takya.ru страница 1страница 2
скачать файл


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОСНОВАМ

БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности 2010/2011 учебного год

Москва 2010
СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………

1. Организация проведения школьного этапа олимпиады по ОБЖ………

2. Организация проведения школьного этапа олимпиады по ОБЖ………

3. Форма и порядок проведения муниципального этапа олимпиады по ОБЖ…………………………………………………………………………...

4. Материально-техническое обеспечение проведения школьного и муниципального этапов олимпиады по ОБЖ…………………………………

5. Общая характеристика структуры заданий школьного и муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ…………….

6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом……………

7. Порядок проведения апелляции по результатам проверки заданий…..

8. Подведение итогов школьного (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ……………………………………



Приложение 1………………………………………………………………...

Приложение 2………………………………………………………………...

3

3



6
11
14
16

17

18


20

21

22





Введение
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 2 декабря 2009 г. N 695 утверждено Положение о всероссийской олимпиаде школьников.

В связи с этим, перед муниципальными и региональными предметно-методическими комиссиями Олимпиады школьников по ОБЖ поставлена задача по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов Олимпиады.

Это и послужило основанием для разработки настоящих методических рекомендаций, которые подготовлены центральной предметно-методической комиссией по ОБЖ для оказания помощи соответствующим методическим комиссиям и жюри в разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности 2010/2011 учебного года.

Центральная предметно-методическая комиссия по ОБЖ выражает надежду, что представленные методические рекомендации окажутся полезными при проведении школьного и муниципального этапов Олимпиады по ОБЖ, и желает успехов организаторам в их проведении.

В случае необходимости, дополнительную информацию по представленным методическим материалам можно получить по электронной почте, обратившись по адресу Latchuk@yandex.ru в центральную предметно-методическую комиссию по ОБЖ.

Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности 2010/2011 г.г. утверждены на заседании центральной предметно-методической комиссии по ОБЖ (протокол № 4 от 2 июня 2010 г.).
1.Организация проведения школьного этапа Олимпиады по ОБЖ
Организатором школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности (далее - Олимпиада) являются государственные, муниципальные и негосударственные образовательные организации, реализующие общеобразовательные программы, в том числе образовательные организации Российской Федерации, расположенные за пределами территории Российской Федерации (далее - образовательные организации).

Организатором школьного этапа являются - образовательные организации (далее - организатор школьного этапа Олимпиады).

Школьный этап Олимпиады проводится образовательными организациями с 1октября по 15 ноября. Конкретная дата проведения устанавливается организатором муниципального этапа Олимпиады.

В школьном этапе Олимпиады могут принимать участие обучающиеся 5-11 классов образовательных организаций, желающие участвовать в Олимпиаде. Квоты на участие в школьном этапе Олимпиады не устанавливаются.

Для проведения школьного этапа организатором данного этапа создаются организационный комитет (далее - Оргкомитет) и жюри школьного этапа Олимпиады.

Оргкомитет школьного этапа Олимпиады обязан утверждать требования к его проведению, разработанные предметно-методическими комиссиями муниципального этапа Олимпиады с учетом методических рекомендаций центральной предметно-методической комиссии по ОБЖ, а также осуществлять общее руководство проведением школьного этапа Олимпиады и его организационным обеспечением. Его состав необходимо формировать из представителей органов местного самоуправления, муниципальных и городских округов в сфере образования, образовательных, научных и общественных организаций.

На Оргкомитет школьного этапа Олимпиады целесообразно возложить следующие функции:


  • разработку программы проведения школьного этапа Олимпиады и обеспечение ее реализации;

  • организацию предусмотренных в школьном этапе Олимпиады состязаний в соответствии с требованиями Положения о всероссийской олимпиаде школьников, утвержденного приказом Минобрнауки России от 2 декабря 2009 г. № 695;

  • обеспечение тиражирования заданий, шифровку и дешифровку работ участников;

  • обеспечение помещений материально-техническими средствами в соответствии с рекомендациями, разработанными предметно-методической комиссией муниципального этапа Олимпиады, с учетом методических рекомендаций центральной предметно-методической комиссии;

  • обеспечение жюри помещением для работы и техническими средствами;

  • обеспечение оказания медицинской помощи участникам в случае необходимости;

  • рассмотрение возникших конфликтных ситуаций, заслушивание отчетов апелляционной комиссии и жюри школьного этапа Олимпиады;

  • по представлению жюри утверждение списков победителей и призеров школьного этапа Олимпиады, оформление протокола (приложение 2);

  • оформление дипломов победителей и призеров школьного этапа Олимпиады и составление отчета по итогам школьного этапа Олимпиады.

Работа жюри школьного этапа Олимпиады должна осуществляться под руководством председателя, функции которого поручаются педагогическому работнику – специалисту в области безопасности жизнедеятельности.

Состав жюри школьного этапа Олимпиады рекомендуется формировать, как правило, из числа педагогических работников, аспирантов и студентов образовательных организаций высшего профессионального образования, специалистов научных и общественных организаций в разных направлениях безопасности жизнедеятельности, педагогов-специалистов в области безопасности жизнедеятельности муниципальных и городских округов в сфере образования, преподавателей-организаторов, учителей ОБЖ и др.

На жюри школьного этапа Олимпиады как целесообразно возложить следующие функции:


  • проведение анализа олимпиадных заданий, критериев оценивания и материально-технических средств, необходимых для проведения школьного этапа Олимпиады, подготовленных предметно-методической комиссией муниципального этапа Олимпиады;

  • оценивание олимпиадных заданий школьного этапа Олимпиады, составление рейтинговых таблиц по результатам выполнения заданий и итогового рейтинга участников школьного этапа Олимпиады;

  • объяснение критериев оценивания каждого из заданий теоретического и практического туров (конкурсов), а также организацию разбора их выполнения с участниками школьного этапа Олимпиады;

  • рассмотрение совместно с оргкомитетом школьного этапа Олимпиады апелляции участников;

  • определение победителей и призеров школьного этапа Олимпиады в соответствии с квотой для победителей и призеров школьного этапа установленной организатором муниципального этапа Олимпиады;

  • представление в оргкомитет школьного этапа Олимпиады аналитического отчета о результатах его проведения.

Школьный этап Олимпиады проводится по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методической комиссией муниципального этапа Олимпиады, с учетом методических рекомендаций центральной предметно-методической комиссии Олимпиады по ОБЖ, а также составленным на основе общеобразовательных программ по ОБЖ, реализуемых на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования.

Порядок определения и награждения победителей и призеров школьного этапа Олимпиады проводится в соответствии с п.п. 25-28 Положения.


2. Организация проведения муниципального этапа Олимпиады по ОБЖ
Организатором муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности (далее - Олимпиада) являются органы местного самоуправления муниципальных и городских округов в сфере образования (далее - организатор муниципального этапа Олимпиады). В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге муниципальный этап Олимпиады проводится с учетом установленных в указанных субъектах Российской Федерации особенностей организации местного самоуправления.

Муниципальный этап Олимпиады по ОБЖ проводится организатором муниципального этапа Олимпиады с 15 ноября по 15 декабря. Конкретные даты проведения муниципального этапа Олимпиады по ОБЖ, а также квоты на участие в муниципальном этапе Олимпиады устанавливаются организатором регионального этапа Олимпиады.

В муниципальном этапе Олимпиады по ОБЖ принимают участие обучающиеся 7-11 классов образовательных организаций:


  • победители и призеры школьного этапа Олимпиады текущего учебного года;

  • победители и призеры муниципального этапа Олимпиады предыдущего учебного года, если они продолжают обучение в образовательных организациях.

Квоты на участие в муниципальном этапе Олимпиады определяются организатором муниципального этапа Олимпиады.

Для проведения муниципального этапа организатором данного этапа создаются организационный комитет (далее - Оргкомитет), предметно-методическая комиссия и жюри муниципального этапа Олимпиады.

Оргкомитет муниципального этапа Олимпиады обязан утверждать требования к его проведению, разработанные предметно-методическими комиссиями регионального этапа Олимпиады с учетом методических рекомендаций центральной предметно-методической комиссии по ОБЖ, а также осуществлять общее руководство проведением муниципального этапа Олимпиады и его организационным обеспечением. Его состав целесообразно формировать из представителей органов местного самоуправления, муниципальных и городских округов в сфере образования, образовательных, научных и общественных организаций.

На Оргкомитет муниципального этапа Олимпиады целесообразно возложить следующие функции:



  • разработку требований к проведению школьного этапа Олимпиады по ОБЖ;

  • разработку программы проведения муниципального этапа Олимпиады и обеспечение ее реализации;

  • обеспечение участников муниципального этапа Олимпиады и сопровождающих лиц программой проведения муниципального этапа;

  • организацию встречи и регистрацию участников олимпиады муниципального этапа Олимпиады и сопровождающих их лиц;

  • организацию предусмотренных в муниципальном этапе Олимпиады состязаний в соответствии с требованиями Положения о всероссийской олимпиаде школьников, утвержденного приказом Минобрнауки России от 2 декабря 2009 г. № 695;

  • обеспечение тиражирование заданий, шифровку и дешифровку работ участников;

  • обеспечение помещений материально-техническими средствами в строгом соответствии с рекомендациями, разработанными предметно-методической комиссией регионального этапа Олимпиады, с учетом методических рекомендаций Центральной предметно-методической комиссии;

  • обеспечение жюри помещением для работы и техническими средствами;

  • обеспечение оказания медицинской помощи участникам и их сопровождающим в случае необходимости;

  • обеспечение безопасности участников, сопровождающих их лиц в период официальной программы Олимпиады;

  • рассмотрение возникших конфликтных ситуаций, заслушивание отчетов апелляционной комиссии и жюри муниципального этапа Олимпиады;

  • по представлению жюри утверждение списка победителей и призеров муниципального этапа Олимпиады, оформление протокола;

  • оформление дипломов победителей и призеров муниципального этапа Олимпиады и составление отчета по итогам муниципального этапа Олимпиады;

  • составление отчета по итогам муниципального этапа Олимпиады и направление его в орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования в течение 10 дней после закрытия муниципального этапа Олимпиады;

  • осуществление информационной поддержки муниципального этапа Олимпиады.

Методическое обеспечение проведения муниципального этапа Олимпиады возлагается на предметно-методические комиссии муниципального этапа Олимпиады, которые должны формироваться из числа научных и педагогических работников; педагогов-специалистов в области безопасности жизнедеятельности муниципальных и городских округов в сфере образования, методистов, преподавателей-организаторов, учителей ОБЖ и др.

Кандидатура председателя и состав предметно-методической комиссии муниципального этапа Олимпиады рассматривается и утверждается приказом руководителем органа управления в сфере образования. Председатель предметно-методической комиссии муниципального этапа Олимпиады обязан распределять поручения между членами комиссии с учетом их компетенции и опыта.

На предметно-методические комиссии муниципального этапа Олимпиады целесообразно возложить следующие организационные функции:


  • анализ содержания предметной области и школьного курса ОБЖ с целью разработки олимпиадных заданий школьного этапа Олимпиады;

  • разработку олимпиадных заданий школьного этапа Олимпиады, с учетом методических рекомендаций Центральной предметно-методической комиссии Олимпиады;

  • разработку форм для ответов, критерий и показателей оценки ответов на задания школьного этапа Олимпиады;

  • подготовку информационных и методических материалов для рассылки в местные органы управления в сфере образования и образовательные организации;

  • определение принципов судейства, правил и порядка проведения консультаций по итогам выполнения заданий туров муниципального этапа Олимпиады с конкурсантами.

В составе предметно-методической комиссии муниципального этапа Олимпиады может создаваться рабочая группа, которая занимается не только подготовкой методических материалов, но и координирует работу всех членов комиссии.

Рабочую группу, как правило, должен возглавлять председатель предметно-методической комиссии муниципального этапа Олимпиады. В состав рабочей группы целесообразно включать не менее трех - пяти специалистов в области образования, которые, помимо соответствующей научной квалификации, должны иметь опыт подготовки и сопровождения подобных мероприятий.

На этапе подготовки, рабочей группе предметно-методической комиссии муниципального этапа Олимпиады целесообразно поручить выполнение следующих функций:


  • организацию подготовки и рассылки информационных и методических материалов в местные органы управления в сфере образования и образовательные организации для формирования состава участников муниципального этапа Олимпиады;

  • участие совместно с оргкомитетом муниципального этапа Олимпиады в формировании состава жюри муниципального этапа Олимпиады;

  • организацию подготовки конкурсных заданий всех туров муниципального этапа Олимпиады;

  • организацию разработки оригинал-макетов заданий и бланков ответов.

Во время проведения Олимпиады рабочей группе предметно - методической комиссии муниципального этапа Олимпиады необходимо поручить:

  • осуществление судейства в составе жюри муниципального этапа Олимпиады;

  • осуществление наблюдения за выполнением принципов и правил судейства членами жюри;

  • организацию научно-методического сопровождения всех туров муниципального этапа Олимпиады;

  • организацию и проведение консультаций с членами жюри, руководителями команд и конкурсантами;

  • участие совместно с рабочей группой оргкомитета в организации всех туров муниципального этапа Олимпиады на правах консультантов и наблюдателей.

Работа жюри муниципального этапа Олимпиады должна осуществляться под руководством председателя, функции которого может выполнять научный или педагогический работник – специалист в области безопасности жизнедеятельности, который не является председателем (членом) предметно - методической комиссии муниципального этапа Олимпиады.

Председатель предметно-методической комиссии муниципального этапа Олимпиады обязательно получает статус сопредседателя жюри со всеми вытекающими правами и обязанностями и сопровождает деятельность председателя жюри муниципального этапа Олимпиады.

Состав жюри муниципального этапа Олимпиады рекомендуется формировать из числа научных и педагогических работников, аспирантов и студентов образовательных организаций высшего профессионального образования, специалистов научных и общественных организаций в разных направлениях безопасности жизнедеятельности, педагогов-специалистов в области безопасности жизнедеятельности муниципальных и городских округов в сфере образования, методистов, преподавателей-организаторов, учителей ОБЖ и др.

На жюри муниципального этапа Олимпиады целесообразно возложить следующие функции:



  • изучение олимпиадные задания, критерии оценивания и материально-технические средства, необходимые для проведения муниципального этапа Олимпиады, подготовленные предметно-методической комиссией регионального этапа Олимпиады;

  • оценивание олимпиадных заданий муниципального этапа Олимпиады, составление рейтинговых таблиц по результатам выполнения заданий и итогового рейтинга участников муниципального этапа Олимпиады;

  • объяснение критериев оценивания каждого из заданий теоретического и практического туров (конкурсов), а также организацию разбора их выполнения с участниками муниципального этапа Олимпиады;

  • рассмотрение совместно с оргкомитетом муниципального этапа Олимпиады апелляции участников;

  • определение победителей и призеров муниципального этапа Олимпиады в соответствии с квотой для победителей и призеров муниципального этапа установленной организатором регионального этапа Олимпиады;

  • представление в оргкомитет муниципального этапа Олимпиады аналитического отчета о результатах его проведения.

Для судейства отдельных этапов теоретического и практического туров муниципального этапа Олимпиады рекомендуется сформировать жюри предметных секций Олимпиады, руководство которыми целесообразно поручить приглашенным специалистам в соответствующих областях знаний, которые помимо высокой научной квалификации, пользуются авторитетом у коллег и имеют опыт работы с учащимися.

После окончания работы жюри предметных секций Олимпиады, его руководитель обязан представить всю требуемую документацию председателю жюри муниципального этапа Олимпиады.

Муниципальный этап Олимпиады по ОБЖ проводится по заданиям, разработанным предметно-методической комиссией регионального этапа Олимпиады по ОБЖ, с учетом методических рекомендаций центральной предметно-методической комиссии Олимпиады по ОБЖ и составленным на основе общеобразовательных программ по ОБЖ, реализуемых на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования.

Порядок определения и награждения победителей и призеров муниципального этапа Олимпиады проводится в соответствии с п.п. 33-37 Положения.


3. Форма проведения школьного и муниципального этапов Олимпиады

школьников по ОБЖ
Форму проведения школьных олимпиад принято определять как организационную структуру, в которой протекает учебная деятельность школьников – участников олимпиад. Следовательно, применимо к предметным олимпиадам, их форму проведения мы можем рассматривать, как дидактическую категорию, обозначающую внешнюю сторону организации согласованной учебной деятельности организаторов и участников Олимпиады, которая связана с количеством школьников и их составом, временем и местом проведения олимпиады, а также порядком её осуществления.

Основным документом, влияющим на форму организации олимпиадных мероприятий, является Положение о всероссийской олимпиаде школьников, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 2 декабря 2009 г. N 695.

Опыт проведения предметных олимпиад показывает, что наиболее эффективными являются такие формы проведения конкурсных мероприятий Олимпиады, которые позволяют оценить качество теоретической подготовки, уровень подготовленности участников к осуществлению практической деятельности по всем дидактическим линиям, составляющим содержание общего образования по учебному предмету. Такими формами проведения конкурсных мероприятий школьного и муниципального этапа Олимпиады по ОБЖ являются:


  • теоретический тур, цель которого можно сформулировать как определение уровня теоретической подготовки участников олимпиады;

  • практический (полевой) тур, проводимый в специальных помещениях или на местности и состоящий из практических заданий, цель которого – определение уровня подготовленности участников олимпиады к осуществлению практической деятельности в сфере предметной области ОБЖ, а также выявления умений работать на местности, и их способностей применять на практике полученные знания и навыки.

Опыт проведения предметных олимпиад дает возможность утверждать, что теоретический тур школьного и муниципального этапа Олимпиады по ОБЖ, должны быть сориентированы на решении участниками письменных заданий по различным темам школьного курса, образующим самостоятельные образовательные линии, которые могут быть представлены в виде письменных вопросов, ситуационных задач, творческих заданий, тестов и т.п. В этом туре участникам даются одинаковые задания, что создает иллюзию равных условий, которая способствует формированию благоприятного психологического климата, атмосферы состязаний, равным шансам всем участникам, а их индивидуальные результаты оцениваются объективно. Создание такого настроения у участников можно считать не менее значимым для успеха олимпиады результатом, таким же, как и выявление лучших.

Практика показывает, что в теоретическом туре для оценки усвоения базового, программного уровня теоретических знаний, связанных с подготовленностью учащихся к совершению умственных действий с сохраненным в памяти массива терминов и понятий, т.е. выявлением продуктивных возможностей мышления учащихся, целесообразно использовать 60% теоретических заданий. На использование тестовых заданий, где за относительно короткий временной интервал на одинаковом материале имеется возможность проверить терминологический «багаж» участников и оценить уровень их информированности в предметной области, как показывает практика, желательно ориентировать только 40% заданий.

При этом, в структуре теоретического тура школьного и муниципального этапов должны быть предусмотрены предметные секции, соответствующие самостоятельным образовательным линиям, определенных Государственным стандартом общего образования по ОБЖ, а именно:

а) предметные секции для участников – учащихся на ступени основного общего образования:



  • предметная секция – «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни»;
  • скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Всероссийская олимпиада школьников по основам безопасности жизнедеятельности методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности 2010/2011 учебного
302.78kb.
Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по литературе
112.83kb.
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву в 2010-2011 учебном году
127.05kb.
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по экономике в 2011-2012 учебном году
93.15kb.
Министерство
142.25kb.
Пл. Революции, 4, тел
165.4kb.
Приказ №111 о проведении школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в соответствии с приказом гуо №270 от 11. 10. 2011 "Об утверждении Положения школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников "
25.04kb.
Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения олимпиады по обществознанию, определения содержания и типов олимпиадных заданий, рекомендуемые источники информации для их подготовки
338.85kb.
Аналитическая справка по школьному этапу Всероссийской олимпиады школьников 2012/2013 уч г. в Советском районе
133.1kb.
Пояснительная записка рабочая программа «основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс»
256.62kb.
Календарно-тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности для 5-9 классов на 2010-2011 учебный год
366.74kb.
2006 положение об областных военно-спортивных соревнованиях "Зарница" среди учащихся общеобразовательных школ и профессиональных училищ
190.82kb.