takya.ru страница 1
скачать файл
Проект

Перевод
ЗАКОН


об административной децентрализации _________________________________________________
Парламент принимает настоящий органический закон.
Глава I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Общие положения

обязательная деятельность – осуществление органами местного публичного управления непосредственно или через учреждение специальных служб деятельности, являющейся жизненно важной для местного сообщества;

опциональная деятельность – полный комплекс видов децентрализованной деятельности, которой наделены местные органы публичной власти для реализации установленных законом целей и задач, реализация которых непосредственно зависит от имеющихся у них финансовых и материальных ресурсов;

делегированная деятельность - временное и добровольное осуществление органами местного публичного управления полномочий, делегированных центральными органами публичной власти, при условии обеспечения соответствующими финансовыми средствами;

совместная деятельность – сотрудничество местных, районных и центральных органов публичной власти в целях осуществления их специальных полномочий по определенным отраслям, установленным законом для того или иного органа, на основании соглашений, заключенных между отдельными органами;

административная способность – совокупность материальных, институционных и человеческих ресурсов, необходимых для территориального сообщества в целях управления местной публичной сферой;

административные расходы – совокупность расходов на содержание и функционирование исполнительных и правомочных органов административно-территориальной единицы;

полномочия – совокупность прав и обязанностей органов местного публичного управления для осуществления определенной деятельности;

децентрализация – передача административных и финансовых полномочий от уровня центральной администрации к другим уровням местной власти или частному сектору;

финансовая децентрализация – передача ресурсов и налоговых полномочий от центрального уровня местному уровню в целях обеспечения автономного функционирования местных органов публичной власти;

имущественная децентрализация – передача имущества и всех полномочий принятия решений по управлению им от центрального уровня местному уровню;

сфера деятельности – определенная общественная услуга, управляемая органом местной публичной власти;

стандарт качества – минимальные показатели качества, которыми руководствуются местные органы власти при предоставлении определенных общественных услуг и других полномочий, представляющих общественный интерес;

стоимостные стандарты – нормативные расходы, используемые для определения объема ресурсов, выделенных в местных бюджетах для предоставления определенных общественных услуг и услуг, представляющих общественный интерес, определенного уровня качества;

солидарность между административно-территориальными единицами – передача финансовых ресурсов местным бюджетам из некоторых источников государственного бюджета для покрытия разницы финансовой способности между административно-территориальными единицами;

собственные доходы – совокупность доходов, полученных на территории административно-территориальной единицы, за исключением любых трансфертов из различных бюджетных источников.


Статья 2. Предмет регулирования
Настоящий закон устанавливает общие основы регулирования децентрализацией на основании принципов и правил разграничения сфер деятельности между центральными и местными органами публичной власти, а также общие правила налоговой и имущественной децентрализации в целях обеспечения финансовыми и материальными ресурсами в объеме, достаточном для осуществления установленных мероприятий.
Статья 3. Принципы децентрализации


  1. Принцип местной автономии, предполагающий обеспечение законодательной основы и гарантирование права и реальной способности органов местного публичного управления принимать решения и управлять в соответствии с законом от своего имени и в интересах населения важной частью общественных дел;

b) Принцип обеспечения передачи полномочий, основанный на общественных интересах соответствующего сообщества, как то: село (коммуна), город (муниципий), район, другие автономные территориальные объединения на основании объективных, рациональных и открытых критериев и правил, не притесняющих деятельность органов местного публичного управления и не ограничивающих непосредственное осуществление местной автономии;

c) принцип справедливости, обеспечивающий равные условия и возможности для всех территориальных сообществ в целях достижения их задач на основании своих основных полномочий, предусмотренных Конституцией и действующим законодательством;

d) Принцип субсидарности, обеспечивающий эффективное осуществление полномочий органами местного публичного управления и обязывающий центральные государственные власти действовать по отношению к местным сообществом таким образом, чтобы предоставить им необходимые средства в объеме, необходимом и достаточном для выполнения намеченных задач;

e) Принцип целостности полномочий, предоставленных органам местного публичного управления, предполагающий, что любые предоставленные им полномочия, как правило, должны быть полными и исчерпывающими, без обжалования или ограничения любыми другими центральными или региональными властями, кроме предусмотренных законом случаев;

f) Принцип обеспечения надлежащими ресурсами установленных полномочий, учитывающий объем и характер определенных задач, а также требования эффективности и экономии;

g) Принцип планирования и концентрации финансовой поддержки со стороны государства слабо развитых населенных пунктов и регионов;

h) Принцип открытости и адекватного консультирования местных органов власти в течение разумного срока в процессе планирования и принятия решений, в том числе через их общественные структуры, по любым вопросам, касающихся их непосредственно или связанных с процессом децентрализации;

i) Принцип партнерства между публичной и частной, публичной и публичной, публичной и гражданской сферами, с определением постоянного формата сотрудничества между правительством, местными властями, частным сектором и гражданским обществом;

j) Принцип ответственности органов местного публичного управления по отношению к возложенным на них полномочиям, устанавливающих обязанность реализации минимальных стандартов качества в предоставлении общественных услуг и услуг, представляющих общественный интерес.
Глава II
СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО

ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ


Статья 4. Обязательная и опциональная сферы деятельности

(1) Для сел, коммун, городов, муниципиев, административно-территориальных единиц, в которых проживают граждане, устанавливаются обязательные сферы деятельности, являющиеся жизненно важными для местного сообщества, для которых используются преимущественно имеющиеся у них материальные и финансовые ресурсы.


(2) Опциональные сферы деятельности устанавливаются как для органов публичной власти первого уровня, так и для органов публичной власти второго уровня, осуществление которых зависит непосредственно от имеющихся у них финансовых и материальных ресурсов.
Статья 5. Обязательная сфера деятельности
Для административно-территориальных единиц первого уровня устанавливаются следующие виды деятельности, которыми органы местного публичного управления руководят непосредственно или посредством создания общественных служб:

a) управление имуществом, относящимся к публичной и частной сферам государства, коммуны, города, муниципия;

b) проблемы, связанные с урбанистическим развитием населенного пункта;

c) благоустройство территории;

d) санитарная очистка;

e) обеспечение питьевой водой;

f) освещение улиц;

g) содержание кладбищ;

h) предоставление социальной помощи лицам, находящимся в затруднительном положении.
Статья 6. Опциональные сферы деятельности
(1) В зависимости от имеющихся финансовых и материальных ресурсов, а также на основании предоставленных в соответствии с законом полномочий административно-территориальные единицы могут осуществлять целый ряд опциональных видов деятельности, при этом им обеспечивается реальное и полное право принятия решений в отношении ресурсов и средств, необходимых для их осуществления, при соблюдении действующих законодательных норм.
(2) Опциональными видами деятельности для административно-территориальных единиц первого уровня являются:

a) планирование и администрирование работ по строительству, содержанию и управлению дорогами местного значения, в том числе управление потоком местного общественного транспорта;

b) проектирование, развитие и реализация проектов газификации населенного пункта;

c) управление полномочиями в области градостроительства, в том числе в организации и содержании зеленых зон;

d) обеспечение теплоэнергией государственных и частных потребителей;

e) строительство и содержание систем канализации, очистки сточных и ливневых вод;

f) управление учебными заведениями дошкольного и внешкольного образования;

g) организация культурных, спортивных, рекреативных мероприятий и мероприятий по социальной интеграции некоторых социально-незащищенных групп, в том числе в сфере проектирования, развития и управления учреждениями и инфраструктурами, необходимыми для осуществления этих видов деятельности;

h) благоустройство сельскохозяйственных рынков, торговых помещений, любых других видов мер, необходимых для экономического развития соответствующих населенных пунктов;

i) строительство жилья и других благ для социально-незащищенных групп и для других категорий жителей;

j) организация противопожарных служб;

k) комплексное управление муниципальными службами и предприятиями местного значения;

l) другие полномочия, установленные в соответствии с законодательством.
(3) Опциональными видами деятельности для административно-территориальных единиц второго уровня являются:

a) управление государственной и частной сферами района;

b) планирование и администрирование работ по строительству, содержанию и управлению некоторыми государственными объектами районного значения;

c) строительство, администрирование и ремонт дорог районного значения, а также дорожной инфраструктуры;

d) пассажирский автотранспорт, автовокзалы и автостанции районного значения;

e) поддержка и стимулирование инициатив экономического развития административно-территориальной единицы;

f) проектирование, развитие и внедрение проектов строительства междугородних газопроводов (в том числе газопроводов среднего давления), других теплоэнергетических объектов местного значения;

g) управление учреждениями культуры и спорта районного значения, другие мероприятия образовательного, культурного и спортивного характера;

h) управление муниципальными предприятиями районного значения;

i) управление государственными учреждениями здравоохранения и учреждениями социального обеспечения районного значения;

j) управление специальными службами социального обеспечения для лиц пожилого возраста, а также для других социально незащищенных категорий;

k) осуществление других полномочий, установленных в соответствии с законом.


(4) Право на осуществление опциональных видов деятельности не может быть запрещено, ограничено или обусловлено органами публичной власти других уровней, кроме как в предусмотренном законом порядке.
Статья 7. Совместные сферы деятельности
(1) Местные, районные и центральные органы публичной власти могут сотрудничать в соответствии с законом для осуществления своих специальных полномочий в определенных сферах деятельности, установленных законом для одного из органов власти. Эти сферы определяются соглашениями, заключаемыми между отдельными органами, и такая деятельность осуществляется только в соответствии с законом с точным указанием бюджетных источников и установленных обязанностей.
(2) Заключенные соглашения должны точно устанавливать источники финансирования и пределы полномочий для каждого уровня органов публичной власти и сроки осуществления совместной деятельности.
Статья 8. Делегированные сферы деятельности
(1) Определенные сферы деятельности центральных отраслевых органов публичного управления могут быть делегированы в соответствии с настоящим законом местным органам публичной власти.
(2) По предложению Правительства Парламент узаконивает передачу полномочий, делегированных на основании законодательных актов определенным местным органам публичной власти первого или второго уровня.
(3) Такие законодательные акты могут относиться ко всем административно-территориальным единицам (всеобщее делегирование), только к определенному местному органу публичной власти, только к органам одного уровня или, на специальных условиях, к определенным категориям органов публичной власти любого уровня.
(4) Делегирование полномочий сопровождается в обязательном порядке обеспечением необходимых финансовых ресурсов в объеме, достаточном для осуществления делегированных полномочий.

(5) Делегирование полномочий осуществляется временно, на определенный срок.


Статья 9. Деконцентрированные сферы деятельности
(1) Центральные отраслевые органы публичного управления предоставляют различные общественные услуги населению административно-территориальных единиц через свои территориальные структуры, которыми они управляют непосредственно.
(2) Министерство местного публичного управления координирует общую деятельность центральных органов, размещенных на территориальном уровне, по всем вопросам, связанным с управлением, развитием и руководством деконцентрированными общественными услугами.
(3) Территориальные бюро аппарата Правительства постоянно сотрудничают с органами местной публичной власти первого и второго уровня во всех аспектах, связанных с эффективным управлением деконцентрированными общественными услугами на территориальном уровне.
Статья 10. Консультирование местных сообществ
Центральные органы публичного управления в случае принятия актов, касающихся непосредственно сфер деятельности и полномочий, установленных для их реализации, или в случае внесения изменений в такие акты должны обязательно проконсультироваться с местными органами публичной власти через законно образованные объединения.

Глава III


РАЗВИТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ
Статья 11. Правила процесса децентрализации
(1) Децентрализация основывается на оценке определенных административных способностей, признанных в соответствии с законом, на национальном и субнациональном уровнях. Децентрализация наделяется полными и реальными полномочиями осуществления инициатив во всех сферах, не исключенных из круга их полномочий, или не предоставленных другому органу власти.
(2) Административная децентрализация является постоянным прогрессирующим процессом, эволюция которого происходит по мере развития административной способности местных сообществ в целях качественного руководства общественными службами или общественными сферами, относящимися к их компетенции.
(3) Правительство, министерства и другие центральные отраслевые органы публичного управления передают на основании закона органам местного публичного управления некоторые свои полномочия с соблюдением критериев эффективности и экономической рациональности в рамках масштабной экономики при предоставлении общественных услуг и услуг, представляющих общественный интерес, согласно местным нуждам и специфике ареала, в котором находятся основные пользователи соответствующих общественных услуг и услуг, представляющих общественный интерес.
(4) Прогрессивная передача полномочий является основополагающей на основании анализа воздействия и секторальной оценки, осуществленной на основании специальной методологии и систем показателей мониторинга, надзора и приведения в соответствие, разработанных министерствами, другими специализированными агентствами центрального публичного управления совместно с Министерством местного публичного управления и общественными структурами местного публичного управления.
(5) Правительство, министерства и другие центральные отраслевые органы публичного управления разрабатывают национальные стратегии, политики и планы действий в области поэтапной передачи этих полномочий органам местного публичного управления на основании аргументированных исследований и оценок воздействия, а также публичных отчетов о применении этих решений.
(6) Министерства и другие центральные отраслевые органы публичного управления совместно с Министерством местного публичного управления и общественными структурами органов местного публичного управления могут организовывать различные пилотные опросы для оценки воздействия предложенных решений для децентрализации осуществляемых ими полномочий.
(7) Не могут быть децентрализованы и переданы из сферы полномочий государства в сферу полномочий местных органов публичной власти общественные услуги, регламентируемые Конституцией, гарантированные и обеспеченные исключительно государством.

Статья 12. Стоимостные стандарты и стандарты качества децентрализованных общественных услуг


(1) Правительство, министерства, другие центральные отраслевые органы публичного управления определяют ресурсы и расходы, необходимые для осуществления переданных им полномочий, а также бюджетные источники, на основании которых осуществляется финансирование. Определенные таким образом ресурсы передаются органам местного публичного управления в предусмотренном законом порядке.
(2) Правительство, министерства, другие центральные отраслевые органы публичного управления обеспечивают долгосрочное согласование переданных полномочий с сопутствующими ресурсами в целях покрытия ими всех колебаний стоимости при предоставлении децентрализованных общественных услуг и услуг, представляющих общественный интерес.
(3) Правительство, министерства, другие центральные отраслевые органы публичного управления могут установить стоимостные стандарты для финансирования некоторых децентрализованных общественных услуг и стандартов качества, необходимых для обеспечения их предоставления органами местного публичного управления.
(4) Министерства, другие центральные отраслевые органы публичного управления обязаны проводить периодическую актуализацию стоимостных стандартов и стандартов качества децентрализованных общественных услуг.
(5) Стоимостные стандарты и стандарты качества утверждаются постановлением Правительства по предложению министерств или других центральных отраслевых органов публичного управления по согласованию с Министерством местного публичного управления.
(6) Органы местного публичного управления отвечают за реализацию стоимостных стандартов и стандартов качества при предоставлении децентрализованных общественных услуг.
(7) Периодическая актуализация стоимостных стандартов и стандартов качества предоставляемых услуг осуществляется в сотрудничестве с Министерством местного публичного управления и общественными структурами органов местного публичного управления.
(8) Постановления Правительства о периодической актуализации стоимостных стандартов и стандартов качества составляют основу для определения сумм, выделенных из некоторых доходов государственного бюджета.
Глава IV
ФИНАНСОВАЯ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ
Статья 13. Административная способность
(1) Для того, чтобы административно-территориальная единица считалась способной с административной точки зрения, она должна отвечать нескольким минимальным критериям децентрализации, таким как: наличие материальных, институционных и финансовых ресурсов, необходимых для управления местной публичной сферой соответствующего сообщества.
(2) Административная способность считается адекватной законному статусу определенного местного органа публичной власти в случае, когда его административные расходы не превышают 30% от общей суммы его доходов.
(3) Создание административно-территориальной единицы и ее оснащение полномочиями и обязанностями осуществляются только в соответствии с Законом об административно-территориальном устройстве и Законом о местных публичных финансах на основании следующих критериев:

a) административно-территориальная единица обладает административной способностью;

b) численность населения превышает минимально необходимую, установленную Законом об административно-территориальном устройстве.
(4) Административные расходы и собственные доходы исчисляются по каждому виду административно-территориальной единицы в пределах, установленных Законом о местных публичных финансах.
(5) Деятельность административно-территориальных единиц, не отвечающих критериям, установленным в части (3), рассматривается на заседании Правительства по предложению Министерства местного публичного управления в целях поиска решений административной рационализации или территориальной концентрации.
(6) Если консолидация административной способности невозможна, Правительство может принять решение предложить административное объединение с другими соседствующими примэриями в соответствии с действующим законодательством.
Статья 14. Финансовая автономия
(1) Местные органы публичной власти в соответствии с законом пользуются финансовой автономией, при этом бюджетный процесс на местном уровне реально разделен от бюджетного процесса на национальном уровне.
(2)Административно-территориальные единицы эффективно и свободно располагают собственными финансовыми ресурсами для осуществления своих установленных законом полномочий.
(3) Местные органы публичной власти располагают собственными налоговыми доходами, установленными Законом о местных публичных финансах, которые составляют налоговую основу административно-территориальной единицы.
(4) Бюджетный процесс на местном уровне осуществляется при соблюдении принципа солидарности между административно-территориальными единицами.
(5) Государство обеспечивает минимум собственных налоговых доходов для каждой административно-территориальной единицы через трансферты общего назначения.
(6) Изменения в местные бюджеты вносятся в соответствии с Законом о местных публичных финансах.
(7) Для повышения финансовой способности местных органов публичной власти из некоторых общегосударственных доходов выделяются суммы, установленные в соответствии с Законом о местных публичных финансах.
(8) Размер установленных сумм устанавливается законом о государственном бюджете.
(9) Местные органы публичной власти располагают и другими собственными доходами, установленными Законом о местных публичных финансах.
(10) По каждому делегированному полномочию местным органам власти предоставляются трансферты специального назначения в размере, достаточном для покрытия расходов на осуществление этого полномочия.

a) Механизм выделения финансовых ресурсов на каждое делегированное полномочие регулируется специальным законом.

b) Размер трансфертов специального назначения устанавливается в соответствии с законом о государственном бюджете.
(10) Министерство финансов и его деконцентрированные общественные службы обеспечивают безусловный доступ местных и центральных органов публичного управления, других заинтересованных органов и учреждений к информациям о выделении бюджетных ресурсов, предусмотренных законодательством в данной области.

Глава V
ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ И ИМУЩЕСТВЕННАЯ АВТОНОМИЯ


Статья 15. Имущественная автономия
Местные органы публичной власти обладают реальным и полным правом на обладание и распоряжение собственными имущественными ресурсами, обособленными и в достаточном объеме, которыми они управляют в соответствии с законодательством.
Статья 16. Разграничение имущества административно-территориальных единиц от имущества государства
(1) Имущество административно-территориальных единиц разграничивается и четко разделяется от имущества района и государства в соответствии с законом или в установленном законом порядке.
(2) Разграничение предусматривает раздельный учет, исключительные полномочия местных органов публичной власти в принятии решений, связанных с управлением соответствующим имуществом и порядком распределения доходов, полученных в результате его использования.
(3) Основными критериями разграничения имущества административно-территориальных единиц от имущества государства являются:

a) критерий значения и важности в зависимости от обстоятельств в отношении соответствующего имущества: местный, районный, региональный, национальный. Важность имущества определяется на основании специальных исследований, заключений и экспертиз;

b) его экономическая ценность и важность для развития села (коммуны), города (муниципия), района, страны;

c) его использование для размещения энергетических, транспортных и других систем государства, объектов электосвязи или метеослужб;

d) научная, экономическая, социальная, историческая, культурная и природная ценность соответствующего имущества.
(4) Имущество, находящееся на территории административно-территориальных единиц, считается их собственностью, если законом не предусмотрено иное и за исключением имущества, принадлежащего на правах частной собственности физическим и юридическим лицам частного права.
(5) Имущество, которое остается в собственности государства, определяется органическим законом на основании специальных экспертиз и заключений, доказывающих национальный интерес в отношении соответствующего имущества (деятельности).
(6) Все полномочия, связанные с принятием решений в отношении владения, пользования и распоряжения имуществом, являющимся собственностью административно-территориальных единиц, принадлежат представительным органам местного публичного управления.
(7) Правительство и центральные органы публичной власти в соответствии с законом могут принимать решения только в отношении имущества, являющегося собственностью государства.

Глава VI
ИНСТИТУЦИОННАЯ ОСНОВА

ПРОЦЕССА ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ
Статья 17. Министерство местного публичного управления
(1) Министерство местного публичного управления отвечает за разработку и реализацию политики административной децентрализации, обладая при этом полномочиями по:

a) разработке стратегии и общей политики административной, финансовой и имущественной децентрализации;

b) осуществлению технической координации и мониторинга процесса децентрализации совместно с отраслевыми органами Правительства, Парламентом, общественными структурами органов местного публичного управления;

c) разработке политики финансовой и налоговой децентрализации совместно с Министерством финансов;

d) предоставлению специализированной экспертизы и технической помощи министерствам и другим центральным отраслевым органам публичного управления в целях разработки и реализации стратегий децентрализации по секторам;

e) сбору и управлению совместно с Министерством финансов, министерствами, иными центральными отраслевыми органами публичного управления, другими государственными органами и учреждениями статистических сведений, необходимых для обоснования и оценки воздействия политики децентрализации;

f) разработке, анализу и актуализации совместно с министерствами, другими центральными отраслевыми органами публичного управления, и общественными структурами органов местного публичного управления минимальных стоимостных стандартов и стандартов качества, соответствующих определенным децентрализованным общественным услугам и услугам, представляющим общественное значение;

g) осуществлению мониторинга за выполнением органами местного публичного управления минимальных стандартов качества в предоставлении децентрализованных общественных услуг и услуг, представляющих общественный интерес.


(2) Министерство местного публичного управления дает заключения в соответствии с законом на инициативы и проекты нормативных актов об административной и финансовой децентрализации, а также о передаче полномочий от центральных отраслевых органов публичного управления.
(3) Министерство местного публичного управления управляет национальными программами развития для административно-территориальных единиц в целях их стимулирования и повышения их административной способности.
Глава VII
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 18. Заключительные положения
(1) Правительству ежегодно представлять Парламенту отчет о ситуации развития системы публичного управления в республике и эволюции процесса административной децентрализации.
(2) Министерству местного публичного управления и Министерству финансов инициировать оценку административных способностей местных органов публичной власти и в пятимесячный срок со дня принятия этого закона представить доклад об общей ситуации административных способностей существующих в стране примэрий.
Статья 19. Переходные положения
(1) Настоящий закон вступает в силу 1 января 2007 года.
(2) Настоящий закон вводится в действие после разработки и согласования плана действий, устанавливающего конкретные этапы реализации, начиная с 1 января 2007 года, процесса децентрализации в Республике Молдова.
(3) Министерству местного публичного управления совместно с другими отраслевыми органами, общественными структурами и гражданским обществом подготовить и представить Парламенту проекты законодательных актов об этапах децентрализации в Республике Молдова.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПАРЛАМЕНТА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



к проекту Закона об административной децентрализации
После принятия первых пакетов законов в области местного публичного управления в Республике Молдова система местного публичного управления действует неэффективно. Повторное принятие некоторых законов в этой сфере регулирования не увенчалось значительными успехами в течение последних 15 лет, что вызвало критику как на местном, так и на международном уровнях (в том числе докладчиков от Совета Европы). Одной из главных причин создавшегося положения является отсутствие реального механизма административной и финансовой децентрализации, формальное толкование некоторых конституционных принципов и преобладание политик централизации в каждом случае инициирования Парламентом РМ реформ в области местного публичного управления (1994 г., 1998 г., 2003 г.). В целях приведения внутренней практики и законодательных норм в соответствие с принципами Европейской хартии местной автономии, а также политических обязательств, взятых на себя властями Республики Молдова в целях создания адекватной основы для функционирования местного публичного управления, предлагаем данный проект закона в качестве составной части более широкого процесса реформирования системы.
Прежде всего следует отметить следующие недостатки старой системы: (1) при определении сфер деятельности и полномочий органов местного публичного управления не принят во внимание комплексный и исключительный характер этих полномочий; (2) не были поняты отношения между интересом местного уровня и национальным интересом, которые должны были определить мотив, масштаб и вид полномочий, переданных каждому уровню властей раздельно. Коммуны, города, муниципии отвечают только за услуги, касающиеся интересов соответствующего сообщества, район – за только за услуги, представляющие интерес для населения района, а власти центрального уровня отвечают за деконцентрированные услуги, отвечающие национальным интересам. Так как эти правила не учитывались, многие полномочия, признанные в качестве прав органов местного публичного управления первого и второго уровней, были смешаны, дублированы либо были переданы чисто формально, оставив таким образом широкое пространство для районных властей, а некоторые (к примеру, образование) не специфичны для соответствующих органов публичной власти.
Законом предусматривается целый ряд полномочий, делегированных государством органам местного публичного управления первого и второго уровней, которые в ситуации отсутствия механизма делегирования и финансового покрытия не имеют в качестве обоснования четкой аргументации необходимости делегирования и ответственности за результаты осуществления соответствующих полномочий. Несмотря на то, что в статье 1 Закона о местном публичном управлении дано определение деконцентрированных общественных служб, в нем не указано, кто отвечает за управление этими службами на местном уровне. Недостатки системы местного публичного управления являются причиной серьезной озабоченности для Съезда местных и региональных властей Совета Европы, который осуществляет мониторинг за ситуацией в данной области, настоятельно требуя приведения системы в соответствие с европейскими стандартами местного публичного управления. Децентрализация является первоочередной в процессе реформирования местного публичного управления, так как предполагает четкое разграничение полномочий и источников доходов центральных и местных властей по определенным правилам с тем, чтобы местная автономия была гарантирована, а местные органы власти могли независимо управлять вопросами местного значения и имеющимися у них материальными и финансовыми ресурсами.
Из этих соображений и руководствуясь опытом других стран в данной области, признаем экстренную необходимость законодательного регулирования механизма административной децентрализации, содержащего принципы и правила, применяемые к процессу административной и финансовой децентрализации. Проект предусматривает определение сфер деятельности, которые в обязательном порядке управляются органами местного публичного управления непосредственно или через учреждение общественных служб. Эти обязательные сферы деятельности не могут быть обусловлены недостаточностью финансовых ресурсов. По мере консолидации системы местного публичного управления перечень этих сфер деятельности будет пополняться другими сферами и полномочиями, в зависимости от нужд населения и местных способностей. Считаем, что это благоприятно скажется на процессе урбанизации жизни на селе.
Опциональные сферы деятельности представляют собой виды деятельности, которые могут осуществлять органы местного публичного управления любого уровня в зависимости от материальных и финансовых ресурсов, которыми они располагают. Процесс децентрализации должен быть гибким, программным, основанным на принципах, четко определенных Конституцией Республики Молдова, и стандартах, признанных на европейском уровне для функционирования местной автономии в государствах-участниках Европейского Союза. Так, Правительство, министерства и другие центральные отраслевые органы публичного управления могут передавать местному уровню некоторые осуществляемые ими полномочия при соблюдении критериев экономической эффективности, достижения масштабных экономий в предоставлении общественных услуг и услуг, представляющих общественный интерес, а также географического пространства, в котором расположены пользователи этих услуг. Необходимо, чтобы Правительство определяло, оценивало и планировало необходимые ресурсы и расходы, связанные с переданными полномочиями, и бюджетные источники, на основании которых производится финансирование.
Для делегированных полномочий, которые могут быть общими для всех административно-территориальных единиц или только для административно-территориальных единиц одного уровня или на определенных условиях для определенных местных органов публичной власти, устанавливается правило, на основании которого Правительство предлагает Парламенту полномочия, которые он желает делегировать, на основании серьезного обоснования, анализа воздействия, расходов и стандартов реализации. Важным является также положение о том, что не могут быть децентрализованы и переданы из сферы полномочий государства в сферу полномочий органов местной публичной власти общественные службы, которые регламентируются Конституцией, так как они гарантируются и обеспечиваются государством, по которой причине государство не может передать или делегировать ответственность за их управление некоторым учреждениям, не являющимся государственными. Это правило должно применяться к службам, которые децентрализуются, и делегируемым службам.
В связи с существованием чрезмерной раздробленности национальной территории и увеличения количества примэрий от 644 до 903 в течение последних трех лет, без учета способности самоуправления административно-территориальной единицы, законопроект содержит новое понятие административной способности, отражающее способность административно-территориальной единицы располагать материальными и финансовыми ресурсами в достаточном объеме для управления местной публичной сферой соответствующего сообщества. Считается способной административно-территориальная единица, в которой административные расходы не превышают 50% от общей суммы собственных доходов (см. приложение о реальной ситуации административной способности административно-территориальных единиц первого уровня).
Не менее важным является факт установления в данном проекте полномочия органов местной публичной власти располагать собственными налоговыми доходами, предусмотренными Законом о местных публичных финансах, которые составляют налоговую основу административно-территориальной единицы. Законодательством должен быть предусмотрен и принцип солидарности между административно-территориальными единицами, что означает, что более состоятельные населенные пункты должны содействовать процессу справедливого распределения ресурсов страны наряду с более бедными населенными пунктами. Устанавливается правило, согласно которому государство обеспечивает каждое сообщество минимальным объемом собственных налоговых доходов через трансферты общего назначения, а изменения в местные бюджеты будут вноситься на основании Закона о местных публичных финансах.
Для каждого полномочия, делегированного местным органам власти, устанавливаются трансферты специального назначения в объеме, достаточном для покрытия его осуществления. Логика процесса децентрализации должна основываться на способностях и полномочиях Министерства местного публичного управления, которое будет управлять предусмотренными этапами передачи полномочий, избежании основных рисков и разработки отраслевых политик, которые должны привести к достижению стратегических задач совместно с другими министерствами и центральными отраслевыми органами публичного управления, административно-территориальными единицами, участвующими в передаче, соответственно принятии и осуществлении полномочий.
Министерство местного публичного управления будет играть решающую роль в разработке и осуществлении мониторинга за процессом децентрализации. Последовательное и стратегическое осуществление реформы местного публичного управления обеспечит быстрое повышение качества и эффективности услуг, оказываемых на местном уровне с тем, чтобы местное управление отвечало требованиям населения и местному развитию. Качество предоставляемых местных услуг может быть повышено вследствие увеличения объема доходов на местном уровне в результате поддержки развития способности, освоения местного потенциала и реализации мер для привлечения внешних ресурсов, инвестиций и вкладов (государственных и частных) в зоне полномочий местных властей, которые становятся первичными и основными для местных политик и процесса принятия решений. В то же время предусмотренная реформа в области местного публичного управления ускорит процесс интегрирования Молдовы в Европейский Союз.
скачать файл



Смотрите также:
Закон об административной децентрализации Парламент принимает настоящий органический закон. Глава I общие положения статья Общие положения
272.09kb.
Принят Государственной Думой 7 июля 2010 года Одобрен Советом Федерации 14 июля 2010 года Глава Общие положения статья Сфера действия настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон
523.54kb.
Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года Глава Общие положения статья
3213.62kb.
I. Общие положения Глава II
279.22kb.
Принят Государственной Думой 21 декабря 2010 года Одобрен Советом Федерации 24 декабря 2010 года Глава Общие положения статья
219.51kb.
Федеральный закон от 31. 05
343.69kb.
Закон кыргызской республики
249.1kb.
Российская федерация федеральный закон
718.85kb.
Закон об обязательном медицинском страховании
1347.46kb.
Российская федерация федеральный закон
367.06kb.
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г
1652.77kb.
Российская федерация федеральный закон
1679.94kb.