takya.ru страница 1
скачать файл


1.Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 1 класса разработана на основе:

- примерной программы по музыке Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования»);

В соответствии с Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю).

Предмет музыка в 1 классе начальной школы имеет целью введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:


  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

  • воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

  • освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.

В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются

групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 1 класса начальной школы в форме итоговых тестов в конце каждого раздела -

2 четверть: 8 урок – «Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины»

4 четверть: 32 урок - «Ничего на свете лучше нету». В конце учебного года в форме заключительного урока-концерта (33 урок)

В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство первоклассников с музыкальными традициями, песнями и музыкальными инструментами коренных народов Севера и составляет 10% учебного времени.



2.Общая характеристика учебного предмета

Концепция предметной линии учебников по музыке («К вершинам музыкального искусства») предлагает новый вектор развития музыкальной культуры школьников, направленный на интенсификацию музыкального мышления и творческое проявление ребенка во всех формах общения с музыкой в процессе целостного постижения произведений мировой и отечественной классики.

Это выражается:



  • в логике тематического построения курса, реализующей путь развития музыкального восприятия школьников от отдельных музыкальных образов к целостной музыкальной драматургии произведений крупных жанров и форм;

  • в реализации интонационно-стилевого подхода к отбору музыкального материала, к освоению содержания музыкальных произведений, изучению особенностей музыкального языка;

  • в разнообразии ракурсов постижения фольклорных образцов, в том числе сквозь призму произведений композиторского творчества, как органичной составляющей жизни музыкальных героев, что позволяет раскрыть неразрывную связь народной и профессиональной музыки, опираясь на глубокое знание фольклора композиторами-классиками;

  • в построении творческого диалога ребенка с композитором и исполнителем посредством проектирования музыкальных характеристик «героев» и драматургического развития произведения в опоре на собственный жизненный и музыкальный опыт детей, их воображение, интуицию и фантазию;

  • в методическом подходе к освоению музыкального произведения в процессе создания его моделей: вербальной, графической, пластической, звуковой.

Процесс введения учащихся в мир высокой музыки строится на основе следующих методических принципов:

  • адекватность постижения каждого музыкального произведения природе музыкального искусства, специфике его стиля, жанра, драматургии;

  • освоение интонационного языка музыки как «родного», понятного без перевода;

  • целостность изучения музыкальных произведений как основа гармонии эмоционального и интеллектуального начал в музыкальном развитии ребенка;

  • взаимодействие визуального, аудиального и кинестетического каналов восприятия как фактор индивидуализации процесса освоения ребенком музыкальных произведений.

Погружение ребенка в крупное музыкальное произведение реализуется в программе посредством цикла уроков, каждый из которых становится определенным этапом единого творческого процесса: уроки знакомства с основными темами-образами произведения, уроки осмысления развивающих этапов «музыкальной истории», обобщения пройденного. Это позволяет тщательно изучить музыкальное произведение от начала до конца, углубляться в изученный материал, возвращаясь к нему с новых позиций, проверять правомерность гипотез, высказанных детьми на предыдущих занятиях. При этом каждое новое произведение осваивается в сравнении с ранее пройденными и «готовит почву» для усвоения последующих произведений, что способствует формированию целостности музыкальной культуры ребенка.

Социальную значимость музыкальных занятий усиливает публичное исполнение детьми оперной и симфонической музыки. Конкурсы «дирижеров» и эскизные постановки оперных сцен – это и праздник музыки, и своеобразный отчет о проделанной работе в классе, и продолжение обучения, поскольку только в условиях концертного исполнения музыки для других в полной мере выявляются ее коммуникативные функции – возникает общение с публикой посредством музыки. Качество знания и понимания учащимися музыки, уровень их исполнительской культуры создают предпосылки для творческих контактов с профессиональными музыкантами – носителями академической музыкальной традиции. Все это усиливает эмоционально-художественное воздействие музыки на детей, формирует у них ощущение успешности обучения, стимулирует интерес к музыке и индивидуальное творчество

3 Место предмета в учебном плане

Программа «Музыка. К вершинам музыкального искусства» для учреждений общего начального образования составлена в соответствии с объемом учебного времени, отведенным на изучение данного предмета в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в 1 классе 33 часа.

Урок музыки поддерживается разными формами внеурочной музыкальной деятельности школьников: вне школы – экскурсиями в музеи, на выставки, посещением концертов, спектаклей; в школе – кружками (например, электронного музыкального творчества, сольного и хорового пения, инструментального музицирования), студиями (музыкально-театральной) и другими творческими объединениями учащихся. Их работа создаст благоприятную среду для творческого самовыражения ребенка, расширит границы его познавательной активности, общения со сверстниками и учителями. В рамках данной программы предлагаются следующие направления внеурочной музыкальной деятельности учащихся:

«Вокальный практикум» (хоровое, ансамблевое и сольное пение), создающий условия для овладения школьниками культурой вокального исполнительства в различных формах музыкально-творческой деятельности.

«Фольклорное творчество», раскрывающее народные обряды и традиции, верования и представления о нравственных ценностях в синтезе музыкально-поэтической и танцевальной деятельности детей.

«Электронное музыкальное творчество», предполагающее организацию практики музицирования учащихся с использованием современных технических средств создания и воспроизведения музыки (компьютеры, синтезаторы).

«Музыкально-театральная студия», призванная расширить пространство для художественного самовыражения учащихся путем приобщения к театральному искусству в разных видах деятельности.

Большое значение в организации музыкального образования младших школьников имеют проектные работы: «конкурсы дирижеров», инсценировки (эскизное исполнение) опер, фестивали и праздники любителей классической музыки, организация которых предполагает тесную взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности школьников.



4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Российская музыкальная культура  одна из самых ярких страниц мирового музыкального искусства, аккумулирует духовный опыт предшествующих поколений, их представления о красоте, долге, чести, любви к Родине. Раскрытие огромного воспитательного потенциала отечественной музыки обеспечивает приоритет духовно-нравственного развития учащихся, является эффективным путем воспитания национального и гражданского самосознания  гордости за непреходящие художественные ценности России, признанные во всем мире.

Основными ценностными ориентирами содержания предмета являются:


  1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.

  2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии.

  3. Формирование интонационно-слухового опыта школьников, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.

  4. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.

  5. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.

  6. Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные ее виды (дирижирование и режиссура) создает условия для целостного охвата музыкального произведения в единстве его содержания и формы.

  7. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.

  8. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях села, города, района и др.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций младшего школьника.
5.Результаты освоения предмета:

В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие; развит художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов; начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

Обучающиеся научатся воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм. Они смогут воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах.

У них проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми; импровизировать в разнообразных видах музыкально творческой деятельности.

Они смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно творческих ситуаций в повседневной жизни.

Обучающиеся научатся понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности; получат представление об эстетических идеалах человечества, духовных, культурных отечественных традициях, этнической самобытности музыкального искусства разных народов.

Музыка в жизни человека

Обучающиеся научатся:

воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;

ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).



Обучающиеся получат возможность научиться:

реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;

организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать.

Основные закономерности музыкального искусства
Обучающиеся научатся:

соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;

общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.



Обучающиеся получат возможность научиться:

реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.

Музыкальная картина мира

Обучающиеся научатся:

исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

оценивать и соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.



Обучающиеся получат возможность научиться:

адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;

оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека
6.Содержание учебного предмета.

Раздел 1. «Музыка вокруг нас»

      Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.

Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.

Тема полугодия: «Музыка вокруг нас» – 16 часов

Урок 1. И Муза вечная со мной!

Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.

Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Композитор – исполнитель – слушатель.



Урок 2.. Хоровод муз.

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Музыка, которая звучит в различных жизненных ситуациях. Характерные особенности песен и танцев разных народов мира. Хоровод, хор. Хоровод - древнейший вид искусства, который есть у каждого народа. Сходство и различие русского хоровода, греческого сиртаки, молдавской хоры.



Урок 3. Повсюду музыка слышна.

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки.

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками-попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы. Ролевая игра «Играем в композитора».



Урок 4. Душа музыки - мелодия.

Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия).

Песни, танцы и марши — основа многообразных жиз­ненно-музыкальных впечатлений детей. Мелодия – главная мысль любого музыкального произведения. Выявление характерных особенностей жанров: песня, танец, марш на примере пьес из «Детского альбома» П.И.Чайковского. В марше - поступь, интонации и ритмы шага, движение. Песня- напевность, широкое дыхание, плавность линий мелодического рисунка. Танец- движение и ритм, плавность и закругленность мелодии, узнаваемый трехдольный размер в вальсе, подвижность, четкие акценты, короткие “шаги” в польке. В песне учащиеся играют на воображаемой скрипке. В марше пальчики- “солдатики” маршируют на столе, играют на воображаемом барабане. В вальсе учащиеся изображают мягкие покачивания корпуса.



Урок 5. Музыка осени.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.

Связать жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова, детскими песнями. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная форма песен.



Урок 6. Сочини мелодию.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Региональные музыкально – поэтические традиции.

Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. Вокальные импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора». Понятия «мелодия» и «аккомпанемент».



Урок 7. «Азбука, азбука каждому нужна…».

Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки.

Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту.



Урок 8. Музыкальная азбука.

Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки.Запись нот - знаков для обозначения музыкальных звуков.

Музыкальная азбука – взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ.



Урок 9. Обобщающий урок 1 четверти.

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Игра «Угадай мелодию» на определение музыкальных произведений и композиторов, написавших эти произведения. Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 1 четверть.

Урок 10. Музыкальные инструменты.

  • Народные музыкальные традиции Отечества. Региональные музыкальные традиции.

Музыкальные инструменты русского народа – свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр».

Урок 11. «Садко». Из русского былинного сказа.

Наблюдение народного творчества.

Знакомство с народным былинным сказом “Садко”. Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые. На примере музыки Н.А.Римского -Корсакова дать понятия «композиторская музыка».



Урок 12. Музыкальные инструменты.

Народные музыкальные традиции Отечества. Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка.

Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель- флейта, гусли – арфа – фортепиано.



Урок 13. Звучащие картины.

Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка.

Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры разных эпох. Направление на воспитание у учащихся чувство стиля - на каких картинах “звучит” народная музыка, а каких - профессиональная, сочиненная композиторами.



Урок 14. Разыграй песню.

Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении.

Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни Л. Книппера «Почему медведь зимой спит». Выявление этапов развития сюжетов. Подойти к осознанному делению мелодии на фразы, осмысленному исполнению фразировки. Основы понимания развития музыки.



Урок 15. Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины.

Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Наблюдение народного творчества.

Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок.



Урок 16. Обобщающий урок 2 четверти. Добрый праздник среди зимы.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет.

Урок посвящен одному из самых любимых праздников детворы – Новый год. Знакомство со сказкой Т.Гофмана и музыкой балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», который ведет детей в мир чудес, волшебства, приятных неожиданностей.



Раздел 2. «Музыка и ты»

      Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.

Тема полугодия: «Музыка и ты » - 17 часов

Урок 17. Край, в котором ты живешь.

Сочинения отечественных композиторов о Родине.

Россия- Родина моя. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям. Идея патриотического воспитания. Понятие “Родина” - через эмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение к вечным проблемам жизни и искусства. Родные места, родительский дом, восхищение красотой материнства, поклонение труженикам и защитникам родной земли. Гордость за свою родину. Музыка о родной стороне, утешающая в минуты горя и отчаяния, придававшая силы в дни испытаний и трудностей, вселявшая в сердце человека веру, надежду, любовь…Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах.



Урок 18. Художник, поэт, композитор.

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.

Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах. Обращение к жанру пейзажа, зарисовкам природы в разных видах искусства. Музыкальные пейзажи- это трепетное отношение композиторов к увиденной, “услышанной сердцем”, очаровавшей их природе. Логическое продолжение темы взаимосвязи разных видов искусства, обращение к жанру песни как единству музыки и слова.



Урок 19. Музыка утра.

Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.

Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми. Контраст музыкальных произведений, которые рисуют картину утра. У музыки есть удивительное свойство- без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы. Характер музыки особенно отчетливо выявляется именно при сопоставлении пьес. Выявление особенностей мелодического рисунка, ритмичного движения, темпа, тембровых красок инструментов, гармонии, принципов развитии формы. Выражение своего впечатления от музыки к рисунку.



Урок 20. Музыка вечера.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация – источник элементов музыкальной речи.

Вхождение в тему через жанра - колыбельной песни. Особенности колыбельной музыки. Особенность вокальной и инструментальной музыки вечера (характер, напевность, настроение). Исполнение мелодии с помощью пластического интонирования: имитирование мелодии на воображаемой скрипке. Обозначение динамики, темпа, которые подчеркивают характер и настроение музыки.



Урок 21. Музыкальные портреты.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.

Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на стихи А.Барто. Интонационно-осмысленное воспроизве­дение различных музыкальных образов. Тайна замысла композитора в названии музыкального произведения. Отношение авторов произведений поэтов и композиторов к главным героям музыкальных портретов.



Урок 22. Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.

Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации.

Знакомство со сказкой и народной игрой “Баба-Яга”. Встреча с образами русского народного фольклора.



Урок 23. Музы не молчали.

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Тема защиты Отечества.

Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Память и памятник - общность в родственных словах. Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог, сохраняющихся в народных песнях, образах, созданными композиторами. Музыкальные памятники защитникам Отечества.



Урок 24. Мамин праздник.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.

Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена в колыбельных песнях, которые могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки.



Урок 25. Обобщающий урок 3 четверти.

Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 3 четверть.



Урок 26. Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент.

Музыкальные инструменты.

Инструментовка и инсценировка песен. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. Звучание народных музыкальных инструментов.



  • Урок 27. Музыкальные инструменты.

  • Музыкальные инструменты.

Встреча с музыкальными инструментами – арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов - лютня, клавеснн. Сопоставление звучания произведений, исполняемых на клавесине и фортепиано. Мастерство

исполнителя-музыканта.



Урок 28. «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины.

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.

Знакомство с музыкальными инструментами, через алжирскую сказку “Чудесная лютня”. Размышление о безграничных возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия. Обобщенная характеристика музыки, дающая представление об особенностях русской народной протяжной, лирической песни разудалой плясовой. Выполнение задания и выявление главного вопроса: какая музыка может помочь иностранному гостю лучше узнать другую страну? Художественный образ. Закрепление представления о музыкальных инструментах и исполнителях. Характер музыки и ее соответствие настроению картины.



Урок 29. Музыка в цирке.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности.

Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружаю­щего его мира. Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное настроение. Музыка, которая звучит в цирке и помогает артистам выполнять сложные номера, а зрителям подсказывает появление тех или иных действующих лиц циркового представления.



Урок 30. Дом, который звучит.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость.

Введение первоклассников в мир музыкального театра. Путешествие в музыкальные страны, как опера и балет. Герои опер - поют, герои балета - танцуют. Пение и танец объединяет музыка. Сюжетами опер и балетов становятся известные народные сказки. В операх и балетах “встречаются” песенная, танцевальная и маршевая музыка.



Урок 31. Опера-сказка.

Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.

Детальное знакомство с хорами из детских опер. Персонажи опер имеют свои яркие музыкальные характеристики – мелодии-темы. Герои опер могут петь по одному - солист и вместе хором в сопровождении фортепиано или оркестра. В операх могут быть эпизоды, когда звучит только инструментальная музыка.



Урок 32. «Ничего на свете лучше нету».

Музыка для детей: мультфильмы.

Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство с композиторами-песенниками, создающими музыкальные образы.



Урок 33. Обобщающий урок. (Урок-концерт.)

Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 4 четверть и год.

Исполнение выученных песен в течение всего года. Составление афиши и программы концерта

7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

.


Урока


Наименование раздела, темы


Основные виды учебной деятельности обучающихся


1.

Музыка вокруг нас.

Творчество композитора – исполнителя – слушателя.



Три основы музыки.

Песня, танец, марш как три типа связи музыки и жизни. Опосредованное выражение в музыке чувств и мыслей человека (обобщение через жанр). Открытие разных способов исполнения и записи музыки.



«И Муза вечная со мной!»

Слушание:

П. И. Чайковский. «Мелодия».



Хоровое пение: Народные песни по выбору.

Пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения: П. И. Чайковский «Детский альбом»: пьесы «Полька», «Сладкая греза».

Игра на музыкальных инструментах: П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков».

2.

Хоровод муз.

Какие бывают марши?

Марш в музыке народной и композиторской: образное и стилевое разнообразие, особенности музыкального языка и жанровые атрибуты, средства выразительности. Духовой оркестр. Соотношение вступления и основной темы в марше. Особенности маршей П.Чайковского, Л.Бетховена, С.Прокофьева.




Слушание, музыкально-ритмическое сопровождение, пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах:

П.Чайковский. «Марш деревянных солдатиков»

С.Прокофьев. Марш из «Детской музыки». Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам».

Военный и спортивный марши в исполнении духового оркестра по выбору учителя.



Хоровое пение: Кант «Радуйся, Росско зем-

ле!», песни по выбору учителя.



Освоение элементов музыкальной грамоты.

3.

Повсюду музыка слышна.

Кто марширует?

Средства воплощения образного разнообразия маршей: мелодия, ритм, темп, динамика, регистр.

Марш в симфонической музыке: образное содержание, особенности развития. Симфонический оркестр.


Слушание и музыкально-ритмическое сопровождение, пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах:

Л.В. Бетховен. Тема 2 части симфонии №3.

П. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков».

Л.В. Бетховен. Главная тема финала Пятой симфонии.



Хоровое пение: маршевые мелодии.

Освоение элементов музыкальной грамоты.

4.

Душа музыки-мелодия.

Какие бывают танцы?

Танец в музыке народной и композиторской: образное и стилевое разнообразие, особенности музыкального языка и жанровые атрибуты, средства выразительности.




Слушание, музыкально-ритмическое сопровождение, пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах:

П.Чайковский. «Детский альбом»: «Полька», «Вальс», «Мазурка», «Камаринская».

С.Прокофьев. «Вальс» из «Детской музыки».

П.И.Чайковский. «Камаринская»



5.

Музыка осени.

Разнообразие вальсов.

Разнообразие жизненного содержания музыкальных образов в вальсах.



Танцевальная музыка Л.В. Бетховена.

Танец в симфонической музыке: образное содержание, особенности развития. Инструменты симфонического оркестра.




Слушание, музыкально-ритмическое сопровождение, пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения: П.Чайковский. Вальс из балета «Спящая красавица»

С.Прокофьев. Вальс из оперы «Война и мир».



Хоровое пение и пластическое интонирование: побочная тема финала Пятой симфонии Л. Бетховена. Разучивание и исполнение танцевальных мелодий

6.

Какие бывают песни? Русская народная песня. Сочини мелодию.

Разнообразие песен в музыке

народной и композиторской.

Особенности песенных мелодий. Жанры песен и их типичные интонации. Построение песни. Куплетная форма.

Песня без слов.


Слушание и участие в исполнении: Русская народная песня «Во поле береза стояла». Хоровое пение: кант

«Радуйся, Росско земле!», слова колыбельных, потешек, прибауток, закличек для импровизации.

П. Чайковский. «Мелодия» для скрипки

и ф-но, хор «Уж как по мосту, мосточку» из оперы «Евгений Онегин».



7.

Какие бывают песни?

Слова и музыка в песне.

Взаимодействие слов и музыки в песне.



Песенная музыка Бетховена

Песенная мелодия в симфонической музыке: образное содержание, особенности развития. Инструменты симфонического оркестра. Первоначальный опыт выявления характерных особенностей музыки Л.В. Бетховена.



Слушание, пластическое интонирование и хоровое пение: П. И. Чайковский. «Осень».

Л.В. Бетховен. Связующая тема экспозиции финала

Пятой симфонии.


8.

Какие бывают песни?

Пьесы для фортепиано П. И. Чайковского и

С. С. Прокофьева.

Кто написал эти мелодии?

Своеобразие песенных мелодий разных композиторов (Л. Бетховен, П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев).




Слушание, пластическое интонирование и хоровое пение:

П.Чайковский. «Сладкая греза», «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла».

С.С. Прокофьев. «Раскаяние».

Освоение элементов музыкальной грамоты: Построение пьес. Трехчастная форма.

Игра «Кто написал эти мелодии?»

П. И.Чайковский. Главная тема 2 части симфонии № 4.

С.С. Прокофьев. Побочная тема из 1 части симфонии № 7.Л.Бетховен. Связующая тема из экспозиции 4 части симфонии № 5.


9.

Собираем музыкальное произведение Л. Бетховена.

Композиционные функции

музыкальной речи (вступление, изложение, развитие,

завершение).



Слушание, пластическое интонирование и хоровое пение:

Л.В. Бетховен. Экспозиция финала Пятой симфонии, четыре музыкальные темы (вступление, изложение, развитие, завершение).



10.

О чём рассказывает

музыка? Выразительность и изобразительность в музыке.

Слушание:

П. И. Чайковский. «Мужик на гармонике играет», «Песня жаворонка», «Шарманщик».

С. С. Прокофьев. «Дождь и радуга».

Сочинение мелодии музыкальных пьес по их названиям и

иллюстрациям к ним.



Хоровое пение:

М. И. Глинка. «Попутная

песня».

Освоение элементов музыкальной грамоты:

средства музыкальной выразительности.



11.

Музыкальный портрет

Воплощение в интонации внутреннего и внешнего облика музыкального героя.



Слушание, пластическое интонирование и хоровое пение:

П. И. Чайковский. «Мама», «Баба Яга», «Неаполитанская

песенка» и изученные ранее музыкальные произведения.

Хоровое пение:

«Выходили, красны девицы». Русская народная песня.



12.

Герои симфонической сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».

Инструменты симфонического оркестра, их выразительные и изобразительные возможности. Разнообразие движений в музыке

Движение как важнейшая характеристика музыкального образа. Особенности движений в музыке и средства их воплощения.


Слушание, пластическое интонирование и хоровое пение:

С. Прокофьев. Музыкальные образы симфонической сказки «Петя и волк». Вальс из оперы «Война и мир».

Л. Бетховен. Главная тема финала Пятой симфонии.

П. Чайковский. «Мама», «Баба-Яга», «Болезнь куклы», «Новая кукла».

М. Глинка. Попутная песня.


13.

Л. Бетховен. Пятая симфония. Третья часть.

Развитие музыкальных образов в произведении. Повтор и контраст – принципы развития музыки.



Л. Бетховен. Пятая симфония. Четвертая часть

Развитие музыкальных образов в произведении. Повтор и контраст – принципы развития музыки.




Слушание, пластическое интонирование и хоровое пение:

Л. Бетховен. 3 часть Пятой симфонии.

Л. Бетховен. Пятая симфония. Четвертая часть


14.

Как связаны, части в симфонии Бетховена?

Развитие музыкальных

образов в произведении.

Интонационно-тематическое

родство в симфонии.


Слушание, пластическое интонирование: Л.В. Бетховен.

3 часть и экспозиция финала

Пятой симфонии.




15.

П. И. Чайковский. Пьесы из «Детского альбома»

Начальные представления о

композиционных функциях музыки (вступление и завершение).


Слушание и хоровое пение: П.И. Чайковский. Пьесы из «Детского альбома»

«Утренняя молитва», «В церкви».



Освоение элементов музыкальной грамоты: композиционные функции вступление и завершение

16.

П. И. Чайковский.

«Детский альбом»

Начальные представления о

композиционных функциях

музыки: группировка частей

цикла.

Что отличает музыку П.И. Чайковского?

Своеобразие музыкальной речи П.И. Чайковского.



Слушание, пластическое интонирование и хоровое пение:

П. И. Чайковский.

«Детский альбом» (пьесы по выбору учащихся)

Освоение элементов музыкальной грамоты:

композиционные функции: группировка частей цикла



17.

Как создается балет?

Своеобразие музыкально-сценических жанров. Музыка как основа синтеза искусств в балете. Создатели балетного спектакля.



П.И. Чайковский. Балет «Спящая красавица» (2 разворота)


Слушание, пластическое интонирование и хоровое пение: П.И.Чайковский. Интродукция, вальс и финал 1 действия из балета «Спящая красавица».

Освоение элементов музыкальной грамоты:

Создатели балетного спектакля.



18.

Как создается балет?

Специфика образов и их взаимодействие в балетной музыке.




Слушание, пластическое интонирование и хоровое пение: П.И. Чайковский. Интродукция, вальс и финал 1 действия из балета «Спящая красавица».

Освоение элементов музыкальной грамоты:

Танцевальное начало в балете: танец-состояние и танец-действие.




19.

М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин» (3 разворота)

Специфика образов и их взаимодействие в оперной музыке.




Слушание, пластическое интонирование и хоровое пение: М. И. Глинка. Интродукция, из оперы «Жизнь за царя».

Освоение элементов музыкальной грамоты:

Ведущая роль пения в опере. Мужской, женский и смешанный хоры.



20.

М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин» (3 разворота)


Слушание, пластическое интонирование хоровое пение и инсценирование: М. И. Глинка. Интродукция, из оперы «Жизнь за царя».


21.

Как создается симфония?

Своеобразие инструментальных жанров.

Специфика образов симфонии и их взаимодействие.


Слушание, пластическое интонирование и хоровое пение: Л. В. Бетховен. 1 часть симфонии № 5 (экспозиция).

Освоение элементов музыкальной грамоты:

Создатели симфонии.



22.

23.


Л.В. Бетховен. Пятая симфония. Первая часть (5 разворотов).

Своеобразие обобщенной сюжетности в симфонии, психологический контекст анализа взаимодействия тем-образов.



Л.В. Бетховен. Пятая симфония. Первая часть (5 разворотов).


Слушание, пластическое интонирование и хоровое пение: Л. В. Бетховен. 1 часть симфонии № 5 (разработка).

Освоение элементов музыкальной грамоты:

Группы инструментов симфонического оркестра.



Слушание, пластическое интонирование, импровизация и хоровое пение: Л. В. Бетховен. 1 часть симфонии № 5(реприза).

Освоение элементов музыкальной грамоты:

Инструменты симфонического оркестра.



24.

Л.В. Бетховен. Пятая симфония. Первая часть (5 разворотов).

Слушание, пластическое интонирование, импровизация и хоровое пение: Л. В. Бетховен. 1 часть симфонии № 5 (кода)

Освоение элементов музыкальной грамоты:

Первоначальные представления о композиционных функциях экспозиции, разработки, репризы, коды.



25.

Где мы встречаемся с балетом, оперой, симфонией?


Слушание и хоровое пение по выбору учеников.

26.

Речь музыкальная и разговорная.

Сходство и отличие музыкальной и разговорной речи: представление о типах интонаций.




Слушание и хоровое пение по памяти учеников.

Освоение элементов музыкальной грамоты:

Интонация в музыкальной речи композитора и исполнителя.



27.

Интонация в речи музыкальной и разговорной

Интонация как носитель смысла в музыке. Представление о синтаксисе, композиционных функциях музыкальной речи. Переинтонирова-ние – изменение смысла в музыкальном высказывании.



Слушание и хоровое пение: С.С.Прокофьев. «Болтунья». Стихи Агнии Барто.

Освоение элементов музыкальной грамоты:

Скороговорка как способ (манера) разговорной и музыкальной речи. Форма рондо.



28.

Музыкальные диалоги

Взаимодействие героев в музыкальных диалогах.



Слушание и хоровое пение: М.И. Глинка. Интродукция из оперы «Иван Сусанин».

Л.И. Бетховен. Главная тема 1 части Пятой симфонии.



Слушание, пластическое интонирование: С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк».

Чтение по ролям и сочинение мелодии: «Солдатушки, браво-ребятушки». Русская народная песня.


29.

Музыкальные диалоги. Сходство и различие музыкальной речи участников диалогов. Типы диалогов.

Слушание, пластическое интонирование: С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк».

Хоровое пение: «Солдатушки, браво-ребятушки». Русская народная песня.


30.

Музыка живёт во времени.

Отличие передачи событий в живописи и музыке. Коммуникатив-ные функции разделов музыкальных форм.



Л. Бетховен. Пятая симфония. Вторая часть

Содержание музыкальных образов второй части, выразительные и изобразительные черты музыки. Взаимодействие тем в двойных вариациях. Этапы развития тем второй части.



Слушание, пластическое интонирование и хоровое пение: Л.В. Бетховен. Пятая симфония. Вторая часть


31

Л. Бетховен. Пятая симфония.

Обобщение жанра симфонии. Представление о содержании и композиционной функции частей симфонического цикла.



Слушание, пластическое интонирование и хоровое пение: Л.В. Бетховен. Пятая симфония

32.

Мир музыкальных образов

Разнообразие образов музыки

М. И. Глинки, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева,

Л.В. Бетховена.

Характерные черты

музыкального стиля

композиторов. Выразительные возможности основных

элементов музыкального

языка и их неразрывное единство

в живой музыкальной речи.



Слушание, пластическое интонирование и хоровое пение: по выбору учащихся

33.

Резерв.





8.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Вид

образовательных ресурсов

Необходимое ресурсное обеспечение

Имеющееся ресурсное обеспечение

Наличие

Средства ИКТ

Компьютер – на рабочем месте учителя. Монитор жидкокристаллический

Да

Кабинет №2 ,№3 (начальные классы)

Колонки

Да

Кабинет №2 ,№3 (начальные классы)

Мультимедийный проектор.

Да

Кабинет №2 (начальные классы)

Интерактивная доска.

Да

Кабинет №3 (начальные классы)

Принтер.

Да

Кабинет №3 (начальные классы)

Сканер.

Да

Библиотека

Веб-камера

Нет

Кабинет информатики

Цифровой фотоаппарат.

Нет

Кабинет информатики

Видеокамера.

Нет

Кабинет №2 (начальные классы)

Лингафонные устройства, обеспечивающие связь между преподавателем и учащимися

Да

Кабинет информатики

Цифровые образовательные ресурсы

Электронные учебники и тренажёры, в том числе занимательные задания по предмету.

Нет




Электронные хрестоматии и энциклопедии.

Да

Библиотека

Перечень поисковых систем.

Да




Коллекция цифровых образовательных ресурсов.




-

Перечень Интернет-сайтов

Да

-

Интерактивные наглядные пособия (карты, схемы, таблицы и др., с которыми можно работать как на интерактивной доске, так и на персональном компьютере.

Нет

Интерактивные наглядные пособия

Экранно-звуковые средства


Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

Нет




CD-диски с фильмами и мультфильмами, соответствующими тематике учебных курсов.

Нет





Учебно-методические комплекты по музыке (учебники, рабочие тетради, музыкальные хрестоматии, блокноты и др.) для 1-4 классов

Да

Кабинет №3 (начальные классы)

Программно-методические материалы: Программы по музыке; Нотные хрестоматии, Фонохрестоматии (в том числе в цифровой форме)

Да

Кабинет №3 (начальные классы)

Методические пособия (рекомендации к проведения уроков музыки)

Да

Кабинет №3 (начальные классы)

Музыкальная энциклопедия (в том числе в цифровой форме)

Да

Кабинет №3 (начальные классы)










Книги о музыке и музыкантах (в том числе в цифровой форме)

Да

Кабинет №3 (начальные классы)

Стандарт начального общего образования по образовательной области «Искусство»

Да

Кабинет №3 (начальные классы)

Дидактический раздаточный материал.

Нет




Музыкальные инструменты. Простые музыкальные инструменты (гонги, ксилофоны, тамбурины, треугольники, ударные инструменты, деревянные ложки).

Нет




Портреты русских и зарубежных композиторов

(в том числе в цифровой форме)



Да

Кабинет №3 (начальные классы)

Таблицы по музыке: нотные примеры, тексты песен, музыкальные инструменты

Нет




Музыкальный календарь

Нет




Дидактический раздаточный материал: карточки по музыкальной грамоте и хоровой работе

Нет




Хрестоматии музыкального материала к учебникам (в том числе в цифровой форме)

Да

Кабинет №3 (начальные классы)

Сборники песен и хоров (в том числе в цифровой форме)

Да

Кабинет №3 (начальные классы)

Фортепиано (баян).

Да

Кабинет №3 (начальные классы)

Музыкальный центр

Да

Кабинет физики

Видеомагнитофон/видеоплеер CD / DVD-проигрыватели

Да

Кабинет №3 (начальные классы)

Компьютер со звуковой картой и музыкально-программным обеспечением

Да

Кабинет №3 (начальные классы)

Телевизор

Проектор для демонстрации слайдов



Да

Да


Кабинет физики

Кабинет №2 (начальные классы)



Комплекты аудиокассет и CD-R по темам и разделам курса для каждого класса

Да

Кабинет №3(начальные классы), библиотека

Произведения пластических искусств, иллюстрации к литературным произведениям

Нет




Театральные куклы

Нет




Атрибуты народных костюмов народов России и народов мира

Нет




Звучащие игрушки

Да

Кабинет №3(начальные классы)

скачать файл



Смотрите также:
В соответствии с Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа
423.87kb.
Рабочая учебная программа по музыке для 1 класса
311.97kb.
Босова Л. Л., учебник «Информатика 5», М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009 (основной); Макарова Н. В., учебник «Информатика 5-6», Питер 2006 год
230.15kb.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Объём учебного времени в 3 классе составляет 68 часов
268.84kb.
Данная программа составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания физического образования для основной школы, в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений 2004г
167.68kb.
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Математика»
530.2kb.
Пояснительная записка Рабочая программа по музыке для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с учебным планом мбоу «Погромская сош»
375.92kb.
В 11 классе предполагается выделение на изучение предмета «Православная культура» 1 час в неделю. Общий объем учебной нагрузки составляет 34 часа
8.15kb.
Пояснительная записка к учебному плану
335.26kb.
Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта полного общего образования на профильном уровне
138.99kb.
Самостоятельная работа студентов
39.96kb.
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство»
336.5kb.