takya.ru страница 1
скачать файл


ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

для поступающих на бакалавриат по направлению

050100.62 Педагогическое образование, профиль Биология
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На экзамене по биологии поступающие должны показать:


  • знание главнейших понятий, закономерностей и законов, касающихся общего строения, жизни и развития растительного, животного и человеческого организмов, развития живой природы;

  • знание строения и жизни растений, животных, человека. Систематическое положение основных групп.

  • умение обосновать выводы, оперировать понятиями при объяснении явлений природы с приведением примеров;

  • название видов растений и животных указанной в билете систематической группы, которые распространены на территории Оренбургской области, виды растений и животных, занесенных в Красную книгу.

  • готовность иллюстрировать ответ схемами и рисунками, формулами цветков и расчетами.




  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Растения

Ботаника - наука о растениях. Растительный мир как составная часть природы, его разнообразие и распространение на Земле. Цветковое растение и его строение.

Семя. Строение семян (на примере двудольного и однодольного растений). Состав семян. Условия прорастания семян. Дыхание семян. Питание и рост проростка.

Корень. Развитие корня из зародышевого корешка. Виды корней. Типы корневых систем (стержневая и мочковатая). Внешнее и внутреннее строение корня в связи с его функциями. Зона корня. Рост корня. Поглощение корнями воды и минеральных солей, необходимых растению. Удобрения. Дыхание корня. Значение обработки почвы, внесения удобрений, полива для жизни культурных растений. Корнеплоды (видоизменения корня). Значение корня.

Лист. Внешнее строение листа. Жилкование. Листья простые и сложные. Листорасположение. Особенности внутреннего строения листа в связи с его функциями, кожица и устьица, основная ткань листа, проводящие пучки. Дыхание листьев. Фотосинтез. Испарение воды листьями. Листопад. Значение листьев в жизни растений. Роль зеленых растений в природе и жизни человека.

Стебель. Понятие о побеге. Почки вегетативные и цветочные, их строение и расположение на стебле. Развитие побега из почки. Рост стебля в длину. Внутреннее строение древесного стебля в связи с его функциями: кора, камбий, древесина, сердцевина. Рост стебля в толщину. Образование годичных колец. Передвижение минеральных и органических веществ по стеблю. Видоизмененные побеги: корневища, клубень, луковица, их строение, биологическое и хозяйственное значение.

Вегетативное размножение цветковых растений посредством побегов, корней, листьев. Биологическое и хозяйственное значение вегетативного размножения.

Цветок и плод. Строение цветка: цветоножка, цветоложе, околоцветник (чашечка и венчик), тычинки, пестик или пестики. Строение тычинки и пестика. Соцветия и их биологическое значение. Перекрестное опыление насекомыми, ветром. Самоопыление. Оплодотворение. Образование семян и плодов. Значение цветков, плодов и семян в природе и жизни человека.

Растение и окружающая среда. Взаимосвязь органов. Основные жизненные функции растительного организма и его взаимосвязь со средой обитания.

Классификация цветковых растений. Многообразие дикорастущих и культурных цветковых растений и их классификация. Элементарные понятия о систематических (таксономических) категориях - вид, род, семейство, класс.

Класс двудольных растений. Семейство крестоцветных, розоцветных, бобовых, пасленовых, сложноцветных. Класс однодольных растений. Семейство злаков, семейство лилейных.

Отличительные признаки растений основных семейств; их биологические особенности и народнохозяйственное значение. Типичные культурные и дикорастущие растения этих семейств. Влияние хозяйственной деятельности на видовое многообразие цветковых растений. Охрана редких видов растений. Красная книга.

Основные группы растений

Водоросли. Общая характеристика, особенности строения, жизнедеятельности и распространения на примере одноклеточных водорослей (хламидомонада, плеврококк, хлорелла). Размножение водорослей. Нитчатые водоросли. Значение водорослей в природе и хозяйстве.

Мхи. Зеленые мхи. Особенности строения и размножения на примере кукушкина льна и сфагнума. Образование торфа, его значение.

Хвощ. Плаун. Папоротник. Строение и размножение папоротника.

Голосеменные. Строение и размножение голосеменных растений (на примере трехлетней ветки сосны и ели). Многообразие и распространение хвойных, их значение в природе, в народном хозяйстве.

Покрытосеменные (цветковые). Приспособленность покрытосеменных растений к различным условиям жизни на Земле и господство в современной флоре. Многообразие цветковых растений, и их значение.

Влияние хозяйственной деятельности человека на видовое многообразие растений. Основные этапы исторического развития и усложнения растительного мира на Земле. Создание культурных растений человеком. Достижения российских ученых в выведении новых сортов растений.

Бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий. Распространение бактерий в воздухе, почве, воде, живых организмах. Роль бактерий в природе, медицине, сельском хозяйстве и промышленности. Болезнетворные бактерии и борьба с ними.

Грибы. Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы, их строение, питание, размножение. Съедобные и ядовитые грибы. Плесневые грибы. Дрожжи. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений. Особенности жизнедеятельности грибов, их распространение и значение в биогеоценозах и хозяйственной деятельности человека.

Лишайники. Строение лишайника. Симбиоз. Питание. Размножение. Роль лишайника в природе и хозяйстве.


Тема 2. Животные

Зоология - наука о животных. Значение животных в природе и жизни человека. Общая характеристика и основные признаки животных. Животный организм как целостная система. Классификация животных.

Подцарство Одноклеточные. Общая характеристика. Клетка простейших как целостный организм, особенности строения, специализированные органоиды. Движение. Питание. Дыхание. Выделение. Раздражимость. Размножение. Инцистирование. Разнообразие и роль в природе и жизни человека саркожгутиконосцев, споровиков, инфузорий. Многообразие и значение одноклеточных. Малярийный паразит - возбудитель малярии. Ликвидация малярии как массового заболевания.

Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные. Общая характеристика типа. Пресноводный полип - гидра. Среда обитания и внешнее строение. Лучевая симметрия. Внутреннее строение (двухслойность, разнообразие клеток). Питание. Дыхание. Нервная система. Рефлекс. Регенерация. Размножение вегетативное и половое. Разнообразие и распространение гидроидных, сцифоидных и коралловых полипов. Роль в биоценозах.

Трехслойные животные. Тип Плоские черви. Общая характеристика типа. Внешнее строение. Мускулатура. Питание. Дыхание. Выделение. Нервная система. Размножение. Регенерация. Разнообразие и значение в природе свободноживущих плоских червей. Классы сосальщиков и ленточных червей, их приспособления к паразитическому образу жизни. Циклы развития печёночного сосальщика и бычьего цепня. Разнообразие плоских червей-паразитов и профилактика паразитарных заболеваний.

Первичнополостные. Тип Круглые черви. Разнообразие свободноживущих и паразитических нематод. Особенности организации на примере человеческой аскариды. Цикл развития человеческой аскариды и профилактика аскаридоза.

Тип Кольчатые черви. Общая характеристика типа на примере дождевого червя: среда обитания, внешнее строение, ткани, мускулатура, полость тела, системы органов пищеварения, кровообращения, выделения, нервная система. Регенерация. Размножение. Классы многощетинковые, малощетинковые, пиявки, особенности их строения, разнообразие, значение в природе и для человека.

Тип Моллюски. Внешнее и внутреннее строение. Классы брюхоногих, двустворчатых, головоногих моллюсков, особенности организации, разнообразие, значение в природе и хозяйственной деятельности человека.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Общая характеристика и строение на примере речного рака. Высшие и низшие раки, их разнообразие, роль в природе и практическое значение.

Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Общая характеристика и строение. Пауки, скорпионы, клещи. Разнообразие, роль в биоценозах, значение для человека.

Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Общая характеристика и особенности строения. Типы развития. Разнообразие. Отряды с полным превращением (жесткокрылые, чешуекрылые, двукрылые, перепончатокрылые, наездники) и неполным превращением (прямокрылые, полужесткокрылые). Роль насекомых в природе, их практическое значение. Сохранение их видового многообразия.

Общая характеристика и систематика типа Хордовые. Ланцетник, как представитель подтипа Бесчерепные: особенности строения, черты сходства с беспозвоночными и позвоночными животными.

Общая характеристика надкласса Рыбы. Классы Костные и Хрящевые (акулы и скаты) рыб, особенности их строения. Разнообразие костных рыб, приспособления к среде обитания, экология и практическое значение. Рыбы водоемов Оренбургской области. Искусственное разведение рыб. Прудовое хозяйство. Влияние деятельности человека на численность рыб. Необходимость рационального использования рыбных богатств, их охраны (защита вод от загрязнения и др.).

Общая характеристика класса Земноводные, или амфибии. Особенности среды обитания. Лягушка. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Особенности строения внутренних органов и процессов жизнедеятельности. Нервная система и органы чувств. Размножение и развитие. Многообразие земноводных и их значение. Амфибии Оренбургской области.

Класс Пресмыкающиеся, или рептилии. Общая характеристика как первичноназемных животных. Среда обитания. Прыткая ящерица. Внешнее строение. Особенности внутреннего строения. Размножение. Регенерация. Многообразие современных пресмыкающихся. Отряд Чешуйчатые (ящерицы, хамелеоны, змеи). Отряд Черепахи. Отряд Крокодилы. Древние пресмыкающиеся: динозавры, зверозубые ящеры. Происхождение пресмыкающихся.

Класс Птицы. Среда обитания. Внешнее строение. Типы перьев, их функции и значение. Строение скелета, органов дыхания, пищеварения, выделения и половой системы птиц в связи с приспособленностью к полету. Поведение. Размножение и развитие. Сезонные явления в жизни птиц, гнездование, кочевки и перелеты. Происхождение птиц. Разнообразие птиц. Бескилевые, пингвины. Летающие птицы и их приспособления к разным средам обитания. Птицы парков, садов, лугов и полей. Птицы леса. Хищные птицы. Птицы болот и побережий водоемов. Птицы степей и пустынь. Роль птиц в природе и их значение в жизни человека. Птицы Оренбургской области.

Класс Млекопитающие, или звери. Общая характеристика класса. Внешнее строение, покровы. Скелет и мускулатура. Полости тела. Системы органов. Поведение. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Происхождение млекопитающих. Разнообразие млекопитающих. Первозвери. Сумчатые. Рукокрылые. Грызуны. Хищные. Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Особенности строения пищеварительной системы жвачных. Породы крупного рогатого скота. Кабан. Домашние свиньи. Непарнокопытные. Дикая лошадь. Приматы. Значение млекопитающих в природе и в жизни человека. Влияние деятельности человека на численность и видовое многообразие млекопитающих, их охрана. Млекопитающие Оренбургской области.
Тема 3. Человек и его здоровье

Анатомия, физиология и гигиена человека - науки, изучающие строение и функции организма человека и условия сохранения его здоровья.

Человек как объект живой природы, его место в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и человекообразных обезьян.

Происхождение человека. Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единение.

Общий обзор организма человека. Элементарные сведения о строении, функциях и размножении клеток. Рефлекс. Краткие сведения о строении и функциях тканей (эпителиальные, соединительные, мышечные и нервная). Органы и системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

Опорно-двигательная система. Значение опорно-двигательной системы. Скелет, его отделы. Осевой скелет, скелет конечностей и поясов конечностей. Соединения костей: неподвижные, полуподвижные суставы. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав, строение (макроскопическое) и рост костей в толщину.

Мышечная система. Основные группы мышц, их строение и функции. Нервная регуляция деятельности мышц. Движения в суставах. Рефлекторная дуга. Работа мышц. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц. Утомление и активность мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.

Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Относительное постоянство внутренней среды. Состав крови: плазма, форменные элементы. Группы крови. Значение переливания крови. Свертывание крови как защитная реакция. Эритроциты и лейкоциты, тромбоциты, их строение и функции. Малокровие. Учение И.И. Мечникова о защитных свойствах крови. Иммунитет. Виды иммунитета. Борьба с эпидемиями. Прививки. Переливание крови. Донорство.

Система кровообращения. Органы кровообращения: сердце и сосуды (артерии, капилляры, вены). Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Автоматия сердца. Понятие о нервной и гуморальной регуляции деятельности сердца. Движение крови по сосудам. Пульс. Кровяное давление. Гигиена сердечнососудистой системы.

Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функция. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях, перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Дыхательные движения. Понятия о жизненной емкости легких. Понятие о гуморальной и нервной регуляции дыхания. Искусственное дыхание. Гигиена голоса и дыхания.

Пищеварение, ферменты и их роль в пищеварении. Строение органов пищеварения. Пищеварение в полости рта. Глотание. Работы И.П. Павлова по изучению деятельности слюнных желез. Пищеварение в желудке. Понятие о нейрогуморальной регуляции желудочного сокоотделения. Работы И.П. Павлова по изучению пищеварения в желудке. Печень, поджелудочная железа и их роль в пищеварении. Изменение питательных веществ в кишечнике. Всасывание. Нейрогуморальная регуляция пищеварения.

Обмен веществ. Водно-солевой, белковый, жировой и углеводный обмен. Распад и окисление органических веществ в клетках. Ферменты. Пластический и энергетический обмен - две стороны единого процесса обмена веществ. Обмен веществ между организмом и окружающей средой. Питательные вещества и пищевые продукты. Норма питания. Гигиена питания.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз. Авитаминоз.

Выделение. Органы мочевыделительной системы. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Первичная и вторичная моча. Процесс мочевыделения. Регуляция мочеобразования и мочевыделения. Значение выделения продуктов обмена веществ. Кожа. Строение и функции кожи. Роль кожи в регуляции теплоотдачи. Закаливание организма. Гигиена кожи и одежды.

Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Гормоны гипофиза, щитовидной железы, надпочечников, поджелудочной железы. Гипофункция. Гиперфункция. Механизмы гуморальной регуляции.

Нервная система. Значение нервной системы. Нейрон - структурная и функциональная единица нервной системы. Центральная и периферическая нервная система, вегетативная и соматическая. Рефлекс, рефлекторные дуги и их строение. Проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга: продолговатого, среднего, промежуточного, мозжечка. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий, строение и основные функции. Сенсорные, ассоциативные и моторные зоны. Связь коры больших полушарий с другими отделами мозга. Особенности организации вегетативной нервной системы и ее роль в регуляции работы внутренних органов.

Органы чувств. Значение органов чувств в познании окружающего мира. Анализаторы. Строение и функции органов зрения. Гигиена зрения. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха.

Высшая нервная деятельность. Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности; его сущность. Безусловные и условные рефлексы. Образование и биологическое значение условных рефлексов. Торможение условных рефлексов. Значение слова. Сознание и мышление человека как функции высших отделов головного мозга.

Гигиена физического и умственного труда. Режим труда и отдыха. Сон, его значение. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему.

Развитие человеческого организма. Воспроизведение организмов. Половые железы и половые клетки. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.


Тема 4. Общая биология

Общая биология - предмет об основных закономерностях жизненных явлений. Значение биологии для медицины, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства.

Основы цитологии Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица живого. Особенности клеток прокариот, эукариот. Строение и функция ядра, цитоплазмы и ее основных органоидов. Содержание химических элементов в клетке. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: липиды, АТФ, биополимеры, их роль в клетке.

Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке и его сущность. Значение АТФ в энергетическом обмене. Пластический обмен. Фотосинтез. Космическая роль растений. Биосинтез белка. Ген и его роль в биосинтезе. Код ДНК. Реакции матричного синтеза.

Размножение и индивидуальное развитие организмов. Митоз, мейоз, оплодотворение - основа размножения и индивидуального развития организмов. Подготовка клетки к делению. Удвоение молекул ДНК. Хромосомы, их гаплоидный и диплоидный набор, постоянство числа и формы. Митоз и его значение.

Половое и бесполое размножение организмов. Половые клетки. Мейоз. Развитие яйцеклеток и сперматозоидов. Оплодотворение. Развитие зародыша (на примере животных). Постэмбриональное развитие. Вредное влияние алкоголя и никотина на развитие организма человека.

Основы генетики. Закономерности наследственности и изменчивости организмов и их цитологические основы. Моно- и дигибридное скрещивание. Законы наследственности, установленные Г. Менделем. Закон независимого наследования и его цитологические основы. Сцепленное наследование. Нарушение сцепления. Генетика пола. Хромосомная теория наследственности. Значение генетики для медицины и здравоохранения. Вредное влияние никотина, алкоголя и других наркотических веществ на наследственность человека. Роль генотипа и условий внешней среды в формировании фенотипа.

Модификационная (фенотипическая) изменчивость, ее значение в жизни организма. Норма реакции. Статистические закономерности модификационной изменчивости.

Наследственная (мутационная) изменчивость, ее виды. Виды мутаций, их причины. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н. И. Вавилова. Роль мутаций в эволюции органического мира и селекции. Экспериментальное получение мутаций. Мутации как материал для искусственного и естественного отбора. Загрязнение природной среды мутагенами и его последствия.

Генетика человека. Методы изучения наследственности человека, наследственные заболевания, их профилактика.

Генетика как теоретическая основа селекции. Н. И. Вавилов о происхождении культурных растений. Значение исходного материала для селекции. Селекция растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Роль естественного отбора в селекции. Самоопыление перекрестно опыляемых растений. Гетерозис. Полиплоидия и отдаленная гибридизация. Достижения селекции растений.

Селекция животных. Типы скрещивания и методы разведения. Метод анализа наследственных хозяйственно-ценных признаков у животных-производителей. Отдаленная гибридизация домашних животных.

Селекция бактерий, грибов, ее значение для микробиологической промышленности (получение антибиотиков, ферментных препаратов, кормовых дрожжей и др.). Основные направления биотехнологии (микробиологическая промышленность, генная и клеточная инженерия).

Эволюционное учение. Краткие сведения о додарвиновском периоде развития биологии. Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина. Доказательства эволюции органического мира. Движущие силы эволюции: наследственность, борьба за существование, изменчивость, естественный отбор. Ведущая роль естественного отбора в эволюции. Формы естественного отбора: движущий и стабилизирующий. Главные направления эволюции. Ароморфоз, идиоадаптация. Соотношение различных направлений эволюции. Биологический прогресс и регресс. Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Основные направления эволюции покрытосеменных, насекомых, птиц и млекопитающих в кайнозойскую эру.

Популяция - единица вида и эволюции. Микроэволюция. Видообразование. Результаты эволюции: приспособленность организмов, многообразие видов.

Понятие сорта растений и породы животных. Искусственный отбор и наследственная изменчивость - основа выведения пород домашних животных и сортов культурных растений. Влияние деятельности человека на многообразие видов, природные сообщества, их охрана.

Возникновение жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи. Развитие органического мира. Краткая история развития органического мира.

Происхождение человека. Ч. Дарвин о происхождении человека от животных. Движущие силы антропогенеза: социальные и биологические факторы. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Этапы эволюции человека: древнейшие, древние и ископаемые люди современного типа. Рудименты и атавизмы. Человеческие расы, их происхождение и единство. Антинаучная, реакционная сущность социального дарвинизма и расизма.

Основы экологии. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы. Деятельность человека как экологический фактор. Комплексное воздействие факторов на организм. Ограничивающие факторы. Фотопериодизм.

Популяция. Численность, плотность, пространственная и половозрелая структуры популяции. Факторы, вызывающие изменение численности популяций, способы ее регулирования. Рациональное использование видов, сохранение их разнообразия. Вид, его экологическая характеристика. Критерии вида.

Понятие о биоценозе и биогеоценозе. Взаимосвязи популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Правило экологической пирамиды. Саморегуляция. Смена биогеоценозов. Агроценозы. Повышение продуктивности агроценозов на основе мелиорации земель, внедрения новых технологий выращивания растений. Охрана биогеоценозов.

Основы учения о биосфере. Биосфера и ее границы. Биомасса поверхности суши, Мирового океана, почвы. Живое вещество, его газовая, концентрационная, окислительная и восстановительная функции. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. В.И. Вернадский о возникновении биосферы. Биосфера и человек. Понятие о ноосфере. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Биосфера в период научно-технического прогресса и здоровье человека. Проблемы окружающей среды: защита от загрязнения, сохранения эталонов и памятников природы, видового разнообразия, биоценозов, ландшафтов. Принципы охраны природы и рационального использования природных ресурсов.



4. РЕКОМЕДОВАННАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

  1. Захаров В. В., Мамонтов С. Г., Сонин Н. И. Общая биология. 10-11 класс / под ред. В. В. Захарова. 2-е изд. М.: Дрофа, 1999.

  2. Каменский А. А., Криксунов Е. Н., Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. М.: Дрофа, 2000.

  3. Никишов П. И., Шарова И. Х. Биология. Животные: Учебник для 7-8 кл. ср. школ. М.: Просвещение, 1993.

  4. Быховский Б. Е., Наумов Д. В. и др. Зоология: учеб. для 6-7 кл. ср. шк. М.: Просвещение, 1987.

  5. Цузмер А. М., Петришина О. Л. Биология. Человек и его здоровье : учебник для 9 кл. ср. шк. М.: Просвещение, 1990.

  6. Мамонтов С. Г. Биология для поступающих в вузы. М.: Высшая школа, 1991.

  7. Быданова Т. Л. Биология. Задания и упражнения: пособие для поступающих в вузы. М.: Высшая школа, 1991.

  8. Общая биология: учебник для 10-11 кл. ср. шк. / Под ред. Ю. И. Полянского. М.: Просвещение, 1989.

  9. Общая биология: Учебник для 10-11 кл. школ с углубленным изучением биологии / под ред. А. О. Рувинского. М.: Просвещение, 1993.

  10. Общая биология: учебник для 10-11 кл. для ср. школ / под ред. Д. К. Беляева и А. О. Рувинского. М.: Просвещение, 1993.

  11. Пономарева И. Н., Чернова Н. М. и др. Основы общей биологии. 9 кл. М.: Вентана-Граф, 2001.

  12. Хрипкова А. Г., Киселев Д. В. Биология человека и здоровья. 9 кл. М.: Просвещение, 1997.

  13. Сонин Н. И., Сапин М. Р. Биология. Человек. 8 кл. М. : Дрофа, 2001.

  14. Биология человека: Учебник для 9 кл. / под ред. А. С. Батуева. М.: Дрофа, 1997.

  15. Винокурова Н. Ф., Трушин В. В. Глобальная экология для 10-11 кл. М.: Просвещение, 1997.

  16. Основы экологии : учеб. для 9 кл. / под ред. В. П. Обухова, В. Б. Сапунова. СПб.: 1998.

  17. Чебышев Н. В., Кузнецов С. В., Зайчикова С. Г. Пособие для поступающих в вузы. Т. 1: Биология клетки. Генетика и онтогенез. Зоология; Т. 2: Ботаника. Анатомия и физиология. Эволюция и экология. М., 2000.

  18. Растительный покров земного шара / Рябинина З. Н., Маханова Г. С. Оренбург. Изд-во ОГПУ, 2007. 151 с.


Дополнительная

  1. Биология / под ред. Н. И. Соколовой. М.: Высшая школа, 1994.

  2. Биология в вопросах и ответах. М.: Международные отношения, 1994.

  3. Гавлюк Э. В., Давыгора А. В., Руди В. Н. Животный мир Оренбургской области. Оренбург, 1993. 48 с.

  4. Давыгора А. В. Орнитологическая фауна Оренбургской области. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2000. 84 с.

  5. Географический атлас Оренбургской области. М. ; Пермь, 1993.

  6. Руди В. Н., Млекопитающие Оренбургской области. Оренбург: Изд-во ОГПИ, 1996.

  7. Красная книга Оренбургской области (животные и растения). Оренбург, 1998.

  8. Биология. Жизнь. Клетка. Онтогенез. Человек: в 2 кн. М.: Высшая школа, 1997.

  9. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. М.: Мир, 1990. Т. 1-3.

  10. Географический атлас Оренбургской области / под ред. А. А. Чибилева. М.: ДИК, 1999.

  11. 1600 задач, тестов и проверочных работ по биологии для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1999.

  12. Рябинина З. Н. Конспект флоры Оренбургской области. Екатеринбург, 1998.

  13. Рябинина З. Н., Сафонов М. А. Сохранение редких видов растений и грибов Оренбургской области: опыт, перспективы. Екатеринбург: УрО РАН, 2007.

  14. Папоротникообразные. Особенности биологии и экологии: учебное пособие для студ. пед. вузов / Рябинина З. Н., Линерова Л. Г. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2007.

  15. Водные и прибрежно-водные растения: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Рябинина З. Н., Раченкова. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008.

  16. Определитель сосудистых растений Оренбургской области / Рябинина З. Н., Князев М. С. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2009. 758 с.


скачать файл



Смотрите также:
Знание главнейших понятий, закономерностей и законов, касающихся общего строения, жизни и развития растительного, животного и человеческого организмов, развития живой природы
176.42kb.
Сформировать знание основных понятий и законов химии
311.42kb.
Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 9 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по биологии, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
319.47kb.
Природная среда, минеральные, энергетические и биологические ресурсы нужны людям во все времена. Однако способы и методы их добывания с доисторических времен до нашего времени значительно изменились
31.99kb.
Наименованиераздела программы
235.23kb.
Географическая среда и ее роль в жизни человечества
21.45kb.
Основные принципы здорового питания
19.65kb.
Это неотъемлемая часть образа жизни современного человека
39.23kb.
Рабочая программа составлена: Количество часов -35
138.15kb.
Урок по биологии на тему: «Функции и состав крови. Тромбоциты. Свёртывание крови. Лейкоциты»
67.17kb.
Цели урока: Познакомить учащихся с историей развития парламентаризма в России, Деятельностью Госдумы, процессом принятия законов, правами и обязанностями депутатов. Развивать навыки работы с программой “PowerPoint”, Конституцией РФ
95.44kb.
Освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующий роли живых организмов
64.7kb.