takya.ru страница 1
скачать файл
М.П. Попова, г. Владимир
Владимирские предприниматели и богоугодные

заведения во 2-ой половине XIX – начале ХХ вв.
(с. 93 - 95)
Традиции благотворительности имеют в России свою длительную историю. Во 2-й половине XIX начале XX вв. с бурным развитием частной торговли и промышленности особенно активно благотворительностью стали заниматься предприниматели.

Наиболее распространенным типом благотворительных учреждений, как по всей России, так и во Владимирской губернии стали заведения для престарелых людей, неспособных к труду. Одним из первых частных богоугодных заведений во Владимирском крае была Блохинская богадельня, открытая в Суздале в 1834 году и рассчитанная на 60 человек. На её содержание московские предприниматели, уроженцы Суздаля В.М. и И.А. Блохины внесли в Московский опекунский совет 100 000 рублей1.

Большое количество богаделен в России было учреждено во 2-й половине XIX в. Так, в 1895 году во Владимирской губернии имелось 40 богаделен, из них 2 земских, 14 городских, 16 частных и 8 духовного ведомства. В богадельнях, содержавшихся на частные средства, находилось 309 чел. (77 мужчин и 232 женщин) и в богадельнях духовного ведомства 174 чел. (8 мужчин и 166 женщин)2.

В ряду значительных пожертвований предпринимателей на городские богадельни следует отметить следующие.

11 января 1876 г. была открыта городская Щеголевская богадельня в Вязниках. Она была построена и содержалась, в основном, на средства, пожертвованные городу вдовой красноярского купца 1-й гильдии И.Г. Щеголева, уроженкой г. Вязников, Т.И. Щеголевой. Ее муж оставил по завещанию значительный капитал в несколько миллионов рублей. У распорядительницы богатого наследства созрела мысль об учреждении на своей родине в Вязниках приюта для нищих и убогих. Она выслала значительную сумму денег на приобретение участка земли и постройку дома для богадельни. К 1876 году был возведен двухэтажный каменный дом, стоивший более 10 000 рублей. Общая сумма затрат на богоугодное заведение составила 25 000 рублей3. Шишкинский дом призрения бедных в г. Суздале был учрежден в память богатого московского купца его вдовой Е.А. Шишкиной и открыт 6 октября 1891 года.

Она выделила на покупку дома, пристройку к нему и обзаведение всем необходимым 40 000 руб., на содержание дома были положены в банк 60 000 рублей4. Суздальский дом призрения бедных состоял в ведении городской думы, помещался в пожертвованном учредительницей каменном трехэтажном здании со строениями.

Содержание его обеспечивалось капиталом в сумме 6 500 рублей. Призреваемые содержались в количестве, не превышавшем 68 человек обоего пола, они пользовались полным бесплатным содержанием платьем, бельем, пищей и медицинским обслуживанием5.

Владимирский 2-й гильдии купец Е.В. Васильев пожертвовал в пользу городской богадельни в память 900-летия крещения Руси 7 750 руб., в том числе: 3 000 руб. на строительство богадельни, более 2 000 руб. на уплату долга, возникшего при ее постройке, банковский билет на 2 500 руб. на вечный вклад, проценты с которого шли на содержание двух коек в указанном заведении6. 9 декабря 1893 г. за эти пожертвования ему было присвоено звание Почетного гражданина г. Владимира.

2-й гильдии купец М.Ф. Сапожников, уроженец города Гороховца, имевший торговые предприятия в городах Поволжья и проживавший в Самаре, занимался благотворительной деятельностью в родном городе. Он регулярно делал пожертвования в пользу богадельни, находившейся при гороховецкой Сретенской церкви. В благодарность за пожертвованные им 4 100 руб. в зале собрания городской думы установили его портрет. 23 января 1885 г. он прислал 1 000 руб. с тем, чтобы проценты с этой суммы выдавались ежемесячно двум престарелым женщинам. За это пожертвование по ходатайству городского управления император дал согласие на присвоение М.Ф. Сапожникову звания «Почетный гражданин города Гороховца». Всего с 1882 по 1888 гг. им было пожертвовано в пользу богоугодного заведения 13 396 руб. серебром7. И в дальнейшем он заботился о богадельне: в 1896 году пожертвовал 2 000 руб. на продолжение постройки нового здания для нее8.

В 1912 году в г. Иваново-Вознесенске на средства, завещанные предпринимателем И.В. Небурчиловым, была построена крупная богадельня на 70 человек. Несколько ранее в этом же городе богатые фабриканты братья Н.Г. и Д.Г. Бурылины, а так же владельцы средних и мелких текстильных предприятий, учредили «Дом призрения бедных горожан». Если в городах в плане общественного призрения промышленники еще могли надеяться на помощь городских дум, то в фабричных поселках они могли рассчитывать лишь на свои силы и средства, учреждая и строя богадельни.

В 1890 году в память о покойном муже Т.С. Морозове его вдова М.Ф. Морозова пожертвовала 350 000 руб. (огромные по тем временам деньги - М.П.) на устройство богадельни с приютом и церковью во имя св. апостола Тимофея в м. Никольском Покровского уезда9. В уставе говорилось: «Цель учреждения богадельни и приюта призрение лиц обоего пола, сделавшихся неспособными к труду вследствие старости, болезни, или увечья, а равно бедных малолетних сирот». В 1906 году в богадельне проживало 274 человека, из них 66 мужчин, 173 женщины, 35 детей10.

В с. Юже Вязниковского уезда текстильные фабриканты Балины построили на свои средства богадельню для престарелых рабочих и служащих11.

О довольно непростых отношениях между учредителями богаделен и земствами свидетельствует история, случившаяся с предпринимателями братьями Тихоном, Кузьмой и Евстигнеем Шорыгиными. В 1866 году они пожелали открыть богадельню в с. Хозникове Ковровского уезда. Владелец села, князь Г.П. Волконский, выделил безвозмездно под ее строительство землю. В день открытия в богадельне помещалось 26 человек, хотя рассчитана она была на 100 человек. Фабриканты, давая деньги, иногда не хотели обременять себя повседневными хлопотами по содержанию богоугодных заведений, поэтому отдавали их в ведение земства. Ковровское земство отказалось принять в свое ведение богадельню Шорыгиных, так как не увидело «определенного расхода на содержание богадельни», и опасалось «вовлечь себя в излишний обременительный налог». Оно полагало оставить только что открывшуюся богадельню в заведывании учредителей минимум на три года, предоставляя им право ежегодно сообщать земскому собранию сведения о приходе и расходе сумм по данному заведению12.

В завязавшейся переписке между Шорыгиными и земцами предприниматели указали, что они пожертвовали капитал в 30 000 руб., проценты с которого, по их мнению, были достаточными, чтобы содержать богадельню. Кроме того, в ее собственность Шорыгины передали 85 дес. земли с лесом, обеспечив ее, таким образом, топливом. Тем не менее, в 1871 году они получили окончательный отказ от ковровского земства. Один из учредителей Кузьма умер, прежде чем в 1872 году Министерством внутренних дел был утвержден устав частной богадельни Шорыгиных13. В 1898 году в ней находилось 17 мужчин и 14 женщин.

Случалось и так, что богадельни, открытые частными лицами, испытывали материальные затруднения. В 1899 году в богадельне, учрежденной А.А. Соловьевым при Успенской кладбищенской церкви в г. Киржаче, содержалось 11 мужчин и 1 женщина. С целью улучшения их питания сажался картофель и имелся огород с другими овощами. Престарелые и неимущие лица содержались здесь на проценты в размере 513 руб. в год с капитала, пожертвованного А.А. Соловьевым и хранившегося в Московском отделении государственного банка. Так как расход на богадельню в 1899 году составил 749 руб. 30 к., то недостающую сумму 236 руб. 30 к. пожертвовала попечительница богадельни жена текстильного фабриканта Мария Недыхляева14.

Во 2-й половине XIX в. во Владимирской губернии при участии предпринимателей богадельни стали появляться не только в городах и рабочих поселках, но и в селах, не имевших крупных фабричных заведений.

Так, в с. Дунилово Шуйского уезда при Успенской единоверческой церкви на средства шуйских купцов А.Я. Балина и Г.Я. Дудина с сыновьями была устроена богадельня для содержания бедных и престарелых лиц женского пола всех сословий. Учредители богадельни были утверждены ее попечителями. На их обязанности лежало делопроизводство по делам богадельни, ведение книг, предоставление годовых отчетов по ней, получение процентов и их расходование на содержание призреваемых и ремонт богадельни, прием и увольнение из нее содержавшихся; покупка, заготовка для них одежды, обуви и продовольствия. В каменном корпусе богадельни имелось 24 светлых комнаты, а в деревянном обширная столовая, кухня с чуланами и надворной постройкой, для больных было устроено особое отдельное помещение. На ее содержание Балин и Дудин пожертвовали в разное время 59 300 рублей. Кроме того, Дудин купил и передал безвозмездно на отопление богадельни лесную дачу Глазиха в количестве 56 дес. земли. В 1899 году в ней содержалось 47 человек15.

Рассматривая данные относительно времени основания богаделен, нельзя не заметить, что важнейшие события в жизни коронованных особ тотчас же отражались на количестве возникавших благотворительных учреждений.

Например, в г. Меленках при Николаевской церкви открылась богадельня, именовавшаяся «Александровской» в память убитого террористами императора Александра II. Она разместилась в деревянном одноэтажном доме стоимостью 2 000 руб., выстроенном на пожертвованные суммы Торговым домом «А.М. Волкова Свья». На содержание богадельни городом ежегодно выделялось 500 руб. в непосредственное распоряжение попечителя богадельни меленковского купца Ф.Ф. Валенкова. В 1899 году в ней содержалось 6 мужчин и 16 женщин16.

В память о спасении царя Александра III и его семьи во время крушения поезда 17 октября 1888 г. возле станции Борки предпринимателем П.А. Соловьевым была устроена богадельня для призрения престарелых и неимущих жителей Киржача, на содержание которой он пожертвовал капитал в сумме 20 000 руб. В 1899 году в ней находилось 10 мужчин и 13 женщин17.

Таким образом, среди представителей третьего сословия было немало людей, широко занимавшихся благотворительностью. В целом, благотворительная деятельность владимирских предпринимателей была схожей с деятельностью предпринимателей других регионов России того времени. Особо значим их вклад в дело учреждения богоугодных заведений. В большинстве случаев без их инициативы и финансовой поддержки вряд ли они могли бы быть открыты и тем более существовать.

Необходимо отметить еще одну особенность. В ряде городов Владимирской губернии богадельни основывались уроженцами данных городов, занимавшихся предпринимательской деятельностью в других населенных пунктах России. Очевидно, ими руководило желание оставить добрую память о себе на своей родине. Благотворительные заведения, как правило, носили имена своих учредителей: Шишкинская и Блохинская богадельни в Суздале, Щеголевская в Вязниках, Небурчиловская в Иваново-Вознесенске.

Горожане со своей стороны ценили вклад предпринимателей в дело устройства богаделен и выступали с инициативой отметить званием Почетного гражданина своего города особо отличившихся. Например, за учреждение и пожертвования в пользу богоугодных заведений звание Почетного гражданина города Суздаля получил В.М. Блохин, города Владимира Е.В. Васильев, города Гороховца М.Ф.Сапожников.

Примечания:


1. Петина Н.Н. Благотворительные учреждения Суздаля (XIX-нач. XX вв.). Материалы исследований. ВСМЗ. Владимир, 1999. Сб. № 5. С.63.
2. ВГВ. 1895. № 29.
3. ВГВ. 1876. № 6.
4. Петина Н.Н. Указ. соч. С.64.
5. ГАВО. Ф.14. Оп.4. Д. 2034. Л.36-36 об.
6. ГАВО. Ф.390. Оп.1. Д.864. Л.3.
7. ГАВО. Ф.14. Оп.3. Д.6457. Л.15-16.
8. ВГВ. 1896. №34.
9. ГАВО. Ф.14. Оп.4. Д.2140. Л.20.
10. ГАВО. Ф.379. Оп.1. Д.688. Л.22.
11. Балдин К.Е. Предпринимательская деятельность фабрикантов Балиных (вторая половина XIX-начало XX вв.) // Рождественский сборник. Ковров, 2004. Вып.XI. С.57.
12. ГАВО. Ф.40. Оп.1. Д.17263. Л.27.
13. Там же. Л.77.
14. ГАВО. Ф.14. Оп.4. Д.2034. Л.116-117.
15. Там же. Л.128.-128 об.
16. Там же. Л.137 об.
17. Там же. Л.102.
скачать файл



Смотрите также:
Владимирские предприниматели и богоугодные заведения во 2-ой половине XIX – начале ХХ вв
76.32kb.
Китай во второй половине XIX начале XX века
29.22kb.
Западная социология проделала во второй половине XIX и начале XX в сложную эволюцию. Из довольно расплывчатой программы, какой была, например, концепция Конта, социология стала в начале XX в
110.48kb.
Англия в конце XVIII первой половине XIX века
145.77kb.
Брачность населения европейского северо-востока россии во второй половине XIX начале XX вв
369.62kb.
Моисеева Ольга Васильевна развитие кооперативных отношений на селе во второй половине XIX – начале ХХ вв.
461.83kb.
Ирина Валерьевна еврейское изобразительное искусство в санкт-петербурге во второй половине XIX – начале XX вв
361.17kb.
Россия в конце XIX – начале ХХ
149.66kb.
Торгово-экономические отношения российской
871.57kb.
Философия права в россии во второй половине XIX начала XX вв
255.05kb.
Приложение Урок на тему: «Тверская провинциальная культура в первой половине XIX века»
508.91kb.
Н. Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX начале XX в. М.: Индрик, 2006. 510 с. Отечественная история. 2006г. №5. С. 162-164. Монография
85.75kb.