takya.ru страница 1
скачать файл
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа №11 города Палласовки Волгоградской области



Интегрированный урок информатики и географии

«В СОЛНЕЧНОМ ЦАРСТВЕ,

КОСМИЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕ»

Каширина И. В., учитель информатики

и ИКТ,

Лепёхина Е. А., учитель географии


Палласовка 2007 г.



Цели урока:

1) образовательные: в ходе урока повторить и закрепить знания по теме «Планеты солнечной системы», обеспечить усвоение дополнительных знаний по данной теме; используя компьютер, повторить и закрепить навыки работы с текстом, полученные в 5 классе; подготовить учащихся к изучению физики и астрономии;



  1. развивающие: развивать эмоциональную сферу учащихся, используя иллюстрации, яркие примеры, творческие задания, ИКТ; повышать интерес к предметам;

  2. воспитательные: воспитывать чувство дружбы, умение работать в коллективе, самостоятельно и ответственно готовиться к уроку.

Тип урока: интегрированный обобщающий урок (география — информатика)

Оборудование: медиапроектор, компьютерный класс, диск с видеофрагментами (библиотека электронных наглядных пособий «География 6-10 класс»), презентация творческих работ « Как я представляю себе Вселенную», тест на компьютере, карточки с заданиями.

Структура урока: 1) оргмомент (2 мин.)

  1. вступление о космическом пространстве (10 мин.)

  2. обобщение (20 мин.)

  3. проверка знаний, умений и навыков (10 мин.)

  4. итог урока, оценки (3 мин.)

Ход урока:

1) Географ: сегодня мы с вами встретились на не совсем обычном уроке.
Информатик: сегодня вы видите перед собой двух учителей и, соответственно, к вам предъявдяются двойные требования.

Географ: для меня важно то, как вы усвоили тему « Планеты солнечной системы».

Информатик: а для меня — то, как вы умеете работать с текстом, используя знания, полученные на уроках информатики.

Географ: на сегодняшнем уроке мы с вами совершим сказочное путешествие в Солнечное царство- космическое государство.

Информатик: ребята, в космос полететь хотите? Тогда приготовьтесь. Сегодня наш отряд юных космонавтов на ракете отправляется в космическое путешествие. Давайте посмотрим на карту путешествия.

Вот на таком корабле нам предстоит облететь вокруг Земли, побывать в гостях у её ближайших

соседей.

Географ: космонавты! Надеть шлемы, пристегнуть ремни, завести моторы! Десять - один - пуск!

(звучит космическая музыка, на экране появляется карта звёздного неба)

2) Информатик: из всех картин природы, развертывающихся перед нашими глазами, самая величественная - картина звёздного неба.



Географ: мы часто любуемся ею в ясные, безоблачные ночи и она будит наше воображение. А не так давно человек получил возможность увидеть картину Вселенной с борта космического корабля и с Луны. Мы можем облететь или объехать весь земной шар, наш мир в котором мы живём. Звёздное же небо - необозримое, бесконечное пространство, заполненное другими мирами. Каждая звёздочка, даже еле заметно мерцающая в тёмном небе, представляет собой огромное светило, часто более величественное, более горячее и яркое, чем Солнце. Но все другие звёзды находятся от нас несравнимо дальше Солнца и потому кажутся слабо светящимися точками. Информатик: Что это за миры, как далеки они от нас и как измеряются расстояния до них? Как произошли они, как устроены, что было с ними в прошлом и что произойдет в будущем? На все эти вопросы отвечает астрономия — наука о Вселенной. Когда же и как зародилась эта наука?

3) Географ: как в древности люди представляли себе Вселенную?


Давайте проведем блиц - опрос.

Посмотрите на нашу карту путешествий, сколько на ней звёзд! Они задают нам вопросы, (проводим блиц - опрос)

Информатик: Так представляли себе Вселенную в древности, но с тех пор знания людей о Вселенной стали гораздо больше. Как вы представляете себе Вселенную? Давайте посмотрим презентацию ваших творческих работ (просмотр презентации)

Географ: Образ Вселенной можно создать не только при помощи рисунков, но и с помощью слов. Один из таких образов нам представит Беликова Ирина ( читает сказку « Фантастическое представление о планетах, как о живых существах»). Информатик: Летим, красота! Кругом звёзды, планеты. а какие планеты вращаются вокруг Солнца? У каждой из них, как и у нас с вами, есть свой точный адрес. Какой же адрес у Земли, планеты на которой мы живём? Давайте спросим об этом саму Землю, ведь в нашем сказочном царстве, космическом государстве возможны любые чудеса. (показ видеофрагмента « Земля»)

Земля: Слышу, слышу... отвечу вам, хоть и некогда мне разговаривать: кручусь, верчусь без отдыха день и ночь. Мой родной район Солнечная система. Своё название она получила в честь щедрого светила Солнца, которое сияет в самом её центре и одаривает теплом и светом всех, кто живёт в этом районе. А какие планеты ближе всего к Солнцу? (ответы учащихся).

Мы все безостановочно вращаемся вокруг Солнца, каждая по своей дороге-орбите, много-много тысячелетий подряд. И чем дальше находится планета от Солнца, тем длиннее её орбита. Самая короткая - у Меркурия, а самая длинная - у Плутона.

Географ: послушай, Земля, не скучно ли вам путешествовать в одиночестве по длинным космическим дорогам?

Земля: мы вовсе не одиноки, почти у всех планет есть спутники. Как называется мой спутник?



Информатик: Земля, а где находится твой район - Солнечная система, в каком городе? Земля: в городе, который называется Галактика. И таких районов в ней бесконечно много. Это далёкие огни моего города. С Земли они кажутся крошечными искорками, а на самом деле каждая звезда - громадное Солнце, и, возможно, у многих из них есть свои планетные семьи. Географ: а много ли таких городов на свете?

Земля: да, звёздных городов, как моя Галактика, огромное количество. До сих пор никто не знает, сколько их. И все они находятся в стране, которая называется Вселенная. У неё нет начала и нет конца. Мою страну даже мысленно невозможно не объехать, не облететь - такая она громадная.



Информатик: слышали, ребята, что ответила Земля? Вселенная, или, как мы говорим, космос, действительно необъятна. Но пройдёт много- много лет, и люди будут летать к далёким звёздным городам. Но как бы далеко человек не оказался от родного дома, он всегда будет помнить адрес своей планеты .Посмотрите на этот конверт, так выглядит космический адрес Земли, (на экране появляется конверт с космическим адресом Земли).

Географ: космонавты," летим дальше. Что вы видите? Венеру! Сейчас выйдем, отдохнём, подышим свежим воздухом, позагораем ... Как вы думаете, сможем мы это сделать? Давайте спросим это у самой Венеры (видеофрагмент о Венере)

Венера: я, Венера, такая яркая, что сияю даже при свете Солнца в лучах утренней и вечерней зари. Как вы думаете, я звезда? (ответы учащихся)



Венера: да, я вторая планета нашей Солнечной системы. Как и другие планеты, я сама не свечусь, а только отражаю солнечный свет, поэтому кажусь серебристым, блестящим шаром. За блеск и красоту меня часто называют утренней звездой. В честь кого я получила своё название? (ответы учащихся).

Венера: как вы думаете, похожа ли я на Землю? Что у нас общего? (ответы учащихся).

Венера: правильно. Также как и Земля, я имею газовое покрывало. У меня оно особенно толстое и плотное, поэтому моя поверхность нагревается сильнее, чем на других планетах. У меня на планете круглый год жаркое лето. Причём такое жаркое, что металлы свинец и олово можно было бы черпать вёдрами, словно воду. Вы спросите, если на Венере не падает снег, то, может быть, идёт дождь? Вы видели, что происходит с каплями воды, когда они попадают на горячую плиту? Они вскипают и тут же исчезают: вода испаряется и улетучивается. Я во много раз горячее плиты, и поэтому вся вода давным-давно испарилась, и на моей поверхности нет ни капли. Как вы думаете, можно ли на моей поверхности прогуляться по лесу, собрать грибы и ягоды? (ответы учащихся).

Венера: я с вами вполне согласна. Действительно мой ландшафт не очень привлекательный. На многие километры тянутся каменистые пустыни. Да и Солнце, если бы вы жили на Венере, никогда не увидели. Атмосфера моя очень плотная и плохо пропускает свет, поэтому на планете всегда пасмурно. « Скучная планета», - скажете вы, но не торопитесь. Я полна загадок и тайн. Много раз ко мне прилетали автоматические разведчики, но ученые мечтают отправиться ко мне в гости сами и увидеть Венеру собственными глазами. Ребята, подрастайте быстрее, изучайте разные науки и прилетайте ко мне в гости, и я вам открою все свои тайны. До встречи!



Географ: ребята, если вы внимательно слушали рассказы планет, то вы поняли, что у Земли есть планеты - соседи. На « Второй Кольцевой улице» живёт Венера с одной стороны от Земли, а с другой стороны, на « Четвёртой Кольцевой улице», живёт Марс. Вот к нему мы сейчас и полетим.

Как по-другому называют Марс? (красная планета). Вам, наверное, интересно почему? А пусть он нам сам и расскажет.



(видеофрагмент о Марсе)

"Марс: если на ночном небе вы увидите красноватую звездочку, которая как будто вам

подмигивает, знайте, это я — планета Марс, ближайший сосед Земли. Из планет земной группы я самый дальний от Солнца. Как вы думаете, какие условия царят на моей поверхности? Что захватить с собой в дорогу: купальный костюм или шубу?

(ответы учащихся).

Марс: вы правы! Ни шуба, ни купальный костюм вам не пригодятся. Днём на моей планете жарко, а ночью - мороз. Для прогулок по мне в любое время года подходит только одна одежда - скафандр. Почему?

(ответы учащихся).

Марс: на Земле человек и все живые существа дышат кислородом, а мой воздух состоит из вредного углекислого газа. Если бы вы глотнули моего воздуха, сразу бы задохнулись. А как вы думаете, есть ли вода на моей поверхности? В каком состоянии она находится?

(ответы учащихся).

Когда-то давным-давно воды на планете было, как и на Земле, много. Текли реки, огромные марсианские впадины заполняли моря и океаны, но реки высохли, моря опустели. Почему так случилось, куда исчезла вода, неизвестно. Ну а красным я кажусь из-за своей почвы. Моя поверхность красно-бурого цвета потому, что содержит много железа. И небо у меня не голубое, как на Земле, а тускло-розовое из-за частичек красноватой пыли, которая постоянно находится в воздухе. Если бы вы отправились в путешествие по Марсу, то увидели бы глубокие долины, кратеры потухших вулканов, русла высохших рек. У меня самые высокие горы во всей Солнечной системе. У меня много загадок, но самая интересная из них — есть ли на моей планете жизнь, как на

Земле. Роботы, прилетавшие ко мне, к сожалению, не сумели ничего узнать, и поэтому земляне

собираются лететь ко мне в гости сами, чтобы я мог раскрыть им все свои тайны.



Информатик: ребята, я надеюсь, вам понравились рассказы планет. А ещё полетать хотите? Тогда полетели на Меркурий!

(видеофрагмент о Меркурии)

А вот и он сам. Пусть он нам о себе расскажет.



Меркурий: в солнечной планетной семье я самый маленький. Моя орбита находится ближе всех к Солнцу, поэтому тепла и света мне достаётся в шесть раз больше, чем Земле. Какие погодные условия царят на моей планете?

(ответы учащихся)

В полдень температура поднимается до 420 градусов, моя поверхность раскаляется так, что на ней можно печь пироги без всяких духовок и сковородок. Но делать этого не советую: пироги всё равно сгорят. Зато ночью начинается мороз до — 180 градусов. Но мороз вовсе не означает, что пришла зима. Смены времён года у меня не происходит. И на санках вам кататься бы не пришлось, у меня нет воды, а поэтому никогда не идут дожди и не падает снег. Ураганов и ветров тоже не бывает. Как вы думаете, почему? Есть ли у меня атмосфера? Никто из людей ещё не прилетал ко мне в гости. Автоматические разведчики с Земли сфотографировали меня несколько раз. И оказалось, что я похож на Луну, но это сходство только внешнее. У меня ещё много секретов, но расскажу я о них только тогда, когда вы прилетите ко мне в гости в следующий раз.



Географ: а с остальными планетами вы познакомитесь подробнее в курсе физики и астрономии.

Пока же, давайте посмотрим, как они выглядят из космоса.



(видеофрагменты Юпитера, Сатурна, Урана, Нептуна, Плутона)

4) Информатик: ну, что, много интересного вы сегодня вспомнили? А теперь ответьте на наши
вопросы.

(тест на компьютере)



5) Географ: подведём итог урока.
скачать файл



Смотрите также:
«в солнечном царстве, космическом государстве»
83.63kb.
Презентация детской общественной организации
20.98kb.
Шарлоткадляцар я
69.24kb.
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеб засевали
104.06kb.
Царевна-лягушка Русская народная сказка
74.87kb.
В некотором царстве, в некотором государстве появился рассказ не от нас, как жили два брата: один богатый, а другой бедный. Вот они прожили несколько лет
56.14kb.
Корональная ударная волна в солнечном эруптивном событии 13 июля 2004 г.: возникновение и связь с радиовсплеском II типа
15.07kb.
Тема: «Невероятно загадочный мир космоса»
76.17kb.
Съедобные и несъедобные грибы
116.24kb.
Что такое Конституция? Назвать формы правления в государстве?
9.62kb.
Интернет-викторина «в царстве аида» 6 класс
14.1kb.
О каком космическом теле мы сегодня будем говорить
32.14kb.