takya.ru страница 1
скачать файл

Внеклассное занятие по географии для 9–11-х классов, посвященное быту и традициям русского народа "Люблю твою, Россия, старину, твои леса, погосты и молитвы..."


Оформление: часть класса убрана как русская изба: в углу - икона, на столе - посуда и продукты, которые использовали в те времена, дети одеты в национальные костюмы.

Организация занятия

Учитель: Сегодня на нашем занятии мы познакомимся с традициями и бытом русского народа. Я бы хотела, чтобы вы обратили внимание на эти традиции и обычаи и применяли их в своей жизни, сохраняя тем самым то ценное, что донесли до нас наши предки.

 


Россия, Русь - куда я ни взгляну!

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы…

Россия, Русь! Храни себя, храни!

 

Ведущий 1: Родина…, земля "отцов и дедов” - это те берега полноводных рек и лесные поляны, куда пришел наш пращур жить навечно. Он был силен и бородат, в посконной длинной рубахе, соленой на лопатках, смышлен и нетороплив, как вся дремучая природа вокруг него. На бугре над рекою он огородил тыном свое жилище и поглядел по пути солнца вдаль веков.

И ему померещилось многое - тяжелые и трудные времена: красные щиты Игоря в половецких степях, и стоны русских на Калке, и установленные под хоругвиями Дмитрия мужицкие копья на Куликовом поле, и кровью залитый лед Чудского озера, и Грозный царь, раздвинувший единые, отныне нерушимые, пределы земли от Сибири до Варяжского моря; и снова - дым и пепелища великого разорения… Но нет такого лиха, которое уселось бы прочно на плечи русского человека. Из разорения Смуты государство вышло и устроилось, и окрепло сильнее прежнего. Народный бунт, прокатившийся вслед затем по всему государству, утвердил народ в том, что сил у него хватит, чтобы стать хозяином земли своей…

Многое мог увидеть пращур, из-под ладони по солнцу… ”Ничего, мы сдюжим”, - сказал он и начал жить. Росли и множились позади него могилы отцов и дедов, рос и множился его народ. Дивной вязью он плел невидимую сеть русского языка: яркого, как радуга, - вслед весеннему ливню, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого. Он назвал вещи своими именами и воспел свой труд. И дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь, и стал его достоянием и для потомков его стал родиной - землей оттич и дедич.

Учитель: (Обращаясь к зрителям.) А теперь давайте вспомним, как встречали гостей на Руси? Верно, с хлебом-солью.

Ведущая 2:

Какая беседа без хлеба и соли?

Без хлеба и соли на свете нет доли!

А если нет доли, то, значит, нет песни,

А если нет песни, то к черту все "если”!

Какая беседа без хлеба и соли?

Какое веселье без Насти и Поли,

Без Тани и Тони, без Сани и Сони?

И нету такого у нас в обиходе:

Без хлеба с капустным листком на исходе,

Без хлеба с хрустящею коркой медовой,

Без песни, что вышла с хозяйкой бедовой,

Без скатерти белой, без соли в солонке

Не водится дружба на нашей сторонке!

 

(Показывает на каравай хлеба, который стоит на рушнике, на столе).

 


Хлеб и соль… И встаньте, как встаете,

Когда звучит державный гимн,

Хлеб и соль …Она всегда в почете,

И сердце чем-то дорогим

Другому сердцу отвечает.

Пусть на мгновенье смолкнут речи,

Когда хлеб-соль на рушнике.

И звезды тихие, как свечи,

В озерном светят ивняке.

Пускай клинки стальные в ножны

Устало бросит человек.

Ну разве это невозможно?

И так ли уж он грозен, век?

И только дружеской хлеб-соли

Мы кланяемся всякий раз,

По доброй кланяемся воле,

Как старики учили нас.

(Кланяется хлебу и берет в руки)

И вот он, русский хлеб душистый

С узором жаркого шитья,

Сияет коркой золотистой,

Как главный корень бытия.

 

Угощайтесь, гости дорогие! (Угощает присутствующих хлебом-солью.)

 

Ведущий 3: Хлеб выпекали обычно два раза в месяц - ржаной, высокий, округлой формы. Складывали его на чердак, тщательно перекладывали соломой, так что "десять дней свежий стоял”. Крестьяне никогда не пекли блины из белой муки. Пшеничная и ржаная мука мешались в равных пропорциях, разводились водой, а в праздники - молоком с яйцами. Тогда же появлялись на столе мясо, птица, домашние соленья - огурцы, грибы, капуста, к ним подавали обязательно картофель "со шкурой”. Народная кухня была преимущественно вегетарианская, в которую помимо полевых культур, традиционно входили дары леса. Разнообразие кухни зависело от поры года, от календарных праздников. Так, весна была наиболее трудной для крестьянской семьи т. к. "в поле пусто и в закромах не густо”. В это время хозяева выпекали из старой муки "крапивнички” - узкие длинные пироги, начиненные крапивой, луком, чесноком и сечеными крутыми яйцами. Любили в деревне острые блюда с большим количеством чеснока. А в жаркие покосные дни мужики горшками пили ржаной, смешанный с черносмородинной настойкой квас, заедая его картофелем, сваренным в крапиве. Основательно питались крестьяне лишь два раза в день: часов в пять-шесть утра завтракали, а обедали вечером. На завтрак хозяйка выставляла на стол трех - четырехлитровый горшок каши, наливала в глиняные кринки квас. Глава семьи лично наделял каждого скосом ароматного деревенского хлеба. В промежутке между завтраком и обедом крестьяне пили квас, съедали лепешку или картофелину "со шкурой”, головку чеснока. Основной вечерней пищей служили зимой щи из квашеной капусты, каши - пшеничная, овсяная, сдобренные льняным маслом. Спиртное было вообще не принято употреблять. И это правило соблюдалось повсюду строго.



Ведущий 4:

Что им снится стенам рубленым,

Потолка, что нас сроднили?

Дом стоит, по-русски убранный,

С белой печью посредине.

Этот дом построил прадед,

Обтесав умело бревна.

Под его надежной кровлей

Много выращено люду:

Гриш, Иванов и Прасковий,

Тех, что славятся повсюду.

 

Я в этот дом вхожу с поклоном,



Добрых мыслей не тая.

 

Ведущий 2: 1) Кто знает, что являлось излюбленным материалом для постройки дома? (Излюбленным материалом считались сосна, ель, ольха. Верхние и нижние венцы сруба традиционно выделывали из липы - материала долговечного, легкого в обработке.)

2) Какие деревья нельзя было рубить на строительство дома? (Нельзя было рубить священные деревья - с дуплом, раздвоенными или разтроенными стволами, очень ветвистые. Не рубили старые деревья: в старину считалось, что тот, кто рубит старое дерево, сломает руку или ногу или сойдет с ума. Сухие деревья также не годились, т. к. не имели жизненных сил. Не рубили молодые деревья - оставляли на будущее. Не рубили культурные, выращенные человеком, плодовые деревья и буйные, которые росли на перекрестках дорог, или где была дорога, или вдоль лесной дороги, считалось, что их знали колдуны.)

3) Какое место считалось самым счастливым для дома? (Где лежал рабочий скот.)

4) На каком месте и почему нельзя было строить дом? (Где стояла баня, где раньше проходила дорога, где случилось несчастье, где спорный участок земли (т.к. будут неприятности).)

5) Какими орудиями труда пользовались при постройке дома? (Рубили дом топором - главным строительным орудием, а долото, нож и скобель, пилу и сверло использовали для подсобных работ.)

 

Ведущий 5: 1) Как и где выбирали место для дома? (Выбирая место для дома, крестьянин учитывал рельеф местности. Деревни располагались обычно на высоких берегах рек и озер. Окна обращены были к воде и солнцу, обычно на запад и восток, чтобы весь день в доме было солнце. Поодаль от дома амбары, а у воды - бани. За деревней, ближе к пашне гумна, где обрабатывали собранный урожай, и овины. Закладка усадьбы отмечалась на Руси по-разному. Одни клали под первый венец сруба мелкую медную монету, другие - место для будущей избы осыпали зерном (чтоб в семье всегда был достаток); в "казацких” - вольных поселениях даже соль рассеивали "от лукавого”, чтоб не дошел до избы.)



2) Кто знает, какой существовал обряд перехода в новый дом?

Сначала впускали кошку, затем скот на двор - петуха, курицу, поросенка, овцу, корову, лошадь, а после входили сами по старшинству. Причем к этому празднику готовили специальный обрядовый рушник (полотенце) с геометрическим орнаментом - оберегом, на этом рушнике в дом вносилась икона, сруб освещался, а икона и полотенце водружались в так называемый "красный” угол. И обязательно звали с собой домового. "Дедушка-соседушка, иди к нам?” А в новом доме ставили ведро с водой и хлеб и говорили:

Батюшка - хозяин,

Прими нас с добром,

Ешь - пей досыта!

Батюшка - кормилец,

Ешь досыта, пей досыта,

Прими нас с добром!

или

 

Стучат в дверь и говорят:



Хозяин, хозяин, пусти в дом,

Не ночь ночевать, а век вековать.

 

Постройка нового дома была радостью не только для одной семьи, а почти для всей деревни, т.к. дом рубили и перевозили "помочью”, в которой участвовали родственники, соседи, знакомые строящегося. И поэтому после перехода семьи в дом, устраивался праздничный обед с саламатой - густой затирухой из толокна и муки. Поэтому и обед назывался саламатником.

3) Почему на крыше дома можно было увидеть голову коня и птицу? (Ничто в русской избе не делалось попусту. Над домом водружали "оберег” - изображение головы коня, оленя, птицы. Конь был символом добра, благоденствия. Образ коня в представлении наших предков связывался с солнцем и богиней природы. Птица-душа, тоже символизировала доброе начало и оберегала дом от зла. Узоры на наличниках тоже заключали в себе магический смысл.)

4) Какое значение имели карнизы, фронтоны, завалинки? (Они украшали дом и оберегали от сырости. Вот почему и стоят века деревянные избы, церкви, старинные посады. А ведь не даром говорили в народе: "Стоит на земле, как крестьянская изба”. От самого облика ее веяло надежностью, прочностью, многовековой незыблемостью уклада.)

 

Ведущий 6: Здесь все радовало глаз; обратите внимание на эти полотенца-рушники. О чем они нам могут рассказать?



(Узоротканным полотенцам издревле отводилась роль оберегов. Подбор геометрических узоров на полотенцах и орнамент на одежде играл роль оберегов. Горизонтальная, волнистая линия обозначала водную гладь, вертикальная - дождь, точки и галочки - семена и всходы растений. Ромбические фигуры были символом плодородия. Ромб - мог означать землю, растения, солнце или женщину. Круг - символ оберега жилища. Крестообразные фигуры с расходящимися из центра лучами (звезды, розетки) символизировали вечное движение явлений в природе, огонь, солнце, небесные светила. Среди растительных мотивов символического характера в орнаменте народного костюма и полотенца центральное место занимает дерево жизни. Оно изображалось в окружении птиц и животных, символов солнца и плодородия.

Птица - образ любовной и свадебной лирики, символ весны, света и радости, эмблема счастья. Спираль - "змеевик” связывалась с образом змеи - защитницы дома, хранительницы семейного очага. Единорог - способен поражать злые помыслы людей. Немаловажную роль в орнаменте играет цвет. Чаще использовались контрастные теплые и холодные цвета. Чем меньше число используемых красок, тем сильнее производилось ими впечатление.)

 

Учитель: Знакомясь с жизнью наших предков, так и хочется сказать: "Душа у народа нашего красива, открыта, добра”. Но многие иностранцы называют ее загадочной русской душой.

 

Ведущая 7:

"Загадочная русская душа”-

Какая чушь! Она открыта настежь

и для веселья, и для мятежа,

И для молчанья гордого в ненастье.

На Западе гадалки, морща лоб,

Как будто нет занятия полезней,

затаскивают душу в гороскоп,

а русская душа – туда не лезет!

Видать, ее медвежий аппарат

Чуть посложней досужего расчета…

"Загадочность души”… Какого черта

Рядить ее в унылый сей наряд!

Ее удел: гореть, не остывая…

О, русская душа – душа живая.

 

Ведущий 2: И ещё очень славится русский человек - добротой.

 


Издревле свойственный Руси

Среди других её отличий,

Особо значим и красив

Людей сближающий обычай.

В любом селе из века в век

Гостей поклоном привечают:

"День добрый, добрый человек…! –

И люди тем же отвечают.

Одно словцо - и возле рта

Угрюмые размыты складки.

В тебе узналась доброта,

и это значит - всё в порядке.

Но эта главная черта

весь род людской роднит нелживо:

Жива доверьем доброта

и добротой доверье живо.

Ещё подонков клевета

И ранит нас, и убивает,

Но на Руси не убывает,

не умирает доброта.

 

Учитель: А представьте себе в долгие зимние дни и вечера, когда в руках русских крестьянок рождались чудо - полотенца, можно было заслушаться напевной русской песней. (Звучит русская песня).

 


Ведущий 8:

Как прекрасен наш русский язык.

Из вечной бронзы выкован

Извечный русский выговор,

Чеканное, глубокое

То аканье, то оканье.

Слова в иной пословице

поются, а не молвятся.

Слова звенят звоночками,

то - ёчками, то - очками.

Вот палочка и палица:

ударит - слон повалится.

Вот скрипка. Или скрипица:

Играет - слёзы сыплются.

А речек звоны светлые!

Люблю за ними следовать:

то сетовать над сетунью,

то с беседью беседовать.

Певучими - над ёлками –

соловьими прищёлками,

родная речь, вызванивай

из каждого названия!

Тобой, как речкой Речицей,

Любая боль излечится,

Твои слова, пророчица,

журчит - и слушать хочется.

 

Ведущий 9: "Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего”.

Учитель: Сегодня же наш язык очень засорён иностранными словами и порой сомневаешься - с русским ли человеком ты говоришь.

Ведущий 9: Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин!

Учитель: Давайте вспомним несколько его удивительных стихотворений. (Учащиеся читают по куплету стихотворение "Зимнее утро”). Берегите наш язык, обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!

Ведущий 10: Жизнь крестьянина невозможно представить безо льна. Недаром говорили "хлеб насущный, а лён - всемогущий. Где вода - там и лён, где лён - там и песня”. Лён одевал, кормил и согревал крестьян. За зиму девушка-крестьянка ткала до 30 аршин дерюжки и холстинки. Готовые холсты прочно скручивали и убирали до июля, когда по первой зорьке, выдоив коров и накормив мужиков, отправляющихся на косьбу, девушки с песнями и прибаутками спешили к речке отбеливать холсты. Сюда, ещё с вечера приносили они большие долбленные из дерева ночвы - корыта, куда ссыпали полведра отсеянной тонкозернистой печной золы, именовавшейся в деревнях "щёлочью”. Ткани равномерно окунали в ночву, наполненную водой, "пока не разбухнет в щёлочи”, затем расстилали на прибрежной траве. Так делали 3 - 4 раза до тех пор, пока он не становился податливым, мягким, белым. Перед отбеливанием ткани выбивали, чтобы стали мягче, дубовыми досками с массивной ручкой. Затем холсты красили - природными красителями, отварами цветов, листьев, корней и стеблей растений, получая разные по цвету ткани.

Учитель: После работы парни и девчонки любили поводить хороводы, попеть, поплясать. (Танцуют танец "Барыня”). Исстари на Руси воде придавалось особенное, ритуально-символическое значение. Культ воды - источник плодородия (в сочетании с золотым предметом, опущенным в волшебную чару), символ жизни, здоровья - имеет у восточных славян древние корни.

Ведущий 11: Со святой водой традиционно связываются и русские обряды - рождения детей, крещения, благословения, освящения, напутствия и встречи, гаданий и заговоров. У тихой заводи реки опускали крестьянские девушки в пору летних святок (русальская неделя июня) по вольному течению венки из луговых соцветий, загадывая себе лучшую долю, задабривая духов - покровителей природы в надежде на щедрый урожай, и на собственную свою судьбу - свадьбу, замужество.

Глотком чистой колодезной воды из отеческой земли провожали матери своих детей, жёны - мужей в дальнюю чужбинную сторону: на ярмарки, на промыслы или на войну. И тем же глотком воды из давно приветной глиняной крынки исстари встречали в русских деревнях "возвернувшихся” мужиков…

На Руси поминовение всегда рассматривалось как критерий самоочищения, высокой морали и духовности. Одним из дней памяти слыл древний славянский праздник Семик (7 четверг после Пасхи). В этот день на пращурские могилы несли жители деревень родниковую воду, благоустраивали колодцы, орошали поля, огороды, кропили избу и подворье.

Ведущий 8: К сожалению, в наше время на поминках кропят не водой, а водкой, извращая саму суть обряда.

Сколько же мы за минувшие десятилетия подзабыли, подрастеряли, более того - осквернили! Родники, уничтожаемые гусеницами тракторов, превращаемые в помойку… Что это, как не первобытное невежество, варварство, сравнимое лишь с дикостью кочевников, совершавших набеги на Русь?!

скачать файл



Смотрите также:
Занятие по географии для 9-11-х классов, посвященное быту и традициям русского народа "Люблю твою, Россия, старину, твои леса, погосты и молитвы "
127.83kb.
Подготовила: Руководитель татарской культуры «Дуслык» Алмакаева А. И
51.58kb.
Люблю тебя за красоту твою
16.91kb.
Реферат по предмету: История педагогики На тему: «Педагогика эпохи Петра I. Святой Учитель Дмитрий Ростовский» Москва, 1996 год
105.9kb.
Ответственный: Губанова И. М
64.44kb.
Учащиеся 5-11 классов могли принять участие в викторинах по биологии, географии, химии и физике. В рамках Недели прошли познавательные уроки и конкурсы для разных классов
15.55kb.
Растения леса
60.88kb.
Пятая заповедь Серия воскресных бесед о Десяти Заповедях
59.73kb.
Программа По углублению некоторых вопросов русского языка и математике для учащихся 4 классов
109.86kb.
Декабря в нашей гимназии проходил увлекательный марафон «Твои возможности». Участниками этого мероприятия были обучающихся 3-4 классов образовательной системы «Школа 2100»
10.42kb.
Рекламно-техническое описание
39.25kb.
В. Путин. «Россия: национальный вопрос». «Самоопределение русского народа – это полиэтническая цивилизация, скрепленная русским культурным ядром»
175.59kb.