takya.ru страница 1
скачать файл
Дистанционная олимпиада по русскому языку, 1 тур (2011-12 учебный год) 9 класс
Фамилия, имя участника олимпиады _____________________________________________
Школа, класс___________________________________________

Задание 1. Раскройте скобки.

(Не)спеша рассказывать, говорить (не)торопливо, (не)до­рогой, но красивый костюм, решение (не)найдено, (ни)(с)чем (не)сравнимое ощущение, (не)скромный вопрос, (не)прочи­танный журнал, увидел (не)взначай, (не)опытная сотрудница, (не)широкая, но быстрая река, летит (не)высоко, а низко, (не)покрашенный забор, абсолютно (не)заметный шов, дале­ко (не)красавица, (не)поглаженное с вечера платье, никем (не)исследованный берег, сон (не)спокоен и (не)глубок.


Задание 2. Найдите в каждой паре предложений слова, которые состоят из одних и тех же звуков. Выделите полужирным или подчеркните их.

1. Ты румян, как маков цвет, / Я, как смерть, и тощ, и бле­ден. — Князь для белочки потом/ Выстроил хрустальный дом,


/ Караул к нему приставил / И при том дьяка заставил / Стро­гий счет орехам весть. (А.С. Пушкин)

  1. Лещ лежал в сырой траве между плетей ежевики. (К.Г. Паустовский). — Неуклюжие постройки клетки <...> ле­пились к домам, сходясь вверху черепичными крышами так близко, что от неба оставалась лишь узкая щель, и на улице, даже днем, было темно. (Д.С. Мережковский)

3. И тут краб каким-то незаметным боковым, чисто крабовым движением вильнул вбок, где лежала большая плоская зелено-белая глыба. — Кабинет был огромный, чистый, светлый, с высокими окнами на детский парк. (Ю.О. Домбровский)


Задание 3. Объясните лексическое значение слов маринист, субмарина, ультрамарин. Что означает латинское слово mаrе, корень которого отражен в данных словах?

Маринист –

Субмарина –

Ультрамарин -

Mаrе -
Задание 4. Какие из перечисленных ниже имен существительных не имеют соотносительных форм женского рода и почему?

Повар, портной, штукатур, пилот, печник, сапожник, пе­вец, машинист, писатель, директор, инженер, министр, элек­трик, полководец, преподаватель.




Задание 5.

а) Определите значение существительного толк в репликах пер­сонажей комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и сравните его с современным значением и употреблением этого слова.

1.Чацкий: Что нового покажет мне Москва? / Вчера был бал, а завтра будет два. / Тот сватался — успел, а тот дал про­мах, / Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.

Значение слова толк:
2.Фамусов: Петрушка, вечно ты с обновкой, / С разодранным локтем. До­стань-ка календарь; / Читай не так, как пономарь, /А с чув­ством, с толком, с расстановкой.

Значение слова толк:
3. Чацкий: [Французик из Бордо] Ни звука русского, ни русского лица / Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями; / Своя провинция. — Посмо­тришь, вечерком / Он чувствует себя здесь маленьким царь­ком; / Такой же толк у дам, такие же наряды...

Значение слова толк:

Сравнение с современным значением (развёрнутый ответ):

б) Охарактеризуйте с семантической и грамматической стороны слово толк в следующем предложении.

Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихохонько медве­дя толк ногой. (И.А. Крылов)

Задание 6.

Отгадайте загадку, написанную в начале XIX в. Ю.Л. Неледин­ским-Мелецким, автором изящных, легких салонных стихов и подража­ний фольклорным произведениям (им написаны, в частности, песни «Ох, тошно мне на чужой стороне...», «Выйду я на реченьку...» и другие, ставшие народными).

Какое слово-подсказка имеется в заголовке этого текста?

ЗАГАДКА АКРОСТИЧЕСКАЯ

Довольно именем известна я своим;

Равно клянется плут и непорочный им,

Утехой в бедствиях всего бываю боле,

Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.

Блаженству чистых душ могу служить одна,

А меж злодеями — не быть я создана.


Ответ:
Слово-подсказка:
Задание 7.

а) Как переводится на современный русский язык начало текст; «Слово о полку Игореве»? Каково значение прилагательного трудный в данном контексте? Ср. также значение производящего существительного трудъ в этом памятнике древнерусской литературы: Чърпахуть ми синее вино съ трудомъ смешено (сон Святослава).

Не лепо ли ны бяшеть, братие,

Начяти старыми словесы



Трудных повестий о пълку Игореве,

Игоря Святъславлича?


Перевод:
Сравнение, объяснение:

б) Определите значение слова труд в данных предложениях из про­изведений А.С. Пушкина. В каком из контекстов это слово сохраняет древнее значение, утраченное в дальнейшем современным языком?

1. Вдали рассыпанные хаты; / На влажных берегах бродя­щие стада; / Овины дымные и мельницы крылаты; / Везде сле­ды довольства и труда.
2. Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе / Грядущего волнуемое море. 3. Я жег мой труд и холодно смотрел, / Как мысль моя и звуки, мной рожденны, / Пылая, с легким дымом исчезали.

Задание 8.

Слова присяга, недосягаемый, посягать, осязать имеют общий этимологический корень -сяг- //-сяз-.

а) Объясните семантическую связь этих слов и установите исход­ное значение корня, объединяющее их.

б) Назовите слова с этимологическими корнями -тяг- // -тяз-.


Приведите примеры чередования г // з в других корневых морфемах
русских слов.
Задание 9. Найдите предложения, где есть грамматические ошибки. Исправьте их. Свой ответ аргументируйте.
А) Художник увидел то, чего ждал, чего смутно надеялся увидеть.

Б) Ходили слухи о том, что Иван Сусанин родом из здешних мест.

В) Художник ехал по почтовому тракту на санях по сильно наезженной дороге.

Г) Читая данный текст, у меня сложилось приятное впечатление о главном герое


Задача 9.10. Из приведённого двустишия Б.Л.Пастернака выпишите все словосочетания.

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.

А) Сделайте синтаксический разбор выписанных словосочетаний.



Б) Определите части речи в данном двустишии.



скачать файл



Смотрите также:
Задание Раскройте скобки
47.03kb.
Для всех уровней Повторите правила пунктуации в сложносочинённом предложении. Задание II
52.21kb.
Литература 1й класс / Classe de Première
12.92kb.
11 апреля 2008г. Письменный экзамен по математике для поступающих в 8 класс ф/м
11.52kb.
Задание № Задание включает 20 вопросов, к каждому из них предложено 3
42.02kb.
Задание 2: Решите уравнение: х + 27,621 = 38. Задание 3
17.38kb.
Занятие 4 Задание 1 : Зачеркните лишние буквы А, У, П, о р, Ц, С, И, д задание 2
26.53kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Основы философии»
22.45kb.
Задание №1 Назовите основные классы кислородсодержащих органических соединений: Задание №2
29.71kb.
Инструкция «Как писать транскрипцию слова»
10.33kb.
Задание Задание включает 40 вопросов. К каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным
117.75kb.
Задание №1 3 Задание №3 24
477.94kb.