takya.ru страница 1
скачать файл
СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ГИПЕРТЕКСТА ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ниматулаев Магомедхан Магомедович (mshru@mail.ru) 8-909-157-67-37 канд. пед. наук. ФГОБУ ВПО Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, доцент. Кафедра «Информатика и программирование».

Аннотация

В статье раскрывается проблема разработки электронных образовательных ресурсов, образовательных Web-ресурсов. В основе образовательного Web-ресурса лежит гипертекст, который имеет определенные преимущества при организации учебной деятельности. Определены основные компоненты гипертекста и принципы его построения. Рассмотрены общие требования к образовательному Web-ресурсу, и этапы создания образовательного Web-ресурса.



Ключевые слова

Образовательный Web-ресурс, гипертекст, гипермедиа, электронный учебный ресурс, Интернет, MS Word, Web, HTML.


STRUCTURE AND PRINCIPLES OF EDUCATIONAL HYPERTEXT FOR USE IN THE STUDY OF

Nimatulaev Magomedhan Magomedovich (mshru@mail.ru) 8-909-157-67-37 the candidate of pedagogical sciences. FGOBU VPO Financial university at the government of the Russian Federation, docent. Chair of the «Informatics and Programming».



Abstract

The article deals with the problem of developing electronic learning resources, educational Web-resources. At the heart of educational Web-resource is hypertext, which has certain advantages in the organization of training activities. Identifies the key components of the hypertext and the principles of its construction. The general requirements for the educational Web-resource, and steps to create an educational Web-resource.



Keywords

Educational Web-based repository, hypertext, hypermedia, electronic learning resources, Internet, MS Word, Web, HTML.


Техническим новшеством, качественно изменившим мировую инфраструктуру, явилось изобретение гипертекста. В основе гипертекстового представления информации лежит идея расширения традиционного текста, путем введения понятия нелинейного текста, в котором между выделенными текстовыми фрагментами устанавливаются перекрестные связи и определяются правила перехода от одного фрагмента текста к другому. При этом получается сеть, которая называется гипертекстом или нелинейным текстом.

Концепция гипертекста имеет более чем 50-летнюю историю и базируется на нескольких взаимосвязанных понятиях. Введение понятия «гипертекст» и «гиперсвязь» приписывают Т. Нельсону [1]. В одной из своих ранних статей «Информационные системы будущего» он писал: «Гипертекст представляет собой комбинацию текстов, созданную применительно к возможностям ЭВМ обрабатывать и отображать информацию. Гипертекст может отличаться от обычного текста порядком следования материала, элементы гипертекста могут размещаться в виде иерархического дерева или сети организаций (он может иметь несколько уровней краткости изложения и детализации материала), способом представления материала и т.д.».

До начала 1980-х г. гипертекст развивался в основном как экспериментальный метод, и только технологическая революция привела к появлению разнообразных гипертекстовых систем и обеспечила возможность использования их во всех сферах деятельности.

Начало отсчета активного применения гипертекста, как в исследовательском, так и в пользовательском плане, можно считать первую большую конференцию по гипертексту – Hypertext-87 (США).

В настоящее время гипертекстовые системы довольно широко применяются в различных областях образования, в виду тех особых преимуществ, которые и дает нам гипертекст, а именно [2]:


  • Гипертекст можно использовать для автоматизированного обучения. Он позволяет обучаемому просмотреть не только большую группу элементов, но и изучить механизм образования ассоциативных связей.

  • Гипертекст делает возможной навигацию в больших базах данных. Независимо от объема система может обеспечить доступ к необходимой информации, предложить поисковую стратегию, построенную с учетом интересов конкретного пользователя.

  • Служит средством поддержки интеллектуальной деятельности, т.к. дает подсказку о связях каждого аспекта или понятия, чем обеспечивает более легкий доступ к информационным массивам.

  • Практически не ограничивает области применения и направления деятельности.

  • Организует информацию по семантическим критериям, благодаря чему возникает эффект объективной информационной среды.

В сфере обучения можно выделить следующие преимущества гипертекстовых систем:

  • Изучение материала, построенного по принципу гипертекста, удобно для восприятия и оказывает положительное влияние на запоминание основного материала.

  • Дает пользователю «живую», динамическую систему, в которой имеются разные возможности, и при этом позволяют ему, как быть самостоятельным в данной системе, так и активно действовать.

  • Повышает интеллектуальный уровень обучаемых.

Одно из основных преимуществ гипертекстовой технологии – представление информации, в наибольшей степени соответствующей человеческому восприятию и осмыслению. В связи с этим можно выделить несколько уровней восприятия одной и той же информации (по крайней мере, текстовой) человеком:

  • понятийный (на уровне отдельных понятий предметной области);

  • денотативный (на уровне отдельных смысловых единиц, отдельных мыслей, денотатов);

  • уровень целостного представления об отдельном документе, структурной единице сложного документа и т.п.

Особенность гипертекстовой технологии заключается в том, что она позволяет одновременно поддерживать все три уровня восприятия, либо легко осуществлять выбор необходимого уровня. Это возможно за счет гибкого механизма связей между частями информации.

Основным компонентом гипертекста является справочная (информационная) статья, состоящая из заголовка (в котором обозначена ее тема), текста и списка ссылок на родственные статьи. Для удобства пользования гипертекст может быть снабжен алфавитным указателем (оглавлением) и списком главных тем.

В заголовке справочной статьи дается наименование объекта, описываемого в статье. Статьи должны быть легко обозримыми, чтобы понять стоит ли их пристально читать или надо перейти к изучению других, близких по смыслу статей.

Суждения, включаемые в текст информационной статьи, могут сопровождаться пояснениями в форме уточнения значений терминов, примерами, доказательствами, сравнениями, оценками. Беглый просмотр текста статьи упрощается, если эта вспомогательная информация визуально легко отличимая по оформлению от основной информации. Например, она может быть набрана мелким шрифтом или печататься отдельным абзацем со сдвигом право относительно основной информации.

Сведения в справочной статье могут быть упорядочены и снабжены подзаголовками, облегчающими беглый просмотр и выборочное чтение. Оформление должно быть таким, чтобы, посмотрев на страницу (экран дисплея), можно было без труда охватить взглядом все подзаголовки.

Список тем на родственные темы представляет собой локальный справочный аппарат. В список ссылок могут вноситься, в частности, заголовки статей на родовые и видовые темы, а также статей, излагающих сведения об участниках и этапах процессов, о фрагментах предметов рассматриваемого класса.

Возможно несколько вариантов оформления списка ссылок на родственные статьи. Согласно первому варианту, заголовки родственных статей размещаются столбцом непосредственно после заголовка рассматриваемой статьи. Для удобства пользования гипертекстом существенно, что бы каждая ссылка печаталась с новой строки, а не в подбор. По второму варианту, ссылки на родственные темы делаются по тексту, как в энциклопедиях: упоминания о родственных объектах даются либо в виде графических выделений (например, курсивом), либо в явном виде – в скобках. Возможен смешанный способ оформления ссылок: часть ссылок размещается после заголовка статьи, а часть – в ее тексте.

Обязательным компонентом гипертекста является список главных тем. В него включаются заголовки всех справочных статей, для которых нет ни ссылок с отношениями «вид- род», ни ссылок с отношениями «часть - целое». Необходимо стремиться к тому, чтобы размер списка главных тем не превышал одной станицы. В идеальном случае он должен составлять 5-7 легко запоминаемых пунктов.

В гипертексте желательно иметь оглавление, которое несет традиционную нагрузку. Оглавление представляет собой алфавитно-упорядоченный перечень названий всех имеющихся в гипертексте статей.

Главной частью гипертекста, служащей основой для систематизации поиска сведений, является его тезаурус. Термин thesaurus был впервые применен в XIII веке флорентийцем Брунетто Латини, как название энциклопедии. Это вполне соответствовало семантике употребленного слова – сокровище, запас, богатство.

Тезаурус гипертекста является совокупностью тезаурусных статей. Каждая из них имеет заголовок и список заголовков родственных тезаурусных статей с указанием типа родства. Заголовок тезаурусной статьи совпадает с наименованием информационной статьи и является наименованием объекта, описание которого содержится в информационной статье. Под объектом понимается предмет, система, процесс, отношение. Любое наименование объекта в гипертексте истолковывается как наименование множества (класса) объектов, соответствующих этому наименованию.

В отличие от традиционных тезаурусов дескрипторов тезаурус гипертекста содержит не только простые, но и составные наименование объектов.

Формирование тезаурусной статьи гипертекста можно интерпретировать как индексирование сведений, вводимых в гипертекст. Полнота связей, отражаемых в тезаурусной статье, и точность установления этих связей в конечном итоге определяют полноту и точность поиска при обращении к данной статье гипертекста.

Основными принципами построения гипертекста являются: принцип общезначимости, принцип объектографии, принцип жизненного цикла.

Принцип общезначимости является основопологающим принципом, на базе которого формируется справочные статьи гипертекста. Согласно этому принципу, в информационную статью следует включать лишь специфические суждения, справедливые относительно всех объектов, соответствующих заголовку статьи. Общие суждения, неспецифические для данного заголовка, должны помещаться в статье по более широкой родовой теме.

Привычная логика человеческого мышления такова, что при работе с фондом или документом специалист, переходящий от текущей темы к родовой теме, ожидает, что получит информацию более общую, чем ту, которую уже получил по текущей теме. При переходе от текущей темы к видовой он ожидает получить специфическую информацию без повторения общих сведений ее родовых тем. Это означает, что информация, относящаяся к нескольким темам, связанным родо-видовым отношением, в идеальном случае должна размещаться в документах с учетом принципа общезначимости, который и должен определить глубину индексирования документов.

Соблюдать принцип общезначимости – это значит размещать информацию в документе точно в соответствии с ее общностью – не выше и не ниже при перемещении по наименованиям классов объектов, связанных родо-видовым отношением.

Принцип объектографии. В гипертексте информация систематизируется не на библиографических принципах, когда единицей описания и хранения является документ, а на принципах объектографии. При этом единицей хранения является информация, извлеченная из различных документов первоисточников и относящаяся к конкретному объекту (классу объектов), который является предметом описания в поисковом образце.

Принцип жизненного цикла. Для любых объектов характерен свой жизненный цикл – совокупность процессов, в которых может участвовать объект от момента его возникновения до момента исчезновения. В традиционной документации сведения о жизненных циклах обычно рассредоточены по всему тексту, попадают в различные главы, параграфы. Поэтому, чтобы получить полное и ясное представление об этапах существования некоторого объекта, требуется просмотреть большое количество информации на эту тему. Часто некоторые фазы жизненного цикла вообще не присутствует в документации, и тогда общая картина существования объекта создается эмпирически, недостающие сведения приобретаются на протяжении ряда лет практической деятельности и составляют индивидуальный интеллект эксперта. В гипертексте систематизация сведений в соответствии с выявленными жизненными циклами возводится в ранг основного принципа построения. Информация о каждом этапе жизненного цикла может оформляться в виде отдельной статьи. Последняя должна иметь ссылку на статью об объекте и наоборот [3].

Дальнейшим развитием идеи гипертекста является гипермедиа. Гипермедиа – это синтез гипертекста и мультимедиа. Среда, которая наряду с текстом включает графику, звуковое сопровождение, видеофрагменты. Переход из этой среды, возможно, осуществлять, используя не элементы текста, а элементы изображения. Возможности гипертекста и гипермедиа эффективно используется для электронных публикаций. Существует множество различных гипертекстовых изданий. Часть из них – это дубликаты обычных бумажных изданий для образовательных целей.

Образовательные ресурсы, созданные с помощью компьютерных технологий, в научно-педагогической среде определяют как: педагогические средства учебного назначения, педагогические программные средства, учебные компьютерные программы, компьютерные учебные средства, электронные образовательные ресурсы, цифровые образовательные ресурсы и т.д. Проанализировав каждое из вышеперечисленных понятий, определим общие требования к электронному образовательному ресурсу:


  1. Электронный ресурс, созданный с помощью компьютерных технологий и хранящийся на электронных носителях (компьютерная сеть).

  2. Использование в электронном ресурсе активного оглавления, связанного с основными параграфами (статьями) ресурса;

  3. Разработка продуманной навигации ресурса;

  4. Использование в электронном ресурсе графических объектов, анимации, видео и т.д.

Образовательный Web-ресурс – электронный образовательный ресурс, построенный на основе преимуществ технологий гипертекста и гипермедиа, расположенный в сети Интернет или интранет.

Качество образовательных Web-ресурсов существенно облегчает и ускоряет процесс овладения теоретического и практического учебного материала, поэтому будущий преподаватель информатики должен быть готов к созданию эффективных образовательных Web-ресурсов, с позиции решения дидактических задач.

При создании простейших электронных образовательных ресурсов достаточно использовать офисное приложение MS Word. Процесс создания можно разделить на следующие этапы:


  • поиск (набор, копирование и т.д.) информации (контента) для наполнения электронного образовательного ресурса;

  • форматирование текста с помощью возможностей текстового редактора Word, определение единого стиля (форматирования) отображения всего документа (шрифт и его размер, межстрочный интервал, способы выравнивания, использование списков, заголовков различных уровней, использование графических объектов, таблиц, графиков и т.д.);

  • структурирование контента в зависимости от цели занятия и в соответствии с тематическим планом учебного курса;

  • конвертирование контента из MS Word в ресурс HTML;

  • организация гиперссылок (внутренние, внешние) для возможности навигации по контенту ресурса.

Содержание:



  1. Нельсон Т. Информационные системы будущего. // Информационный список: сборник материалов. –М.: Воениздат, 1970. –с. 217-288

  2. Водолад С.Н. Изучение методов представления информации в курсе информатики: (На примере гипертекстовых представлений учебного материала по тригонометрии): Дисс… канд. пед. наук: 13.00.02. – М., 2000. – 152 с.

  3. Ниматулаев М.М. Подготовка учителей информатики в педвузе к использованию Web-технологий в профессиональной деятельности. Дис…. канд. пед. наук. М., 2002. – 182 с.






скачать файл



Смотрите также:
В статье раскрывается проблема разработки электронных образовательных ресурсов, образовательных Web-ресурсов. В основе образовательного Web-ресурса лежит гипертекст
98.43kb.
Перечень электронных образовательных ресурсов (эор) доступных и используемых в моу нош №17 станицы Зольской Перечень цифровых образовательных ресурсов для начальной школы Перечень основных поисковых систем сети Интернет
43.34kb.
Примерный перечень цифровых образовательных ресурсов для начальной школы Перечень основных поисковых систем сети Интернет
51.19kb.
Коллекция электронных образовательных ресурсов
166.57kb.
Перечень электронных образовательных ресурсов
59.42kb.
Использование электронных цифровых образовательных ресурсов на уроках истории
293.87kb.
Коллекция электронных образовательных ресурсов
86.1kb.
Перечень электронных образовательных ресурсов, используемых в образовательном процессе моу «сош с. Березина Речка Саратовского района Саратовской области»
154.89kb.
Интернет-ресурсы для образовательных целей
18.09kb.
Обозреватель Microsoft Internet Explorer "объединяет" Web с вашим рабочим столом
147.33kb.
Методическое пособие «Беседы об основах безопасности» Т. А. Шорыгина 2009 г «Учись быть пешеходом»
44.36kb.
Г. В. Алисова прошло очередное заседание
8.4kb.