takya.ru страница 1
скачать файл
Сохранение жизни и здоровья детей
Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества.

В практику дошкольных учреждений в настоящее время вошли программы по основам безопасности жизнедеятельности детей (ОБЖ), направленные на формирование у ребенка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге, в транспорте.

Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушными неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

Знакомить детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на дороге необходимо с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.

Все эти требования отражены в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (изд. 5-е, испр. и доп. – М.: Мозаика- Синтез, 2007). Анализируя программные задачи по обучению детей дорожной азбуке, следует отметить последовательное усложнение программных требований в зависимости от возраста детей, условий их жизни (город, село).

Уже во второй младшей группе (от 3 до 4 лет) стоит задача: «Совершенствовать умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада. Учить различать проезжую часть дороги, тротуар; понимать значение зеленого, красного сигналов светофора».

Средняя группа (от 4 до 5 лет): «Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада. Закреплять знание правил дорожного движения».

Старшая группа (от 5 до 6 лет): «Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада. Вместе с родителями учить соблюдать правила дорожного движения; переходить дорогу в указанных местах в соответствии со световыми сигналами светофора».

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет): «Учить свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада, участка близлежащих улиц. Продолжать учить соблюдать правила дорожного движения и техники безопасности. Совершенствовать знания детей о дорожных знаках и их назначении. Обогащать представления о видах транспорта: наземном, подземном, воздушном, водном».

Серьезное внимание руководителям дошкольных учреждений следует уделять вопросу создания материальной базы: условий для работы с детьми в группе и на участке детского сада.


Оборудование участка детского сада

Участок детского сада многофункционален; при его оформлении нужно четко и удобно его планировать.

Реализуя программные требования, следует выделить для прогулок детей каждой возрастной группы свое постоянное место для обучения правилам дорожного движения. Если нет возможности выделить специальное место для стационарной атрибутики, можно заменить ее выносным игровым материалом (светофоры, жезлы, знаки и т.п.).

В некоторых дошкольных учреждениях особенно малокомплектных, где площадь прогулочных участков невелика, используется дорога вокруг здания на территории детского сада. Она рассматривается как «проезжая часть», на ней наносится разметка – разделительная полоса, а при выходе из здания детского сада на групповой участок наносится разметка – разделительная полоса, а при выходе из здания детского сада на групповой участок наносится разметка пешеходного перехода – «зебра». Дети, используя данные условия, упражняются в соблюдении правил дорожного движения: учатся ходить по тротуару, переходить на свой участок только по пешеходному переходу. По «дороге с разделительной полосой» дети могут ездить на велосипедах, педальных машинах, соблюдая левую и правую стороны движения, сигналы светофора.

По возможности на участке детского сада создаются специальные автоплощадки, которые включают 4-сторнний перекресток со светофорами, разметкой пешеходных переходов и пространства для кругового движения детского транспорта.

Для развития сюжетно-ролевых игр целесообразно поставить на площадке макеты автомобиля, грузовика, трамвая. Общий вид площадки улучшает установка «городской застройки» - легких каркасных домиков с окнами, разрисовать которые могут сами дети. Такие ширмы-макеты городского ландшафта создают улучшенные условия для игрового действия.

Для эффективного использования территории детского сада рекомендуется совмещать автоплощадки с физкультурной площадкой. Хорошо оборудовать на участке стоянку самокатов, детских велосипедов, педальных машин.

Занятия по изучению правил дорожного движения проводятся по следующим примерным темам: «Улица и пешеход», «Пешеход и перекресток», «Светофор и регулировщик» и др. Регулировщика-милиционера, пешеходов и водителей городского транспорта с удовольствием изображают сами дети. Для развития целесообразно иметь в детском саду костюмы-накидки, которые выполняются из картона или плотной бумаги с марлевой проклейкой для прочности. Хорошо иметь комплекты: «Простой регулировщик», «Скорая помощь», «Пожарная», «Светофор», «Автомашина-такси» и др.; фрагменты оборудования игры «Правила движения»: светофор со съемными сигнальными огнями-кружками, дорожные знаки, жезл регулировщика, автодорожные и пешеходные тропы – «зебра», «остановка».

Вся разметка, установка дорожных знаков и другой дорожной атрибутики производится непосредственно инспектором ГИБДД или при его участии; активно помогают родители и школьники – инспекторы ЮИД.
Работа воспитателя

Обучение правилам дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице следует проводить в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроение ребят.

Такая работа требует от воспитателя четкого отбора необходимого наглядного и игрового материала.

На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим воспитатель дает детям представления о различных видах транспорта через рассматривание картин («Транспорт», «Улица нашего города», «Дети и дорога» и др.), просмотр диафильмов; наблюдения на экскурсиях, беседы, разучивания стихотворений, чтение рассказов.

На занятиях по развитию элементарных математических представлений педагог дает понятие «левая, правая сторона», то есть ориентирует в окружающем пространстве; привлекает детей к составлению планов, схем участка, дороги.

На занятиях по изобразительной деятельности ребят учат рисовать, лепить, изображать в аппликации с натуры различные виды транспорта, соблюдая их форму, величину, строение и соотношение частей.

На занятиях по трудовому воспитанию дети изготовляют атрибуты для игр (машины, жезлы, светофоры, бинокли, флажки, шапочки, пилотки, макеты домов, деревьев и др. атрибутика).

На занятиях по конструированию у детей формируют интерес к созданию разнообразных зданий и сооружений из строительного материала (как напольного, так и настольного, вместе с детьми вначале сооружают различные конструкции в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта), учат планировать процесс возведения построек, объединенных общей темой (улицы, машины, дома); знакомят с разнообразными пластмассовыми конструкторами; учат создавать различные модели (здания, самолеты, поезда) п рисунку, по собственному замыслу.

На физкультурных занятиях продолжают развивать координацию движений и ориентировку в пространстве; учат детей ездить на велосипеде по прямой, по кругу, змейкой, тормозить, свободно кататься на самокате.

На музыкальных занятиях дети принимают активное участие в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях по теме «Дорожная азбука».

Особое внимание воспитателя должно быть обращено на бережное отношение к детским работам (рисунки, лепка, аппликация и другие поделки), которые используются не только для оформления выставок к родительским собраниям, но и как часть оформления интерьера детского сада.

Знания и умения, которыми должен овладеть ребенок




  • Правила светофора:

Красные свет – дороги нет,

Желтый свет – предупреждение,

Зеленый свет – путь открыт.

Ребенок должен знать, что даже при зеленом сигнале светофора прежде, чем начать переход, следует убедиться в его безопасности!



  • Пешеходный переход – «зебра» разрешает переходить дорогу только в обозначенных местах (если есть подземный или надземный переход, то следует воспользоваться им). Там, где нет указателя перехода «зебры», – необходимо убедиться в безопасном переходе (посмотреть налево, затем направо и, убедившись в отсутствии опасности, переходить).

  • Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны; при отсутствии тротуара пешеходы могут идти по пешеходной дорожке.

Прежде чем идти с детьми на экскурсию, воспитатель должен заранее выбрать наиболее безопасный маршрут; при проведении экскурсии обязательно должен быть сопровождающий.

На экскурсиях при знакомстве с транспортом необходимо обращать внимание детей на следующие требования:

– ждать транспорт нужно на специальных площадках (остановках), а там, где их нет, – на тротуаре;

– при выходе из транспорта следует искать пешеходный переход.

При наличии пешеходного перехода необходимо дойти до него и, убедившись в безопасности, переходить дорогу на зеленый сигнал светофора.

Знакомя детей с транспортом, воспитатель должен учить правильно вести себя в транспорте: выходить спокойно, не шуметь, не бежать на свободные места, уступать место престарелым людям, разговаривать спокойно, не мешая другим пассажирам; не отвлекать водителя, не высовываться из окна.

В процессе ознакомления с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице и в транспорте воспитатель знакомит детей с дорожными знаками.

Существует множество знаков дорожного движения. Однако детей в детском саду знакомят с минимумом жизненно необходимых дорожных знаков, способствующих воспитанию грамотного пешехода и культурного пассажира.

При организации игр по правилам дорожного движения можно использовать и некоторые знаки сервиса.

Дети должны знать, что знаки бывают:



Предупреждающие (они изображены в красном треугольнике),

Запрещающие (изображены в круге красного цвета (ободок)),

Предписывающие (изображены в круге любого цвета),

Особых предписаний (изображены в квадрате голубого цвета или в прямоугольнике),

Информационные (изображены в квадрате голубого цвета),

Знаки сервиса (изображены в прямоугольнике голубого цвета).
Дорожные знаки
Предупреждающие знаки

Железнодорожный переезд со шлагбаумом

Железнодорожный переезд без шлагбаума

Скользкая дорога

Дети

Пересечение с пешеходной дорожкой



Дикие животные
Запрещающие знаки
Въезд запрещен

Велосипедное движение запрещено

Пешеходное движение запрещено

Звуковой сигнал запрещен

Стоянка запрещена
Предписывающие знаки

Обязательное направление движения

Круговое движение

Велосипедная дорожка

Пешеходная дорожка
Знаки особых предписаний
Место стоянки

Место остановки автобуса и троллейбуса

Место остановки трамвая

Пешеходный переход

Пункт медицинской помощи
Информационные знаки
Место стоянки

Подземный пешеходный переход

Надземный пешеходный переход
Знаки сервиса
Пункт медицинской помощи

Больница


Автозаправочная станция

Пункт технического обслуживания

Мойка

Телефон


Пункт питания

Питьевая вода

Место отдыха

Туалет


Знаки приоритета
Уступите дорогу

Проезд без остановки запрещен

Главная дорога
Опознавательные знаки транспортных средств
Перевозка детей

Учебное средство

Врач
Полученные занятия дети используют в игре, как основном виде деятельности. Играя, они быстрее усваивают правила дорожного движения и культурного поведения.

Воспитатель выделяет в группе место для игры, где сосредоточен наглядные материал по данной тематике.

Заслуживает внимания опыт дошкольных учреждений, где дети подготовительных групп приходят к малышам, проводят с ними игры по правилам дорожного движения. Чаще всего это игры в транспорт, где старшие ребята исполняют роль водителей, а малыши в шапочках разных зверюшек изображают пассажиров; или старшие ребята – «регулировщики», а малыши – «пешеходы», которые учатся узнавать сигналы светофора, ходить по пешеходному переходу – «зебре». Старшие ребята приносят свои поделки в подарок малышам (макеты машин, светофоры, жезлы).
Работа с родителями

В вопросах соблюдения детьми правил дорожного движения, культуры поведения в транспорте родители должны быть примером, поэтому на них лежит большая ответственность. Только в содружестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культурного поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. В этих целях хорошо используются:

– информация на стендах для родителей, в папках-передвижках;

– родительские собрания, беседы с участием психолога, инспектора ГИБДД и других заинтересованных лиц;

– семинары-практикумы, на которых родителей знакомят с объемом предлагаемых для детей знаний и умений (правила дорожного движения, сигналы светофора; пешеходный переход «зебра»; обязанности пешеходов, пассажиров).

– деловые игры и тренинги с прослушиваний аудиозаписей бесед с детьми («Ребенок и взрослый на улице», «Учите детей наблюдать» и др.).

Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним может перечеркнуть все словесные предостережения. Поэтому родители не должны допускать спешки на проезжей части, бега через дорогу к автобусу, разговоров о постороннем во время перехода дороги, движения на красный сигнал светофора.

Родителям следует помнить о том, что ребенок должен играть только во дворе; кататься на велосипеде, самокате, роликах в пределах двора, не выезжая на дорогу.



Интересны и такие формы работы с родителями:

– «открытые дни» для родителей с просмотром занятий по дорожной грамоте;

– устные журналы и дискуссии, где заслушивается опыт семейного воспитания, обсуждаются различные ситуации, которые могут возникнуть на дороге;

– совместные праздники и развлечения («Папа, мама, я – пешеходная семья»);



– выпуск стенгазеты для родителей (один из номеров которой может быть посвящен профилактике дорожно-транспортного травматизма).
скачать файл



Смотрите также:
Задача цивилизованного общества
105.4kb.
Задача №4 26 Решение 28 Бета-коэффициент (индекс) равен 0,028 29 Задача 17 30 Задача 23 31 Брокер 31 к 32
337.73kb.
Название Рыболовная турбаза
12.02kb.
Рассказать в небольшом очерке о жизненном пути любого человека необычайно трудная задача. Каждый человек уникален. Неповторимы его внутренний мир, деятельность и тот вклад, который он вносит в жизнь общества
107.83kb.
Примеры задач по экономике Задача 1
14.05kb.
1 Совет директоров Общества осуществляет общее руководство деятельностью Общества
93.29kb.
Задача (тип первый) из методички
19.94kb.
Тема урока: «Мой день» Задача
33.85kb.
Задача № Расчет резистивной цепи методом преобразований. Задача № Расчет резистивной цепи общими методами
227.91kb.
Сердечно-сосудистая система задача №1
92.97kb.
Задача інтерполяції графіків енергонавантажень марченко Н. Б., Мацюк О. В., Толбатов А. В
64.94kb.
Решением Общего собрания акционеров открытого акционерного общества «База Приморскагропромснаб»
81.92kb.