takya.ru страница 1
скачать файл
Владимир Высоцкий

25 января 1938 – 25 июля 1980


«Я стараюсь, чтобы мои песни пели драматические артисты, потому что эти песни требуют больше всего исполнения, а не украшательства. Это песни для того, чтобы их слушать, а не чтобы ими забавляться. При кажущейся простоте формы в этих песнях вложено очень много работы. Все песни без исключения имеют серьёзную подоплёку. В них озвучиваются серьёзные проблемы, которые волнуют и меня, и, я надеюсь, многих людей».
«Увольнение на берег»

Летом 1961 года 23-летний Высоцкий принимал участие в съёмках фильма «Увольнение на берег». Володя играл влюблённого моряка, которого наказали, не пустили в увольнение. А он все рвался к любимой девушке…

«Этот фильм мы снимали на крейсере «Кутузов», флагмане Черноморского флота. Снимали в Севастополе. Я жил там целый месяц. Спал в кубрике, учился драить палубу. Мы снимали наказание, поэтому мне надо было научиться драить палубу и еще кое-что погрязнее», - рассказывал он о съёмках на одном из концертов.

Наверное, впервые гостиница "Севастополь" принимала сразу три звёздных состава: на первом этаже размещались участники фильма "Человек-амфибия", на втором – "Увольнение на берег", и на третьем – "Никогда". 

К этому же периоду относятся первые песенные опыты Высоцкого. Журналист Леонид Сомов приводит интересную историю, которую рассказала ему Любовь Дмитриевна Мельник:

«Артистов, работающих на крейсере "Михаил Кутузов", обеспечивал военным реквизитом мой муж Борис Мельник. Как-то в разговоре с ним Левон Кочарян посетовал, мол, уже двадцать дней живут они в Севастополе, а ни разу знаменитой черноморской ставридки так и не попробовали.

К вечеру муж приволок домой полкорзины серебристой ядреной ставридки. Весь день я готовила шкару, ждала гостей. И вот они появились. Чинно вытерли ноги о морскую швабру в прихожей. Левон Кочарян с женой, Ариадна Шенгелая, Лев Прыгунов. И Высоцкий с гитарой за спиной. Правда, его тогда еще никто не знал. Накрыли  стол, разлили по бокалам холодное Алиготе. Налетели на ставридку. Долго потом благодарили. Кто-то предложил: "Спой, Володя". Он исполнил две песни. В одной из них запомнились строки: "И, быть может, выпьют за меня враги"».

Известно, что первую свою песню, знаменитую «Татуировку», Высоцкий написал именно во время съёмок «Увольнения на берег». А когда с очередной зарплаты Кочарян купил огромный магнитофон, «мы сидели в гостинице в номере у Лёвы и Инны, и там Володечка что-то пел и его записывали», - вспоминает актриса Ариадна Шенгелая. Её дополняет актёр Лев Прыгунов: «Песня "Тот, кто раньше с нею был" стала гимном нашей съёмочной группы».

Вот так получается, что все свои ранние шедевры Высоцкий написал либо впервые исполнил именно в Севастополе, летом 1961 года.
Наверное, именно в Крыму, в Севастополе юный Высоцкий впервые увидел обычай бросать в море монеты, чтобы вернуться. И в 1962 году родилась прекрасная песня…
Люди говорили морю: «До свиданья!»,

Чтоб приехать вновь они могли –

В воду медь бросали, загадав желанья,-

Я ж бросал тяжелые рубли.

Может, это глупо, может быть не нужно, -

Мне не жаль их – я ведь не Гобсек.

Ну, а вдруг найдет их совершенно чуждый

По мировоззренью человек!

Он нырнет, отыщет, радоваться будет,

Удивляться первых пять минут, -

После злиться будет: «Вот ведь, - скажет, - люди!

Видно, денег куры не клюют».

Будет долго мыслить головою бычьей:

«Пятаки - понятно – это медь.

Ишь – рубли кидают, - завели обычай!

Вот бы, гаду в рожу посмотреть!»

Что ж, гляди, товарищ! На, гляди, любуйся!

Только не дождешься, чтоб сказал

- Что я здесь оставил, как хочу вернуться,

И тем боле – что я загадал!


В Крыму – и не в Крыму

В 1968 году вышел на экраны фильм «Служили два товарища». Действие происходит в 1920 году в Северной Таврии и Крыму, в период заключительного этапа Гражданской войны, непримиримые силы которой олицетворяют поручик Брусенцов в исполнении Высоцкого и боец Некрасов, сыгранный Янковским.

Легенда утверждает, что в роли перекопских укреплений засветилась Арабатская крепость, что у основания одноименной песчаной косы – Арабатской стрелки на Керченском полуострове. К сожалению, все свидетельства эту версию не подтверждают. Съёмки проводились под Одессой - в городе Измаиле и его окрестностях: укрепления были бутафорские, роль Сиваша выполняли запруды, где выращивали рыбу… Но накал страстей, яркая игра актёров создают впечатление подлинности происходящего на экране.

Жаль, конечно, что не вошла в фильм сцена, где Брусенцов объясняет сестре милосердия Саше (её играла Ия Саввина): «Важно после ухода из Крыма не потерять себя в каком-нибудь Лондоне или там Лиссабоне, остаться Белой гвардией, быть, как пули в обойме – всегда вместе, всегда наготове». Зато осталась другая сентенция: «У вас у всех одна надежда - Крым. Отберут его, и куда вы пойдёте? Господа офицеры в дворники, а дамы на панель! Присутствующие, разумеется, исключаются».


Интересное развитие тема «Высоцкий и Крым» получила во время съёмок кинокартины «Белый взрыв». Действие происходит в 1942 году в горах Кавказа, но снимался фильм и в Крыму: по утверждению консультанта картины Леонида Елисеева – так было легче и безопасней. В частности, в сценах лагеря беженцев и медсанбата хорошо виден каменный хаос у подножия горы Демерджи. Где-то же здесь был снят эпизод с участием Высоцкого.

Он появился в фильме благодаря случайности. Летом 1969 года Высоцкий вместе с Мариной Влади совершали круиз по Чёрному морю. Одна из остановок была в Ялте. Узнав, что по соседству, в Алуште, базируется съёмочная группа, молодожёны решили навестить Говорухина. Тогда-то режиссёр и предложил Высоцкому сыграть в эпизоде. Тот согласился: роль была крохотная, но хоть какие-то деньги…

Однако участием Высоцкого в съёмках дело не ограничилось. Участники группы рассказывают, что Марина очень хотела посмотреть Крым, однако бдительные спецслужбы запрещали иностранке отклоняться от утверждённого маршрута. Тогда Говорухин арендовал прогулочный катер, Марина «замаскировалась», надев большие солнцезащитные очки, и под предлогом поиска нужной натуры катер совершил мини-круиз вдоль Южного берега.


«Плохой хороший человек»

Очередной приезд Высоцкого в Крым тоже был связан с кино. В 1972 году Владимир Семёнович снимался в фильме режиссёра Иосифа Хейфица «Плохой хороший человек» по повести Чехова «Дуэль». На этот раз Высоцкому была уготована большая и сложная роль. Он сыграл фон Корена – по чеховскому определению, «прежде всего деспота, а потом уж зоолога».

Значительная часть натурных съёмок проходила в Евпатории и её окрестностях. Вспоминает Сергей Жолудев, он работал в бригаде осветителей:

«Съёмки проходили в кривых улочках старого города, уставленных мазанками. Первый приезд Владимира Семёновича на съёмки собрал невероятное количество народа. Некоторые сцены снимались за городом, например, в декорации "Духан на пляже", построенной невдалеке от памятника Евпаторийскому десанту, которому Высоцкий вскоре посвятил песню.

А в те дни он снимался в эпизоде с гантелями на берегу моря. И вот как-то раз от причала, расположенного у памятника, отошел небольшой прогулочный теплоход. Внезапно над морем загремел голос Высоцкого — это на судне, узнав о его присутствии на берегу, на всю катушку врубили трансляцию. Наша группа невольно замерла. Высыпавшие на палубу пассажиры всматривались в берег, пытаясь разглядеть фигуру певца. Они размахивали руками, приветствуя его, а затем и теплоход дал три протяжных гудка, салютуя Высоцкому. Тот улыбнулся и помахал рукой уходящему с его песнями кораблю».

Любопытный эпизод вспоминает и режиссёр Евгений Татарский: «Хорошо помню последнюю съемку в Евпатории, в татарском квартале возле рыбзавода. Съемка закончилась поздно. В этот вечер мы уезжали в Симферополь, чтобы оттуда перелететь в Адлер. Наконец: "Стоп! Всё! Закончили! " — и тут выскакивают какие-то девушки и мужики, несут три огромных ящика рыбы. Такой рыбы я ни до, ни после не видел. Громадные лососи (на самом деле они назывались «кефаль копченая») складывались у ног Высоцкого: "Это вам! ". Он смутился - и к нам: "Ребята, вы это все забирайте с собой. Я потом приеду, тоже попробую"».


«Чёрные бушлаты»

Успешная работа на съёмках в Евпатории дала мощный стимул песенному творчеству. В том же 1972 году была написана песня «Чёрные бушлаты», посвящённая морскому десанту советских войск, который был высажен 5 января 1942 года в Евпатории для отвлечения вражеских сил от Севастополя. 700 морских пехотинцев 3 дня сражались с превосходящими силами врага. Практически все десантники погибли. Завершающим аккордом «оптимистической трагедии» стала гибель тральщика «Взрыватель». В 1970 году на месте, где был уничтожен корабль и оставшиеся на нём бойцы, был установлен большой выразительный памятник: бетонный пьедестал в форме пирамиды венчают фигуры из кованой меди: три моряка-десантника устремлены на берег... 

Поскольку съёмки фильма «Плохой хороший человек» проходили неподалёку от памятника, Высоцкий, уже написавший несколько прекрасных песен о войне, заинтересовался героической, напоминавшей былину, историей Евпаторийского десанта. И получилась песня.
Чёрные бушлаты

Посвящается Евпаторийскому десанту


За нашей спиною остались паденья, закаты, -

Ну хоть бы ничтожный, ну хоть бы невидимый взлёт!

Мне хочется верить, что черные наши бушлаты

Дадут мне возможность сегодня увидеть восход.


Сегодня на людях сказали: «Умрите геройски!»

Попробуем, - ладно, увидим, какой оборот...

Я только подумал, чужие куря папироски:

Тут - кто как сумеет, мне важно - увидеть восход.


Особая рота - особый почёт для сапёра.

Не прыгайте с финкой на спину мою из ветвей, -

Напрасно стараться, - я и с перерезанным горлом

Сегодня увижу восход до развязки своей.


Прошли по тылам мы, держась, чтоб не резать их - сонных, -

И вдруг я заметил, когда прокусили проход, -

Еще несмышлёный, зелёный, но чуткий подсолнух

Уже повернулся верхушкой своей на восход.


За нашей спиною в шесть тридцать остались - я знаю, -

Не только паденья, закаты, но - взлёт и восход.

Два провода голых, зубами скрипя, зачищаю.-

Восхода не видел, но понял: вот-вот - и взойдёт!


Уходит обратно на нас поредевшая рота.

Что было - не важно, а важен лишь взорванный форт.

Мне хочется верить, что грубая наша работа

Вам дарит возможность беспошлинно видеть восход!


Отзвуки Крыма

Период начала 70-х получается самым «крымским» в творческой биографии Высоцкого: «Плохой хороший человек», «Чёрные бушлаты»... Также в 1972-м написана сатирическая песня «Жертва телевиденья». Там есть такие строки:


Всё на дому — самый полный обзор:

Отдых в Крыму, ураган и Кобзон,

«Вести с полей», или Южный Вьетнам,

И даже еврей, возвратившийся к нам.

 

Врубаю первую — а там ныряют,—



Ну, это так себе, а с двадцати —

«А ну-ка, девушки!» — что вытворяют!

И все — в передничках,— с ума сойти!
Ну, то есть – полный информационный набор для советского телезрителя. И что интересно - с тех пор мало что поменялось…
А вот песня, датированная 1973 годом - «Тот, который не стрелял». Наверное, одна из лучших песен Высоцкого о войне.
Наш батальон геройствовал в Крыму,

И я туда глюкозу посылал,

Чтоб было слаще воевать ему,

Кому? Тому, который не стрелял.


Так жёстко, ёмко и точно сказать мог только человек, который хорошо знает эту тему, нюансы, настроения. «Но не считайте это песнями-ретроспекциями, песнями о тех годах. Это песни-ассоциации, это песни, написанные теперь, для людей, которые живут сейчас. Значит, за ними обязательно стоит что-то, что может волновать нас и теперь», - подчеркивал Владимир Семёнович, рассказывая об этой песне.
Важное свидетельство приводит в своей книге «Пока звенят надежды струны» Владимир Грачев:

«Мне удалось установить, что в начале 70-х Влади­мир Семенович выступал в «Красном уголке» механизированной колонны № 63 в пригороде Симферополя — поселке ГРЭС по приглашению на­чальника колонны Зайдмана. Это был частный концерт, без афиш и билетов. Времена были социалистические, и подобные неофициальные мероприятия, мягко говоря, не приветствовались».


Концерты в Севастополе

Несколько больших концертов Высоцкий дал в 1976 году в Севастополе. Началось с того, что в городе готовили большой концерт на стадионе, гвоздём программы должно было стать выступление Муслима Магомаева. Однако в последний момент выяснилось, что Магомаев участвовать не сможет. Организаторы были в панике: программа оказалась под угрозой срыва, что грозило штрафными санкциями. Один из администраторов встретился с Высоцким и сделал предложение, от которого было невозможно отказаться: 300 рублей за концерт (для тех, кто подзабыл, напомним, что 100 рублей была месячная зарплата простого советского инженера. Самый высокооплачиваемый певец в СССР Муслим Магомаев имел право получить за концерт всего… 27 рублей).

Все билеты на стадион были проданы в течение полутора часов. Тогда организаторы решили закрепить успех и договорились ещё об одном концерте - в Матросском клубе. В тот же день, вернее уже вечер, дорогого гостя пригласили к морякам в Камышовую бухту, на корабль «Мария Поливанова» - флагман океанического рыболовства, гигантский плавучий консервный завод. Здесь импровизированный концерт затянулся далеко за полночь. Уезжая, Высоцкий сердечно поблагодарил всех за «мужественное терпение». Можно только позавидовать тем, кто тогда очарованно «терпел», слушая Высоцкого, всю летнюю севастопольскую ночь!
«Я, конечно, вернусь…»

После смерти Высоцкого концерты, посвящённые его памяти, прокатились по всей стране. Запомнилось «Поэтическое представление "Памяти поэта"», автором которого был руководитель Литературного театра Симферопольского госуниверситета Наум Златопольский.

А в Севастополе благодаря Высоцкому начался взлёт местного клуба авторской песни «Ахтиар». Вспоминает Владимир Губанов:

«Если и было что отрадного в начале нашей деятельности, то это выступления в общежитии Севморзавода. Я до сих пор с удовольствием вспоминаю эти вечера, которые чем-то напоминали телевизионные «огоньки». Представьте: большая комната в общаге, расставлены столы, на столах – яблоки, пирожные, лимонад. Доверительные и улыбающиеся лица. Полностью раскованная обстановка. После каждой песни – щедрые аплодисменты. Когда умер Владимир Высоцкий, именно в общежитии Севморзавода провели первый в городе вечер памяти поэта.

Именно после «севморзаводских» мероприятий наш клуб получил известность. Особенно эта известность возросла в 1981 году, когда в Севастополь приехал председатель московского КСП Эльдар Каримов со слайд-программой о Высоцком. К тому времени настороженное отношение официальных кругов к таганскому бунтарю переменилось. Вышел сборник его стихов, размноженные копии «Нерва» во множестве ходили по рукам. Словом, завеса запрещенности была приподнята и в ГДК программу разрешили. Она имела колоссальный успех».

В 1983 году алуштинец Анатолий Тавровский, энтузиаст и почитатель творчества Высоцкого, создал первую в Советском Союзе передвижную фотовыставку «Я, конечно, вернусь…». Выставку нещадно закрывали. А Тавровский упорно, как Высоцкий, шёл к своей цели – рассказать правду. Несмотря на преследования гэбэшников и ретивых партийцев, выставка, как птица феникс, вновь возрождалась. Но уже в другом месте! Вспоминает бывший директор театра им. Луначарского Олег Васильев:

«На исходе лета 1984 года ко мне в кабинет вошел человек. Представился. Родом из Алушты. Подготовил, мол, фотовыставку о Высоцком, предложил ее экспонировать в фойе театра. В Симферопольском кинотеатре «Космос» она успешно дебютировала в 1983 году. Правда, мой гость не сообщил, что ее тут же «прикрыли», о чем я узнал чуть позже. Но не в этом дело. Я дал свое согласие, и уже к вечеру в большом фойе театра были развернуты стенды. В 8.00 на следующий же день я был спешно вызван в отдел пропаганды горкома партии по поручению первого секретаря. Выставку закрыли незамедлительно, так сказать, с треском».
Памятник нерукотворный

В 2009 году на базе Симферопольской центральной городской библиотеки им. А. С. Пушкина создан Клуб любителей творчества Владимира Высоцкого «Легендарный бард ХХ столетия». В читальном зале библиотеки им. А. С. Пушкина клуб провёл уже несколько творческих вечеров, посвящённых многогранности таланта Владимира Высоцкого. Звучали стихи поэта и посвящения ему. Вниманию гостей были представлены слайды о жизни и творчестве выдающегося актёра и книжно-иллюстративная выставка «Я, конечно, вернусь…» с книгами из фонда библиотеки. С большим интересом собравшиеся слушали Анатолия Тавровского. Поклонник и знаток творчества В. Высоцкого, он исполняет песни, читает стихи любимого поэта, рассказывает об интересных и значимых моментах его жизни. Удивительно схожий голос, глубокое понимание творчества и личности Высоцкого оставляют незабываемое впечатление от встреч.

Симферопольский клуб установил отношения с Русским культурным центром города Ровно, который организует бардовские фестивали, посвященные памяти В. Высоцкого, с Клубами любителей творчества В. Высоцкого в Петрозаводске, Туле, Орле. ГКЦМ В.С. Высоцкого «Дом Высоцкого на Таганке» подарил Клубу семь книг о В. Высоцком, из Америки прислал свою книгу «Время Владимира Высоцкого» коллекционер-высоцковед Марк Цыбульский, из Израиля пришла книга «Тот, который не стрелял. Эхо войны» от исследователя творчества В. Высоцкого Лиона Наделя, свою книгу «Всё потерять и вновь начать с мечты» библиотеке подписал Вадим Туманов – близкий друг В. Высоцкого.

Членами Клуба являются истинные ценители творчества В. Высоцкого, которые смотрели спектакли с его участием, были на его концертах, хранят записи песен. Это научный работник, физик Евгений Фёдоров; заслуженный работник АРК, научный сотрудник, историк Владимир Гуркович; коллекционер-филателист, писатель Александр Коновалов; медработник Лариса Гриценко. Преподаватель Алиса Бугрова подарила Клубу архив материалов из газет и журналов, который собирала 20 лет. В книгу отзывов «Признание» написали свои воспоминания писатель Анатолий Гончаренко, по роду деятельности несколько раз встречавшийся с В. Высоцким; молодой режиссёр Роман Кузьмин, поставивший спектакль по мотивам книги Марины Влади «Владимир, или Прерванный полёт» в КФ КНУКиМ. Крымские поэты Нина Плаксина, Владимир Гуренко, Светлана Грищенко, Ирина Аникеева, Александр Гриженко, Раиса Царёва-Форост, Татьяна Светлицкая, Ольга Анохина написали в книгу свои посвящения любимому барду.

Художники дарят свои работы – портреты В. Высоцкого: Леонид Ильинский «Портрет В. Высоцкого», «Осенний сон» с А. Пушкиным и В. Высоцким, Юрий Левитан «Высоцкий», Лариса Маричева из Евпатории подарила свой графический рисунок, где изображён закладной камень в сквере им. В. Высоцкого.

Творчество В. Высоцкого соединяет людей разных профессий. В Клубе выступали Постоянный представитель Президента Украины в АРК Виктор Плакида, большой поклонник творчества Высоцкого; астроном Людмила Журавлёва, открывшая в 1974 года малую планету, получившую имя Владвысоцкий; журналист-международник Светлана Владимирова (г. Севастополь), которая собрала уникальную коллекцию, связанную с Высоцким.

В 2013 году, в честь 75-летия со дня рождения артиста в севастопольском «Доме Москвы» состоялась выставка «Тайны Владимира Высоцкого». На выставке были представлены материалы из коллекций, которые много лет собирают Николай Безденежных и Владимир Мищенко.
Памятник рукотворный: первые шаги

25 декабря 2007 года Симферопольский городской совет принял решение об установке в столице Крыма памятника Владимиру Высоцкому. С инициативой выступили Депутаты городского Совета V созыва Валерий Ильичев и Виктор Афанасьев. Автор проекта памятника – скульптор Евгений Яблонский.

28 мая 2009 года состоялось торжественное открытие закладного камня на месте будущего памятника Высоцкому. 24 декабря 2009 года депутаты Симферопольского городского совета проголосовали за принятие решения о создании на ул. Набережной сквера имени Высоцкого.
Клуб «Легендарный бард ХХ столетия» объявил о сборе средств на создание памятника.

Банковские реквизиты:

АО «Ощадбанк» (Ф-л КРУ АО «Ощадбанк»)

МФО банка получателя – 324805

ОКПО получателя – 38499407

№ счета получателя – 26008300230377

Наименование владельца счета – ОО «Крымский Культурный Клуб «45 Меридиан»

Назначение платежа - Добровольное пожертвование на памятник В. С. Высоцкому в Симферополе


Дорогой Владимир Семёнович!

Вот, пишу Вам издалека.

Мы живем сейчас здесь по-новому,

Но всё те же плывут облака.

И всё так же нам солнце светит

Вот уже тридцать лет без Вас,

И, представьте, но в школах дети

Учат Ваши баллады сейчас.


Вот и стали Вы классиком русским,

Не издавши при жизни стихи,

Но, зато от Кремля до Тунгуски,

Вам прощали за них все грехи:

И правители, и диссиденты,

И, конечно, простой народ.

И под водку, и под абсенты

Слушал вас он, разинув рот.


Много слухов о Вас ходило,

Но какое до них нам дело.

Что там было, а что там не было –

Все растаяло, улетело.

Что ж осталось? - Остались песни,

Роли, сыгранные в кино,

И душа Ваша - с нами вместе,

С нами вместе давным-давно.


Да, за Вами пришли другие,

Но другого они пошиба.

И другая сейчас Россия,

Только дыба – осталась дыбой.

Только плаха – осталась плахой,

Палачам есть всегда работа,

Кагэбисты теперь – олигархи,

И мессии не слышно что-то…


Но ведь я сейчас не об этом –

Лишь о том, что мы помним Вас!

Если вы у Престола, Там, где-то,

Если рядом с Всевышним Вы где-то -

Заступитесь пред Ним за нас!

Помолитесь за грешных, за нас…


Владимир Грачёв
скачать файл



Смотрите также:
Я стараюсь, чтобы мои песни пели драматические артисты, потому что эти песни требуют больше всего исполнения, а не украшательства. Это песни для того, чтобы их слушать, а не чтобы ими забавляться
153.67kb.
В нашей музыкальной комнатке вы сможете прослушать и выучить детские песни на английском языке. Эти весёлые песни будут интересны не только для детей, но и для их родителей
22.8kb.
Моя педагогическая философия
29.89kb.
Как слушать с ребенком классическую музыку?
28.08kb.
Уроке литературы в 11 классе по теме: «Песни военного времени»
118.28kb.
-
335.8kb.
Иллюстрация Джея Голднера
178.17kb.
1. 7 Что же это значит любить самого себя
1751.22kb.
Молодёжный вестник
40.22kb.
На фоне торжественных фанфар звучит закадровый дикторский текст
137.93kb.
Алексеева Оля 4 класс
7.78kb.
Сценарий совместного с родителями досуга «Колыбельной песни добрый свет»
77.08kb.