takya.ru страница 1страница 2страница 3
скачать файл
Государственное учреждение образования

«Гимназия Г.Логойска»

Поурочные разработки

по учебному предмету

«Введение в школьную жизнь»

Подготовила

Буряк Ирина Николаевна

учитель начальных классов

высшей категории

Логойск,2011

Введение
“Вам известно состояние ожидания, когда кончается важная часть, предстоит что-то очень значительное, притягательное, но пока ещё неопределённое. На душе смутно, одолевают самые противоречивые чувства: печаль расставания, радостное нетерпение, опасение неизвестности…, всё так перепутано, трудно… То перевозбуждение, то полная апатия, то вдруг живот болит, то голова, то плакать хочется, то на месте не усидеть, всё из рук валится… Вам знакомо это состояние? Тогда вы легче поймёте ребёнка, находящегося на важном перепутье своей жизни: в промежутке между дошкольным и школьным детством”.

(Цукерман Г. А. , Поливанова К. Н. )
Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь», который поможет шестилеткам безболезненно адаптироваться к новой жизненной ситуации, а учителю – почувствовать себя лучше, мудрее и добрее.

Каждому учителю знакомы трудности в проведении первых уроков с шести - семилетними первоклассниками. Возникает множество вопросов, которые волнуют учителя в течение сентября. Как в промежутке между дошкольным и школьным детством помочь детям построить содержательный образ “настоящего школьника”? Как организовать их деятельность так, чтобы они сохранили чувство новизны, радости от неизведанного мира, в который они вступили, и в то же время приобрели предусмотренные программой знания, умения и навыки? Как облегчить трудный и порой скучный процесс обучения, помочь маленьким школьникам справиться с учебными нагрузками, которые ложатся на их плечи? Как развить в детях учебную самостоятельность?

Эти вопросы я ставила перед собой с первых дней работы в школе. Изучение специальной литературы, свой собственный опыт привели меня к мысли, что очень важны в жизни ребёнка-первоклассника первые уроки.

Ниже предлагаются подробные конспекты занятий, которые не раз проверены мной на практике.

Содержание уроков разработано в соответствии с учебной программой «Введение в школьную жизнь», утверждённой Министерством образования Республики Беларусь (Минск : НИО, 2009).

Предлагаемые поурочные разработки являются примерными и представляют собой описание одного из возможных вариантов построения уроков по учебному предмету «Введение в школьную жизнь».


Третий день

Урок 1

Цель: продолжение знакомства со знаком «Проблема»; упражнять в различении геометрических фигур по трем признакам: форме, цвету и величине; развитие зрительной памяти и произвольного внимания; воспитание аккуратности при выполнении заданий.

Оборудование: счетные палочки; демонстрационные карточки с узорами.

ХОД УРОКА:


  1. Приветствие.

Учитель приветствует всех детей одновременно, наблюдает за тем, как дети в свою очередь приветствуют его.

- Ребята, вспомните, как выглядит школьное приветствие взрослого.

Детям предлагаются ситуации приветствия: учитель входит в класс в роли директора школы, воспитателя детского сада и т. д.

- С каким настроением пришли на занятие?

Закройте глаза. Представьте, что у нас с вами есть корзина со всевозможными фруктами, ягодами, овощами. Кто бы что захотел из неё взять и съесть. Называем по очереди.

(объяснение психолога: Дети, которые называют предметы коричневого цвета, тёмного - сегодня мало настроены на учёбу, снижена умственная активность.)



2.Организационный момент.

- Ребята, вы любите рисовать?

К нам сегодня в гости пришёл художник Весёлый Карандаш.

Закройте глаза (звучит музыка) и послушайте внимательно:

- Жил-был художник Весёлый Карандаш. Он тоже, как и вы, любил рисовать. Больше всего на свете он любил рисовать животных. У него была любимая игрушка маленькая обезьянка, и чтобы обезьянке не было скучно, художник с ней разговаривал, играл и рисовал.

3. ИГРА «Ищи внимательно».

Однажды Весёлый Карандаш предложил обезьянке в течение 10—15 с. увидеть вокруг себя как можно больше:

- предметов одного и того же цвета;

- одинаковой формы (все круглые, квадратные, треугольные);

- одной величины.

- Ребята, давайте поможем обезьянке. Учащиеся отвечают по знаку «Поднятая рука».



4. Работа с набором «Фигуры». Распознавание фигур по трем
свойствам: форме, цвету и величине.


По линейке на листочке

Три соединяем точки –



Треугольник получаем.

Мы его легко узнаем:

Треугольниками - ушки

У котёнка на макушке.

Треугольный «нос» ракеты,

Парус яхты, крыша дома,

«Треуголка» из газеты

И флажок в руках Похома!



Круг – помощник наш и друг.

Ты легко узнаешь круг.

И везде его найдёшь:

Круг на солнышко похож,

На луну, лицо, монету,

На тарелку, на котлету,

И на ягоду черешни,

И на колесо, конечно.

Круглые очки у Даши,

Пуговки на кофте Маши,

Мяч, арбуз, часы, значок

И у хрюшек пятачок!

Влад овал нарисовал –

На яйцо похож овал.

А ещё на дыню, сливу,

Камень на берегу залива,

На приплюснутый кружок

И на сладкий пирожок.

Вот какой чудесный овал

Влад для нас нарисовал!

Вот прямоугольник, дети,

Если посмотреть кругом,

То на нашем белом свете

Всюду мы его найдём.

Стенка дома, дверь, окошко,

Холодильник, стол, кровать –

Мог бы год перечислять,

Всё прямоугольное,

Но засну невольно я.

Посмотрите-ка, ребята!

Вот квадрат. А у квадрата

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Говорил большой квадрат:

«Я квадратам старший брат!»

Мал второй, но гордый тоже:

«Я хоть меньше, да моложе»


Учитель показывает детям разные фигуры.

- Назовите эти фигуры одним словом.

Внимание детей обращается на то, что фигуры отличаются одна от другой, кроме формы и цвета, еще и размером: есть большие, есть маленькие.

Организуется игра «Давайте познакомимся».

При назывании имен фигур отмечается третье их свойство — размер:

«Я — большой желтый квадрат» и т. д.



5. Игра «Флажки». («Солнышко», с. 8.)

Поставила мама

В бутылку с водой

Вишнёвый прутик —

Побег молодой.

Проходит неделя,

И месяц прошёл,

И прутик вишнёвый

Цветами зацвёл.

Я ночью тихонечко

Лампу зажёг

И в банку с водою

Поставил флажок.

Что, если кистями

Флажок зацветёт?

Вдруг вырастет знамя

На будущий год?



Но мама увидела

В комнате свет,

Пришла и сказала:

— Не вырастет, нет!



Она говорила:

— Ты, сын, не грусти!

Ты лучше-ка сам

Поскорее расти.

Вот станешь как папа,

Работать пойдёшь

И знамя большое

В руках понесёшь.



- Что мальчик хотел вырастить в бутылке с водой?

- Давайте рассмотрим восьмую страницу тетради «Солнышко».

- Что бы это значило? И показывает знак «??».

- Ребята, если вы не будете знать, как выполнять задание, вы сразу поднимайте этот знак.

- Кто догадался, что нам нужно выполнить в этом задании?

Дети предлагают варианты формулировки задания.

- Правильно, с правой стороны от точек нарисовать такие же флажки, как с левой.

- Приступим к выполнению первого задания.

- Давайте проверим, все ли вы правильно сделали.

Находятся ошибки, дети отмечают их палочками, считают количество. Ребята оценивают свою работу:

- Почему так много ошибок?

Вывод: «Прежде чем начинать выполнять задание, сначала надо внимательно рассмотреть рисунок».

- Давайте составить алгоритм действия по второму заданию:



  1. определить, из скольких клеточек состоит флажок (из трех по горизонтали и двух по вертикали);

  2. нарисовать от точки верхнюю часть флажка;

  3. определить, из скольких клеточек состоит палочка флажка (из трех);

  4. дорисовать линию натри клеточки вниз от флажка;

5) определить, сколько клеточек должно быть между флажками (одна);

6) закрасить флажки.

Учитель постепенно подводит детей к пониманию смысла планирования. Еще раз обсуждает вместе с ними алгоритм действий, предлагает выполнить задание, оценить свою работу, поставить соответствующий знак в клеточке, провести взаимопроверку в паре. Хвалит детей, которые адекватно оценили свою работу, обращает внимание на тех, которые завысили оценку работы, тактично указывая на ошибки.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Разноцветные флажки

У ребят у наших.

С разноцветными флажками

Весело попляшем!

6. ИГРА «Запомни узор».

- Весёлый карандаш предлагает нам с вами поиграть в игру «Запомни узор». Отсчитайте по 8 палочек. Проверьте друг друга в парах.

- Я вам предлагаю сосредоточиться. Итак, я показываю карточку с узором из палочек несколько секунд, запомните его. Убираю. Вы должны воспроизвести узор, выложив его из палочек на столе.

Как только большинство детей справляется с заданием, учитель предлагает ребятам следующий образец. (Учитывается главное правило дидактики: от простого к более сложному.) Учитель запоминает детей, которые менее успешно выполняют данные задания. Причиной неудач при выполнении данных заданий, как правило, является неразвитость дифференцированного восприятия, малый объем памяти. (Образцы учителя должны соответствовать размеру палочек, с которыми работают дети.





6. Игра-шутка.

Детям предлагается внимательно посмотреть на обезьянку и на минуточку закрыть глаза. Условие — не подсматривать. В это время учитель что-либо изменяет во внешности обезьянки. Учащиеся должны назвать перемены в его облике.



7. Итог урока.

Учитель подводит итог урока:

- Сегодня мы с вами учились планировать работу, распознавать фигуры; выкладывать узоры; продолжали знакомиться со знаком «Проблема».

8. Рефлексия.

- Понравился ли вам сегодня урок?

- Что было интересного на уроке?

- Что помогло вам выполнить трудную работу?

- Нравится ли вам быть школьниками?

Урок 2

Цель: развитие организационных умений; поддерживать порядок на парте и в портфелях, нести дежурство по классу; формирование умения обнаруживать противоречие, рассуждать, делать умозаключение; действовать согласно определенному правилу; учить приемам логического запоминания слов, ввести знак «?!» — «Ловушка».

Оборудование: две бутылки с водой, в одной вода подкрашена; для каждой пары детей по два пластилиновых шарика (З см в диаметре).



1. Организация рабочего места.

- Школьнику необходимо быть не только старательным и внимательным, но и очень аккуратным, следить за порядком на парте, в портфеле.

Учитель показывает, где должны лежать разные вещи, необходимые ученику (тетрадь, ручка, карандаш, пенал), чтобы на уроке не тратить время на их поиски. Вниманию детей предлагается стихотворение Л. Кондратенко «Тарарам»:

Говорят, что по утрам в нашем доме — тарарам.

Отодвинули мы стулья,

заглянули под буфет,

всё вверх дном перевернули —

тарарама в доме нет!

Мы искали до упаду,

но опять сказали нам:

— Эй, друзья, прибрать бы надо,

в вашем доме — тарарам.

- Кого дети искали в доме? Почему они его не нашли? А в доме тарарам был? Что же такое тарарам? Можно ли назвать этих ребят аккуратными?

После обсуждения ответов проводится работа в парах: дети обмениваются портфелями, просматривают, не поселился ли у них тарарам, делают, если это необходимо, замечания относительно порядка в портфелях.



2. Организация дежурства в классе.

Учитель обращается к учащимся с вопросами:

- Кто должен следить за тем, чтобы тарарам не поселился в портфелях?

- Кто должен следить, чтобы он не поселился на парте?

- А кто должен стараться, чтобы он не поселился в нашем классе?

Выслушав ответы, учитель говорит, что для того, чтобы сохранить класс чистым, аккуратным, порядок все должны поддерживать в первую очередь на своем рабочем месте: не терять и не разбрасывать свои вещи, не бросать бумажки на пол, не пачкать парту и т. д. Это должен делать каждый. Но есть дела, которые все ученики сразу выполнить не могут, необходимо выбрать кого-то одного для их выполнения. Какие же это дела? Вытереть доску, помыть тряпку, полить цветы, подмести пол и т. д. Для выполнения таких дел назначаются дежурные по классу.



Работа в группах. Каждая группа получает сюжетную картинку, где изображено одно какое-либо дело, которое должны выполнять дежурные, и продумывает, как показать его безмолвно, чтобы остальные поняли, о чем идет речь. По вызову учителя ребята из групп показывают дела дежурных, а остальные должны составить предложения об этих делах: Дежурные поливают цветы. Девочки вытирают доску и т. д. Этот этап урока завершается назначением дежурных на сегодняшний день.

3. «Экспериментирование». Умение находить противоречие,
рассуждать, делать умозаключения.

Опыт 1. Сохранение количества жидкости. На стол каждой группы дежурные выставляют по две бутылки, наполненные одинаковым количеством воды. В одной из бутылок вода подкрашена. Учитель спрашивает:

- Что можно сказать об этих предметах?

Важно, чтобы в своих ответах дети указали на одинаковое количество жидкости в бутылках.

Далее учитель предлагает ребятам провести эксперимент: «Сначала договоримся «обозначить» бутылки. Бутылку с чистой водой назовем «А», а с подкрашенной — «Б». Договорились? Запомнили? Пусть один из вас осторожно положит на стол бутылку «Б». Ответьте на вопрос: в какой из бутылок воды стало больше?» (Ответы детей по знаку «Поднятая рука».) «В бутылке «Б», — говорит учитель, — воды стало больше? Кто не согласен? Почему вы так решили? Поставьте бутылку «Б» рядом с «А». Что можно сказать о количестве воды в обеих бутылках? Правильно, воды поровну, одинаковое количество воды. Пусть один из вас теперь положит бутылку «А». Где стало воды больше?» (Ответы детей по знаку «Поднятая рука».) Учитель спрашивает: кто не согласен? Почему? Просит доказать.

Задание с сосудами подводит детей к пониманию сохранения количества воды независимо от изменения положения бутылок.

Опыт 2. Сохранение количества вещества.

У каждой пары детей по два одинаковых пластилиновых шарика (приблизительно 3 см в диаметре). Если детей мало, то у каждого ребенка по два шарика.

Учитель спрашивает у детей, что можно сказать об этих шариках. Главное, чтобы в своем ответе дети указали на одинаковое количество вещества (одинаковый вес), зрительно или меряя руками. Далее учитель говорит ребятам: «Представьте, что это тесто. Из него надо сделать пирожки: один пончик и одну лепешку. Пончик готов, а вот лепешку надо сделать. Сумейте договориться, кто из вас сделает лепешку. Ссориться не надо».

Дети сплющивают один из шариков и кладут перед собой. «Как вы думаете, — спрашивает учитель, — в каком из пирожков теста больше? Одинаковое ли в них количество пластилина? Почему вы так думаете? Кто не согласен? Докажите». (Ответы детей по знаку «Поднятая рука».)

Если дети отвечают, что одинаковое количество, то можно спровоцировать: «Посмотрите, какая лепешка — большая, широкая, а шарик — маленький. Вам не кажется, что в шарике меньше пластилина?» Затем учитель предлагает ребятам вернуть лепешку в прежнее положение и спрашивает: «Теперь в шариках одинаковое количество пластилина?»

Пусть теперь другой ребенок сделает лепешку. Учитель задает те же вопросы. Главное, чтобы дети самостоятельно сделали вывод о том, что количество вещества не зависит от его формы.



4. «Веселая азбука». Развитие логического мышления, умения действовать согласно правилу. («Солнышко, 3-я страница обложки».)

Учитель предлагает детям рассмотреть азбуку и выясняет, какие буквы дети знают.

- Ребята, эта азбука непростая, с ней можно поиграть в интересную игру. Игра называется «Кузнечик-путешественник». Решил кузнечик отправиться в путешествие по веселой азбуке. Только прыгать по ней он может не как ему захочется, а по определенному правилу, которое нарушать нельзя. Он может прыгать с одного рисунка на другой только наискосок. Сидит кузнечик рядом с зайчиком, им очень захотелось попробовать йогурта. Как вы думаете, куда им надо сначала прыгнуть, чтоб попасть к йогурту? (Ответы детей по знаку «Поднятая рука».)

- Правильно, сначала к груше или к ослику, а потом они смогут съесть йогурт. Давайте поиграем в эту игру. (Детям даются фишки для того, чтобы можно было обозначить ходы кузнечика.)

Варианты заданий.


  1. Сидит кузнечик около ежика (дети ставят фишку). Попасть ему надо к ели. Как он это сможет сделать? С кем встретится на пути? Сколько ходов ему придется сделать? Дети обозначают путь фишками.

  2. Сидит кузнечик на луке. Подкрепился немного. Попасть ему надо к цыпленку. Как же ему попасть к цыпленку? Сколько ходов ему придется сделать?

  3. Познакомился кузнечике бабочкой. Решили они пойти в гости к шарикам. Как им добраться до них? Сколько ходов им придется сделать?

  4. Встретился кузнечик с котиком. Поговорили о жизни. Потом они решили полакомиться с аистом. Как им добраться до него? Сколько ходов им придется сделать?

5. Игра «Запоминание слов». Развитие произвольного запоминания, умения воспроизводить слова с использованием смысловых связей.

Учитель говорит о том, что, если бы дети знали всю веселую азбуку, они могли бы записать ходы кузнечика, не тратя много слов на их описание. Но заучивание азбуки — задача трудная, здесь требуется хорошая память, поэтому сегодня дети будут учиться правильному запоминанию.

- Ребята, слушайте меня внимательно. Я буду читать слова, вам надо запомнить их как можно больше. Для этого подумайте, как это лучше сделать: среди слов есть такие, которые подходят друг к другу. Итак, слушайте.

Слова для запоминания читаются два раза и каждый раз в одном и том же порядке: удочка, мед, кошка, курица, рыбка, молоко, яйцо, пчела. Затем дети воспроизводят слова в любом порядке. Сначала они будут пользоваться приемом механического запоминания. Поэтому необходимо проговорить слова второй раз и подсказать прием логического запоминания на основе смысловых связей (удочка подходит к слову рыбка). Следующие парные связи дети находят сами (пчела — мед; кошка молоко; курица яйцо). Похвалить детей за сообразительность. Особое внимание уделить детям, которые не проявляют активности. Желательно придумать вместе с детьми медаль «Самый лучший запоминалыцик». Можно предложить им другой набор слов, давая установку на использование приема «смысловой связи» (например: машина — мотор; сад — яблоня; стол скатерть; пол — ковер; птица — гнездо).


скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Вам известно состояние ожидания, когда кончается важная часть, предстоит что-то очень значительное, притягательное, но пока ещё неопределённое
454.37kb.
Перед многими мама очень часть возникает такая проблема: как одеть ребенка? Ведь хочется чтобы это было и модно и красиво и удобно. Поэтому тема мода и дети очень актуальна на сегодняшний день
32.66kb.
Если вы занимаетесь скалолазанием достаточно долго, скорее всего, вам знакомо ощущение, когда что-то не так, как обычно: вы легко переходите от зацепки к зацепке, совершенно не задумываясь
34.31kb.
Уильям Фолкнер
1282.13kb.
И: Здравствуй. Игорь. Скажите, пожалуйста, Вам, я понимаю, 25 лет, да? Р
113.17kb.
Для того что бы быстро похудеть предлагаю Вам всемирноизвестный среди очень узкого круга людей метод снижения веса основанный на обезжиривании организма
8.05kb.
В. Б. Вехов, доцент, кандидат юридических наук, концептуальные вопросы формирования криминалистического компьютероведения
265.93kb.
Вы всё ещё плачете от лука? Тогда мы идём к вам! Читай стр. 2 Здравствуйте! «Моё платье испорчено, на нём пятна йода. Что делать, ведь вечером свидание?!»
35.71kb.
Учимся говорить публично
2344.97kb.
Засуха в США провоцирует панику на рынках продовольствия
30.56kb.
Что вам известно про спид
47.28kb.
Культура повседневного общения
188.86kb.