takya.ru страница 1
скачать файл
Организация духовно – нравственного развития и воспитания

в рамках внедрения ФГОС НОО

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» одним из главных вопросов является переход общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Особенность начальной школы как самоценного звена общей системы образования в том, что каждый компонент его содержания является фундаментом для различных образовательных областей и предметов, их составляющих, вносит свой вклад в развитие ребенка и его подготовку к дальнейшему образованию.

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) установлено, что отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня. Для ее организации используются различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики [3].

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой (спортивно – оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество), поэтому могут быть реализованы в любом из видов внеурочной деятельности. Для внеурочной деятельности с младшими школьниками я выбрала духовно - нравственное направление.

В национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача: «…воспитание граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью» [5].

На реализацию этой задачи нацелена программа духовно - нравственно воспитания школьников, в системе которого можно выделить следующие направления деятельности:

— формирование потребности в здоровом образе жизни;

— патриотическое воспитание;

— формирование духовности младших школьников через отношение к литературе и средствам массовой информации;

— эстетическое развитие детей;

— развитие детского общественного движения;

— совместная работа школы и семьи.

Акцент в своей работе я делаю на правовые знания, которые нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл. Таким образом, в школьном правовом воспитании необходима такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.



Цель духовно - нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, превратить во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка; воспитывать такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.

Программа духовно - нравственного воспитания школьников является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий.

Актуальность проблемы

Может возникнуть вопрос: а надо ли вообще изучать со школьниками младших классов духовнонравственные, правовые нормы, может быть, достаточно целенаправленного нравственного воспитания? Известно, что такая точка зрения также существует, однако с ней нельзя согласиться. При всей тесной взаимосвязи нравственных и правовых предписаний правовые нормы обладают своей спецификой, а их знание и усвоение личностью оказывает на нее дополнительное воздействие.

В современном обществе вследствие недостаточного влияния на молодых людей всех социальных институтов (семьи, школы, учреждений культуры, средств массовой информации) воцарились прогрессирующая отчужденность, цинизм, жестокость и агрессивность детей. Сформировавшиеся в детстве эгоизм, лживость, грубость, лень, скрытность, лицемерие вызывают обоснованную тревогу у взрослых.

Знакомство учащихся с правовыми нормами позволяет более успешно решать задачу формирования нравственных свойств личности. Например, изучение системы прав, предоставляемых гражданам, способствует развитию чувства собственного достоинства, а изучение обязанностей - формированию ответственности. Ознакомление с системой запретов, определенных правовыми нормами, позволяет уточнить представления учащихся о зле. Угроза наказания (непосредственного или обращенного на родителей) может стать немаловажным фактором предупреждения совершения детьми общественно опасных действий [6].

Немаловажную роль в раскрытии вопроса играет обращение к нормативно правовым актам международного и федерального уровней: Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о защите прав ребенка, Конституции РФ, Закону РФ «Об образовании», Национальной доктрине образования, Концепции модернизации российского образования и др.

Цели и задачи духовно - нравственного воспитания

Цель программы — формирование нравственных ценностей у младших школьников через систему воспитательных мероприятий; воспитание гуманистически ориентированного человека, обладающего чувством собственного достоинства, осознающего высокую ценность свободы и демократии, граждански активного и законопослушного, уважающего права и свободы любого человека и умеющего их защищать, обладающего юридическими знаниями, необходимыми для интеграции в окружающий мир и успешной реализации жизненных планов.



Задачи программы

Систематизировать знания о праве, законодательстве Российской Федерации, о реально существующем в обществе правопорядке, мерах его укрепления и способах охраны;

Ориентировать на социальную ценность права и строгого правопорядка, отношение граждан к Закону, законопослушное поведение и активное неприятие нарушений правопорядка;

Формировать социально- полезное поведение человека, проявляющегося в умелой реализации своих прав и свобод, ответственном отношении к выполнению обязанностей гражданина России, готовности в различных жизненных ситуациях действовать юридически грамотно, целесообразно, ориентируясь на существующие законы.

Формировать патриотические чувства: любовь к Родине, к земле, где родился и вырос; чувства гордости за свою страну.

Организационно – методические основы

При исследовании и внедрении программы духовно - нравственного воспитания младших школьников в условиях образовательного процесса, я изучала культурологический подход, который раскрывается в трудах В.Г.Воронцовой, И.П.Селезневой, Ю.В.Сенько. Раскрытие сущности и содержания процесса подготовки учителя основаны на положениях теории и истории государства и права, раскрытых в трудах С. Алексеева, В.К.Бабаева, Б.С. Гершунского; осмыслению категории «человек» и сущности человека способствуют идеи, обоснованные в работах И.А. Бердяева, B.C. Соловьева, Е.Н. Трубецкого и др.

Участники проекта духовно – нравственного воспитания – учащиеся начальной школы.

Проект реализуется в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 22».



Срок реализации проекта 4 года.

Организационно-методические условия

Организационно-методические условия осуществления нравственно-правового воспитания следует выделить:

системность и преемственность по годам обучения;

единство словесных и деятельностных форм обучения и воспитания;

стимулирование познавательной активности младших школьников, использование в этих целях разнообразных форм занятий, видов деятельности, дидактических средств;

постоянный контроль учителя за достигаемыми результатами в целях корректировки его дальнейшей работы с учащимися.



Предполагаемые результаты духовно - нравственного воспитания:

освоение учащимися систем ценностей, основанных на многообразии мира;

участие детей в общественной жизни школы;

умение давать детьми оценку всех компонентов жизни, общества, истории, культуры и права;

осознание готовности учащихся реализовывать весь комплекс прав и обязанностей.

Основное содержание программы духовно - нравственного воспитания

Занятия – необычные уроки с традиционным опросом школьников и оценкой их ответов. Занятия - беседы касающиеся личности ребенка, его отношения к другим людям. Обсуждая эти проблемы, дети говорят о собственных взглядах и вкусах. В оценках своего поведения и поведения других людей, своих товарищей они раскрывают свой духовный мир. На занятиях я стремлюсь создать непринужденную обстановку, в которой каждому ученику захотелось бы высказать свое отношение к обсуждаемым вопросам. Мнения не должны делиться на «правильные» и «неправильные». Любое мнение следует выслушивать заинтересованно, доброжелательно. В ходе обсуждения ребенок сам убедится, истинно оно или нет. Обсуждения нельзя превращать в опрос.

Занятия проходят в атмосфере доброжелательности, взаимоуважения и доверия. Разъясняя учащимся те или иные права, целесообразно не только приводить примеры, но и вовлекать их в обсуждение. Просить учащихся привести свои примеры из жизни, литературы, кино. При анализе ситуаций из жизни класса необходимо соблюдать чувства уважения и такта, нельзя допускать унижения учащихся.

Чтобы беседы были интересными, а дети лучше осмысливали ту или иную статью декларации, нравственное понятие, мы стараемся связать их с жизнью детей, класса.

При применении метода примера важно учитывать, что пример взрослого – желанный, но трудный идеал. Осознать и оценить собственные возможности младшим школьникам помогает сравнение себя со сверстниками. Такими возможностями широко располагают детская литература, народные сказки.

Сказочная форма позволяет без излишних нравоучений, иносказательно довести до понимания детей необходимую нравственную идею. Яркие сказочные образы не оставляют равнодушными ни разум, ни сердце школьников, побуждая переживать их вместе с героями сказок радость и печаль, вызывать любовь к добру, дружбе и неприятие зла, ненависти.

Задача занятий – не в заучивании отдельных статей и положений декларации, а в том, чтобы помочь им ответить на вопрос, каким быть человеком и каким строить мир вокруг себя, осознать, что есть добро и что есть зло.

Работая с учащимися, следует иметь в виду, что многие положения декларации покажутся им весьма абстрактными, рассчитанными на взрослых. Поэтому следует умело связать права взрослых с правами ребенка.

Программа включает в себя пять блоков:

Диагностический

Цель: проведение диагностических исследований поведения учащихся и их родителей.

Формы: анкетирование, опрос, тестирование, педагогические наблюдения, беседы.

проведено первичное анкетирование родителей и учащихся, которое координировало практическую деятельность воспитательной работы, тестирование промежуточное, а также контрольное исследование выпускников начальной школы.

Реализацию прав ребенка невозможно добиться только путем принятия правозащитных законов и создания механизмов обеспечения их выполнения. Не менее важным является осознание всем нашим обществом, каждым человеком необходимости решительного устранения из нашего сознания, нашей психологии непризнания ребенка самоценной личностью, имеющей свои права и обязанности. Поэтому, за основу работы я приняла взаимодействие с семьей [1].

С целью выявления информированности родителей по Конвенции о правах ребенка, провела диагностику. На данном этапе работы использовала следующие формы мониторинга:

беседа по изучению идентификации детей и родителей (методика А.И. Захарова);

опросник Басса – Дарки (по методам воздействия на ребенка);

анкета – тест «Хорошие ли вы родители?»

Изучая эмоциональное самочувствие ребенка в семье, проводились беседы с участием педагога – психолога. По изучению социальных и эмоциональных проблем использовалась методика «Карта наблюдения Скотта».

Результат: проведя диагностический анализ, выявлено:
Анализ опросника Басса - Дарки Анализ теста «Стиль воспитания в семье»








Данные первичного опроса являются ярким показателем нарушения прав ребенка со стороны взрослых, в частности родителей.

Таким образом, вся предварительная работа (анкетирование родителей, обработка и анализ полученных данных) подвела нас к следующему этапу – разработке систем мероприятий практической деятельности.



«Воспитание духовности» - работа классного коллектива

Цель: обогащение эмоционального мира школьников нравственными переживаниями, формирование милосердия и толерантности; вооружение учащихся знаниями о морали и нравственных нормах; формирование и развитие личности гражданина как защитника Отечества, а также ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу; развитие детского школьного движения.



Формы проведения мероприятий

Темы мероприятий

Беседа

Азбука этики. Основные понятия этики

Конкурс

«Все привыкли мы к порядку…»,

Ролевая игра

Как я выгляжу

Диспут

Я - личность. Мои роли

Ролевая игра

Устав - основной закон школы.

Беседа с элементами дискуссии

Человек и его имя.

Тренинг

Я и мои друзья.

Брейн - ринг

Верность слову.

Ролевая игра

Речевой этикет.

Круглый стол

Умение общаться.

Ролевая игра

Отзывчивость и доброта.

Тренинг

Формы моральной оценки и самооценки.

Брейн - ринг

Культура поведения человека.

Учащиеся успешно адаптировались в условиях жизни в школьном коллективе, где сформировали такие умения, навыки и привычки, которые облегчили установление контактов, сохранили естественность в общении детей, помогая в создании атмосферы доброжелательности и товарищеского внимания.

«Наши права» - работа кружка

Цель: создание системы гражданского и правового образования в школе путем формирования общественной активности детей в правовом государстве; формирование личности ученика, способного к выполнению социальных ролей; воспитание уважения к закону; создание атмосферы сотрудничества в классном коллективе, а также с педагогами школы и родителями.

Формы: беседы, посвященные знакомству с государственной символикой, коллективные творческие дела, конкурсы рисунков, чтецов, правовые игры.

Результат: программа кружка рассчитана на 4 года обучения. Занятия проводятся один раз в неделю и имеют групповой характер. Состав групп постоянен (18-20 человек), набор детей свободный, при формировании групп учитываются психологический особенности возраста. Количество учебных часов за год: 31 час.

Дети на протяжении учебного года поощряются эмблемами в виде государственного флага. По окончании одной большой темы подводится итог и фиксируются результаты каждого ребенка по активности в данной деятельности. По окончании полугодия вручаются грамоты. В целях эффективности проекта оценивалось наличие проекта на выбранную учащимся тему, анализ тестирования и социальных опросников, а также участие детей в общественной жизни класса.

Правовой ликбез – работа с родителями

Цель: повышение компетентности родителей в нравственно-правовом воспитании школьников, организация сотрудничества школы и семьи по вопросам формирования высоконравственных качеств и культуры поведения учащихся; объединение усилий педагогов и родителей в совместной деятельности по нравственно-правовому воспитанию школьников.

Формы: психолого­педагогическое просвещение родителей, индивидуальные консультации, родительские собрания, тренинги, дни открытых дверей, участие родителей в общешкольных мероприятиях и классных делах, совместные праздники, соревнования, конкурсы, походы, фестивали.

Результат: выстраивая план практической работы с родителями, я исходила из принципа постепенного включения родителей. Использовала стенную печать, папки – передвижки, листовки.



Формы проведения мероприятий

Темы мероприятий

Литературно-музыкальные композиции

«Мы вместе»

Диспут

Знаем ли мы права и обязанности детей

Ролевая игра

Дверь в детство

Диспут

Ответственность родителей за воспитание и развитие своего ребенка

Круглый стол

Умей сказать нет!

Вечер с родителями

Разрешите представиться

Родительское собрание совместно с детьми

«Наши права»

Конкурс сочинений

«Я — россиянин»

Конкурс сочинений

«Мир, в котором я живу»

Взаимоотношения между взрослым и ребенком переходят от авторитарного к демократическому через такие формы работы, где родители и дети – активные участники и где ребенок выступает как полноправная, полноценная личность.

Моя малая Родина – экскурсионная работа

Цель: создание условий для воспитания физически и нравственно здорового, социально адаптированного, самостоятельного гражданина России.

Форма: экскурсии в музеи города, в художественные галереи, пешие прогулки по улицам города, поездка в Национальный Хвалынский парк, в Город – герой Волгоград.

Результат: участие в конкурсе «Мой город», составление альбома «Родина - Балаково», составление презентации «Я люблю эту улицу».

 Образовательные экскурсии для детей дали возможность повышения интеллектуального уровня, развития наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира. 

Формы проведения мероприятий

Темы мероприятий

Посещение музея им. Радищева

Мир красоты вокруг нас

Посещение музея им. Чапаева

Жизнь легендарного комдива

Посещение выставки «Лукоморье»

По сказкам Пушкина

Выставка семейных работ

Я и моя семья

Конкурс рисунков

Моя мама

Посещение театра

Культура в жизни человека

Экскурсионная работа явилась средством снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов. Необходимо также отметить влияние экскурсий на развитие в подрастающем поколении коммуникабельности, самодисциплины.

Образовательные экскурсии - важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально-культурного наследия, формирования ценностных ориентаций, нравственного оздоровления и культурного развития нации, один из путей социализации личности.



Мониторинг эффективности

Ко времени перехода из начальной школы в среднюю ступень учащиеся показали положительные результаты в формировании навыков и привычек нравственно-правового поведения:

знают и выполняют конкретные правила поведения в семье, своем доме, в школе, на улице, в общественных местах;

умеют разъяснять эти правила другим детям, оценивать свои действия, действия других людей и поступки с точки зрения выполнения правил поведения;

умеют выбирать способ поведения в соответствии с существующими правилами, выполняют их;

ценят общественный порядок и деятельность по его охране, стремиться быть организованным и дисциплинированным;

имеют опыт правомерного дисциплинарного поведения, соблюдения правил вежливости в обращении со сверстниками и старшими, добросовестного выполнения своих обязанностей.

Имеют представления о правах человека, признаваемых мировым сообществом

(Всемирная декларация прав человека);

понимают ценность человеческой жизни, здоровья, свободы и достоинства людей, уважают их права;

негативно относятся к жестокости, насилию, национализму, нарушению прав личности;

стремятся знать свои права и обязанности, негативно реагируют на унижение, пренебрежение к себе и другим;

знают способы защиты своих прав, предусмотренных законом, имеют представление о государственных органах, призванных защищать права ребенка.

Имеют представление о Конституции Российской Федерации как основном Законе России, знают государственные символы РФ, понимают термины: закон, конституция, гражданин, государство.



Заключение

Нравственно - правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками и установками. Она шире, чем сфера сознания, так как включает в себя непосредственные действия человека и его поведение (проявление законопослушания, уважения к праву, к закону) в различных, часто непредвиденных жизненных ситуациях. Она предполагает умение и готовность личности решать свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права, не выходя за рамки закона.


Поэтому нравственно-правовое воспитание носит ярко выраженный прикладной характер, решая такие воспитательные задачи, как становление личности, гуманистически ориентированной, законопослушной, обладающей гражданскими чувствами, чувством собственного достоинства, умеющей отстаивать свои права, адаптированной к условиям окружающей жизни.

На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности [3].

Наша работа согласуется с общей тенденцией развития современной школы, представленной развивающим, проблемным обучением, проектным исследовательским подходом. В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования общеобразовательная школа должна формировать «новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции».

Таким образом, работая в направлении правового воспитания, я опиралась на цели образования, которые ориентируют на компетентностный подход к организации учебно -воспитательного процесса.

В ходе реализации программы правового воспитания мы старались развивать межкультурную, коммуникативную, ценностно – смысловую, учебно–познавательную компетенции.

Кроме этого, нравственно- правовое воспитание формирует учебные навыки, которые необходимы для успешного освоения программы любого учебного предмета, и в нем должен быть заинтересован любой учитель. Среди них, в частности, навык устного выступления, для которого требуется умение: аргументировать свою точку зрения; слышать собеседника, уважать его мнение, высказывая свое отношение; вести дискуссию и способность отказываться от своей точки зрения ради истины; самостоятельно выделить в теме проблемные вопросы, поставить их на обсуждение; оценивать свой вклад и вклад товарищей в общую работу в классе, исходя из участия каждого, а также оценить личные качества и поступки свои и других; работать с книгой; систематизировать знания.

Поэтому изучение регулятивных правовых норм имеет важное значение для интеграции личности в современное общество. Эта работа классного руководителя дает положительный результат при внедрении ФГОС НОО.

Литература

Антошин М.К. Герб, флаг и гимн России: изучение государственных символов в школе/ М.: Айрис – пресс, 2006.

Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М.Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию /М.: Вако, 2008.

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития личности гражданина России. Стандарты второго поколения/ М.: Просвещение, 2010.

Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я – гражданин России! классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию/ М.: Вако, 2008.

Постановление Правительства Российской Федерации «О национальной доктрине от 4 октября 2000 г. N 751

Соловей С.А. Реализация Конвенции о правах ребенка в дошкольных образовательных учреждениях/ М.: Педагогическое общество России, 2005.

Степанько С.Н. Обществоведение/ Волгоград: Учитель, 2007.

Черникова Т.В. Система гражданского образования школьников / М.: Глобус, 2006.

Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка/М.: Творческий центр Сфера, 2007.



Электронные ресурсы
effecton.ru › 101.html

niisv.ru › newsection2448
скачать файл



Смотрите также:
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» одним из главных вопросов является переход общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения
164.48kb.
Отчет «О реализации Программы иформатизации школы за I полугодие 2012 года»
261.32kb.
Филипенко Оксана Алексеевна
12.09kb.
П/п Содержание работы
44.47kb.
Закона РФ «об образовании»
333.12kb.
О конкурсном отборе лучших учителей для выплаты денежного поощрения из средств областного бюджета в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
661.79kb.
Российская Федерация Администрация Дубовского муниципального района Волгоградской области
15.83kb.
Жилищная политика через призму деревянного домостроения
31.34kb.
15 апреля 2008 г. N 01/3699-8-32 о представлении отчетной формы ежемесячного наблюдения реализации приоритетного национального проекта
288.48kb.
Оперативная информация о реализации в 2008 году в Тверской области приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России»
70.05kb.
Одним из направлений национального проекта «Образование» является повышение уровня воспитательной работы в школе. Особая роль отведена классному руководителю
155.13kb.
Инновационного педагогического опыта (ипо)
78.61kb.