takya.ru страница 1
скачать файл


Из опыта работы первого года обучения по ФГТ в классе фортепиано

Воронова Татьяна Петровна

преподаватель высшей категории

отделения фортепиано

МБОУ ДОД Детской школы искусств №2

г.Димитровграда


С 1 сентября 2013г. начала реализовываться дополнительная предпрофессиональная программа.

Думается, что процесс внедрения этих программ не будет простым. Школы, находясь в "дополнительном образовании" очень многое растеряли. Если сравнивать уровень выпускных программ 80-х годов и наших дней, то сравнение будет не в нашу пользу. В большинстве своем ДШИ ориентированы на удовлетворение запросов потребителя, а он, зачастую хочет развлекаться, "учиться для себя", у него нет времени для серьезных занятий на инструменте.

И в тоже время с введением новых программ содержание деятельности школы кардинальным образом не изменится, ведь принципы в ФГТ возвращают нас к традициям, целям, задачам, которые успешно решались на протяжении десятилетий и которые всецело соответствуют сегодняшнему понятию "предпрофессиональное образование".

Следует отметить, что предпрофессиональная направленность вовсе не означает, что все или почти все выпускники ДШИ будут ориентированы на поступление в музыкальные училища и ВУЗы. Однако, качество образования должно быть таким, чтобы при желании каждый выпускник мог пойти в профессию. А для этого необходимо чтобы каждый преподаватель, ученик, родитель осознал новый уровень ответственности.

Задача педагога работающего по ФГТ в ДШИ подготовить учащегося у продолжению профессионального обучения в средних и высших учебных заведениях по специальности музыкального искусства.

Поэтому за годы обучения в школе должен быть создан качественный фундамент для дальнейшего профессионального образования. В этом фундаменте как известно 4 направления: полифония, пьесы, крупная форма, техника - гаммы, этюды.

На примере работы с ученицей 1 класса Афанасьевой Катей я поделюсь своим опытом работы по ФГТ.

Девочка без музыкальной подготовки, да как-то и без особого желания пришла в школу. Но затем в процессе работы изменилось и отношение к занятиям и настроение.


Работа над полифонией
Работа над полифонией - труднейший раздел в воспитании музыканта. Наше музыка многоголосна. Полифонические фрагменты вплетены в ткань почти любого произведения. Поэтому так важно подвести ученика к восприятию полифонической музыки, воспитать способность слышать полифоническое звучание.

Работа над полифонией начиналась с самого доступного вида - подголосочной полифонии народных песен. "Отчего соловей", "То не ветер ветку клонит", а также пьес "На горе, горе", "Дровосек".

Работая над самым доступным видом полифонической ткани (подголосочным) ученица параллельно знакомилась с произведениями танцевального жанра композиторов XVII-XVIII в.в. Это так называемая контрастная полифония. Телеман "Пьеса", Моцарт "Менуэт фа мажор", Моцарт "Менуэт ре минор", Моцарт "Бурре ми минор", Бах "Волынка".

В этих произведениях изложения обычно двухголосое, основную мелодию ведет верхний голос, всегда разнообразный по артикуляции, ритму и интонации. Нижний голос менее выразителен в интонационном отношении, но имеет самостоятельную линию. Для исполнения полифонических произведений от ученика следует добиваться осмысленности, певучести и постоянного слухового контроля. Эти произведения воспитывают чувство стиля, вырабатывают осмысленное исполнение штрихов, самостоятельность рук, готовят к более сложной классической имитационной полифонии, к "Маленьким прелюдиям и фугам" и "Инвенциям" И.С. Баха.

Работа над полифоническими произведениями способствует:

1. Развитию мелодического ладогармонического и тембрального слуха.

2. Формирует умение исполнять произведения с элементами подголосочной и контрастной полифонии, простейшего канона.

3. Помогает овладеть первоначальными навыками проработки полифонической фактуры и необходимыми средствами музыкальной выразительности, а также уметь управлять процессом исполнения.


Работа над пьесами
В 1-м классе обычно проходится большое количество самых разнообразных пьес, начиная с простейших одноголосных мелодий, исполняемых сначала одним пальцем третьим, потом вторым, затем разными и т.д. По мере усложнения музыкального материала усложняются и пианистические задачи: игра 2-мя руками вместе, овладения разными штрихами, работа над динамическими оттенками, над характером, овладение педалью (если позволяют физические возможности ребенка) и т.д.

Пьесы - это такой пласт педагогического репертуара, который развивает фантазию и музыкальность ребенка, при ярком, успешном выступлении дарит положительные эмоции и, как показывает практика, именно любимые пьесы надолго остаются в репертуарах детей.

Пройдя значительное количество пьес, репертуар которых выстраивался по восходящей, к концу года Катя исполняла Гедике ""Танец", Чайковский "Танец маленьких лебедей", Кабалевский "Клоуны", Бетховен "Немецкий танец", Клементи "Сонатина С-dur", Варламов ансамбль "На заре ты ее не буди".

Работа над пьесами различного характера и уровня трудности способствовала:

1. Развитию мелодического, ладогармонического слуха.

2. Овладению и развитию первоначальных навыков проработки фактуры кантиленных, виртуозных, жанровых и программных произведений.

3. В кантиленных пьесах изучению всех этапов работы, умению показать соотношение мелодии и аккомпанемента.

4. В виртуозных умению осмыслить пианистические формулы, которые лежат в основе фактуры исполняемого произведения.

5. В процессе исполнения умению показать навык владения педалью.

6. Умению управлять процессом исполнения.

7. Слушанию музыкальных произведений в исполнении выдающихся пианистов.
Крупная форма Клементи Сонатина С-dur
К работе над сонатой мы приступили во II-м полугодии, когда у ученицы был накоплен достаточный опыт, сформировались необходимые пианистические навыки. В классе мы прошли все III части. Разучивая Сонатину - ее I часть - следует объяснить ребенку строение сонатной формы, которая способная передать многие жизненные коллизии. Как в жизни, в сонатной форме действуют контрастные начала: добро и зло, любовь и ненависть, мужественность и нежность. Мелодии, отображающие это, называются темами. Первая тема - главная, вторая - побочная. Показ двух тем - это экспозиция. Но добро и зло мирно сосуществовать не могут. Добро всегда борется со злом. Борьба эта происходит в разработке. Это II раздел сонаты. В III разделе сонаты "ре призе", обе темы повторяются, но примиренными. Чаще всего добро торжествует. Вторая тема - побочная - проводится в той же тональности, что и главная. Общая тональность их "мирит". Затем следует кода - заключение.

Работа над сонатой очень важная часть в развитии маленького пианиста, т.к. в процессе работы над сонатной формой формируются важные пианистические навыки и умения, о которых уже говорилось в связи с изучением полифонии и пьес.

Но кроме того в ходе работы над сонатой на первый план выдвигаются и другие задачи: темпа и метроритма, т.е. умение сыграть в нужном темпе, чувствовать пульсацию произведения, ощущать форму: слышать и понимать где начинается и заканчивается экспозиция, разработка, реприза, передать характер через штрихи и динамику. В результате такой работы ребенок кроме вышеперечисленных знаний, умений и навыков, приобретенных при работе над полифониями и пьесами, приобретает навык осмысления и овладения сонатной формой.

Все задачи, которые стоят перед преподавателем фортепиано, возможно решать, если ребенок хорошо слышит. Именно поэтому на первом месте при перечислении знаний, умений и навыков, которые должен приобретать ученик в процессе обучения, стоит развитие мелодического, ладогармонического и тембрального слуха.

Другая важная задача, которая должна быть предметом постоянного внимания педагога, это развитие техники. Без хорошей технической базы невозможно успешное развитие пианиста.

Работа над техникой должна вестись систематически. Они начинается задолго до игры гамм. С первых уроков мы начинаем работать над упражнениями на разные виды техники, которые постоянно развивали и формировали необходимые технические навыки и умения.

Сначала это цикл упражнений non legato, которые воспитывают хорошее ощущение клавиатуры, устойчивость пальцев, а главное ученик привыкает контролировать слухом звучание каждой ноты.

Затем идут упражнения legato - главная задача добиться слышимого legato, а не формального переступания с пальца на палец.

Заключительные упражнения legato пятипальцеые последовательности в мажоре и миноре, которые являются основой для изучения гамм.

Особое внимание следует уделить первому пальцу. Обязательно следует играть специальные упражнения для него. На мой взгляд очень полезны упражнения с задерживанием длинного звука пятым пальцем и игра первым пальцем, свободно подводить его ко второму, третьему, четвертому. Играть правой и левой рукой; задержание третьим пальцем звуков до-диез и фа-диез, правой и левой рукой, первый палец легко без опоры опускается на каждую восьмушку: си-ре.

Упражнения с черной клавиши на белую и т.д.

Во всех упражнениях следует ясность произношения и ровность мелодической линии.

Прежде чем играть аккорды, мы играли упражнения на двойные ноты.

К концу 1-го класса были сыграны гаммы До мажор, Соль мажор, Ре минор, Ля минор, Ми минор в 4 октавы в прямом и расходящемся движении.

Кроме этого, мы играли упражнения Ганона.

В течение года Катя сыграла 11 этюдов на различные виды техники. Выстраивание репертуара шло по возрастанию сложности.

Работа над этюдами и гаммами формирует у учащихся следующие умения и навыки:

1. Развитие мелодического и ладогармонического слуха.

2. Овладение навыками проработки фактуры по технической сложности произведений.

3. Развитие навыка игры двумя руками вместе.

4. В технических произведениях (этюдах, гаммах) уметь осмыслить пианистические формулы, которые лежат в основе фактуры.

5. Умение управлять процессом исполнения и показать приобретенные навыки.



Несколько слов о чтении нот с листа. Мы занимаемся этим систематически. В начале ученица просматривает весь текст, определяет тональность, размер, темп. Выделяет трудные места (мелкие ноты, сложные аккорды и т.д.) мысленно проигрывает их, сольфеджирует (если это одноголосие). Обязательно дирижирует, и уже после мысленно, а затем на инструменте читает с листа.


скачать файл



Смотрите также:
Воронова Татьяна Петровна преподаватель высшей категории отделения фортепиано мбоу дод детской школы искусств №2 г. Димитровграда с 1 сентября 2013г начала реализовываться дополнительная предпрофессиональная программа
68.05kb.
Примерная программа по учебному предмету по. 02. Уп. 02. История народной культуры и изобразительного искусства
3148.9kb.
Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «фортепиано»
270.77kb.
Квалификация «Преподаватель высшей школы» удостоверяется дипломом «О дополнительном (к высшему) образовании»
571.69kb.
Рабочая программа дисциплины: практикум для специальности: 050710 (0317) Педагогика дополнительного образования 2008 г
455.77kb.
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства
1258.53kb.
«хореографическое творчество» Предметная область по. 02. Теория и история музыки примерная программа по учебному предмету по. 02. Уп. 02. Музыкальная литература
359.47kb.
Афанасьева Валентина Петровна, учитель географии высшей категории 2006 г. Всероссийский конкурс
63.8kb.
Мбоу сош №58 г о. Самара А. П. Дегтев «02» сентября 2013г
27.81kb.
Конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
60.7kb.
Конкурс «Дети и книги», 2006 г. 1, II место Районная выставка конкурс «В согласии с природой»
12.81kb.
Новый взгляд на сестричество милосердия
89.45kb.