takya.ru страница 1страница 2
скачать файл
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»



«Рекомендовано»

к утверждению на заседании

педагогического

методического совета МБОУ «СОШ №7»

Заместитель директора по УВР

_____________ Н.И.Маркина

Протокол от «30» августа 2013 г. №1


«Утверждаю»

Директор МБОУ «Средняя

общеобразовательная школа №7»

______________ Ю.Н. Калинин

Приказ от «30» августа 2013 г. №111



Рабочая учебная программа

по Истории России

для учащихся 9 класса

Автор: Ю.Н. Калинин,

учитель истории и обществознания
Составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы «Программа курса и тематическое планирование» к учебнику Н.В.Загладина, С.Т.Минакова История России XX век» 9 класс М., Русское слово, 2010.

Тульская область, г. Донской

2013 г.


1. Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года, примерной программы основного общего образования по истории, а также авторской программы, составленной на основе курса «История России 20 век» Авторы: С.И Козленко, Н.В. Загладин, Х.Т. Загладина. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

Программа рассчитана на 70 часов (3 часа в неделю).

Курс «История России XX века» призван содействовать формированию у учащихся – детей старшего подросткового возраста – целостного, интегрированного представления о прошлом и настоящем мировой цивилизации, а также тенденциях его развития, без чего невозможно ориентироваться в текущий событиях общественно-политической жизни, определять собственную гражданскую позицию.

Цель: формирование у учащихся целостного представления об истории нашей Родины рассматриваемого периода, приобщении их к культурным достижениям и национальным традициям России, воспитании патриотизма.

Часы, отведенные для изучения исторических событий истории Тульского края, распределены по соответствующим темам основного содержания.


Основными образовательными задачами курса являются:
1. формирование исторического мышления учащихся;
2. развитие умений работы с книгой и с картографическим материалом;
3. формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы;
4. формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий;
5. формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии обществ мира и России в эпоху новейшего времени, о политическом и социальном строе в эпоху новейшего времени, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;
6. формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в эпоху новейшего времени;
7. формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (демократия, свобода слова и т.д.);
В ходе обучения решаются следующие воспитательные задачи:
1. формирование правовой культуры школьников;
2. формирование представлений о возникших в эпоху новейшего времени общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);
3. развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;
4. формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;
5. развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории новейшего времени: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
Усвоение учебного материала реализуется с применением следующих основных групп методов обучения и их сочетания:
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, исторические карты и др.), организационно-педагогические средства (раздаточный материал).



Используемые УМК:
1. «История России 20 век», Н.В.Загладин, С.Т.Минаков, С.И.Козленко, Ю.А.Петров, М., Русское слово, 2011 г.
2. Атлас «История отечества XX – начало XXI вв.» с контурными картами и контрольными заданиями. 9 класс. – М.: Дрофа-Дик, 2011.


Критерии оценивания:
«Пять» - материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за подробное исправление и дополнение другого ученика;
«Четыре» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения;
«Три» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная;
«Два» - главное содержание не раскрыто.
2. Требования к уровню подготовки выпускников 9 класса

В результате изучения истории ученик должен



Знать/понимать:

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • изученные виды исторических источников;


Уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

  • использование знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальности и религиозной принадлежности.



3. Тематическое планирование.


История России (70 ч.)

Раздел 1

Российская империя в первые десятилетия XX века

14

Раздел II

Россия в годы революции и гражданской войны. 1917-1922 гг.

10

Раздел III

СССР в 1920 -1930 гг.

13

Раздел IV

Великая Отечественная война. 1941-1945гг.

9

Раздел V

От сталинизма к « оттепели»: Советский Союз в 1945 – 1964гг.

5

Раздел V I

СССР в 1960-е – начале 1980-х гг.

6

Раздел VII

Перестройка, новое политическое мышление и кризис советского общества

4

Раздел VIII

Российская Федерация 1991-2004гг.

9




Повторение (в том числе)

5




Итого

70


4. Содержание учебного предмета
Раздел 1. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ ХХ в. 1900—1917 гг. (14 часов)
Тема 1. Модернизация России на рубеже XIX—ХХ вв.
Территория: площадь, состав, неравномерность развития отдельных регионов. Население: численность, национальное и религиозное разнообразие. Россия как одна из великих держав. Особенности социально-экономического развития. Положение крестьянства. Рост городов. Положение городских рабочих. Сословный строй. Самодержавная монархия. Власть и произвол чиновничества.
Роль государства в модернизации России. Техническое перевооружение армии. Расширение сети железных дорог. Протекционистская таможенная политика. Формирование монополий. Формы монополий. Иностранный капитал в России. Рост противоречий в российском обществе. Земства. Зубатовские рабочие организации.
Основные термины и понятия: русификация, национальный доход государства, национальный доход на душу населения, сословный строй, самодержавная монархия. модернизация, протекционизм, дивиденды, инвестиции, монополия, вывоз капитала, земства.
Персоналии: Александр II, Николай II, С.Ю. Витте, В.К. Плеве.
Тема 2. Русско-японская война и начало революции 1905—1907 гг.
Обострение соперничества ведущих мировых держав за раздел Китая на сферы влияния. Дальневосточная политика России. Взаимоотношения России и Японии. Различные точки зрения в правящих кругах России на войну с Японией.
Русско-японская война 1904—1905 гг.: основные события, итоги, причины

поражения России, значение. Влияние войны на внутриполитическое положение

в стране.
Начало революции 1905—1907 гг. Развитие революционного движения весной-осенью 1905 г. Манифест 17 октября: провозглашение демократических свобод и создания Государственной Думы.
Основные термины и понятия: сфера влияния, концессия, «кровавое воскресенье», Манифест 17 октября, Государственная Дума.
Персоналии: Г.А. Гапон, П.П. Шмидт.
Тема 3. Политическая жизнь в России после Манифеста 17 октября 1905 г.
Новое государственное устройство. Выборы в Государственную Думу: неравное представительство, многоступенчатая система. Роль и место Думы в системе управления государством. Основные группировки политических сил к моменту первых выборов в Думу: консерваторы, либералы, октябристы, левые. Начало формирования российской многопартийности. Взгляды ведущих партий на пути развития России и тактику борьбы в условиях революции. Идеи В.И. Ленина о партии нового типа. Ход революционных событий зимой 1905— 1907 гг. Итоги выборов в I, II и III Государственные Думы. Государственная Дума и самодержавие.
Основные термины и понятия: либералы, конституционные демократы,

октябристы, левые, фракция, революционно-демократические партии, социалисты-революционеры (эсеры), Российская социал-демократическая рабочая партия, большевики, меньшевики, Союз русского народа, фракция, культурная автономия, федерация, коррупция.


Персоналии: П.Н. Милюков, А.И. Гучков, В.М. Пуришкевич, В.М. Чернов,

В.И. Ленин (Ульянов).


Тема 4. Реформы П.А. Столыпина и их итоги.
Роль П.А. Столыпина в подавлении революционного движения. П.А. Столыпин

о нерешенности аграрной проблемы. Аграрные реформы: создание земельного фонда для наделения крестьян землей через Крестьянский банк; отмена всех ограничений личных прав крестьян; свободный выход крестьян из общин; переселенческая политика. Отруб и хутор. Противоречивые итоги столыпинских реформ. Сохранение помещичьего землевладения. Создание частновладельческих крестьянских хозяйств. Расслоение крестьянства. Различные оценки столыпинских реформ в российском обществе.


Россия накануне Первой мировой войны. Быстрое развитие промышленного производства. Рост населения. Обострение социальных отношений. Ленские события. Итоги выборов в IV Государственную Думу. Изменение расстановки сил внутри либерального движения. Прогрессивная партия. Противоречия в российской социал-демократии.
Основные термины и понятия: Крестьянский банк, отруб, хутор, артель,

кооперация, Прогрессивная партия, военно-полевые суды.


Персоналии: П.А. Столыпин, В.Н. Коковцев, П.П. Рябушинский.
Тема 5. Российская империя в Первой мировой войне. 1914—1918 гг.
Внешняя политика России накануне Первой мировой войны. Начало Первой

мировой войны. Вступление России в войну. Война с Россией в планах германского командования. Россия в кампании 1914 г.: наступление в Восточной Пруссии. Роль событий на Восточном фронте в предотвращении падения Парижа.

Наступление против Австро-Венгрии в конце лета 1914 г.
Россия в кампании 1915 г.: превращение Восточного фронта в решающий фронт Первой мировой войны в 1915 г.
Россия в кампании 1916 г.: весеннее наступление русской армии против Австро-Венгрии. Брусиловский прорыв.
Основные термины и понятия: ультиматум, Антанта, Центральные державы, Брусиловский прорыв.
Персоналии: А.А. Брусилов, А.В. Самсонов, П.К. Рененкампф.
Тема 6. Наука и культура России в начале XX в.
Развитие системы образования. Основные достижения российской науки, ее

вклад в прогресс мировой научной мысли. Космизм. Идеи эволюции биосферы в

ноосферу. Черты русской культуры, шедевры ее серебряного века. Новые тенденции в поэзии, живописи, художественном творчестве и духовной жизни, отразившие проблемы общества в годы революции 1905 г. и Первой мировой войны. Русская литература начала века. Музыкальная культура. Театр. Изобразительное искусство. Критический реализм. Стремление к переосмыслению философского и историко-культурного наследия человечества. Идеи духовного, нравственного совершенствования личности у авторов сборника «Вехи». Модерн и символизм как течения духовной жизни.
Основные термины и понятия: космизм, ноосфера, критический реализм, «Вехи», «Мир искусства», серебряный век, модерн, символизм, декаданс, футуризм, абстракционизм, Московский Художественный театр.
Персоналии: А.С. Попов, Н.Е. Жуковский, И.П. Павлов, И.И. Мечников,

К.А. Тимирязев, Н.Д. Зелинский, Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский.


Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн, А.М. Горький,

В.Г. Короленко, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, Н.С. Гумилев, С.А. Есенин,

К.Д. Бальмонт, А.А. Блок, В.В. Маяковский, З.Н. Гиппиус.
В.М. Васнецов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, М.В. Нестеров, К.А. Коровин,

В.А. Серов, А.Н. Бенуа, В.В. Кандинский, М.А. Врубель, К.С. Малевич.


Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Глазунов, И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев,

С.В. Рахманинов.


К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, Ф.И. Шаляпин.
Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин.
Дополнительная литература
Дополнительная литература

Зырянов П.Н. Петр Столыпин. Политический портрет. М., 1992.

История политических партий в России. М., 1994.

История России. ХХ век / Под ред. А.Н. Сахарова. М., 1996.

Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. Политическая история России. От становления

самодержавия до падения советской власти. М., 1999.

Наше Отечество: опыт политической истории. М., 1991.

Первая мировая война. Пролог XX века / Под. ред. В.Л. Малькова. М., 1998.

Политическая история России в партиях и лицах. М., 1994.

Становление российского парламентаризма начала XX века. М., 1996.

Столыпин П.А. Нам нужна великая Россия. М., 1991.

Тарновский К.Н. Социально-экономическая история России: начало ХХ века.

М., 1990.

Шелохаев В.В. Либеральная модель переустройства России. М., 1996.


Раздел 2. РОССИЯ В ГОДЫ РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ. 1917—1922 гг. (10 часов)
Тема 7. Российское государство и общество в 1917-1918 гг.
Низкий уровень готовности России к войне. Плохое снабжение войск. Падение производства по наиболее значительным хозяйственным показателям. Обострение продовольственной проблемы. Падение уровня жизни населения.
Патриотический подъем в начале войны. Смена его апатией, а затем, по мере затягивания Первой мировой войны, — недовольством. Помощь фронту российских предпринимателей. Формирование Военно-промышленных комитетов и

Особых совещаний.


Общественно-политический кризис в стране. Министерская чехарда. Убийство Г.Е. Распутина. Рост недовольства в армии. Пацифизм. Антивоенная позиция

большевиков: лозунг поражения своего правительства в войне, ее превращения

в войну гражданскую.
Начало февральской революции 1917 г. Петроградский совет рабочих и

солдатских депутатов. Временное правительство. Отречение от престола Николая II.


Основные термины и понятия: пацифизм, министерская чехарда, Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов, Временное правительство.
Двоевластие в центре и на местах. Первые шаги Временного правительства.

Углубление кризиса в обществе весной 1917 г. Рост крестьянских выступлений.

Рост анархии, разложения в армии. Апрельский кризис Временного правительства. Усиление позиций большевиков. Июльский кризис Временного правительства. Корниловский мятеж. Причины его провала.
Попытки Временного правительства овладеть политической инициативой. Превращение партии большевиков в массовую. Решение большевиков о взятии власти путем вооруженного восстания. Вооруженное восстание в Петрограде. Установление власти советов на местах. II Всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов: расстановка сил, основные решения. Первые декреты советской власти. Создание нового аппарата власти и управления. Национализация частных банков и части крупных заводов. Декларация прав народов России. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Созыв и роспуск Учредительного собрания.
Переговоры России и Германии о мире. Разногласия в партии большевиков вокруг заключения мира с Германией и ее союзниками. Позиция левых эсеров. Условия Брестского мира и его последствия. Политика партии большевиков весной и летом 1918 г.
Основные термины и понятия: амнистия, двоевластие, Учредительное

собрание, военная диктатура, Совет народных комиссаров (СНК), Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), самоопределение, Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК), национализация, оппозиция, Учредительное собрание, аннексия, контрибуция, сепаратный мирный договор, гражданская война, интервенция, Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), продовольственные отряды (продотряды).


Персоналии: Г.Е. Распутин, А.Ф. Романова, Г.Е. Львов, А.Ф. Керенский, Л.Г. Корнилов, В.И.Ленин, Л.Д.Троцкий, Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев, Ф.Э. Дзержинский.
Тема 8. Гражданская война
Белое движение: состав, цели, лидеры. Взаимоотношения белого движения и Антанты. «Третья сила» в гражданской войне — крестьянское движение, анархисты, «зеленые». Националистические движения на окраинах бывшей Российской империи. Интервенция государств Антанты. Причины поражения белого движения.
Влияние гражданской войны на социальную и экономическую политику большевиков. Политика военного коммунизма: сущность, основные направления, роль в исходе гражданской войны. Белый террор. Красный террор. Политика привлечения бывших царских офицеров на службу в Красную Армию. Полководцы Красной Армии. Успехи Красной Армии в гражданской войне. Война Советской России с Польшей. Итоги гражданской войны.
Основные термины и понятия: белое движение, Красная Армия, военный коммунизм, Совет рабочей и крестьянской обороны, белый террор, красный террор, продразверстка, «буржуазные специалисты», Коммунистический Интернационал (Коминтерн)
Персоналии: А.В. Колчак, А.М. Каледин, А.И. Деникин, Н.Н. Юденич,

П.Н. Врангель, К.Е. Ворошилов, С.М. Буденный, М.В. Фрунзе, В.И. Чапаев,

В.К. Блюхер, М.Н. Тухачевский.
Дополнительная литература
Волкогонов Д.А. Ленин. Политический портрет. М., 1997.

Дополнительная литература

1917 год в судьбах России и мира. От новых источников к новому осмысле*

нию. Сборник. М., 1998.

Федюк В.П. Антибольшевистское движение на юге России, 1917—1918.

М., 1996.



Раздел 3. СССР в 1920—1930-е гг. (13 часов)
Тема 9. Новая экономическая политика и образование СССР
Экономическое положение России в 1920—1921 гг. План ГОЭЛРО. Крестьянские восстания. Забастовки рабочих. Кронштадтский мятеж. Причины пересмотра политики большевиков. Переход к нэпу. Основные направления нэпа. Замена продразверстки продналогом. Свобода предпринимательской деятельности. Переход государственных предприятий на хозрасчет. Свободный наем рабочей силы. Привлечение иностранного капитала. Расширение торговой сети и сферы услуг.
Укрепление монополии большевиков на политическую власть. Большевики и

Церковь.


Образование Закавказской Федерации. Предпосылки объединения советских республик. Дискуссия в партии большевиков о принципах государственного строительства на территории бывшей Российской империи. Образование СССР: принципы объединения, всесоюзные органы власти и управления, определение границ союзных республик.
Основные термины и понятия: коммунистический идеал, план ГОЭЛРО,

Государственная плановая комиссия (Госплан), новая экономическая политика

(нэп), продналог, монополия внешней торговли, хозрасчет, Главлит, Закавказская Федерация, Всесоюзный

съезд советов


Персоналии: Патриарх Тихон, Н.С. Гумилев, И.В.Сталин.
Тема 10. Идея построения социализма в одной стране и возвышение И.В. Сталина
Влияние И.В. Сталина в партийном аппарате. И.В. Сталин и соратники В.И. Ленина. Идея о возможности построения социализма в одной, отдельно взятой стране. Сталинизм и русская эмиграция. Идея «смены вех».
Влияние нэпа на развитие СССР: достижения и обострение противоречий. Лозунг «Обогащайтесь!». Разгром «кулацкой оппозиции». Программы индустриализации и коллективизации. Репрессии. Политика ликвидации кулачества. «Великий перелом».
Основные термины и понятия: элита, перманентная революция, Всесоюзная Коммунистическая партия (большевиков) — ВКП (б), старые большевики, возможность построения социализма в одной, отдельно взятой стране, идея «смены вех», индустриализация, коллективизация, кулак, нэпман, репрессии, «кулацкая оппозиция», «правый уклон», пятилетний план, «великий перелом».
Персоналии: Н.И. Бухарин, В.М. Молотов, С.М. Киров, Л.М. Каганович,

А.И. Микоян, Н.А. Бердяев, А.Н. Толстой, М.И. Цветаева.


Тема 11. Коллективизация и индустриализация
Осуществление коллективизации. Создание колхозов. Принудительное вовлечение крестьян в колхозы, его последствия. Раскулачивание. Крестьянские волнения, их подавление. Массовый голод. Репрессивные меры властей по отношению к крестьянству. Меры по материально-техническому обеспечению сельскохозяйственного производства. Политика создания стимулов материальной заинтересованности колхозников, ее результаты.
Индустриализация в годы первых пятилеток, ее источники. Новые отрасли

промышленности. Крупнейшие стройки. Меры по повышению уровня образованности населения как условия выполнения экономических программ.


Массовые репрессии. ГУЛАГ.
Трудовой энтузиазм народа. Движения ударников и стахановцев. Культурная

революция.


Основные термины и понятия: колхоз, раскулачивание, принудительная коллективизация, источники индустриализации, Главное управление лагерями

(ГУЛАГ), ударники, стахановцы.


Тема 12. «Великий террор» 1930х гг. и создание командно-административной системы
Выдвижение И.В. Сталиным тезиса о неизбежности обострения классовой

борьбы в стране по мере развития процесса строительства социализма. Чистка

государственного аппарата. Убийство С.М. Кирова. Кампания политического террора. Репрессии против руководящих кадров партии большевиков, государства,

армии, карающих органов.


Конституция СССР 1936 г., ее основные положения. Руководящее положение

Коммунистической партии в обществе. Демократический централизм как уставный принцип построения Коммунистической партии. Создание командно-административной системы. Насаждение в обществе культа личности И.В. Сталина.


Система государственного контроля над общественной жизнью. Общественные организации и их функции (пионерская, комсомольская организации, ДОСААФ,

профсоюзы). Духовный климат советского общества 1930-х гг.


Основные термины и понятия: чистка государственного аппарата, командно-административная система, демократический централизм, «враг народа», культ личности.
Персоналии: С.М. Киров, Н.И. Ежов.
Борьба за власть в партии большевиков в период болезни В.И. Ленина. Обострение борьбы после его смерти. Вопрос о целесообразности продолжения политики нэпа. Теория перманентной революции Л.Д. Троцкого.
Основные термины и понятия:,
Персоналия: И.В. Сталин.
Тема 13. Советская внешняя политика 1920-1930-х гг.
Развитие сотрудничества СССР со странами Азии. Партнерские отношения с

Германией. Дипломатическое признание СССР странами Запада. Формирование

Торгово-экономических отношений с крупнейшими странами Западной Европы.

Причины неустойчивости взаимоотношений СССР со странами Запада.


Эволюция взглядов партии большевиков и Коминтерна на возможность нормализации отношений СССР со странами Запада («накопление сил в период временной стабилизации капитализма», «мирное сожительство» с буржуазными государствами). Деятельность Коминтерна по поддержке компартий.
Основные термины и понятия: Генуэзская и Гаагская конференции, Раппальский советско-германский договор.
Внешняя политика СССР и возникновение очага военной опасности в Азии. Борьба СССР за создание системы коллективной безопасности в Европе. Вступление СССР в Лигу Наций. Договоры о взаимопомощи между СССР, Францией и Чехословакией. VII Конгресс Коминтерна о задачах борьбы с фашизмом. Военный мятеж в Испании. Помощь СССР испанским республиканцам. Заключение Антикоминтерновского пакта. Разгром японских войск в районе озера Хасан. Поддержка СССР Китая в борьбе против японской агрессии. Борьба СССР против политики умиротворения стран-агрессоров. Мюнхенский сговор и его последствия.
Основные термины и понятия: система коллективной безопасности, Народный фронт, Антикоминтерновский пакт, политика умиротворения стран-агрессоров, Мюнхенский сговор.
Международная изоляция СССР после заключения соглашений в Мюнхене между крупнейшими европейскими державами. Германские захваты в Европе. «Стальной пакт» и его влияние на обстановку в Европе. Англо-франко-советские переговоры. Пакт о ненападении между Советским Союзом и Германией. Секретный протокол о

разграничении сфер влияния СССР и Германии в Восточной Европе. Причины советско-германского сближения и его последствия.


Военный конфликт между СССР и Японией в районе реки Халхин-Гол. Нормализация отношений между Советским Союзом и Японией. Начало Второй мировой войны. Ввод советских войск в Западную Украину и Западную Белоруссию. Договор о дружбе и границе между СССР и Германией. Советско-финская война. Условия мирного договора между СССР и Финляндией.
Провозглашение Литвы, Латвии и Эстонии советскими республиками и включение их в состав СССР. Передача СССР Бессарабии (Молдавии). СССР и Германия: дипломатические маневры.
«Барбаросса» — план молниеносной войны Германии с СССР. Подготовка

СССР к войне с Германией. Договор с Японией о нейтралитете.


пакт о ненападении, секретный протокол план «Барбаросса», молниеносная война, всеобщая воинская повинность.
Персоналия: Г.В. Чичерин, М.М.Литвинов, В.М.Молотов, С.К. Тимошенко, Г.К. Жуков.
Тема 14. Утверждение метода социалистического реализма в искусстве
Творческий поиск интеллигенции 1920-х гг. Поддержка частью интеллигенции

революционных изменений и неприятие другой ее частью большевистской власти. Литература и искусство 1930-х гг. Метод социалистического реализма. Усиление партийного и государственного контроля над литературой и искусством.

Ужесточение цензуры. Создание творческих союзов. Искусство кино.
Основные термины и понятия: пролетарская культура, критический реализм, сатира, метод социалистического реализма, киноискусство.
Персоналии: А.В. Луначарский, М.А. Шолохов, А.С. Серафимович, А.А. Фадеев, Э.Г. Багрицкий, А.С. Грин, М.А. Булгаков, Б.Л. Пастернак, М.М. Зощенко, И. Ильф, Е. Петров, К.С. Станиславский, В.Э. Мейерхольд, Д.Д. Шостакович, И.Э. Грабарь, Б.М. Кустодиев, М.С. Сарьян, В.И. Мухина, М.Б. Греков, К.Ф. Юон, А.В. Щусев, С.М. Эйзенштейн, А.А. Дейнека, П.Н. Филонов, П.Д. Корин, Л.П. Орлова, М.И. Жаров, Б.А. Бабочкин, П.М. Алейников, Л.В. Целиковская, Е.В. Самойлов.
Дополнительная литература
Дополнительная литература

Ковалев В.А. Распятие духа. Судебные процессы сталинской эпохи. М., 1997.

Кооперативно-колхозное строительство в СССР: 1923—1927. Документы и материалы. М., 1994.

Нэп: взгляд со стороны. М., 1001.

Реабилитация. Политические процессы 30—50-х гг. М., 1991.

Судьбы российского крестьянства. М., 1995.

Хлевнюк О.В. Политбюро. Механизмы политической власти в 1930-е гг. М., 1996.
Раздел 4. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА. 1941—1945 гг. (9 часов)
Тема 15. Начало Великой Отечественной войны
Оборонительные бои Красной Армии. Причины неудач Красной Армии в начальный период войны. Мобилизация сил СССР для отпора агрессору. Патриотический подъем в стране. Единство фронта и тыла. «Все для фронта, все для победы!».
Начало блокады Ленинграда. «Дорога жизни». Битва под Москвой, ее значение. Герои Московской битвы. Провал германского плана молниеносной войны. Начало военной помощи СССР от союзников. Ленд-лиз.
Основные термины и понятия: Ставка Верховного Главнокомандования (СВГК), Государственный Комитет Обороны (ГКО), мобилизационный план развития народного хозяйства, «Дорога жизни», операция «Тайфун».
Персоналии: С.В. Ильюшин, С.А. Лавочкин, В.М. Петляков, А.Н. Туполев,

А.С. Яковлев, И.В. Панфилов, Б.М. Шапошников.


Тема 16. Коренной перелом в Великой Отечественной войне
Положение на фронте весной 1942 г. Наступление германской армии на юге летом 1942 г. Сталинградская битва. Массовый героизм советских воинов — важнейший фактор победы под Сталинградом. Победа под Сталинградом, ее причины и значение. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войн.
Бесчинства фашистов на оккупированных территориях СССР. Партизанское

движение: причины, масштабы, значение для хода Великой Отечественной войны.


Патриотический подъем населения в годы Великой Отечественной войны.

Отечественная культура периода 1941—1945 гг. Изменение отношения властей к

Русской Православной Церкви.
Битва на Орловско-Курской дуге и ее значение. Укрепление антифашистской коалиции. Декларация 26 государств. Проблема второго фронта. Тегеранская конференция, ее итоги и значение для совместных действий союзников.
Окончательное снятие блокады Ленинграда в январе 1944 г. Освобождение Советской земли. Операция «Багратион», освобождение Белоруссии. Открытие второго фронта.
Основные термины и понятия: ленд-лиз, операция «Уран», коренной перелом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войн, партизанское движение, Центральный штаб партизанского движения, второй фронт, операция «Багратион», антигитлеровская коалиция.
Персоналии: В.И. Чуйков, М.С. Шумилов, А.М. Василевский, А.И. Еременко,

Н.Ф. Ватутин, К.К. Рокоссовский, В.С. Гроссман, И.Г. Эренбург, О.Ф. Берггольц,

К.М. Симонов, М.И. Алигер, А.Т. Твардовский., И.Е. Петров, И.С. Конев, П.А. Ротмистров, А.М. Василевский, Р.Я. Малиновский, Ф.Д. Рузвельт, У. Черчилль.
Тема 17. СССР в боях за освобождение стран Европы и Азии от фашизма
Освобождение Восточной Европы. Висло-Одерская операция Красной Армии.

Крымская конференция союзников. Штурм Берлина. Знамя Победы. Капитуляция

Германии. День Победы. Разгром милитаристской Японии.
Основные термины и понятия: Контрольный совет союзников, Декларация об освобожденной Европе, акт о капитуляции, Знамя Победы, День Победы.
Тема 18. Великая Отечественная война: итоги и уроки
Масштаб Второй мировой войны. Людские потери стран-участниц Второй мировой войны. Потери СССР. Решающий вклад СССР в победу во Второй мировой войне. Причины победы СССР в Великой Отечественной войне. Итоги Второй мировой войны. Укрепление авторитета СССР и его влияния на ход мирового развития. Потсдамская конференция союзников — согласованные решения и противоречия.
Упрочение правовых начал в жизни народов. Международные трибуналы в Нюрнберге и Токио. Уроки Второй мировой войны. Создание Организации Объединенных Наций (ООН).
Основные термины и понятия: решающий вклад в победу, демилитаризация, декартелизация, денацификация, демократизация, Международный трибунал, Организация Объединенных Наций (ООН), Совет Безопасности ООН.
Дополнительная литература
Дополнительная литература

Семиряга М.И. Тайны сталинской дипломатии. 1931—1941. М., 1992.

Соколов Б.В. Цена победы. М., 1991.

Сталинград. Событие. Воздействие. Символ. М., 1995.

1941 год — уроки и выводы. М., 1992.

Якобсен Г.А. 1939—1945. Вторая мировая война. Хроника и документы. М., 1995.


Раздел 5. ОТ СТАЛИНИЗМА К «ОТТЕПЕЛИ»: СОВЕТСКИЙ СОЮЗ в 1945—1964 гг. (5 часов)
Тема 19. Внешняя политика СССР в начальный период «холодной войны». Создание советской системы союзов
Особенности международного положения СССР после Великой Отечественной войны, новые цели его внешней политики. Перемены в советско-американских отношениях. СССР и «план Маршалла». Особенности его курса в отношении стран Восточной Европы в период существования Информационного бюро. Значение конфликта между СССР и Югославией для формирования политики И.В. Сталина в Восточной Европе. Характеристика особенностей «холодной войны» в Азии. Участие Советского Союза в гражданской войне в Китае, в конфликте 1950—1953 гг. в Корее.
Основные термины и понятия: сверхдержава, доктрина, политика сдерживания, «холодная война», Информационное бюро коммунистических и рабочих партий (Информбюро), Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), Организация Северо-Атлантического договора (НАТО).
Персоналии: Г. Димитров, Ким Ир Сен, Мао Цзэдун, И.Б. Тито, Чан Кайши, Г. Трумэн.
Тема 20. Послевоенное восстановление народного хозяйства. СССР в последние годы жизни И.В. Сталина
Дискуссии о путях развития страны в послевоенные годы. Восстановление народного хозяйства, трудовой подвиг народов СССР. Мобилизационные методы

восстановления, аграрная политика, проводившаяся по инициативе И.В. Сталина

и его окружения. Источники высоких темпов развития экономики в послевоенные

годы. Особенности политики репрессий. Судьба репрессированных народов.


Политика правящей партии в области культуры и искусства. Кампания борьбы с космополитами.
Основные термины и понятия: «дело врачей», Коммунистическая партия

Советского Союза (КПСС), «Ленинградское дело», мобилизационные методы решения проблем, репарации, репатриирование, Совет министров СССР.


Персоналии: Н.И. Вавилов, Н.А. Вознесенский, А.А. Жданов, И.В. Курчатов,

С.А. Лебедев, Г.М. Маленков.


Тема 21. Первые попытки реформ и ХХ съезд КПСС
Преемники Сталина на пути преобразований. Прекращение массовых репрессий и реабилитация невинно осужденных. Инициативы Л.П. Берия и Г.М. Маленкова и начало осуществления реформ. Освоение целинных земель. Борьба за власть в руководстве КПСС и Советского государства. Переход политического лидерства к Н.С. Хрущеву. Разоблачение культа личности Сталина на ХХ съезде КПСС в 1956 г., значение этого шага для последующего развития общества.
Основные термины и понятия: освоение целинных земель, реабилитация.
Персоналии: Л.П. Берия, Н.С. Хрущев.
Тема 22. СССР: политика мирного сосуществования и конфликты «холодной войны»
Новые черты советской внешней политики 1950—1960*х гг. Признание значимости предотвращения глобальной ядерной войны. Идея мирного сосуществования со странами Запада. Борьба за изменение соотношения сил на международной арене в пользу СССР, политика поддержки антиимпериалистических сил и движений. Вовлечение СССР в региональные конфликты (Карибский кризис 1962 г., Суэцкий кризис 1956 г.), расточение его ресурсов на помощь нестабильным режимам в Азии и Африке.
Особенности политики Советского Союза по отношению к странам Восточной Европы. Начало десталинизации социалистического лагеря. СССР и кризис в Венгрии 1956 г.
Основные термины и понятия: десталинизация, социалистический лагерь, мирное сосуществование, Организация Варшавского договора (ОВД), идея социалистической ориентации развития.
Персоналии: Ф. Кастро, Дж. Кеннеди, Г.А. Насер.
Тема 23. Противоречия развития советского общества конца 1950-х — начала 1960-х гг.
Особенности экономической политики КПСС и Советского государства в период пребывания у власти Н.С. Хрущева. Реформирование системы управления экономикой, создание совнархозов. Итоги освоения целинных и залежных земель, реализации жилищной программы, реформ в военной промышленности. Начало освоения космоса. Положение в социально-экономической и духовно-политической сферах жизни советского общества. Причины углубления кризиса в сельском хозяйстве в начале 1960-х гг. Нарастание противоречий в СССР, обусловленных непоследовательностью политики десталинизации, неудачными экономическими и социальными экспериментами. Итоги октябрьского Пленума ЦК КПСС 1964 г.
Основные термины и понятия: волюнтаризм, экстенсивные методы развития экономики, совнархозы.
Персоналии: Л.И. Брежнев, Ю.А. Гагарин, С.П. Королев, В.В. Терешкова, Д.Ф. Устинов, А.Н. Шелепин.
Дополнительная литература
Дополнительная литература

США (1962—1986). М., 1997.

Загладин Н.В. История успехов и неудач советской дипломатии. М., 1990.

Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. Политическая история России. От становления

самодержавия до падения советской власти. М., 1999.

Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти. 1945—1991. М., 1998.

Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945—1985). Новое

прочтение. М., 1995.

Торкунов А.В. Загадочная война: корейский конфликт 1950—1953 гг. М., 2000.

Хрущев Н.С. Воспоминания. М., 1997.

Хрущев С.Н. Рождение сверхдержавы. Книга об отце. М., 2000.

Раздел 6. СССР в 1960-е — начале 1980-х гг. (6 часа)
Тема 24. Попытки проведения экономических реформ в конце 1960х гг.
Политика стабилизации положения в обществе, меры, предпринятые по инициативе А.Н. Косыгина для развития промышленности, преодоления аграрного кризиса. Причины ограниченности итогов реформ. Социально-экономическое развитие Советского Союза в конце 1960-х гг. Рост уровня жизни населения. Успехи в развитии науки и техники.
Падение темпов развития экономики, медленное внедрение достижений научно-технического прогресса (НТП) в производство. Сырьевая ориентация внешней торговли. Нерациональное использование ресурсов. Истоки экономических трудностей.
Основные термины и понятия: Байкало-Амурская магистраль (БАМ), Волжский автомобильный завод (ВАЗ), «застой», номенклатура, научно-технический прогресс, принцип коллективного руководства, теневая экономика, хозрасчет.
Персоналии: Л.В. Канторович, П.Л. Капица, М.В. Келдыш, А.Н. Косыгин, А.П. Александров.
Тема 25. Внешняя политика СССР во второй половине 1960-х гг.
Военное противостояние СССР и США во Вьетнаме. СССР и конфликты на Ближнем Востоке. Кризис в Чехословакии и решение Советского руководства о вводе

войск в эту страну в 1968 г. Доктрина Л.И. Брежнева. Конфликт между СССР и

Китаем. Обострение отношений с некоторыми социалистическими странами.
Причины перехода СССР и США к политике разрядки. Достижение паритета встратегических вооружениях и рост заинтересованности сверхдержав в предотвращении ядерной катастрофы. Потребности стран Востока и Запада в развитии экономического сотрудничества. Антивоенное движение, Движение неприсоединения как факторы международной стабильности.
Итоги нормализации отношений СССР и США, согласованные меры по снижению ядерной опасности. Договора об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1 и ОСВ-2), соглашение по ограничению систем противоракетной обороны (ПРО). Советско-американское сотрудничество в космосе. Политика разрядки в Европе. Подписание соглашений по Западному Берлину. Значение Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Основные термины и понятия: диссидент, доктрина Брежнева, «Пражская весна», реальный социализм, разрядка международной напряженности, ограничение стратегических вооружений, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, паритет в стратегических вооружениях.
Персоналии: Г. Гусак, А. Дубчек, Д. Джонсон, Р. Никсон.
Тема 26. Духовная жизнь и идейно-политическое развитие СССР от «оттепели» до «застоя»
«Оттепель» в сфере духовной жизни и ее основные проявления. Меры руководства КПСС по сохранению контроля над обществом. Принятие новой Программы КПСС. Методы борьбы с инакомыслящими. Конституция 1977 г. Причины возникновения правозащитного движения в СССР.
Основные тенденции развития советской литературы и искусства. Возникновение атмосферы поиска новых форм самовыражения в среде творческой интеллигенции, ее отход от установленных сверху канонов метода социалистического реализма. Расцвет спорта в СССР. Успехи советских спортсменов на международных соревнованиях.
Основные термины и понятия: деревенская проза, критический реализм,

«оттепель», правозащитное движение, соц-арт.


Персоналии: А.И. Солженицын, А.Д. Сахаров, А.А. Вознесенский, Е.А. Евтушенко, Б.Л. Пастернак, В.П. Аксенов, В.Н. Войнович, В.П. Некрасов, И.А. Бродский, В.И. Белов, В.А. Солоухин, В.М. Шукшин, А.Н. Стругацкий и Б.Н. Стругацкий, Ю.В. Бондарев, Г.Я. Бакланов, В.С. Пикуль.
А.И. Хачатурян, В.Я. Шебалин.
М.Л. Ростропович, Г.Л. Вишневская.
В.С. Высоцкий, Б.Ш. Окуджава, Г.А. Товстоногов, О.Н. Ефремов, М.А. Захаров,

А.В. Эфрос, Ю.П. Любимов, А.И. Райкин.


С.Ф. Бондарчук, Л.И. Гайдай, А.А. Тарковский, Э.А. Рязанов.
Г.С. Уланова, М.М. Плисецкая, М.Э. Лиепа, В.В. Васильев, Е.С. Максимова.
В.А. Сидур, Э.И. Неизвестный, И.И. Кабаков, Э.В. Булатов, О.Я. Рабин.
И.К. Роднина и А.Г. Зайцев, Л.Е. Белоусова и О.А. Протопопов, В.Б. Харламов,

В.А. Третьяк, А.Н. Мальцев, Л.И. Яшин, М.М. Ботвинник, А.Е. Карпов, Г.К. Каспаров.


Тема 31. Углубление кризиса внешней и внутренней политики советского общества
Причины и проявления роста сложностей в развитии СССР. Вовлечение Советского Союза в локальные конфликты в странах Африки. Ввод советских войск в Афганистан в 1979 г. и его международные последствия. Обострение отношений с США и их союзниками, наступление нового этапа «холодной войны».
Попытки руководства СССР при Ю.В. Андропове найти альтернативы в условиях обостряющегося кризиса общества. Борьба с коррупцией, теневой экономикой. Кампания укрепления трудовой дисциплины, меры подавления инакомыслия, ограниченность их результатов.
Основные термины и понятия: альтернатива, контрпропаганда, программа

стратегической оборонной инициативы (СОИ).


Персоналии: Ю.В. Андропов, Р. Рейган, К.У. Черненко.
Дополнительная литература
Верт Н. История Советского государства. М., 1994.

Волкогонов Д. Семь вождей. М., 1995.

Дополнительная литература

Медведев Р. Личность и эпоха. Политический портрет Л.И. Брежнева. М., 1991.

Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. Политическая история России. От становления

самодержавия до падения Советской власти. М., 1999.

Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945—1985). Новое

прочтение. М., 1995.


Раздел 7. ПЕРЕСТРОЙКА, НОВОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И

КРИЗИС СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА (4 часа)


Тема 27. Перестройка
Первые шаги по преодолению экономических трудностей, предпринятые при

М.С. Горбачеве. Политика ускорения развития, антиалкогольная кампания. Катастрофа на Чернобыльской АЭС и ее последствия. Начало перестройки и ее цели. Пересмотр принципов экономической политики, внедрение элементов рыночной экономики. Создание кооперативов, фермерских хозяйств, расширение прав трудовых коллективов. Ограниченность и непоследовательность преобразований, ухудшение экономического положения страны. Полемика о путях дальнейшего развития экономики. Денежная реформа и ее итоги.


Проведение КПСС курса на демократизацию и гласность, создание правового государства. Перемены в духовной жизни. Отказ правящей партии от прямых и косвенных репрессий. Попытки руководства СССР опереться на поддержку общественного мнения. Рост социальной и политической роли интеллигенции. Оппозиционные настроения. Разоблачения преступлений сталинизма, коррупции и инертности номенклатуры. Упадок политического влияния КПСС. Консолидация демократической оппозиции политике М.С. Горбачева. Конфликт между М.С. Горбачевым и Б.Н. Ельциным. Избрание Б.Н. Ельцина президентом Российской Федерации в 1991 г.
Основные термины и понятия: ускорение, перестройка, конверсия, фермерское хозяйство, Чернобыльская катастрофа, частнопредпринимательская деятельность, Закон о государственном предприятии, реабилитация, гласность, правовое государство, демократизация, демократический социализм, многопартийность
Персоналии: М.С. Горбачев, В.С. Павлов, Н.И. Рыжков, С.С. Шаталин, Г.А. Явлинский.

Д.А. Гранин, Е.И. Замятин, В.Д. Дудинцев, Б.Н. Ельцин, А.Н. Рыбаков.


Тема 28. Новое политическое мышление во внешней политике

Меры, предпринятые руководством СССР по прекращению военного противостояния с США и их союзниками. Идеи нового политического мышления. Перемены в политике Советского Союза в отношении стран Восточной Европы. Вывод войск из Афганистана. Распад системы союзов СССР (ОВД, СЭВ). Соглашения между СССР и США по военно-стратегическим вопросам. Проблема односторонних уступок со стороны Советского руководства. Политика СССР в вопросе объединения Германии.


Основные термины и понятия: новое политическое мышление, приоритет, соглашение по сокращению стратегических вооружений (ССВ-1).
Персоналии: Д. Буш, Л. Валенса, В. Гавел, Г. Коль, Н. Чаушеску.
Тема 29. Распад СССР
Обострение межнациональных противоречий, их причины и истоки. Конфликт

интересов местных элит с целями обновления московского центра власти. Подъем массовых националистических движений в ряде союзных республик, их лозунги и идеи. Конфликт в Нагорном Карабахе. Вооруженные столкновения в Вильнюсе, Риге, Баку, Тбилиси.


Противоречия между российскими и советскими структурами власти. События августа 1991 г., причины и итоги. Обострение противоречий в СССР, дискредитация союзного центра власти, роспуск КПСС. Причины распада Советского Союза. Беловежские соглашения и создание Содружества независимых государств (СНГ).
Основные термины и понятия: Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), Беловежские соглашения, суверенитет, Содружество независимых государств (СНГ).
Персоналии: Л.М. Кравчук, С.С. Шушкевич, Г.И. Янаев.
Дополнительная литература
Бакатин В. Избавление от КГБ. М., 1992.

Дополнительная литература

Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти, 1945—1991. М., 1998.

Путч. Хроника тревожных дней. М., 1991.

Сахаров А.Д. Тревога и надежда. М., 1990.

Фалин В.М. Без скидок на обстоятельства. Политические воспоминания. М., 1999.

Черняев А.С. Шесть лет с Горбачевым. М., 1993.

Шахназаров Г. Цена свободы. М., 1993.


Раздел 8. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ в 1991—2000 гг. (9 часа)
Тема 30. Социально-экономическое и политическое развитие России в 1991-1998 гг.
Характеристика социально-экономического положения в России в начале 1992 г. Нехватка продуктов первой необходимости, угроза голода в стране, углубление экономического спада. Меры правительства Е.Т. Гайдара. Шоковая терапия, либерализация цен, приватизация. Позитивные и негативные последствия преобразований. Проблема социальной цены перехода к рыночной экономике. Поляризация политических сил в России.
Конфликт между исполнительной и законодательной властью, столкновение интересов в российском обществе. Правительство В.С. Черномырдина и коррекция курса реформ. Возникновение конституционного кризиса, попытка импичмента президента. Вооруженный конфликт в Москве. Штурм Белого дома. Проведение референдума и принятие новой Конституции, ее основные положения. Расстановка политических сил. Итоги выборов 1993 г.
Основные термины и понятия: приватизация, ваучеры, поляризация политических сил, шоковая терапия, либерализация цен, импичмент, конституционный кризис, референдум, Федеральное Собрание, Конституционный суд, Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), Либерально-демократическая партия России (ЛДПР), «Яблоко», «Выбор России», дефолт, Федеративный договор.
Сложности и противоречия развития России во второй половине 1990-х гг. Причины обострения межнациональных противоречий в стране. Подписание Федеративного договора. Истоки конфликта вокруг Чечни, влияние чеченской войны на положение в Российской Федерации. Соглашения в Хасавюрте. Особенности избирательной кампании 1996 г. Попытки правительства придать большую социальную направленность политике реформ. Трения между исполнительной и законодательной властями. Кризис 1998 г., дефолт, его экономические и социальные последствия.
Персоналии: В.И. Анпилов, С.Н. Бабурин, А.И. Вольский, Е.Т. Гайдар, В.Б. Исаков, А.М. Макашов, Г.Х. Попов, А.В. Руцкой, Г.В. Старовойтова, А.Н. Стерлигов, Н.И. Травкин, А.Б. Чубайс, А.Н. Шохин, С.Н. Юшенков, В.В. Жириновский, В.Д. Зорькин, Г.А. Зюганов, А.А. Собчак, Р.И. Хасбулатов, В.С. Черномырдин. Д.М. Дудаев, С.В. Кириенко, А.И. Лебедь, А.А. Масхадов, Б.Е. Немцов, Г.Н. Селезнев, Е.С. Строев.
скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Ю. Н. Калинин Приказ от «30» августа 2013 г
541.29kb.
Приказ №123 от «31» августа 2013 г. Директор школы: Л. П
107.78kb.
Приказ №288 от 30 августа 2013 г. Положение о порядке
77.97kb.
Принят на заседании педагогического совета
305.4kb.
Приказ № от августа 2013 года Директор школы И. Н. Осьмаков п л а н
1458.94kb.
Рабочая программа по природоведению для 5 класса Учитель: Костина В. Н. Рассмотрено на заседании педагогического совета
314.84kb.
Приказ №156-о от 30 августа 2013 года Положение о пропускном и внутриобъектовом режиме
62.24kb.
«28» августа 2014 г. Приказ №187-од от «29» августа 2014 г. Календарный учебный график муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Дятьковской средней общеобразовательной школы №1 на 2014 – 2015 учебный год
250.87kb.
Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 23 августа 2007 г
298.84kb.
Е. Г. Воскобойникова Приказ №34/1-у от 24. 04. 2013 положение
86.77kb.
И. А. Челышева Приказ №124 от «28» августа 2014г. Положение
66.61kb.
Приказ №61/16 от 31 августа 2013г Положение о рабочей программе педагога
42.45kb.