takya.ru страница 1
скачать файл




Министерство образования Республики Беларусь

Учебно-методическое объединение высших учебных заведений

Республики Беларусь по гуманитарному образованию
УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра образования

Республики Беларусь

___________­­­­­_________________ А.И. Жук _____________________________________


Регистрационный № ТД-__________/ тип.

ВЫПУСК УЧЕБНОЙ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ

Типовая учебная программа

для высших учебных заведений по специальности

1-23 01 08 Журналистика (по направлениям),



направлению специальности

1-23 01 08-02 Журналистика (аудиовизуальная)




СОГЛАСОВАНО

Заместитель Министра информации Республики Беларусь

____________И. Н. Лаптенок

_________________________


Председатель учебно-методического объединения высших учебных заведений

Республики Беларусь
по гуманитарному образованию

_______________ В. Л. Клюня

_______________________________



СОГЛАСОВАНО

Начальник Управления высшего и


среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь

_______________ Ю. И. Миксюк

_________________________________

Ректор Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы»

________________ М. И. Демчук

_________________________________














Эксперт-нормоконтролер

____________________________

_________________________________








Минск 2009



Составители:
Булацкий Вячеслав Григорьевич, заведующий кафедрой телевидения и радиовещания факультета журналистики Белорусского государственного университета, кандидат исторических наук, доцент;
Березовская Елена Александровна, старший преподаватель кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики Белорусского государственного университета.

Рецензенты:
Управление электронных средств массовой информации Министерства информации Республики Беларусь;
Чупринский Андрей Иванович, доцент кафедры кинотелеискусства Учреждения образования «Белорусская государственная академия искусств», кандидат искусствоведения, доцент.
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:
Кафедрой телевидения и радиовещания факультета журналистики Белорусского государственного университета
(протокол № 10 от 30.04.2008);

Научно-методическим советом Белорусского государственного университета


(протокол № 4 от 22.05.2008);
Научно-методическим советом по группе специальностей журналистики Учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию
(протокол № 5 от 23.05.2008).
Ответственные за выпуск: В.Г. Булацкий, Е.А. Березовская
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина «Выпуск учебной телепередачи» входит в цикл специальных дисциплин по направлению специальности 1-23 01 08-02 «Журналистика (аудиовизуальная)».

Цель: закрепить теоретические навыки и освоить на практике технологию создания телепередачи, развитие творческого потенциала студентов при подготовке учебных телевизионных материалов.

Задача дисциплины «Выпуск учебной телепередачи»: научить студентов работать в творческом коллективе, дать представление об основных этапах создания телепередачи, научить студентов работать со звуко- и видеозаписывающей аппаратурой, выполнять монтаж, используя разные компьютерные программы, оформлять авторские материалы для передачи их в эфир, создать учебную телепрограмму.

По окончании курса студент должен:



знать:

– методы работы в кадре;

– правила написания сценарного плана учебной телепередачи;

– возможности программы компьютерного монтажа;

– виды источников информации; возможности музыкального оформления телепередачи;

– процесс озвучивания записанных сюжетов;



уметь:

– определить место журналиста в съёмочной группе;

– сформировать творческую группу среди студентов для создания учебной телепередачи;

– определить все возможные источники информации для подготовки передачи предложенной тематики;

– писать сценарный план телепередачи;

– снять сюжеты для учебной телепрограммы;

– выполнить монтаж учебной передачи;

– скомпоновать авторские материалы и смонтировать их в единую телепередачу;

– подготовить передачу для выхода в эфир;

– оценить качество звука, изображения, работу в кадре, музыкальное оформление, композицию, творческий характер журналистских материалов, культуру речи.

Программой дисциплины «Выпуск учебной телепередачи» в соответствии с типовым учебным планом предусмотрено 110 часов. Из них аудиторная нагрузка составляет 68 часов. Примерное распределение аудиторного времени по видам занятий: 68 часов – лабораторных занятий.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Номер раздела,

темы, занятия

Название темы занятия

Количество аудиторных часов

Лекции

Лабораторные занятия

1.

Формирование творческой группы для создания учебной телепередачи.



4

2.

Выбор темы и формы учебной телепередачи.

Жанр тележурналистики.





8

3.

Работа с источниками информации. Поиск и сбор информации.



8

4.

Сценарный план учебной телепередачи.



8

5.

Работа в кадре. Съемки сюжета в рамках учебной телепрограммы.



14

6.

Монтаж учебной телепрограммы.



14

7.

Текстовое, музыкальное и графическое оформление учебной телепередачи. Подготовка передачи к эфиру.



8

8.

Эфир учебной телепередачи.



4

Всего часов:



68

68



СОДЕРЖАНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Лабораторное занятие № 1

Тема: Формирование творческой группы для создания учебной телепередачи
Цель: научить студентов работать в творческом коллективе, определить место журналиста в съёмочной группе, определить
понятие «универсальный журналист», сформировать творческую группу среди студентов для создания учебной телепередачи (редактор, режиссёр, оператор, ведущий, музыкальный редактор, репортер).
Вопросы:


  1. Редактор.

  2. Режиссёр.

  3. Оператор.

  4. Ведущий.

  5. Корреспондент.

  6. Музыкальный редактор.

  7. Видеоинженер.


Лабораторное занятие № 2

Тема: Выбор темы и формы учебной телепередачи.

Жанр тележурналистики
Цель: выбрать тему и форму телепередачи, темы отдельных сюжетов; определить жанры.
Вопросы:


  1. Выбор темы учебной телепередачи.

  2. Выбор формы учебной телепередачи.

  3. Выбор тем отдельных сюжетов.

  4. Жанр тележурналистики.


Лабораторное занятие № 3

Тема: Работа с источниками информации.

Поиск и сбор информации
Цель: изучить виды источников информации; определить все возможные источники информации для подготовки передачи
предложенной тематики; наладить предварительный контакт с необходимыми источниками.
Вопросы:


  1. Виды источников информации.

  2. Поиск источников информации для подготовки телепередачи.

  3. Особенности первичного сбора информации.


Лабораторное занятие № 4

Тема: Сценарный план учебной телепередачи
Цель: научить студентов писать сценарный план телепередачи, познакомить с видами сценариев; написать сценарный план учебной телепередачи, текст «стэнд-апов».
Вопросы:


  1. Правила составления синопсиса сюжета.

  2. Особенности написания сценария телепередачи.

  3. Написание текста «стэнд-апов».


Лабораторное занятие № 5

Тема: Работа в кадре.

Съемки сюжета в рамках учебной телепрограммы
Цель: научить студентов работать в «команде» с оператором, познакомить с методами работы в кадре, освоить технологию выступления в кадре, снять сюжеты для учебной телепрограммы.
Вопросы:


  1. Работа в «команде» с оператором

  2. Работа с микрофоном.

  3. Запись телевизионных сюжетов.


Лабораторное занятие № 6

Тема: Монтаж учебной телепрограммы
Цель: озвучить записанные сюжеты, скомпоновать авторские материалы и смонтировать их в единую телепередачу; изучить возможности программы компьютерного монтажа, выполнить монтаж учебной телепередачи.
Вопросы:


  1. Изучение возможностей программы компьютерного монтажа.

  2. Монтаж учебной телепередачи.


Лабораторное занятие № 7

Тема: Текстовое, музыкальное и графическое оформление учебной телепередачи. Подготовка передачи к эфиру
Цель: изучить возможности текстового, музыкального
и графического оформления телепередачи, подобрать подходящий музыкальный материал, подготовить передачу для выхода в эфир.
Вопросы:


  1. Текстовое оформление учебной телепередачи.

  2. Музыкальное оформление учебной телепередачи.

  3. Графическое оформление учебной телепередачи.


Лабораторное занятие № 8

Тема: Эфир учебной телепередачи
Цель: посмотреть учебную телепередачу, оценить качество звука, изображения, работу в кадре, музыкальное оформление, композицию, творческий характер журналистских материалов, культуру речи.
Вопросы:


  1. Критерии оценки технической составляющей учебной телепередачи.

2. Критерии оценки творческой составляющей учебной телепередачи.
ЛИТЕРАТУРА
I. Основная


  1. Гаймакова Б.Д., Макарова С.К., Новикова В.И., Оссовская М.П. Мастерство эфирного выступления. – М., 2005.

  2. Ефимова Н.Н. Звук в эфире. – М., 2005.

  3. Зверева Н.В. Школа регионального тележурналиста. – М., 2004.

  4. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ: Учебное пособие. – М., 2004.

  5. Лукина М. Технология интервью. – М., 2005.

  6. Основы творческой деятельности журналиста. – М., 2000.

  7. Ситников В.П. Техника и технология СМИ: печать, телевидение, радиовещание. – М., 2004.

  8. Телевизионная журналистика: Учебник под редакцией Г.В. Кузнецова. – М., 2003.


II. Дополнительная литература


  1. Ванурова Н.В. Психологическая подготовка интервьюеров
    телевидения и радиовещания. – М., 1996.

  2. Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. – М., 2003.

  3. Стральцоў Б.В. Метад и жанр. Асновы творчага майстэрства журналіста. – Мн., 2002.

  4. Утилова Н.И. Монтаж. – М., 2004.

  5. Фихтелиус Э. Десять заповедей журналистики. – Стокгольм, 1999.



скачать файл



Смотрите также:
Выпуск учебной телепередачи типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
89.75kb.
Теоретическая механика типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
90.13kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности
169.2kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по направлению 1-31 01 01 03 «Биотехнология»
68.54kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальностям
166.27kb.
История зарубежной литературы средних веков и возрождения учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальностей
358.31kb.
Рабочая программа для высших учебных заведений по направлению 120300
139.79kb.
1. Законы Хаммурапи (4 часа)
29.99kb.
Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности
398.9kb.
Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / Г. В. Чубков. М.: 2002, 328 с
182.5kb.
Учебник для студентов высших учебных заведений
4808.92kb.
Учебник для студентов филологических и лингвистических факультетов высших педагогических учебных заведений. М. Академия, 2007. 479с
59.82kb.