторить понятия
45.51kb.
Урок по русскому языку в 7 классе. ( с использованием новой технологии) Тема урока: -не- с разными частями речи. Цели урока: Систематизировать знания о написании -не
54.83kb.